Развитие личности ребенка самооценка

Развитие личности ребенка самооценка thumbnail

Самооценка дошкольника складывается в процессе его интеллектуального развития. Способность оценивать себя требует базовых знаний о мире людей, эмоционально-ценностного отношения к себе и умения посмотреть на себя со стороны. Безусловно, это очень сложная функция сознательной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок делает только первые шаги в развитии самооценки.

Предпосылки формирования самооценки у дошкольников

Потребность в самооценивании появляется у ребенка после того, когда сложится система Я. Чтобы в чем-то оценить себя, нужно иметь представление о себе хотя бы в общих чертах.

Самосознание, другими словами осознание себя, формируется у ребенка постепенно с подачи взрослых, начиная с первых месяцев жизни. «Мое солнышко», — нежно произносит мама, ласково глядя на малыша, и тот в ответ улыбается, и каким-то десятым чувством улавливает, какой он замечательный.

Ребенок и самооценка

До самооценки еще очень далеко. Сначала должен сформироваться образ себя, а он собирается в детстве по крупицам. Самооценка начинает проявляться с того момента, как ребенок обретет способность освобождаться от мнения взрослых о нем.

Как правило, психологи считают, что первые ростки самооценки пробиваются в период кризиса 3 лет, когда ребенок из раннего возрастного периода переходит в дошкольное детство.

К началу дошкольного возраста малыш еще очень мало знает о себе, но он многократно слышит от взрослых слова похвалы и положительные характеристики: добрый, ласковый, хороший, красивый, умный и т.д. Все эти качества ребенок приписывает себе, не имея представления, насколько они ему присущи. Так в центре образа самого себя накапливаются знания ребенка о себе как о личности, что является основой самооценки.

Составляющие самооценки

Выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания:

  • когнитивный
  • эмоциональный

Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Сюда же входят и нравственные характеристики, и достижения в деятельности, и то, как человек проявляется в общении.

Например, дошкольник знает, что человек может быть добрым или злым. Он примеряет к себе обе характеристики и делает вывод, что он, конечно же, добрый.

Очевидно, что 3-летний карапуз имеет настолько малый опыт в познании людей, что его представления о человеке ограничиваются тем, что ему говорят близкие. Развитие познавательных процессов ребенка и расширение круга общения постепенно сослужат ему неоценимую службу в накоплении знаний о личности.

К тому времени, когда подойдет время поступления в школу, дошкольник уже будет всесторонне информирован о личностных качествах, и много знать о том, как может проявить себя он сам в той или иной ситуации.

Эмоциональный компонент самооценки (или аффективный) накапливается благодаря общению с окружающими. Расширяется социальный круг – обогащается аффективная составляющая образа себя. Мама называет «мое счастье», «красотуля», «ласковый котенок», а чужая тетя заявила: «Какой капризный ребенок». В сознании ребенка откладывается новая характеристика. Спустя некоторое время он начинает понимать, в каких ситуациях ведет себя капризно.

Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе.

Развитие самооценки в дошкольном возрасте

Первичный пласт самооценки ребенка можно сравнить с пушистым облаком – эмоциональным и позитивным. Каждый малыш видит себя глазами любящих родителей.

Виды и критерии оценок дошкольник усваивает в общении со взрослыми. Ребенок слышит, как оценивают его поступки и деятельность, обращает внимание на оценивание других и применяет это к себе.

Дошкольник стремится соответствовать требованиям взрослых. Он чувствителен к замечаниям «это хорошо» и «так нельзя», «это плохо».

В продуктивной деятельности и в трудовых действиях дети открывают для себя собственные возможности, благодаря чему у них формируется самооценка своих достижений.

В самостоятельной деятельности самооценка проявляется как умение соотнести полученный результат с тем, который предполагался ребенком. Видя несоответствие результата начальному замыслу, одни дошкольники бросают свою затею. Но многие упорно пытаются переделать свою работу и добиться лучшего. В обоих случаях задействуется самооценивание. Хотя вера в свои способности и умения проявляется только во втором случае.

Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых. Если ребенок слышит отрицательные высказывания о результатах своих стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата. Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с вкраплением точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.

Формирование самооценки у младших дошкольников

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых признания своих достижений. Вылепил из пластилина колобок или застегнул пуговицы – не важно, насколько значителен результат, — малыш хочет услышать от окружающих слова восхищения. Он еще не может задать критерии успешности, или наоборот неуспешности, своих действий. Взрослые восторгаются и хвалят – вот ребенок и считает себя успешным.

