Развитие личности ребенка средствами аппликации

Развитие личности ребенка средствами аппликации thumbnail



Художественно-творческая деятельность – это деятельность, которая возникает у ребенка под влиянием литературного, музыкального или произведения изобразительного искусства. Эта же деятельность, в свою очередь, оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста. В связи с этим, приведем высказывание Л. И. Новиковой, которая утверждает, что: «Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях выявили, что художественно-эстетическая деятельность оказывает несравненное ни с чем воздействие на общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни» [4].

В детском саду изобразительная деятельность представлена такими видами как: лепка, рисование, конструирование, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои особенности в отображении впечатлений ребенка об окружающем его мире. Обратим внимание на то обстоятельство, что при занятиях аппликацией дошкольники знакомятся с простыми геометрическими формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают, наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Сравнив различные трактовки понятия «аппликация», мы остановились на определении, данном М. А. Гусаковой: «Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения» [2, с. 27].

Основными признаками аппликации, продолжает М. А. Гусакова, «являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен» [2, с. 28].

В детском саду используются следующие виды аппликации:

‒ предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.);

‒ сюжетная, отображающая совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.);

‒ декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода.

В обучении аппликативным умениям и навыкам в дошкольном образовательном учреждении решаются следующие общие задачи:

1) составление декоративных узоров из различных геометрических форм и растительных деталей (листик, цветок), располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;

2) составление изображений предметов из отдельных частей; изображение сюжета;

3) овладевание различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, например: вырезание различными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивание, пришивание;

4) формирование чувства цвета, знание основнхе цвеова и их оттенков, овладевание умением составлять гармоничные цветовые сочетания;

5) формирониеть чувства формы, пропорций, композиции.

В ходе занятий аппликацией дошкольники знакомятся с простыми геометрическими формами предметов, детали которых они должны вырезать и наклеить. Так, С. В. Арапова пишет, что: «Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета» [1, с. 48].

Также занятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений у дошкольников. Дети, по авторитетному мнению Т. С. Комаровой, «знакомятся с наименованиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше)» [3, с. 25]. Эти сложные математические понятия легко усваиваются дошкольниками в процессе создания декоративного орнамента или при изображении предмета по частям.

Кроме того, занимаясь аппликацией, у дошкольников развивается чувство ритма, цвета и симметрии. На этой основе формируется художественный вкус. Как справедливо отмечает коллектив авторов: Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина, «большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей» [5, с. 87]. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекает его своей красочностью и яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

Читайте также:  Развитие ребенка по годам таблица окружность головы

Предоставляя дошкольникам цветную бумагу, педагог воспитывает у них умение подбирать красивые сочетания цветов. При этом детям не надо самим составлять цвета или закрашивать формы.

Аппликация располагает дошкольников к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства «большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана)» [2, с. 37].

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений ребенка. Дошкольники учатся владеть ножницами, аккуратно и правильно вырезать формы и детали, поворачивать лист бумаги, раскладывать детали на листе на равном расстоянии друг от друга.

Надо отметить и роль занятий аппликацией в трудовом воспитании дошкольников. У дошкольников формируется культура труда, они заранее готовят необходимые материалы и инструменты, приводят свое рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания.

У дошкольников совершенствуются и координируются общая и мелкая моторика рук, формируются такие качества как точность, быстрота, плавность. Как считает С. В. Арапова, «это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта» [1, с. 91]. Дошкольники должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах художественно-творческой деятельности.

Таким образом, уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

Литература:

  1. Арапова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С. В. Арапова. – СПб.: КАРО, 2004. – 190 с.
  2. Гусакова, М. А. Аппликация: Учеб. пособие / М. А. Гусакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
  3. Комарова, Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 25.
  4. Новикова, Л. И. Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста / Л. И. Новикова // URL: Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/28/znachenie-khudozhestvenno-esteticheskogo-obrazovaniya-v-razvitii (дата обращения: 21.09.2016).
  5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие (Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольник, аппликация, деталь, детский сад, занятие аппликацией, работа мысли, ребенок, художественно-творческая деятельность.

