Развитие личности ребенка от рождения до года ильина

Коллектив авторов
Развитие личности ребенка от рождения до года Издание второе
© ООО «Рама Паблишинг», 2010
* * *
Авторский коллектив
АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.
ДОБРЯКОВ Игорь Валериевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии с курсом детско-подростковой терапии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, председатель секции пренатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского общества психологов, психиатр высшей категории.
ОСОРИНА Мария Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургскoro государственного университета, вице-президент Петербургского психологического общества.
СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического института, психолог высшей категории.
ПАТРАКОВ Эдуард Викторович (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Свердловского областного базового медицинского колледжа.
ЛЕБЕДЕВА Ирина Борисовна (Екатеринбург), кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного базового медицинского колледжа.
МЕЛАМЕД Геннадий Моисеевич (Измаил), педиатр высшей категории, семейный врач.
НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), старший преподаватель кафедры организации работы с молодежью Уральского государственного технического университета – УПИ, заместитель директора по научно-методической работе Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Дом молодежи».
ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.
КОЧЕВА Елена Владимировна (Екатеринбург), психолог.
ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.
Благодарность читателям
ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.
Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:
1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.
2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.
3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.
4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.
5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.
Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!
Предисловие редактора
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вам по какой-то причине близка тема, связанная с развитием самых маленьких детей – от рождения до года. Возможно, вы родители, а может – бабушки или дедушки, близкие родственники или друзья молодой семьи. Главное, вас очень интересует, все ли в порядке с малышом, правильно ли он растет и развивается. Ведь вам вовсе не безразлично, каким он станет через год, два, три…
Наша книга поможет решить многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в первый и самый ответственный год жизни, когда закладывается потенциал ребенка – личностный, интеллектуальный, творческий и физический. И от того, насколько правильно взрослые оценивают значимость этого периода, зависит здоровье и в конечном итоге счастье малыша.
Конечно, такую ответственную тему можно доверить только профессионалам. Поэтому для вас трудились педиатры, психологи, педагоги, а также другие специалисты. Целью каждого из них было помочь родителям ответить на вопросы, встающие в период ожидания малыша и в первый год его жизни: дать сведения о психическом и физическом развитии, о режиме, кормлении и питании, о том, как ухаживать за ребенком, как определить, здоров ли он, как с ним играть, общаться, как научиться понимать этого маленького, но уже совершенно неповторимого человека, как радоваться с ним и вместе познавать мир.
В книге пять частей. Первая посвящена взаимоотношениям двух любящих людей, тому, насколько он и она готовы стать родителями, понимают всю ответственность, с которой должны подготовиться к встрече с малышом. Вторая часть рассказывает о сложном и интересном периоде, когда в жизни двоих появляется третий, со своим темпераментом и настроением, способный чувствовать отношение к себе и «рассказывать» об этом. Очень небольшой, но по значимости важнейший период новорожденности – от момента, когда малыш громким криком заявляет о своем приходе в мир, до полутора месяцев – описан в третьей части. Здесь же вы узнаете о психическом развитии ребенка от полутора месяцев до года. Родителям тех детей, которые испытывают проблемы со здоровьем, будет полезно прочитать четвертую часть. Завершает книгу пятая часть, в ней речь идет о том, насколько важна для любознательного малыша атмосфера его дома, с которого начинается познание мира и ощущение своей значимости в нем.
Многих родителей интересует вопрос: как создать такую атмосферу в семье, чтобы малыш чувствовал себя уютно и уверенно? Ответить на него вам помогут советы, помещенные в рубрике «На приеме у психолога», где также объясняется, почему взрослым необходимо научиться уважать и понимать друг друга, не бояться откровенно делиться своими страхами и сомнениями. Другие рубрики: «Азбука для пап и мам», «Секреты психологии», «Полезные советы», «Поиграйте с малышом» – предназначены для того, чтобы взрослые могли лучше понять мир ребенка и те процессы, которые он переживает в своем развитии.