К примеру, услышав от мамы «Как красиво ты нарисовал!», ребенок без сомнений посчитает и свой рисунок хорошим, и себя умелым в рисовании. А став свидетелем похвалы других детей, — «Какой же Дима молодец! Все игрушки сложил!» — дошкольник пытается проявить себя в каком-то деле, чтобы тоже стать «молодцом».

Чувство гордости за свои достижения является психологическим новообразованием младшего дошкольного возраста и составляет прочный фундамент в формировании самооценки.

В 4 года дети связывают самооценку не со своим успешным или неудачным опытом. Они полностью ориентируются на оценочные высказывания окружающих.

К 5-ти годам дошкольники считают себя хорошим, указывая на свои положительные качества: делюсь игрушками, слушаюсь маму и пр. В этом возрасте дети оценивают себя, сравнивая со сверстниками.

Самооценка старшего дошкольника                                                   

С каждым годом у дошкольника расширяются представления о своих личностных качествах и возможностях. Несколько лет ребенок учился смотреть на себя и свою деятельность глазами взрослого. Мнение о себе у старшего дошкольника также напрямую зависит от того, как его оценивает взрослый. Но в 6-7 лет ребенок ждет от старших опытных людей адекватной оценки своих поступков и результатов деятельности.

Самооценка дошкольника

В этом возрасте у детей может проявляться как завышенная, так и заниженная самооценка.

Завышенная самооценка, несмотря на искажение представлений дошкольника о своих возможностях, приносит больше пользы. Ребенок не боится новой для него деятельности, не смущается в общении, с энтузиазмом первым включается в различные игры и занятия, проявляет инициативу.

Заниженная самооценка порождает неуверенность ребенка. Он сомневается в том, что сможет быть успешным. В зависимости от типа темперамента такой ребенок может быть либо слишком робким, либо хулиганистым, чтобы скрыть свой страх неуспешности.

Поскольку развитие самооценки дошкольников в буквальном смысле направляют значимые взрослые, они должны знать, что самый большой вред наносят предвосхищающие негативные оценки. «Не возьму тебя в магазин, ты там опять истерику закатишь!», «Зачем тебе новые пазлы? Ты же их только раскидываешь, а картинки не собираешь», — вынося подобные вердикты, взрослые ошибочно думают, что они стимулируют ребенка исправиться. В действительности, они внушают ребенку, что он не способен к одобряемым положительным действиям.

Неверна и современная тенденция, когда родители, взглянув на работу своего дитя, заявляют: «Ты можешь лучше!». Эта холодная фраза не только не укрепляет веру ребенка в свои силы, но и подавляет стремление что-либо исправлять.

Дошкольник ждет в первую очередь эмоциональной поддержки и положительного оценивания своего труда. Получив желанное подкрепление, старший дошкольник проявит настойчивость, чтобы добиться лучшего результата. Тем более что у него уже есть представление о том, на что он способен.

В старшем дошкольном возрасте дети отделяют самооценку от оценки других людей. Если мнение постороннего не совпадает с тем, что думает о себе ребенок, то он чаще всего протестует. И остается при своем мнении.

Не стоит ждать от дошкольника адекватной самооценки. Сколько бы ни было лет ребенку, он видит в себе те качества, которые являются социально значимыми и одобряемыми с нравственной точки зрения. Это абсолютно нормальная позиция. Приписывая себе положительные качества, дошкольник видит модель, каким он должен быть.

Достижением к концу дошкольного возраста является то, что ребенок отделяет общую положительную самооценку от оценивания конкретного результата («Вообще я многое умею, только рисовать людей у меня не получается»). Это происходит благодаря внеситуативно-личностной форме общения со взрослым. Именно такое дифференцирование приводит в последствии к формированию адекватной самооценки.

Источник

« Мне кажется, что у сына низкая самооценка. Что делать? Как её поднять?» – с этим вопросом мамы часто приходят на встречу к детскому психологу. Специалист в формате консультации беседует с ней о том, какие отношения в семье, ведь от этого напрямую зависит образ себя, формирующийся уже в раннем детстве. И ответственны за его формирование самые близкие люди – родители. Иногда в круг значимых лиц попадают бабушки с дедушками, особенно, если малыш живёт вместе с ними на одной территории. Зная семейную историю и установки, влияющие на стиль воспитания, можно с высокой точностью предположить, будет самооценка ребёнка высокой или низкой. 