Источник

I.
1.
2.
3.
II.
1.
2. ,
3.
4.
5.
6.

, . , – .

, , . . , .

, .

.., .., .. , , , , . : , , , , .

, , .

. , , , .

, . :

– , ;

– ;

– , , ;

– ;

– ;

– ;

– ;

– – .

, , , , . , .

: .

:

1) .

2) .

3) .

4) .

, .

.

I.

1.

. , , ( , ): .

, , (. , . , . , ., .), ; . (.., .., .., .., .., .., .., .. .).

– , – , , ( , , ..). , , , . , .

(. . , . . , . . , . . , . . , . . , .. .) , . , .. .. , . . ( ), , , : , . , .

, , , , , , (.., .., .., .., .. (), . . .). (, , ..), .

, (1997), , .

2.

.

, , , .. (.., . ., . . , .., ., .., . . .). , .

. , , , , (. . , . . , .., .. .). – .

( , ) , . , , (, , ). , , , , (. . , . . , ..). (..). , .

, . .

, , (..).

(.., .., .., .., .. .). , .

.. , , . , , , .

.., , , , , .

, (..), (..) : , , (. . ).

3.

, . .

. . , , , , , . , , . , . : , , ( ).

, , .

. , , , , , -, , , .

– : , , , , , . , , , , , . , : , , , , , , . – , , , .

– . , , , , . , . – , .

II.

1.

, , , . .

, . , .. , .

. , (, , , ..) (, ). .

, , . . , .

.

, , .. ( , ; , , , ).

, . , , , .

2. ,

– , . ( , , , , , , , /), , ..

, , () .

, (, , , , , , , ..); , , ( , , ..); , , , .

, , , . , , .

: , , , – , .

, : , , , . . , – . , .

. . , .

. .

.

, . , .

.. . , .

, .. – , . , ,, , , , , .

. .

. , , . , , , , .

4-5 , , .

, , : , . – , .

, – . , , , . – . , , , , , , , – .

, .

, , , , , . , , .

, , , , , , , – – .

– – . . , . . , , . .

– .

. . , – .

, , , , .

: – – ; – ; – ..

, , , , , ( , , , , , ).

– ( , , , ). :

– , ( , );

– , , , ( , ). , , ;

– , , , ( );

– : , ( , ); – , , , ( , );

– , , ( , , ).

-. , , – .

.

– . , – .

, , : , , ..

, . , , , , – : , ( , ), ( , – ). , , .

– , ( , , , ) , , . , , .

– . , . , , – .

– , , , : , , (, , ..).

, , . , , .

3.

:

1. (, ) , .

2. ; .

3. : , , ; : , .

4. , , .

5. , , .

.

. : 2-3 – , – , . – , , . . , , :

1. (, , , ), , : , , , ,

, , , , , , .

2. : , , , .

3. -, .

4. , , .

5. : , , .

: ( , ) ( ) , : , , , , , , , . , , , , , ..

, , , – .

, , . , , .. .

. ( , ..), , .

.

, , . , ; , :

1. , , , .

2. (, , ..), ( , ..).

3. , ( ), ( ).

: .

4. : (, ) , .

5. .

:

1. (, ) – , , .

2. , .

3. , , .., ( , ).

4. : , , .

, ; , , , ; , ; . (, .) . , , , .

, , . , , . , , . (, , , ).

– : , , , : , ..

, , – . .

: , , . , , , , ; .

– , , , , . .

: . : ( ). . , , , ..

. , . . , .

, , . . () : (, , ). , . 6-7 .

: ( , , ), ( ) , .

4.

. , , . : , , , , , , , ( ).

, , . , , , – .

, , .

