Развитие личности ребенка в 3 года

Развитие личности ребенка в 3 года thumbnail

От автора: Каждый возраст уникален, в детстве уникален каждый год.

Особенности развития ребенка 3-4 года.

Годы дошкольного детства – это время интенсивного развития и появления новых психических особенностей.

Ведущая потребность этого периода жизни ребенка: общение, уважение и признание самостоятельности.

Основная деятельность этого возраста: игра, которая постепенно переходит от игры с предметами  в ролевую, когда ребенок не просто играет с игрушками, а выполняет в игре определенную роль из окружающей его среды.

Развитие личности ребенка 3-4 года

К 2.5 – 3 годам у ребенка возникает желание действовать самостоятельно вопреки ситуации, вопреки требованиям взрослых. И, как следствие, возникает так называемый «кризис 3-х лет», который выражается во внутреннем противоречии из-за желания ребенка сделать по-своему  и, одновременно, поступать соответственно требованиям взрослых. Поэтому в этом периоде жизни ребенка возможны вспышки негативизма, упрямства и неустойчивости настроения. Внешне это выражается в противостоянии ≪хочу≫ ребенка и ≪нельзя≫ взрослого.

Главным результатом этого «кризиса» становится формирование сознания «Я сам».

  • Когда ребенок заявляет миру «Я сам» выход из этого положения возможен в двух направлениях:
  • Важная роль родителей – сохранить волевой компонент этого периода жизни ребенка, позволить быть самостоятельным.

Чтобы этот период прошел правильно и личность ребенка развивалась в нужном направлении мы рекомендуем:

– разрешайте малышу совершать те действия, которые ему уже по силам. Даже если он делает это очень медленно, а Вы опаздываете. Помогите ему самому овладеть элементами самообслуживания, закрепить новые навыки;

– обеспечьте ему общение со взрослыми и сверстниками, посещение детского сада, развивающих занятий, игровое взаимодействие со взрослыми.

Ребенок в этом возрасте еще с трудом может удержать цель своих действий до конца и поэтому очень часто отвлекается как в процессе игры, так и в процессе обучения.  При этом его больше привлекает сделать что-то для себя и своей игры, чем для общественной пользы. Но он охотно трудится для близкого человека.

В 3-4 года ребенок выходит за пределы семейного круга, и тогда в жизни ребенка появляются взрослые не только как члены семьи, но  «другие взрослые» (воспитатели, преподаватели, няни и т.д.), которые также становятся значимыми фигурами в жизни малыша.

     Именно желание подражания значимым взрослым в жизни ребенка приводит к развитию ролевой игры. Но пока такие игры непродолжительны, сюжеты не развернуты, а игры с правилами только начинают формироваться.

Рекомендуемые игры с ребенком 3-4 года:

Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, «бусины», любые разновидности «вкладышей»)

Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы), спортивные игры (мяч).

Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов ( ложка: меч, лопата, машина и т.д.). А также на «преображение» в разных животных: больших и маленьких.

Ролевые игры с участием взрослых для «ведения» игры: магазин, больница, детский сад и т.д.

Творческие игры: рисование (карандашами и красками), пластилин (предпочтительно мягкий), аппликация.

Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно не большие по объему сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны многократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было?, что случилось?. Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь.

Развитие психических процессов в 3-4 года

Восприятие: основная познавательная функция. В этом возрасте восприятие акцентируется на свойствах предмета: цвет, форма вкус, величина и др. и в сознании ребенка не отделяются от предмета. При восприятии ребенок видит не все свойства предмета, а самые яркие, иногда только одну и именно по ней отличает один предмет от другого.

Внимание.

  •  В этом возрасте способность управлять вниманием очень не велика. Сложно с помощью словесных указаний направить внимание ребенка на нужный объект. Иногда требуется неоднократное повторение инструкции.
  • Активное внимание удерживается не более 7-8 минут
  • Устойчивость внимания зависит от характера деятельности ребенка и импульсивности поведения.