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

Действительно, самооценка не заложена в нас при рождении – её «зачатки» появляются до трёхлетнего возраста. Развитие феномена самооценки проходит этапы, и она становится отчётливо оформленной примерно к семи годам. В этом же возрасте появляется самосознание, неразрывно связанное с самоотношением и самооценкой. Часто на улице можно услышать: «Такой большой мальчик, а шнурки не умеешь завязывать!». Или «Ну как можно не запомнить буквы! Вот Паша соседский с трёх лет читает вслух!» и пр. Родители не задумываются, как случайные фразы сильно ранят и создают мнение малыша о самом себе.

Развитие личности ребенка самооценка

Медицинский психолог Нелли Рушинцева

Многие дети уже в два года отмечают свои успехи и неудачи в игровой деятельности, реагируя на них эмоционально. Большинство детей просто констатируют достигнутый результат указательным жестом – «Мама, вот»; с взрослением появляется желание поделиться – «Мама, я сам!». Малыш не только радуется успеху, но и демонстрирует свои достижения. Для чего? Для оценки родителями. Ещё раз напомню, что в этом возрасте ребёнок себя видит таким, каким видят его мама и папа. Его мнение о себе является отражением мнения родителей.

Если члены семьи регулярно говорят ребёнку про то, какой он способный, смышлёный и вообще молодец, если отношения между родителями основаны на взаимопонимании, то у маленького человека формируется адекватная самооценка. Что даёт такая самооценка? Ощущение опоры, уверенности в собственных силах, желание исследовать окружающий мир. В этом случае ребёнок с каждым годом не только растёт физически, но и становится более самостоятельным.

Если значимый взрослый (чаще мать) проявляет равнодушие, не обращает внимания на малыша, то его образ себя становится негативным. Поведение определяет неосознаваемая установка: «Мама обращает на меня внимание, когда я плохой. Значит, надо вести себя плохо». В результате ребёнок часто плачет, на простые просьбы может реагировать криком, ему сложно сопереживать, сочувствовать другому.

Развитие личности ребенка самооценка

Как проявляется уровень самооценки в поведении

    Как выглядят дети с хорошей самооценкой? Здоровая самооценка не проявляется в эгоизме, хвастовстве и высокомерии. Такие дети активны, инициативны в игре, общительны. Также они охотно участвуют в играх, принимают правила, не расстраиваются при проигрыше. 

    ↓  Дети с низкой самооценкой неконтактны, недоверчивы, эмоционально ранимы, обидчивы. Они не желают участвовать в играх из-за несоблюдения правил, а если участвуют, то обижаются и жалуются взрослым. 

    ↑  При завышенной самооценке дети во всём хотят быть лучше других. Зачастую от них можно услышать: «Я – самый сильный и умный. Вы все должны меня слушаться». Если ровесники сопротивляются и подчиняться не желают, то «лидер» может ударить.

Давайте считать, что это был небольшой тест. Возможно, среди этих описаний кто-то узнал поведение своего малыша. Тогда появляется вопрос: «Как же правильно воспитывать, чтобы самооценка ребёнка была адекватной?». Психологи говорят — детей нужно не воспитывать, их надо любить. 

Адекватная самооценка ребенка: 5 основных принципов ее формирования

Принцип 1. Не сравниваем

Любимые поучения родителей: «Опять мокрые трусы? Больше никто не писается, кроме тебя», «А вот я в твоём возрасте уже могла читать», «Посмотри на Ксюшу, чистое платье. А у тебя, как у хрюши». К сожалению, такие фразы ничего не вызовут, кроме досады у мамы и малыша. Эффективнее пойти другим путём: учить ребёнка признавать ошибки и устранять их. Сравнивать можно только человека с самим собой, свои вчерашние достижения с теми, что сделаны сегодня. Тогда это не выглядит, как обвинение, а воспринимается, как поддержка.

Развитие личности ребенка самооценка

Например: «Мокрые трусишки? Наверное, ты крепко спишь в детском саду. Давай попросим, чтобы няня тебя будила в туалет».

«Сынок, молодец! Ещё вчера ты учил буквы, а сегодня уже читаешь по слогам».

«Твоё любимое платье сильно испачкалось. Давай наденем другое, а это нужно снять и положить в корзину для белья. Если хочешь, я могу помочь тебе включить стиральную машину».

Принцип 2. Проговариваем чувства и эмоции

Учим ребёнка, что нет плохих и хороших эмоций, они все важны. Поэтому можно не только радоваться, но и злиться. Очень важно взрослому проговаривать малышу свои чувства и эмоции: я огорчена, мне неприятно, больно. И учить маленького человека делать то же самое. Это поможет лучше ориентироваться в мире, понимать и распознавать чувства других людей.

