Развитие личности ребенка средствами искусства
Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.
Влияние искусства на формирование и развитие человека очень велико. Во-первых, оно вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия), вглядываться (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура и др.). Во-вторых, искусство несёт радость познания, открытия, знакомит с окружающим миром, его богатством и разнообразием, позволяет увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему человек давно привык.
Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. К. Маркс писал: «Если вы хотите наслаждаться искусством, то вы должны быть художественно образованным человеком». Поэтому приобщать детей к прекрасному надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Чрезвычайно важно именно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, помочь познать этот мир через произведения искусства, которые будут одновременно и развивать, и воспитывать. Выделяется народное, профессиональное и самодеятельное искусство.
Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всём его многообразии. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, знакомясь с декоративно-прикладными изделиями, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа. Сказки, загадки, пословицы, поговорки представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. А какими выразительными для детей являются произведения народного декоративно- прикладного искусства: хохлома, гжель, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки, матрёшки разных промыслов, вышивка. Дети с удовольствием играют с богородской игрушкой, с матрёшками, сами мастерят дымковские игрушки, с интересом рассматривают вышивку, вологодское кружево. Изделия народных мастеров помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.
Раннее приобщение детей к настоящему профессиональному искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребёнку недоступно понимание произведений великих художников, композиторов. А вот 4-летняя девочка идёт по залам картинной галереи и вдруг сама, без единого намёка со стороны взрослых, останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена, задаёт массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. А ведь это произведение не для детей. Впечатлительный ребёнок заметил страх в лице княжны и боится вместе с нею. Очень сильное впечатление. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства – сострадание, сочувствие. Таким образом, дети уже в раннем возрасте могут почувствовать то, о чём хотел сказать художник в своём произведении.
Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации. Он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, понятна, доступна детям, оказывает на них огромное воспитательное значение. Иллюстрация, как своеобразный вид искусства, тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Детей необходимо познакомить с такими художниками-иллюстраторами как Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Е. Чарушин и др. Основная задача для детей младшего возраста – это вызвать интерес и желание рассматривать картинки в книгах, называть изображённые предметы. Детей 4-5 лет необходимо ввести в мир условных, графических образов, объяснить и показать, как одни и те же предметы по разному изображают художники. Старшие дошкольники уже не только узнают в изображениях знакомые предметы, но и по характерным особенностям могут назвать художника, определить характер образа или назначение произведения, уловить сюжетную линию.
Живопись, как один из видов искусства, воссоздает все многообразие и богатство мира. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события. Дети знакомятся с разными жанрами живописи: портретом, пейзажем, натюрмортом, сюжетной картиной.
Ни один другой жанр живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет. Художник показывает внутренний мир человека, подчеркивает самое существенное в нем. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком, и бравым солдатом, и озорной девчонкой. Способность поставить себя на место другого, испытать радость удивления или огорчения порождает чувство сопричастности, заинтересованности, освобождает ребенка от замкнутости. Познавая другого, малыш глубже познает и себя, опытом ощущения и отношения других людей может корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, развивать свое умение понимать окружающих, проявляя доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткости и заботу. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания о быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.
Еще один жанр живописи, с которым знакомятся дети – это пейзаж. Пейзажисты всего мира стремились передать на холсте все многообразие природы. Художники рассказывают нам о знакомых, много раз виденных лесах, реках, полях, но вносят свое отношение, свое видение, свой образ природы. И Левитан, И.Шишкин, К.Коровин – певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу, как источник прекрасного в жизни человека. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, а поэтические образы, сравнения, метафоры помогают понять картину, углубить ее содержание.
Натюрморт, как и пейзаж, привлекает ребенка, вызывает интерес к изображению предметов, составлению композиции, подбору фона, интересных цветовых сочетаний.
По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картины бытового жанра. Сюжетная картина привлекает детей интересным и увлекательным содержанием. Например, как легко и радостно заниматься зарядкой (Т.Яблонская «Утро»), какие радостные лица и безудержное веселье при взятии снежного городка в картине В.Сурикова, как А.Пластов изобразил радостное состояние детей при появлении первого снега.
Для закрепления знаний детей о жанрах живописи можно использовать разнообразные дидактические игры: «Найди недостаток в портрете», «Составь натюрморт», «Найди картину автора», «Художники-реставраторы» и др.