. 120 . ( 200 ), , . – . : , , .

, , . , . – . , . , .

. . , , , . , .

. . , .

.

, , . , , , , .. (, , , , .). . , , : , , , , , , , ( ), ( ), . , – , . . , , , , , , , . ., , , , .

, , , . , , , . , , , .

1. .

– .

– . , . , . , ; , .

. -, ( , ); -. .

2. .

, , . : , , , . , : , , .

, . , . . , . : . . – . , , , , .

. : -, -, , , , , – , , – . ( – ).

3. .

, , , . ., . , , , , . , , – .

. , . , .

4. .

, , , , , , . , , . , . , .

, , , . . , , , . , , : , , , , , . – , . , , , . , . , .

5. ( . 11g – , ) – , – , , (, , , , , , , , .). , , (, , , , , , , .).

; , . , , .

5.

– . . . , . , : , .

, . , , . , .

– . : , , , , .

, :

, ;

, ;

, ;

, – .

, , , 448 22.08.96 . .

: 5 , 3 – , 3 – . , :

.

.

– , – , . 3 , 2 – , 2 – , 2 .

, . . , . . , . . , . . , . . , – . . – , , – . , , . , . ., , , , , , , .

, , , , .

: , . .

:

1) – .

2) , , , .

3) .

4) .

, , , .

6.

.

– , .

. , . , . , , , .

. , , . , , .

– , , . .

, . , , , , .

. , .

.

17 .

. , 198 . :

– 3;

– 5;

– () 3.

:

1. , ;

2. , , , .

. 12. 4 8 . , . . , .

. , , .

3 :

– ;

– ;

– () .

.

: .

: .

:

1) : , , .

2) , .

3) , .

4) .

: , : , , , , , , .

: , , , , .

:

1) .

2) .

3) .

4) .

5) , , .

6) , .

7) .

8) .

9) .

, .

:

, . , . , .

.

:

.

, .

:

1. ( ).

2. ( ).

3. ( , ).

1. ( ).

:

1) : .

2) , .

3) , .

4) .

: , : , .

: , .

:

1) .

2) .

3) .

4) , .

5) , .

6) .

7) .

8) .

2. ( ).

:

1) : .

2) ( ), .

3) , .

4) .

: , : (, , , , , , , ;

: (), , , , ;

:

1) .

2) .

3) .

4) (), .

5) , .

6) .

7) .

8) .

3. ( , ).

:

1) : .

2) , .

3) , .

4) .

: , : , .

: , .

:

1) .

2) .

3) . ,

4) , .

5) , .

6) .

7) .

8) .

.

: .

: .

:

1) : , .

2) , .

3) , .

4) , , .

:

1) .

2) : , , .

3) , ( , , ).

4) , .

5) .

6) , .

7) .

.

.

, . , . . , , , .

:

: , .

:

1) .

2) .

3) .

4) .

5) .

.

:

.

, .

, . . , (), , , . . . .

, .

. , , ( , ): .

, , (. , . , . , ., .), ; . (.., .., .., .., .., .., .., .. .).

– , – , , ( , , ..). , , , . , .

, , , , , , (.., .., .., .., .. (), . . .). (, , ..), .

, (1997), , .

, . .

, , .

– : , , , , , . , , , , , .

, , , . .

, .

– , . ( , , , , , , , /), , ..

, , () .

, .

, , , . , .

, , , . : , , .

: , , .

. , .

. , , .

.

, , , , , , .

, .

1. .. . . .: , 2004. ( ).

2. .. : . 2002 2010 . .: , 1997.

3. .. : . .: , 1998.

4. .. : . .: 1999.

5. : . .. , .. , .. . / . .. , .. , .. : , 1996.

6. . ! // . 2003. – 5.

7. .. 5-7 : . – .: . , 2001.

8. .. – ( ). /: , 2002.

9. .., .. : . : . 2110 (.) – .: , 1987.