«Развитие личности ребенка от рождения до года» является первой в настоящей серии. В последующих книгах мы расскажем о том, как развиваются все жизненно важные системы ребенка в периоды от года до трех, от трех до пяти лет, от пяти до семи, от семи до одиннадцати и от одиннадцати до шестнадцати. Чем обусловлено такое деление по возрастам?
Каждый человек в течение своей жизни переживает кризисные периоды, предшествующие наступлению новых этапов в его развитии (физическом, эмоциональном и т. д.). Такие кризисы, отделяющие один этап от другого, начинаются еще в детстве, причем каждый из них связан с подготовкой ребенка к определенным видам деятельности, получившим в психологии название ведущих.
Так, ведущим видом деятельности первого года жизни является непосредственно-эмоциональное общение. В период от года до трех на первый план выходит предметно-манипулятивая деятельность. В следующий период актуальной становится сюжетно-ролевая игра, которая постепенно уступает место учебной деятельности. Учебная деятельность в свою очередь сменяется интимно-личностным общением. А далее наступает период зрелости.
Каждая книга отражает сущность рассмотренного в нем возрастного периода, основные психические новообразования и проблемы этого возраста, включая медицинские и педагогические аспекты. При этом все они взаимосвязаны, линия одной темы находит логическое продолжение в следующем томе, и наоборот, более старший возраст требует обращения к более раннему периоду.
Непосредственно-эмоциональное общение, свойственное возрасту, о котором идет речь в этой книге, характеризуется особой, никогда более не повторяющейся атмосферой эмоционального контакта матери, а также других близких взрослых и ребенка. От того, каким будет это общение, во многом зависит дальнейшее развитие малыша и его становление как личности. Поэтому весь том построен на принципах взаимосвязи «ребенок – семья».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
(рецензий 15 / оценок +46)
Понравилось? Да
|
Рейтинг: +7
Возможно, для кого-то книга стала полезной, но не для меня…
Несколько идеи из начальных глав, которые для меня стали индикаторами низкого качества текста:
– нельзя (почему???) отказываться от помощи родственников и друзей (удивительно, что психолог не в курсе, что на первом месте должно стоять психологическое спокойствие мамы и, соответственно, ребенка, а не родственников);
– родители должны руководствоваться в воспитании двумя вещами – (1) требовать от ребенка только то, что он может, и (2) слушать желания и понимать интересы ребенка (Вас не смущает такая последовательность???)…
Книгу пока не дочитала до конца, но начало не впечатлило…
Up: книгу дочитала, и оценку понижаю – книга не просто бесполезная, местами она просто вредная и ужасная.
Еще примеры:
– раздел о массаже – общие слова на три четверти страницы (хотя как здорово было бы почитать больше о простых техниках массажа малыша), зато об аутизме намного больше устаревшей неверной информации (пишут, что это умственное расстройство, требующее медикаментозного лечения, хотя интеллект часто сохранен, а закалывают аутистов только в странах с отсталой медициной);
– раздел о питании мамы тоже не выдерживает критики. На мой взгляд недостаточно описать все витамины, надо бы сказать, чего мы в достатке получаем из пищи, а что надо принимать дополнительно (например, витамина А более чем достаточно в пище, и его передозировка вредна для ребенка; прием кальция тоже должен быть оправдан – ранее окостенение косточек черепа, например, очень нежелательно), ну и т.д.
Понравилось? Да
|
Рейтинг: +1
Возрастная аудитория:
От 18 лет
Книга, которую я советую прочитать всем будущим родителям, желательно, еще на этапе планирования беременности.
При своем небольшом размере это издание собрало под обложкой очень широкий круг тем, начиная от психологических особенностей семьи и основных идей перинатальной психологии и заканчивая значением фольклора в воспитании ребенка, организацией безопасного пространства для разного возраста малыша и рекомендациям по питанию во время беременности.
Все темы описаны достаточно подробно, понятно, без лишней “воды”. В целом, подход довольно современный, хоть и встречаются вкрапления “совкового” наследия, что, возможно, имеет свои плюсы – можно познакомиться и с такой точкой зрения.
Есть очень полезные таблицы по развитию ребенка, описания игр с малышом на разных этапах его взросления, много практичных советов по организации быта новоиспеченных родителей и уходу за ребенком.
Конечно, идеальных “родительских” книг не существует, но эта однозначно стоит внимания.
P.S. А я уже заказала следующую часть серии, т.к. через месяц ребенку исполняется год, и хочется быть “во всеоружии” 😉
(рецензий 10 / оценок +26)
Понравилось? Да
|
Рейтинг: 0
Возрастная аудитория:
От 18 лет
Одна из немногих книг психологов, которую можно советовать молодой семье (и маме и отцу). Охватывает период от планирования ребенка до годовалого возраста. Книга от психологов, поэтому ждать практических советов о массаже и купании в ней не стоит. Акцент делается на том как развивается личность ребенка, что на него влияет на затрагиваемых этапах (планирование, беременность, роды, первый год жизни). Как родителям помочь ребенку, к каким последствиям могут привести ошибки или просто неосознанное поведение… Написана простым языком, с ссылками на источники, но без научных подробностей..
Понравилось? Да
|
Рейтинг: +1
Книга может быть полезна очень молодой маме, совсем без житейского опыта в качестве развлекательного чтения. Много общих рассуждений, практических советов почти нет. Половина книги про период ДО РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА, создание семьи.
Например, в разделе “Массаж” нет конкретных советов, но есть информация по времени, полезности и указание на то, что нужно посоветоваться со специалистом. В остальных разделах то же самое.
Жалко потраченных денег.
(рецензий 659 / оценок +757)
Понравилось? Да
|
Рейтинг: +1
Качество иллюстраций:
10
Возрастная аудитория:
Общая аудитория
Очень полезная книга!Читается легко!Можно читать и перечитывать!
Понравилось? Да
|
Рейтинг: 0
Отличная книга отличного содержания! Одна из немногих книг о психологии детей, которую приятно читать и перечитывать. Интересная подборка теоретических знаний прекрасно приправлена практическими историями из жизни. Книгу нужно читать не только мамам, но также папам (а в идеале и бабушкам-дедушкам).
Кстати, это едиственная книга, которую отец моего ребенка прочитал добровольно, да еще после этого несколько недель строил планы “куда плыть дальше”… теперь заказали все оставшиеся книги серии. Надеюсь, что они также оправдают наши ожидания.
(рецензий 114 / оценок +523)
Понравилось? Да
|
Рейтинг: +9
Побоялась заказывать сразу все книги этой серии. Заказала сначала две эту и от года до трех. Боялась потому, что очень меня напрягало название серии “авторитетные психологи” . Объясню почему. Мне казалось, что книга будет читаться тяжело. Но как же радостно обмануть свои ожидание и в очередной раз понять, на сколько мышление стереотипно.
Книга очень легко читается. С читателем авторы ведут интересный диалог. Рассказывая по порядку о всех этапах семейных отношений, психологическом, физическом развитие ребенка. Вообщем это книга в любом случае будет интересна родителям, лучше всего будущим. Конечно объем небольшой и темы раскрыты не все подробно. Если уже многое читали и ранее тогда будет понятно о чем автор говорит, но это просто все невозможно описать в одной книге. Например, автор пишет о том, что ребенку будет обидно, если в утробе девочка, а ждут и желают мальчика. Но не на какие конкретные факты и исследования нет ссылок. Поэтому это вроде и так понятно, а с другой стороны звучит как-то наивно. Рекомендовать можно и нужно. Но не как единичное пособие, а как одно из, стоящих на “родительской полке”. в дополнение можно взять Сирсов и Сью Герхард “Как любовь формирует мозг ребенка” и обязательно, если найдете в продаже, а можно и в библиотеке Януш Корчак “Как любить ребенка” даю ссылки
(рецензий 9 / оценок +24)
Понравилось? Да
|
Рейтинг: 0
Прекрасная книга для тех, кто собирается стать родителем или только что им стал. Особенно ее полезно читать перед тем, как только вы начинаете планировать пополнение, т.к. психология развития личности ребенка начинается именно с этого момента. Книга содержит много примеров и ситуация для самостоятельного изучения, что несомненно делает читателя не только наблюдателем, но и действующим героем ситуаций. Информация в книге будет полезна нетолько будущим родителям, но и бабушкам и старшим детям. книге также приводятся примеры первых игр и различные варианты занятий с крохой.
(рецензий 24 / оценок +44)
Понравилось? Да
|
Рейтинг: 0
Покупая книгу, даже не догадывалась, что она так затягивает.
Книга содержит ряд полезной информации и для молодой семьи, которая только планирует малыша. Раскрыто очень много вопросов, которые взрослый человек, родитель никогда бы не задал себе, что, безусловно радует. Так как все мы люди разные и мыслим по разному, имея возможность что-то важное упустить!
Написана понятным и грамотным языком. Поразил круг специалистов, написавших это “чудо”! Если и начинать повышение своей психологической грамотности в области детской и семейной психологии, то только с нее!
Качество бумаги тоже порадовало. Приятно взять в руки и глаза радует.
(рецензий 17 / оценок +25)
Понравилось? Да
|
Рейтинг: +1
Замечательная книга. Ее лучше приобрести еще до рождения малыша! Причем еще на этапе создания семьи))) В книге помимо интересной информации также предлагаются игры с малышом. Есть приложение с критериями развития в определенный период. Есть предметный указатель.
В книге 5 частей
1. семья, где двое – ты и я
2. жизнь до рождения
3. самый важный – первый год
4. здоровье до рождения и в первый год жизни
5. малыш и цивилизация.
(рецензий 428 / оценок +994)
Понравилось? Да
|
Рейтинг: +1
Полезная книга, помогающая лучше понять себя, ребенка, и как действовать в определенных ситуациях.
Странички белые, но немного просвечивают.
Добавляю фото:
Источник
К оглавлению по материалам книги:Развитие личности ребёнка от рождения до года /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2003.В начале беременности женщины периодически чувствуют усталость, сонливость, резкие перепады настроения от радости к негодованию, от смеха к слезам. А еще токсикоз, страхи перед будущим… Все это вызвано гормональной перестройкой организма, на которую уходит немаж) сил. А значит, будущей маме требуется полноценный отдых, питание и условия для хорошего настроения. Период беременности, продолжающийся примерно 9 месяцев, начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается родами. Его принято делить на три неравных части: 1. Стадия яйца (предзародышевая) – продолжается от нуля до двух недель 2. Стадия зародыша (эмбриональная) – охватывает период с трех недель до конца второго месяца развития. 3. Стадия плода (фетальная) – начинается с третьего месяца развития и заканчивается появлением признаков родовой деятельности. На первой стадии яйцо можно разглядеть только под микроскопом. Позднее будущий ребенок размером и видом напоминает червячка, затем рыбку, птенчика и только потом приобретает все признаки млекопитающего. Рассмотрим, что происходит в различные стадии беременности, что при этом чувствует женщина, чего должна опасаться, а что способствует благополучному развитию будущего ребенка. I. Стадия яйца начинается с оплодотворения в маточной трубе яйцеклетки сперматозоидом, после чего она именуется яйцом. Путешествие яйца по трубе в полость матки длится 3-4 дня. Еще несколько дней необходимо для того, чтобы яйцо нашло подходящее место и внедрилось в стенку матки. Если оплодотворенной яйцеклетке не удается удержаться в слизистой оболочке, менструальные выделения начинаются на седьмой-восьмой день после зачатия. При этом женщина может даже не подозревать, что короткое время была беременной Если же яйцо проникло в стенку матки и закрепилось там, развитие будущего ребенка продолжается. При этом происходит выработка особого гормона, задерживающего менструацию. Яйцо к этому времени состоит уже из 120-200 клеток, и процесс их деления непрерывно продолжается. Из части клеток формируются зачатки органов и тканей будущего малыша, из другой – околоплодный пузырь, плацента, пупочный канатик. К моменту, когда запас питательных веществ в яйце заканчивается, плацента начинает функционировать и через пупочный канатик поступают питательные вещества и кислород из крови матери. Начало работы плацентарной системы приходится на конец второй недели развития оплодотворенной яйцеклетки и знаменует переход стадии яйца в стадию зародыша, достигающего к этому времени примерно 0.5 миллиметра. Задержка менструации – один из самых ранних признаков наступившей беременности. Впрочем, нужно помнить, что причин, вызывающих задержку, существует много. В любом случае отсутствие месячных в ожидаемый срок – серьезный повод для обращения к врачу, но не сразу, а на шестой-восьмой неделе вероятной беременности. До этого результаты обследования еще не позволяют дать однозначный ответ. Однако, не дожидаясь подтверждения, что оплодотворение произошло, женщина должна еще строже придерживаться правил того, что называется здоровым образом жизни. Полезно пребывание на свежем воздухе, полноценные, но не чрезмерные физические нагрузки. Питание должно быть разнообразным, богатым витаминами, минеральными солями, следует учитывать климатические условия, характер труда беременной. Желательно Постепенно переходить к режиму питания, по которому приемы пищи становятся чаще, а количество, вернее объем, принимаемый за один раз, сокращается. Курение опасно для вашего здоровья, а у 6удущего ребенка вызывает кислородную недостаточность. Важно помнить о токсическом влиянии алкоголя на развивающийся организм. Применение лекарств должно быть сведено к минимуму. Ecли вам назначает их врач и настаивает на проведении курса лечения, необходимо сообщить ему о вероятной беременности и попросить учесть это. Близкие, особенно муж, должны стараться поддерживать у женщины хорошее настроение, оберегать от психотравмирующих ситуаций. Важно остерегаться контактов и тем более работы с токсическими веществами (лаками, красками, бензином и т. п.). Желательно освободить беременную от уборки сильно запыленных помещений, так как это может вызвать нежелательные аллергические реакции. В то же время не нужно относиться к беременной как к больной, создавать какой-то особый, «тепличный», климат, отстроить от решения семейных, житейских, производственных проблем. Гормональные изменения, происходящие в организме женщины в первые недели беременности, как правило, понижают половое влечение. Можно предположить, что это защитная реакция. Ведь на ранних этапах беременности частые оргазмы могут спровоцировать самопроизвольный аборт. Практика показывает, что, к сожалению, некоторые беременные недостаточно внимательны к требованиям гигиены, поэтому несколько слов по данному поводу уместны. Ежедневно нужно стоя принимать душ (не ванну!), пользуясь индивидуальными мылом, мочалкой, полотенцами. Даже с мужем не следует делиться этими предметами туалета. Вода не должна быть ни слишком горячей, ни ледяной. Сауну, русскую парную в первые недели беременности лучше не посещать. Разумеется, ежедневно необходимо менять белье, которое должно быть сделано из мягких натуральных (не синтетических) тканей. 2. Стадия зародыша продолжается с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. За это время происходит анатомическое и физиологическое разграничение различных систем и органов. Зародыш свободно плавает в уже хорошо сформированном околоплодном пузыре в жидкости, температура которой постоянна. Дискообразная плацента уже функционирует, однако ее развитие еще не закончено. Зародыш связан с плацентой пупочным канатиком, содержащим вену и две артерии. Через вену к развивающемуся организму поступают питательные вещества и кислород, через артерии удаляются шлаки. Скорость деления клеток на этой стадии возрастает, и они образуют три так называемых «зародышевых листка». Из наружного формируются в дальнейшем кожные покровы, волосы, кожные и молочные железы, роговица глаз, эмаль зубов, а также нервная система с органами чувств и дыхательная система. Из среднего – скелет, мышцы, сердечно-сосудистая система, кровь и органы кроветворения. Из внутреннего развиваются органы