Еще одним видом профессионального искусства является скульптура. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). В отличии от живописи и графики, образы скульптуры имеют реальный объем и специфический материал. Это вызывает у детей ощущение весомости, тяжести, желание прикоснуться к скульптуре. Учитывая возрастные особенности детей, целесообразно прежде всего, использовать скульптуру малых форм. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры делают ее доступной к восприятию каждым ребенком.
Общеизвестно воздействие художественной литературы как одного из видов искусства на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Литература, как и живопись, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает речь, мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Основная задача воспитателя – это привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта детей. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают азы произведений разных эпох и стилей. Опыт же, накопленный в процессе восприятия шедевров музыкального искусства, лежит в основе культуры человека и влияет на формирование его личностных ценностей
Для полноценного развития и приобщения детей к профессиональному искусству необходимо организовывать посещение музеев, выставок, концертов, спектаклей, проводить экскурсии к памятникам, на природу, к интересным архитектурным сооружениям.
Третьим направлением в искусстве является самодеятельное искусство или самостоятельная творческая деятельность. Образы же профессионального искусства служат здесь эталоном прекрасного. Дети очень любят творить. Поэтому в группе обязательно должны быть оборудованы уголки: детского творчества, музыки, ряжения, театра. Где в свободное время дети могут применить свои знания и порисовать, слепить, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте, спеть, что-то смастерить. Необходимо почаще организовывать выставки детского творчества, мини-концерты, театрализованные представления, специальные выступления. Каждая детская работа – это кусочек духовного мира ребёнка. Чем он богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.
В заключении следует отметить, что окружающий мир встаёт перед изумлённым ребёнком как единая целостная картина. Чтобы эта целостность сохранялась, необходимо использовать интегрированный подход к изучению искусства детьми. Только комплексное воздействие искусства всех видов и жанров (живописи, скульптуры, литературы, музыки, театра и др.) будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка, его эстетического восприятия, творческих способностей.
Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому – это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать, больше замечать. Таким образом, искусство особой формы познания и воспитания.
Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством.
Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки.
Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней.
Все мы – родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в учёбе, делах, разносторонне развитыми, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел – это присуще только творчески развитому человеку. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой. Известный педагог В.Н.Щацкая определяла творческого дошкольников «как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности». Наиболее эффективное средство для формирования творческой личности является изобразительная деятельность детей. Разнообразные виды изобразительной деятельности – лепка, рисование, аппликация, конструирование дают возможность ребенку создавать каждый раз новые для него постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Создавая что-то свое, ребенок приобщается к миру культуры. Еще выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что занятия изобразительной деятельностью способствует разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
Пусть не все «дети-художники» станут в будущем скульпторами, живописцами, но они приобретают уникальную способность тоньше чувствовать, глубже понимать окружающий мир и себя в нём.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка. Она возникает у него самостоятельно, желание детей созидать будет развиваться, если они сами смогут любоваться и восторгаться ловкими и умелыми движениями мастера, создающего чудо-свистульку из глины, если будут прислушиваться к звукам, голосам природы, присматриваться к ее красотам.
Чтобы ребенок был свободен в творчестве со взрослым необходимо предоставлять разнообразные изобразительные материалы и тактично вводить его в созидательный творческий процесс. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений, от наблюдения природы, восприятия спектаклей, картин и т.д., кратковременного его вынашивания, обдумывания переходит к его воплощению. Успешному воплощению замысла способствует умение работать с разнообразными изобразительными материалами, использовать доступные возрасту изобразительно-выразительные средства: цвет, форму, ритм, пропорции и др., а мы взрослые, должны помочь ребенку раскрыть в себе художника, развивать способности, которые помогут стать ему личностью.
Детский сад «Ветерок» – структурное подразделение ГБОУ СОШ «ОЦ» Самарской области п.Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области.
Доклад
для педагогов д/с «Ветерок»
Проведено: 2016 г.
Воспитатель: Сазанович Е.Ю.
Источник
«Искусство создает хороших людей,
формирует человеческую душу»
– П.И. Чайковский
Наряду с развивающими методиками, такими как методика Глена Домана, Марии Монтессори, воспитание по методу Макото Шичиды, использование элементов ТРИЗ-педагогики, стало модным приобщение детей к истории искусства, изучению живописи, раннее знакомство с музыкой. Востребованность и популярность таких методов у родителей объясняется тем, что современное общество предъявляет все больше требований к человеку как к личности. Быть образованным уже недостаточно. Важно уметь мыслить творчески и решать нестандартные задачи легко и непринужденно. Быть разносторонней личностью, имеющей широкий кругозор и собственное мнение.
По мере взросления ребенок все больше проявляет активность в процессе познания. Его мысли, чувства становятся более осознанными. Они оказывают влияние на формирование отношения подрастающего человека к окружающей действительности, событиям жизни. Происходит активное развитие процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Происходит интеллектуальный рост. Важной составляющей роста и развития является эффективная работа мозга, которая обеспечивается тесным взаимодействием правого и левого полушария.
Американский нейропсихолог Р. Сперри в своих работах отмечал, что каждое полушарие отвечает за особый специфический способ познания мира и в большинстве случаев действует как самостоятельный мозг. Таким образом, для эффективного функционирования головного мозга, необходимо активное взаимодействие полушарий. Левое и правое полушарие должны быть хорошо развиты в одинаковой мере и работать слаженно.
Положительное влияние искусства на развитие детей
В процессе развития ребенка, как правило, родителями, воспитателями и педагогами много внимания уделяется письму, счету, развитию логики, изучению языков, чтению. За все это отвечает левое полушарие. Для развития правого полушария, следует заниматься музыкой, танцами, живописью и другими видами искусства.
Искусство как форма отражения и освоения действительности, форма чувственного познания, как элемент культуры, оказывает влияние на развитие личности, помогает проявляться и развиваться творческим способностям человека.
А именно:
- Происходит формирование личности
- Благоприятно влияет на интеллектуальный потенциал
- Способствует формированию социально-приемлемых нравственных ориентиров
- Помогает ребенку учиться мыслить творчески
- Занятия творчеством способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе
- В процессе знакомства с искусством, ребенок учится наблюдать, анализировать, размышлять, интерпретировать
- Учится переводить язык чувств и эмоций в словесную форму
- Развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание
- Искусство, как элемент культуры помогает расширить кругозор и познакомиться с культурной средой всего мира
- Искусство – хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем
Как сделать искусство частью жизни ребенка?
- Пусть искусство будет доступно для ребенка. Слушайте музыку, танцуйте, рисуйте, пойте.
- Занимайтесь творчеством вместе. Если вы не обладаете глубокими знаниями и не знаете, как увлечь ребенка, начните с того, что интересно вам и ребенок потянется вслед за вами.
- Организуйте зону, где будут храниться необходимые материалы для творческой деятельности: мелки, краски, карандаши, кисти, альбомы, цветная бумага, клей, пластилин, масса для лепки.
- Выделите полку для книг, связанных с искусством и повествующих о нем.
- Читайте книги о художниках, музыкантах, архитекторах, скульпторах и предметах искусства.
- Рассматривайте репродукции. Обсуждайте, задавайте вопросы, побуждайте ребенка думать и размышлять.
- Посещайте музеи, театры, выставки, концерты. Обращайте внимание ребенка на уличное творчество.
- Устройте дома мини-выставку детских работ. В качестве места для таких мини-выставок подойдут пробковая доска, магнитная доска, дверь, стена и даже холодильник. С течением времени меняйте рисунки, поделки.
- Заведите специальную папку (подойдет папка с файлами на кольцах) или коробку для хранения произведений искусства вашего ребенка. Пусть ребенок видит и чувствует, что он является создателем и близкие люди это ценят. Это способствуют формированию уверенности в себе и положительной самооценки.
- Сделайте традиционными домашние спектакли, мюзиклы, музыкальнее концерты.
- Если вы заметили, что ребенок интересуется определенным видом искусства, запишите его в тематический кружок, где он сможет узнать больше и приобрести необходимые навыки.
Заключение
Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.
Гармоничного развития Вам и Вашим детям!
Интересно, а какие виды искусства и каким образом включены в жизнь вашего ребенка? Поделитесь в комментариях!
Автор: Алла Нагинайло, психолог
Источник