«Ты расстроился, что пора спать? Да, грустно прерывать интересную игру. Зато ты отдохнёшь и утром продолжишь строить башню с новыми силами».

Развитие личности ребенка самооценка

Принцип 3. Ищем таланты и способности

Сколько грустных историй из детства рассказывают взрослые! Мол, приходилось ходить на футбол и фортепиано только из-за мечты бабушки или папы. Родители прорабатывают свои проблемы, а дети в это время проживают чужую жизнь…

Внимательно наблюдайте, чем любит заниматься ваш ребёнок. Какое хобби займёт часть его свободного времени и будет приносить ЕМУ удовольствие. То, чем он хочет заниматься и где он будет успешен. Как только он добьётся успеха в любимом занятии, его самооценка поднимется во всех сферах жизни.

Принцип 4. Учим беречь личные границы

Границы – это обширное понятие. Однако очень важно научить детей отстаивать их. У ребёнка непременно должно быть личное пространство, где он может делать всё так, как хочется ему. В идеале – это отдельная комната, если нет возможности – свой уголок со столом, стулом, полочками, игрушками, где кроха станет маленьким хозяином.

Развитие личности ребенка самооценка

Ещё важное правило вытекает из второго принципа: учить ребёнка сообщать о чувствах и этим обозначать границы. «Так со мной нельзя», «Мне это неприятно» –примеры сообщения о себе с целью сохранения пространства.

Принцип 5. Живём без критики

«Легко сказать», – подумают родители. На самом деле, всё не так сложно. Просто не стучим по голове, словно дятел, о небрежности, неаккуратности, медлительности, а обращаем внимание на успехи. Похвала придаёт сил, помогает становиться ещё лучше. А вот критика и придирки не дают развития личности, а приводят к озлобленности и низкой самооценке.

Если вам сложно избавиться от привычки критиковать, то попробуйте в течение трёх дней вести дневник. Возьмите блокнот, ручку и фиксируйте количество непрошенных комментариев своей семье. Вероятно, вы будете удивлены и точно захотите не делать это в дальнейшем.

Помните, что развитие адекватной здоровой самооценки ребёнка напрямую зависит от вашего собственного самоотношения. Для малыша важно присутствие уверенной в своих действиях мамы, знающей себе цену и не зависящей от чужого мнения. Работайте над собой, полюбите себя, и тогда ваши дети станут такими же уверенными в себе людьми. 

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

Читайте полезные статьи о воспитании в нашем блоге:

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Источник

Можете ли вы утверждать, что знаете все о детской самооценке? И понимают ли родители, воспитатели, учителя, что такое самооценка и насколько она важна? 

Самооценка формируется с младенчества. О том, какие факторы влияют на ее развитие, какие нормы признают психологи, какие способы поднятия самооценки существуют, расскажем в статье. 

Формирование самооценки и ее влияние на развитие

Формирование детской самооценки начинается задолго до того, как малыш начинает осознанную жизнь: понимает слова и умеет разговаривать. Практически с самого рождения ребенок чувствует окружающую обстановку, отношение к нему родителей или других людей. 

Если внешний мир не имеет раздражителей – никто не кричит, не нервничает, не обвиняет друг друга, малыш чувствует себя хорошо, уверенно и спокойно.

Прикосновения любящих рук, объятия и поцелуи, ласковые слова ребенок ощущает инстинктивно. И если это присутствует постоянно, маленький человек чувствует себя защищенным и любимым.

Это главные формы для закладки самооценки. Ребенок, растущий в атмосфере спокойствия и добра, не имеет проблем с самооценкой. 

Если же в семье постоянно слышатся крики, раздражение сквозит в воздухе, обвинения звучат с утра до вечера, ребенок становится беспокойным. Он чувствует себя ненужным, считает причиной негативных событий и теряет самооценку. 

Уже к 5-летнему возрасту малыш будет иметь заниженную самооценку. Он будет думать, что плохой, что виноват в том, что родители ругаются, станет задаваться вопросом «а если бы меня не было, наверное, не было бы сейчас ничего плохого».

Развивается тревожность, агрессия, неуверенность в себе и мнительность. Маленькие дети с низкой самооценкой не умеют вести себя в обществе, плохо ладят со сверстниками, они думают, что с ними не хотят общаться и играть.