желудочно-кишечного тракта и пищеварительные железы, как мелкие, расположенные в стенке желудка и кишечника, так и крупные, такие как печень и поджелудочная железа. Развитие органов и систем зародыша происходит по жесткой, генетически заданной программе в строгой очередности. На третьей неделе отсутствие месячных еще больше убеждает женщину в том, что она беременна. Размер зародыша в это время не достигает 1 миллиметра, однако у него уже бьется то, что потом станет сердцем. Из наружного листка начинают формироваться спинной и головной мозг, которые очень чувствительны в этот период к химическим и физическим воздействиям. На четвертой неделе продолжают совершенствоваться сердечнососудистая и нервная системы. Зародыш достигает уже 4 миллиметров в длину, и у него появляются зачатки ручек и ножек. На пятой неделе пока еще смутно вырисовываются черты лица: глазные впадины, нос, верхняя губа, ушные раковины. Вредные воздействия в этот период могут привести к тому, что малыш появится на свет с расщелиной верхней губы (так называемая «заячья губа»). Развиваются головной и спинной мозг. Уже можно насчитать до 10 позвонков. На шестой неделе плацента уже закончила свое формирование. Зародыш достигает в длину почти 11 миллиметров. На лице уже хорошо различимы глаза, нос, верхняя и нижняя челюсти, ушки. Заканчивается формирование позвоночника, «эскиз» скелета выполнен хрящевыми тканями. Продолжают расти руки и ноги, но пальцев аз них еще нет. На седьмой неделе все органы продолжают совершенствоваться. В сердце появляются перегородки. Нарушение этого процесса в результате вредных влияний чревато пороками сердца у новорожденного. Ученым удалось зарегистрировать биоэлектрическую активность головного мозга зародышей на этом этапе развития. Начинают образовываться зачатки мужских и женских половых желез. Восьмая неделя – заключительная на этой стадии. Длина зародыша к ее концу достигает 3 сантиметров. На этой неделе органы и ткани зародыша отличаются особо повышенной чувствительностью к повреждающим факторам. Черты лица становятся всё более четкими, он умеет открывать и закрывать рот. На конечностях появляются пальчики; в хрящевых тканях скелета – костные клетки. У мальчиков формируется половой член. Таким образом, к концу этой стадии основные органы и системы будущего ребенка сформированы, далее они будут совершенствоваться, приобретать новые функции. Зародышевая стадия заканчивается, зародыш становится плодом. На второй стадии сомнений в том, что беременность наступила, уже нет. Помимо прекращения менструаций появляются другие косвенные признаки. Увеличиваются и темнеют окружности сосков, становятся больше и сами молочные железы. Веснушки (если они есть) проступают ярче, могут появиться новые. Часто отмечается повышенная потливость. Уже на ранних сроках беременности женщины часто становятся сонливыми, иногда жалуются на слабость. Настроение у них часто меняется без существенных на то причин. Аппетит обычно несколько повышается, но может быть и сниженным. Изредка возникает желание съесть какой-то определенный продукт. Если нет особых противопоказаний, этим прихотям следует потакать. Обоняние у беременных становится острее. Некоторые ранее спокойно переносимые запахи могут в этом состоянии восприниматься как неприятные. Не стоит беспокоиться по поводу учащения мочеиспускания. Это не признак воспаления мочевого пузыря, а следствие усиления обменных процессов, кровенаполнения органов малого таза. На пятой неделе матка начинает заметно увеличиваться в размерах. В это время некоторых беременных часто по утрам беспокоит тошнота, иногда, возможно, и рвота. Все перечисленные изменения есть проявления сложного взаимодействия организмов женщины и зародыша, не выходящие за пределы нормы. Наблюдения немецких ученых показали, что ритм сна и бодрствования беременной женщины во многом повторяют новорожденные и изменить