10. (. .. ) – .: , 1986.

11. .. . : (.. , . , . . – .: , 1987.

12. .. // . 2002. – 5 (9).

13. . / . .. – .: 1993.

14. : , , . / . .. . .: , 2005. ( ).

15. : . . – .: . , 2001.

16. . : , , , . (. .. ) : , 2005.

17. : (.. , .. , .. . / . .. , .. . .: , 2002.

Читайте также:  Значение физкультуры для развития ребенка

Источник

Инфоурок

› Дошкольное образование ›Презентации›«Формирование творческой личности детей дошкольного возраста посредством аппликации»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Когда работа – удовольствие, жизнь – хороша» Володина Светлана Николаевна воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка», стаж работы – 14 лет (Муромское педагогическое училище, воспитание в дошкольных учреждениях)

2 слайд

Описание слайда:

Тема: «Формирование творческой личности детей дошкольного возраста посредством аппликации»

3 слайд

Описание слайда:

Аппликация От латинского слова «applicatio» – накладывание. Возникло в ХVI веке. Способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Используются разные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Предметная Сюжетная Пейзажная Декоративная

4 слайд

Описание слайда:

Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно – исследовательские условия: Изучение работ психологов, педагогов по развитию творческих способностей дошкольников Методические условия: Организационно – педагогические условия: Изучение методической литературы: Комарова Т.С. «Аппликация в детском саду», Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми» и др. Посещение открытых просмотров, участник интернет-порталов, взаимодействие с родителями.

5 слайд

Описание слайда:

Актуальность личного вклада в развитие образования Аппликация – не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Актуальность на данное время возросла в связи с тем, что формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми.

6 слайд

Описание слайда:

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский

Читайте также:  Развитие зрения у слабовидящего ребенка

7 слайд

Описание слайда:

Цель: Создание условий для развития творческих способностей, фантазий, воображения. Удовлетворение детской потребности в создании чего-то нового.

8 слайд

Описание слайда:

Задачи Знакомить детей с разными свойствами бумаги, как материала. Знакомить с приемами выкладывания и наклеивания готовых форм на лист бумаги. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с приемами работы, с клеем и кистью. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять сюжетные композиции из геометрических фигур. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

9 слайд

Описание слайда:

Ведущая педагогическая идея Создание оптимальных условий для художественно – эстетического развития личности ребенка; развития его творческого (креативного) мышления; высокого уровня творческой самостоятельной работы; возможности самовыражения и самореализации в процессе художественно-творческой деятельности.

10 слайд

Описание слайда:

Результативность профессиональной педагогической деятельности. Подготовительный этап.

11 слайд

Описание слайда:

Результативность профессиональной педагогической деятельности. Этап практической реализации. Квартал: Программное содержание Тема I Знакомить детей с предметами круглой, квадратной формы, приемами наклеивания их на полосе, круге, квадрате. «Узоры на полосе, круге, квадрате», «Мячик», «Яблоко», «Шар». II Формировать умение различать квадрат и круг. Составлять предмет из двух, трех частей в определенной последовательности. «Гриб», «Погремушка», «Снеговик», «Тележка», «Домик». III Формировать умение составлять сюжеты из готовых фигур и силуэтов. «Кошка играет в мяч», «Курочка с цыплятами», «Слон-жонглер»

12 слайд

Описание слайда:

Результативность профессиональной педагогической деятельности.

13 слайд

Описание слайда:

Результативность профессиональной педагогической деятельности. Этап практической реализации.

14 слайд

Описание слайда:

Результативность профессиональной педагогической деятельности. Этап практической реализации.

15 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие с родителями Просветительское Консультативное Информационное

16 слайд

Описание слайда:

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

17 слайд

Описание слайда:

Список литературы Программа “От рождения до школы” Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А., Васильева М.А., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. Комарова Т.С. «Аппликация в детском саду», МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми», МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.

18 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-129582

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник