Развитие личности ребенка средствами изобразительного искусства

Роль изобразительного искусства в развитии личности ребёнка

Наступает такая пора, когда ребенка необходимо социализировать. Лучший способ сделать это – определить малыша в детский сад. В группе он будет учиться вместе с другими детьми и дальше познавать этот удивительный мир, которые окружает его. И помогать теперь в этом важном деле ему будут не только родители, но и воспитатели. Поскольку понятия о явлениях, предметах и образах становятся более детализированными к моменту поступления в детское дошкольное учреждение, то необходимо определенное выражение и закрепление этого навыка. А развитие сенсомоторного опыта необходимо осуществлять посредством определенных занятий в группе с воспитателями. Прекрасным способом является привлечение детей к занятиям ИЗО. Детская изобразительная деятельность в детском саду поможет ребенку научиться лучше выражать свое «я» в рукотворных творческих заданиях. Личность будет развиваться всесторонне, ведь задача перед воспитателем – не столько сделать из малыша второго Малевича или Церетели, сколько помочь ему лучше понять мир, приобрести полезные навыки и умения, позволить проявиться во всей широте фантазии, а также научиться сосредотачиваться на конкретном деле.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида:  предметное, сюжетное и декоративное.

Предметное:

   Основная задача обучения рисованию изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

  1. Научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
  2. Научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
  3. Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
  4. Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Сюжетное рисование:

Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности

Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию.

 Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

  1. Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
  2. Научить передавать взаимодействия между объектами;
  3. Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.  

Декоративное рисование

      Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
      Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Задачи:

  1. Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
  2. Развивать чувство цвета;
  3. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
  4. Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

      Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе: 1 этап – возникновение замысла; 2 этап – процесс создания художественного образа 3 этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.

На 1 этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике.

 На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.

 На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»

Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.

Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучшается эстетическое и зрительное восприятие.

Рисование является синтетической деятельностью, способствующей развитию пространственных представлений и мышления дошкольника. Ребенок учится соотносить размеры и формы реальных предметов и создавать их проекции на листе. Рисование опирается не только и не столько на восприятие, как на мыслительные операции, требуя анализа и выявления характерных признаков того объекта, который послужит моделью изображения.

Читайте также:  Понятие ребенок с отклонением в развитии

Лепка и аппликация, как уже было замечено, развивает мелкую моторику и умелость рук. Создание творческих изделий невозможно без предварительного продумывания хотя бы нескольких шагов, поэтому у детей формируются навыки планирования.

В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.

Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка, поскольку:

  • Вырабатывается эстетический вкус малыша;
  • Улучшается мелкая моторика рук;
  • Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;
  • Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;
  • Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту), идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;
  • Рисунок — это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
  • Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите шедевральных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность априори не может быть несчастливой.

Воспитатель первой категории

 Зенова Елена Николаевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Березка»

(МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Березка»)

Городского округа Луховицы Московская область

Источник

Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».

Автор: педагог дополнительного образования

по изобразительному искусству и дизайну

МБОУДОД  ДУМ «Мечта» г.о. Тольятти

Усачёва Елена Анатольевна

                                                              План.

  1. Актуальность проблемы развития творческих способностей детей.
  2. Основные принципы построения программы
  1. Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей.
  2. Использование различных материалов и техник на занятиях.
  3. Интегрированные циклы как условия развития детского творчества.

А) создание коллективных работ

Б) сочинение детьми сказок на занятиях

В) чтение стихов, пение песен

Г) постановка спектаклей

Д) создание костюмов, декорации

  1. Тесный контакт  с родителями
  2. Анализ и оценка детского творчества.                                                                                                          
  1. Причины возникновения образов и сюжетов в воображении детей.
  1. Актуальность проблемы развития творческих способностей детей.

Основная цель обучение и воспитания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте – это подготовка его к будущей жизни: трудовой, научной, творческой. Важно научить рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, создавай замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

    Изобразительная деятельность детей тесно связана с их умственными способностями, высокий уровень которых определяется умением видеть в своём  воображении то, о чём рассказывает взрослый, заранее представляет результатом своих действий. Чем больше дети видят и слышат, анализируют и сравнивают, тем больше возможности у них выразить свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Тем богаче становится мир их выражения и творчества, тем больше гарантий воспитать умных, изобретательных, эмоциональных людей, умеющих ценить прекрасное.