его потом бывает почти невозможно. Если хотите, чтобы ваш будущий ребенок спал по ночам, сами откажитесь от ночных бдений во время беременности. Если беременность протекает без осложнений, то на этой стадии можно возобновить половую жизнь. Однако интенсивность ее должна быть умеренной. Полное воздержание рекомендуется в периоды, которые соответствовали бы месячным, если бы не наступила беременность. Во время полового акта лучше использовать позы, при которых на живот женщины (а значит, и на будущего ребенка) не оказывалось бы сильного давления. При появлении у беременной неприятных или болезненных ощущений половой акт следует прервать. Утренняя тошнота, о которой уже упоминалось, неприятное явление, но с ней можно справиться. Не спешите принимать лекарства! Попробуйте поменьше пить, сделать приемы пищи еще более частыми, а порции уменьшить. Если тошнота чаще отмечается утром и днем, большую часть суточного рациона лучше съедать во второй половине дня. При появлении тошноты не следует стремиться вызвать рвоту, так как облегчения это не принесет. Лучше лечь на спину, съесть пару соленых маслинок, расслабиться и слегка помассировать себе живот по часовой стрелке. У большинства беременных женщин утренние рвоты без всякого лечения обычно прекращаются к четвертому месяцу беременности. Не нужно излишне волноваться по этому поводу. Однако если тошнота приобретает упорный характер, часто переходит в многократную рвоту – без врача не обойтись. Не стоит заниматься самолечением, пользоваться сонетами некомпетентных людей. Беременной женщине нужно следить за ежедневным опорожнением кишечника. При задержках стула рекомендуется пользоваться естественными слабительными: кисломолочными продуктами, свеклой, черносливом. Клизмы лучше не ставить. В основном же на этой стадии остаются в силе рекомендации данные ранее относительно образа жизни, личной гигиены, питания. Постоянный профессиональный контроль за здоровьем осуществляется врачами женских консультаций. Результаты проведенных гинекологических исследований влагалищных мазков, мочи на хориалъный гонадотронин (гормон) достоверно подтвердят наличие беременности. Состояние здоровья оценивается с помощью клинического осмотра, общих анализов крови и мочи, исследования свертывающей способности крови, исследований на выявление инфекционных заболеваний. Лучше не медлить с постановкой на учет в женской консультации! 3. Стадия плода охватывает период с начала третьего месяца беременности до начала родов. В течение этого времени органы в системы будущего ребенка совершенствуются, тренируются, осваиваются новые функции. На третьем месяце черты лица плода вполне определились: глаза прикрыты веками, хорошо сформированы нос и уши. Срастаются (или под влиянием вредных воздействий не срастаются) половины верхней челюсти. Плод уже умеет гримасничать. Специальными исследованиями было обнаружено, что мимика плода отражает изменение лица егo мамы во время смеха или плача. Каждый день он выпивает некоторое количество жидкости, в которой плавает, совершая при этом глотательные движения. Продолжается окостенение скелета, развитие мышечной системы. Руки настолько вырастают, что плод может дотронуться пальчиками до головы и даже поцарапать себя твердыми длинными ноготками, умеет сжимать кулачки. Ему все еще просторно в околоплодном пузыре, ведь его длина составляет в начале третьего месяца всего 7 сантиметров. Это позволяет плоду свободно плавать, совершая хаотичные движения руками и ногами, крутя головой, тренируя тем самым свои мышцы. Мать еще не ощущает эти движения. Продолжает развиваться центральная нервная система. Головной мозг уже разделен на два полушария, мозжечок. Хорошо сформированы сосуды и сердце. Совершенствуются желудочно-кишечный тракт, печень. Развиваются почки, эндокринные железы. У мальчиков увеличивается в размерах половой член, образуются мошонка и яички; у