Девочка боится подойти к подружкам и поиграть с ними в куклы, потому что думает о том, что ее не примут, им и так весело. Мальчик боится показать робота, которого собрал сам, своим друзьям, потому что опасается высмеивания. 

Постепенно стеснительность и робость становятся частью жизни, формируют характер и являются причиной комплексов. Дети избегают общения, предпочитают проводить время в одиночестве и перестают к чему-либо стремиться.

Ребенок с нормальной самооценкой ведет себя спокойно в любом обществе. Ему комфортно со сверстниками и детьми разных возрастов, легко со взрослыми людьми. Он не стесняется рассказывать о себе и своих увлечениях, показать свои поделки, игрушки, нередко сам становится инициатором игр и разговоров. 

Дети с устойчивой психикой и развитой самооценкой не задумываются о том, что о них думают и кем их считают. Им достаточно собственного мнения о себе и мнения родителей.

Формирование самооценки и ее влияние на развитие

Самооценка завышена: в чем дело?

Дети с завышенной самооценкой – еще одна крайность, такие ребята могут страдать не меньше тех, у кого она занижена. Происходит это потому, что последствия схожи. Малышей, уверенных в том, что они лучше других, не принимают другие дети, дразнят и обходят стороной. 

С ними не хотят играть, разговаривать, их стараются уколоть словами и всячески принизить. Почему так происходит?

Когда ребенок не достиг школьного возраста, родители и другие родственники потакают ему дома, выполняют капризы и требования, поддерживают высокое самомнение. Но когда маленький зазнайка выходит в коллектив, начинаются сложности.

Например, девочку, имеющую лишний вес, родители холят и лелеют. Она для них «принцесса» несмотря на то, что весит на двадцать килограммов больше сверстниц. Девочка не комплексует, ведь каждый день слышит похвалу мамы и папы, которые не замечают (или не хотят замечать) лишний вес. 

Что происходит, когда такая «принцесса» приходит в школу и встречается с другими девочками? В лучшем случае ничего, если дети поведут себя корректно.

Но если в классе попадется насмешник, «принцесса» столкнется со стеной непонимания и жестокости. Дома она лучшая, самая красивая и умная, а в классе она вдруг стала «жирная толстуха», которой «голова нужна, чтобы есть»?

Это несоответствие способно взорвать детскую психику, нанести девочке оскорбление и стать причиной нервного срыва. Поэтому важно способствовать формированию правильной, адекватной самооценки с малых лет.

Самооценка завышена: в чем дело

Норма самооценки дошкольника: этапы и признаки

Существует ли какая-то норма самооценки дошкольника? Психологи выделяют несколько этапов формирования самооценки у детей дошкольного возраста.

  • С рождения до 1,5 лет. Когда малыш появляется на свет, он не имеет представления ни о себе, ни об окружающих. Среда, в которую он попадает, начинает влиять на его миропонимание и развивать самооценку. 

Новорожденные умеют только чувствовать отношение к себе, дети постарше уже оценивают свою внешность и замечают мнение окружающих.

Если малыш чувствует положительное отношение и любовь, самооценка развивается правильно. Если сталкивается с негативом и критикой в свой адрес, самооценка развивается низкой. Мнение родителей крайне важно, так как именно в первый год формируется привязанность и доверие. 

  • 1,5 года – 4 года. К этому времени ребенок переживает один-два возрастных кризиса: в 1 год и 3 года. Малыш добивается самостоятельности, доказывает, что он личность и «качает права». 

От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится. 

  • 4 года – 6 лет. Ребенок формируется как личность, определяет, каким человеком хочет быть, кем стать, чем обладать. Доверие к родителям и наличие взаимопонимания помогают развиваться правильной самооценке. 

Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.

Самооценка формируется в зависимости от активности и деятельности детей. Развитие предполагает ситуации, в которых малыши должны каким-то образом проявлять себя и выражать свою позицию. 

Игра, общение со сверстниками может требовать проявления характера. Если наблюдать за детьми, можно довольно быстро определить характер малыша. 

Тот, кто с ходу начинает командовать, говорить, что и как надо делать, не имеет проблем с самооценкой. 

Тот, кто беспрекословно подчиняется или вовсе боится подойти к играющим, страдает от низкой самооценки.

Норма самооценки дошкольника

Как повысить самооценку ребенка?

Как повысить самооценку ребенка? Как сделать так, чтобы малыш перестал стесняться людей, бояться общения и смог проявить себя и показать способности?