Память

  • В этом возрасте ребенок хорошо запоминает то, что что представляет жизненный интерес и вызывает яркие эмоции.
  • Ребенок скорее узнает предметы, чем вспоминает их.
  • Хорошо запоминается малышу то, что он видит и слышит много раз.
  • Лучше запоминается то, что связано с собственным движением ребенка (двигательная память).

Мышление

  • Появляется способность анализировать и сравнивать предметы и окружающие явления и даже появляются попытки дать объяснение увиденному.
  • С помощью взрослого ребенок должен получать элементарную информацию о природе и быте людей.
  • В этом возрасте дети уже могут сравнивать предметы по форме и цвету, отличать и обобщать их по признакам.
  • К четырем годам уже могут использовать обобщающие понятия: игрушки, овощи, фрукты, животные, посуда.

Воображение

  • В 3-4 года воображение еще слабо развито. То есть игра с предметом по представлению взрослого ( палка – это лопатка) достаточно хорошо принимается ребенком, а самостоятельно ребенок пока не может развить такую игру.
  • Замысел у малыша возникает спонтанно, на фоне эмоций и конкретной ситуации, но развить и реализовать его он еще не может. То есть малыши не умеют направлять свое воображение. Но эти ситуации важны в развитии ребенка, так как это предпосылки планирования игры.
Читайте также:  Можно ли давать ребенку 3 года при температуре таблетку парацетамола

Речь

  • В основном сохранятся речевая активность в диалоге и в конкретной ситуации, но усложняется и становится более развернутой.
  • Словарный запас увеличивается до 1 500 слов. Индивидуальные различия составляют от 600 до 2 500 слов.
  • Длина монолога увеличивается, появляются сложные предложения.
  • Особенностью речи в этом возрасте являются так называемые «разговоры с собой» – ребенок сопровождает свои действия порой  малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». Это очень нужная ребенку возможность позволяет ему удерживать в памяти цели и восполняет пропущенные действия.

Общение с ребенком 3-4 года

В этом периоде ребенок открывает для себя мир общения со сверстниками. У него возникает потребность в таком общении, которое представляет собой эмоционально-практическую форму, то есть зависит от конкретных действий и эмоциональной окраски.

Взрослый по-прежнему остается основным источником информации об окружающем мире и инициатором общения.  Активное общение взрослого с ребенком в этом возрасте развивает внутренний эмоциональный мир, формирует позитивное отношение ребенка к себе и к окружающим, развивает мышление и речь.

Физиологические особенности ребенка 3-4 года

Рост 96 +/- 4,3 см  Вес 12.5 +/- 1 кг

Опорно-двигательный аппарат активно развивается, кости и суставы очень пластичны и при неблагоприятных воздействиях, легко могут деформироваться. Более развита крупная моторика.

Дыхательные пути очень нежны и ранимы и как следствие возникает предрасположенность к заболеваниям ЛОР органов.

Сердечно-сосудистая система более приспособлена к активно растущему организму, но хорошо работает только при условии посильных нагрузок.

Происходит дальнейшее развитие центральной нервной системы: совершенствуется способность к анализу и синтезу окружающего мира. И немаловажную роль в этом процессе играет речь. Процесс удержания внимания еще не полностью сформирован и во время обучения ребенок легко отвлекается на незначительные внешние раздражители.

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6.   Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
  7.  Адель Фабер, Элейн Мазлиш, “Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили”
  8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».

Источник

Главная особенность ребенка раннего детства — это ситуативное поведение, целиком определяющееся ситуацией, в которой находится ребенок, тем, что происходит здесь и сейчас, в его зрительном поле. Действия ребенка на этой стадии определяются теми предметами и явлениями, которые находятся в поле его зрения, которые притягивают или отталкивают его. Одни предметы побуждают ребенка их съесть, другие — забраться на них, схватить их, играть с ними и т. д. Таким образом, именно предметы и явления в окружении ребенка определяют направленность его поведения — «за каждым восприятием непременно следует действие».