       В каждом человеке заложен определённый творческий потенциал. Дети от природы любопытны и изобретательны. Они постоянно исследуют мир и экспериментируют. Для них не существует правильной или неправильной работы с карандашом и кистью. Они просто рисуют и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в самом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Для этого необходим положительный эмоционально-психологический климат, где отсутствует элемент суда над собой, результатами своей деятельности, а есть лишь атмосфера психологической свободы.

  1. Основные принципы построения программы.

1. Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей.

Этот принцип предусматривает наличие специального оборудованного помещения. Это изостудия, где дети занимаются творчеством. Кабинет оформлен  соответствующим образом и дети чувствуют себя в созданных условиях радостно и непринужденно, обстановка помогает им избавится от отрицательных эмоций, вызывает желание выразить свои мысли и чувства в любимых занятиях рисованием, лепкой, конструированием и т.д.

Читайте также:  Развитие индивидуального и творческого потенциала каждого ребенка

2. Использование различных материалов и техник на занятиях.

Очень важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость и глаза горели восторгом. Для этого я использую разнообразие и вариативность работы с детьми. Необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы, что помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

3. Интегрированные циклы – как условие развития детского творчества.

Эффективность эстетического воспитания в целом и развитие художественно – творческой деятельности ребенка в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности.

Художественно-творческие способности детей зачастую проявляются в комплексе:

Ребенок хорошо рисует и в тоже время также хорошо поет и танцует. В связи с этим важным направлением  моей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников и младших школьников, я считаю интеграцию.

Дети в изостудии на занятиях сочиняют сказки, поют песенки, читают стихи.

Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможность творческого осмысления темы и наиболее полного ее осмысления с помощью средств выразительности, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре. Дети, педагог, родители объединяются творческим поиском, стремлением создать картину, композицию, праздник.

Приведу пример интегрированного цикла, разработанного мною в учебной группе младших школьников.

              Цикл занятий по сказке « Кошкин дом»

    Занятие 1

Чтение сказки «Кошкин дом» для всей группы.

    Занятие 2

«Кошкин дом». Конструирование.

    Занятие 3

«Тетя Кошка». Рисование.

    Занятие 4

«Узорный ковер». Аппликация.

    Занятие 5

«Петух». Лепка.

    Занятие 6

« Коза и козел». Лепка.

    Занятие 7-8

Изготовление костюмов к сказке.

    Занятие 9

Украшение дома Кошки к спектаклю.

    Занятие 10-11

Разучивание танцев, песенок, стихов.

    Занятие 12

Постановка сказки – мини спектакля «Кошкин дом».

4.Тесный контакт с родителями.

Родители добросовестно и с энтузиазмом принимают активное участие в творческой деятельности детей. Помогают готовиться к праздникам, активно помогают организовывать выставки, посещают родительские собрания, консультации, выставки. Проявляют большой интерес к занятиям. Вместе с родителями каждый год оформляется стенд «Информация для родителей», где можно познакомиться с результатами детского творчества, прочитать рекомендации по организации детского творчества дома, по использованию дидактического материала в играх, развивающих воображение.

5.Анализ и оценка детского творчества.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских рисунков, лепки, аппликаций.

В изостудии «Акварелька» ДУМ «Мечта» такие выставки организовываются систематически, а так же в библиотеках города, в школах, где учатся наши обучающиеся. Работы детей участвуют выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня. Такие мероприятия радуют детей и родителей, являются положительным стимулом для развития творческих способностей детей.

Принципы возникновения образов и сюжетов в воображении детей.

Каждый художник и любой творческий человек живет и действует, творит, чувствует и мыслит по-своему. Каждому из таких людей мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному понятных ощущений и желаний. Дети особенно эмоциональны. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас необъяснимыми сочетаниями цвета, формы, невероятностью событий.

Что побуждает человека к творчеству? Как создаются неповторимые произведения искусства? Так же, как и музыке, и в литературе, художники создают свои произведения по-своему.

В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. Все они помогают достичь положительных результатов.