  • Хвалите детей. Малыши воспринимают себя так, как их воспринимают окружающие. Меня похвалили, значит, я хороший. Мне сделали замечание, значит, я плохой. 

Похвала стимулирует детей, придает уверенности, повышает самооценку. Критика моментально снижает ее и отбивает желание стремиться к чему-то.

  • Если нужно раскритиковать ребенка, старайтесь делать это деликатно. Лучше сначала похвалить, выделить положительные качества, а потом посоветовать, что поправить, чтобы стало лучше. Не обзывайте детей, не смейтесь над ними и не унижайте публично. 
  • Не произносите «Но». Фраза «Ты, конечно, молодец, НО…» сразу снижает важность похвалы. Она нацелена на указание недостатка. 

Как ее исправить? «Ты, конечно молодец. Твоя работа мне очень нравится. Давай подумаем, как можно сделать ее еще лучше? Может, добавить то-то и то-то?». 

Эта фраза уже нацеливает малыша на продолжение деятельности и на совершенствование сделанного.

  • Давайте детям свободу действий. Не нужно указывать с точностью до пункта на то, что нужно выполнить. Дайте простор фантазии, попросите придумать решение и воплотить его. 

Ребенок не всегда беспомощный, просто ему много чего запрещено.

Как повысить самооценку ребенка

Как поднять самооценку и можно ли ее закрепить?

Как поднять самооценку, когда она сформировалась заниженной? Ребенок уже считает себя источником проблем, отказывается общаться и играть, не хочет приступать к какому-то делу, считая, что все равно не получится. 

Как вернуть нормальное восприятие себя как личности и помочь малышу поверить в свои силы?

  • Показывать ребенку, что он любим. Слова, прикосновения, внимание, уделенное время – эти вещи бесплатны, но ценность их велика. Малыши откликаются на ласку, тепло и любовь. 
  • Разговаривать с детьми, они должны знать, что небезразличны. Спросите, как прошел день, что было интересного. Заведите привычку беседовать перед сном. Фокусируйтесь на положительных моментах. Играйте в игру «5 хороших воспоминаний сегодняшнего дня». 

Начните сами, расскажите ребенку одно хорошее воспоминание за день, попросите рассказать о его воспоминании. И так по очереди. Говорите только о хорошем.

Так с детства получится сформировать привычку фокусироваться на положительных моментах дня, чтобы рассказать о них вечером. Это хорошая привычка, которая помогает видеть больше хорошего, чем плохого.   

самооценка

  • Прекратить ругаться. В принципе. Не ругать ребенка, мужа/жену, коллег, соседей. Не устраивать сцен в общественном транспорте, магазине, не оскорблять окружающих. Ребенок, чувствуя агрессию, исходящую от вас, может раздражение воспринять на свой счет. Решит, что расстроил, чем вызвал такое поведение.
  • Давать задания по возрасту. Соизмерять возможности ребенка и способности со сложностью поручений. Ребенок в пять лет не сможет сходить в магазин и принести сумку продуктов. А подросток сможет. Малыш не в состоянии навести порядок во всем доме, а подросток в состоянии. Проводите аналогию и не нагружайте детей сложностями. 
  • Учить детей правильно отказывать. Малыш с низкой самооценкой иногда старается всем угодить и понравиться, хочет, чтобы его заметили, похвалили. 

Это нередко играет против него, так как чужие люди пользуются доверчивостью и услужливостью. Как правило, ничем хорошим это не заканчивается, самооценка не возрастает, но ребенок этого не может знать в силу малоопытности.

  • Работать над собой. Взрослым необходимо понимать, что они долгое время являются идеалом, на который равняются дети. Малыши копируют поведение, жесты, привычки, манеру общения мам и пап.

Если мама всегда молчит, беспрекословно слушается остальных и выполняет их требования (живет ради семьи и детей), это плохо влияет на домашних. Мама перестает быть личностью, воспринимается только как персонал, нанятый готовить, стирать, убирать, ухаживать за всеми.

Дочь вполне может стать такой же обезличенной, глядя на мать. А сын может вырасти эгоистом с завышенной самооценкой, глядя на отношение отца к матери. 

Детская самооценка – залог будущей жизни. Если она развивается правильно и адекватно, ребенок растет самодостаточным, знает свои возможности, способности и стремится их усовершенствовать.

Если самооценка занижена, следует принять меры по исправлению ситуации, иначе малыш станет тревожным, боязливым, стеснительным и вряд ли добьется каких-то выдающихся успехов.

Источник