В начале периода раннего детства, поведение ребенка импульсивно, желания его неустойчивы и быстро проходят, он не может их контролировать, не может соблюдать правила. Но уже к двум годам начинает формироваться произвольность, ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролировать свои побуждения. Это период, когда ребенок учится сам принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Сначала это касается еды, туалета, одевания и других бытовых задач. Ребенок может сам решить, положить ему еще каши или нет, будет он рисовать или играть в кубики. Это сензитивный период для закрепления самостоятельности и инициативности.Когда у детей начинает развиваться стремление к самостоятельности, они часто ошибаются и остро нуждаются в поддержке и огромном терпении со стороны любящих взрослых. Холодное отношение взрослых или даже насмешки — могут погубить в них это желание. Внешний контроль со стороны взрослых необходим, преимущественно он должен быть поощряющим. Излишняя строгость, наказания за ошибки или гиперопека, могут привести к формированию чувства стыда за свои поступки, привести к сомнению в собственных силах и способностях. Подробнее о практике развития самостоятельности в 1-3 года.

Положительное самоощущение развивается у ребенка в том случае, если взрослые, с одной стороны, поощряют его самостоятельность, содействуют ее проявлению. А с другой стороны, устанавливают согласованные, четкие и разумные ограничения. Относясь при этом к ребенку с любовью и пониманием.

Раннее детство также характеризуется зарождающимся самосознанием. Ребенок начинает узнавать себя, в том числе свой возраст, пол, имя, различать свои отдельные внешние свойства. В течение второго года начинает формироваться собственное «Я», появляется узнавание самого себя в зеркале. Большинство детей к 2 годам узнают себя на фотографии.

В конце второго года жизни появляются эмоции по отношению к себе, которые включают в себя стыд, смущение, вину, гордость. Похвала и одобрение окружающих, вызывают у ребенка чувство гордости. Если действия ребенка не оправдывают ожиданий взрослых, то возникает чувство стыда.

Двухлетний ребенок начинает все больше использовать местоимения первого лица (я, мне, мое). Отсюда появляется и чувство собственности. Речь двухлетнего ребенка полна утверждений обладания. Прежде всего, он устанавливает границы своих владений: «мой ботинок, моя кукла, моя машинка». С ростом устойчивости самоопределения, действия ребенка становятся все более собственническими и сопровождаются заявлениями: «Мое!».

Читайте также:  Что взять в дорогу в поезд ребенку 3 года

Появление местоимения «Я», говорит об осознании себя отдельным человеком, ребенок начинает говорить и действовать со своей позиции. У ребенка появляются также определенные представления о себе в черно-белых тонах, что «я хороший» или «я плохой». Он не думает о себе как о ребенке, который иногда хорош в некоторых отношениях, а иногда плох в других. Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых, становятся для него мерой своего «Я» и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Возникновение сознания «Я», приводит к распаду настоящей социальной ситуации, и подводит ребенка к кризису трех лет.

Источник

Развитие личности ребенка 3-5 лет

Ни для кого не секрет, что ребёнок воспринимает окружающий мир иначе, чем мы, взрослые. Для детей не существует полутонов, вся гамма переживаний ребёнка всегда очень глубока и интенсивна. Зачастую эти переживания тесно связаны с взаимоотношением в кругу семьи. Поэтому мы несем ответственность за формирование и воспитание личности ребенка. Родители должны научиться понимать не только значения слов и поступков своих детей, которые не всегда совпадают с общепринятыми «взрослыми», но и понимать их внутренний мир. Мы должны помочь сформировать у ребёнка более чёткую картину мира во всём её многообразии и проявлении, помочь понять и почувствовать всю полноту человеческих взаимоотношений.

В возрасте 3-5 лет у детей формируются морально-этические представления. Они начинают усваивать такие понятия, как: «добро и зло», «хорошо и плохо», «правда и лож» и многие другие. Это очень важный момент формирования личности ребёнка мы должны на собственном примере закрепить эти категории в сознании ребенка и то, как это произойдёт, зависит только от нас.