1. От возникновения образа в сознании ребенка – к выбору средств  выразительности.

            2.Средства выразительности подсказывают выбор темы и способы изображения.

            3. Теория «неожиданных случайностей»  или стихийное возникновение образов и их

            дальнейшее преобразование.

           III. Наиболее трудный путь, требующий от детей большего объема знаний, впечатлений – это создание образа в своём воображении. Высокий уровень интеллектуального развития, богатая гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – всё это помогает ребёнку создавать чудо – картины поделки, композиции. Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая  ребёнка всё новыми и новыми впечатлениями, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим  состоянием с окружающими. Тогда поступает тот неповторимый миг вдохновения когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем  нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, посидеть и подумать. Когда тема определилась, и ребёнок точно знает, что он хочет нарисовать, поступает ответственный момент: надо выбрать, чем и как это изобразить.

             В распоряжении детей всегда есть богатый набор изобразительного материала: гуашь, пастель, карандаши, уголь, цветные мелки, кисти разных размеров и т.д.

             Задача педагога – показать возможности каждого материала и научить способом пользования ими. Творчество появляется именно тогда, когда ребёнок самостоятельно ищет пути для изображения задуманного образа или явления. Решает сам, чем лучше затонировать бумагу, такой материал взять  для передачи фактуры дерева. Каким цветом передать состояния природы, смысловые содержания своей картины. Какими деталями дополнить свой сюжет или главную фигуру для большей выразительности.

Читайте также:  Как отметить день рождения ребенка в центре развития

               Второй путь в творческом процессе – обратный. Наталкиваясь на изобразительный материал, ребёнок сразу обращается к своему опыту. Подсознательно или специально перебирает он в памяти те предметы, образы, детали, линии, которые получались у него наиболее удачно тем или иным приёмом, то как он смешивал две краски разного цвета, и получалась третья, с новым оттенком. Детская фантазия не имеет границ. Но мы должны  будоражить её, не давая заснуть.

                Другой интересный вариант – «неожиданности». Существует много техник, применяя которые ребёнок попадает в мир удивительных открытий. Приведу примеры таких приёмов работы с различными материалами.

1.   Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (полоской или свёрнутой в трубочку). Хорошо использовать пальцевую живопись – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдечко. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки: в младших учебных группах это крашение платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешивании красок, накладывании их друг на друга. В современной живописи пальцевой занимается художник из Германии Гюнтер Юккер.

2.     Использовать монотилию – краска на целлофан, кусочек бумаги или стола, а уж потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа, затем лист складывается и изображение получается зеркальное. Использовать можно и одну краску, и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочек, цветов, платье.

3.     Рисунок наносится свечой, получается волшебный рисунок – он и есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила  и рисунок тушью проступает на удивительно цветном фоне.

4.     Рисовать можно на мокрой бумаге. Сначала лист смачивают чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождём или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набрать на кисть сухую краску.

5.   Можно использовать щетки различного размера, ими можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.

6.  Прекрасно дети справляются с коллажем – сочетанием аппликации, рисования, причём аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, любой бросовой материал.

7.    Интересно рисовать прямо из тюбика, но необходимо научить ребёнка её сразу на бумагу, поворачивать тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостаток – краска может осыпаться.

8. Интересна объёмная аппликация, постепенна переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только часть или середина, в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные  коробочки, бумага, сжатая в комок, кусок фанеры и картонные коробочки, бумага, сжатая в комок, кусок фанеры или дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанер.

9.   Кляксография – капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающей краской создать изображение.

10.   Точечный рисунок – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.

11.     Нанести рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу.  Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.

12.     На лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и другими жирными материалами, а сверху наносится краска. Рисунок получается как бы пушистый.

13.     На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага отнимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

14.  Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать, когда он высохнет и опустить на одну, две секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получается расплывчатый: дождь, туман и т.д.

15.  На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается маленькая дырочка) так, что бы рисунок был выпуклый. Подождать пока высохнет клей и тогда наносится жидкая краска  так, что бы она свободно растекалась  в пределах нанесённого контура.

        Путь в творчество имеет много дорог, известных и ещё неизвестных.

Сегодня – творчество, завтра – дело!

Источник