девочек – влагалище, матка, маточные трубы. К концу двенадцатой недели с помощью ультразвукового исследования можно установить пол будущего ребенка. За этот месяц малыш вырастает на 1,5-2 сантиметра. На четвертом месяце на лице появляются брови. Продолжается окостенение скелета, развитие мускулатуры. Плод много двигается, может сосать свой палец. Кожные покровы имеют несколько слоев. Усложняются функции различных систем организма. При помощи электронной микроскопии установлено, что структура нервных клеток мозга плода этого возраста почти такая же как у новорожденных. Уже хорошо можно прослушать через брюшную стенку беременной женщины сердцебиения плода, частота которых достигает 120- 150 ударов в минуту. К концу четвертого месяца длина плода составляет около 20 сантиметров, уже становится заметным увеличение живота у беременной. На пятом месяце рост плода продолжается. В околоплодном пузыре ему уже не так свободно, а его двигательная активность возрастает. На третьей неделе пятого месяца женщина, беременная впервые, начинает ощущать эти движения. Повторно беременные замечают их дней на десять раньше. Вначале движения очень слабы, Женщины могут путать их с сокращениями собственных мышц. Позднее движения плода становятся все интенсивнее, их уже ни с чем не спутать. Первая регистрация матерью движений плода – важный признак, позволяющий довольно точно вычислить дату предстоящих родов. К концу пятого месяца беременности вес плода почти 400 граммов, длина – 30 сантиметров. На шестом месяце на кожных покровах плода образуются особый сосковидный налет, предохраняющий его от постоянного воздействия околоплодных вод затем служащим своеобразной смазкой при прохождении родовых путей. На подушечках пальцев образуются кожные узоры. Их рисунок уникален. Плод умеет открывать и закрывать глаза. В этот период в основном завершается образование клеток коры головного мозга. Их утрата под воздействием каких-либо повреждающих факторов восполняется. Всю жизнь человек живет с тем количеством клеток, которое сформировало кору головного мозга к этому времени. Движения плода становятся более дифференцированными. Наблюдая за ними при помощи ультразвукового исследования, немецкие ученые научились по положению рук определять, в состоянии бодрствования или сна находится плод. Органы и системы плода продолжают развиваться, осваивать новые функции, по еще недостаточно совершенны и не способны поддерживать жизнь вне утробы матери. За шестой месяц рост плода увеличивается на 5-7 сантиметров. На седьмом месяце все тело плода покрывается нежными пушковыми волосками. Последние недели прибавка веса идет в основном за счет подкожно-жировой клетчатки, обеспечивающей после родов поддержание стабильной температуры тела. Все важнейшие системы организма достаточно развиты и могут, хотя и с большим трудом, при особом уходе, поддерживать жизнедеятельность младенца вне материнского организма в случае преждевременных родов. К концу седьмого месяца вес плода достигает в среднем 1.5 килограмма, а длина тела – 40 сантиметров. На восьмом и девятом месяцах темп роста плода снижается. Он уже настолько велик, что в околоплодном пузыре ему тесно. В этой ситуации наиболее выгодным положением, обеспечивающим максимальную подвижность в воронкообразной матке, является положение вниз головой. Нормально развивающийся плод принимает его. Головное предлежание наиболее благоприятно при родовспоможении, К концу девятого месяца организм плода настолько совершенен что наконец готов к неутробной жизни. Нежные волоски остаются только на предплечьях. Их выраженность и распространенность по всему телу могут косвенно свидетельствовать о недостаточной зрелости плода. Итак, на сороковой неделе вес плода достигает в среднем более трех килограммов, а длина тела – более 50 сантиметров. Дальнейший рост становится опасным для жизни матери! К оглавлению |
Источник