Так, если мама, разговаривая с подругой по телефону, говорит о проблемах и неприятностях, на работе, например, а пришедшей в гости бабушке тут же сообщает, что всё хорошо, у ребенка не совсем чётко сформируются понятия «правда – лож». Поэтому ребенку необходимо объяснять, почему и зачем мы совершаем те или иные поступки и уж тем более не ругать его, если на вопрос «Как дела в садике?» он ответит «Всё хорошо», а воспитатель скажет, что ужасно, так как он подрался с кем-то из ребят.

То есть, надо помнить ещё и о том, что мы сами совершаем ошибки, а ребёнок, который только учится жизненным принципам, тем более будет их допускать, в этом случае важно Ваше терпение и умение разговаривать с ребёнком. Наказания же, лишь могут сформировать у ребенка чувство вины или стыда за его действия и закрепить в его сознании убеждение «Я-плохой», что окажет резко негативное влияние на его развитие. В этом случает надо чётко контролировать средства, с помощью которых мы пытаемся научить ребёнка тем или иным понятиям.

Например, если ребёнок совершил, какой-либо проступок не следует говорить ему о том, что он плохой, а уж тем более кричать на него или шлёпать(физические наказания вообще следует исключить), в такой ситуации следует объяснить ребенку, что поступок, который он совершил плохой, и что хорошие люди так не поступают. Тогда он поймет, что, не смотря на то, что он оступился, он всё равно остался хорошим. А если вы при этом поделитесь своими эмоциями по этому поводу, например, сказав, что Вы расстроены таким его поведением, то он не только постарается больше не совершать поступки огорчающие Вас, это также даст возможность сформировать у ребёнка способность к пониманию эмоционального состояния другого человека, так называемой эмпатии.

Следует также отметить чрезмерную эмоциональность ребёнка в этом возрасте. Он в любую минуту может расплакаться, за секунду успокоиться, в день он испытывает самые сильные и разнообразные переживания и обиду, и страх, и восторг, и удивление. Надо сказать, что многие родители стремятся погасить отрицательные эмоции, этого делать категорически нельзя, тем более стыдить или наказывать ребенка за то, что он разозлился или заплакал. Представьте ситуацию, если у вас сломалась машина, а вам срочно надо на работу, конечно, вы расстроитесь, может, разозлитесь, а теперь представьте, если к вам подойдут и наорут, что, мол, хватит возмущаться, садись в трамвай и закрой рот, ах да, на вот тебе конфету и улыбайся. Думаю не очень такая перспектива Вас устроит, скорее понадобится кто-то, кто сможет выслушать и понять. Так и с ребёнком надо выслушать и понять его.

Другое дело если отрицательные эмоции проявляются довольно часто, в этом случае надо выявить и понять причины проявления таких эмоций. Понаблюдайте за своим чадом, какие эмоции преобладают в течение дня? Если ребенок чаще капризен, плаксив, значит следует искать источники в важных для него аспектах жизни, зачастую это отношения с взрослыми, а значит надо разобраться в себе и изменить привычные для Вас линии поведения.

Читайте также:  Ребенок 3 года закашливается ночью

Подведя итог, могу сказать лишь одно, что для гармоничного формирования личности Вашего ребенка, прежде всего, важно Ваше умение установить с ним доверительные отношения, быть уверенным в Вашем малыше, что придаст ему уверенности в себе, быть внимательным и терпеливым к своему ребенку и самое главное любить его!

Только в этом случае Вы сможете воспитать личность, способную в дальнейшем справляться с разными жизненными ситуациями.

Источник

Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.

Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.

Этапы развития ребенка в три года:

1. Социальное развитие.

Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.

2. Эмоциональное развитие.

Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.

3. Когнитивное развитие.

Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.

4. Общее физическое развитие.

Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.

Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.

Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:

1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».

2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.

3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.

4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.

5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.

6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.

7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».

Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.

Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂

Источник