Развитие личности ребенка на современном уроке

Развитие личности ребенка на современном уроке thumbnail

Доклад на тему:

«Современный урок – урок развития личности обучающихся»

Выступление на методической площадке «Открытый урок», август, 2017.

Подготовила заместитель директора УВР, учитель физики ЧерепковаИ.В.

Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс

сделать этот шаг.

К. Д. Ушинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;

  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

  • ограниченность общения со сверстниками.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Изменение требований к образовательному результату по ФГОС:

  • Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания);

  • Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД; управление своей деятельностью, самостоятельность; речевая деятельность, навыки сотрудничества; работа с информацией; сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.);

  • Личностные (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка; мотивация; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков и т.д.)

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока – основной формы организации обучения.

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:

  • Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности

  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Урок в режиме деятельностного подхода

Формулирование темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Читайте также:  Как наверстать упущенное в развитии ребенка

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

Учитель оценивает работу на уроке

Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

Как подготовить современный урок?

В современных условиях, когда объем научной информации огро­мен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных тре­бований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора ме­тодов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.  

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и раз­вития;

  • выделение в содержании урока и темы главного, существен­ного;

  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обу­чения;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

Структурные элементы урока:

  1. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

  2. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.

  3. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.

  4. Коммуникация.

  5. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

  6. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Существуют Примерные структуры к каждому типу урока по фГОС

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованием ФГОС  может  помочь  технологическая  карта  урока.

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать

эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее – УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта позволяет:

  • увидеть учебный материал целостно и  системно;

  • проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;

  • гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;

  • согласовывать действия учителя и учащихся;

  • организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,

  • осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

 Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Диагностическая работа (на выходе): – организация дифференцированной коррекционной работы,

– контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

 Критерии эффективности современного урока.

• Обучение через открытие

• Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

• Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

• Развитие личности

• Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

• Демократичность , открытость

• Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

• Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

• Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

• Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или – выведенное самостоятельно понятие.

• Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Считаю, что современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный ,а также урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

Читайте также:  Развитие ребенка от 3 лет в уфе

Целью  процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется и развивается психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обучения.  Таким образом, можно назвать современный урок – уроком развития личности.

Источник

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках в начальной школе.

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи, стоящие перед школой и учителями. Современная организация обучения предполагает ориентацию «не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Таким образом, приоритетной задачей современной системы образования является развитие личности каждого обучающегося.

Анализируя результаты своей работы, наблюдая за учащимися на уроках, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, оказываются несостоятельными в современных условиях. Поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь способствовать развитию творческой личности, способной самостоятельно мыслить, предлагать оригинальные идеи, принимать смелые, нестандартные решения.

В своей деятельности я использую следующие инновационные технологии:
– проблемное обучение;
– информационно-коммуникационные технологии;
– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;

– формирование критического мышления;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа).

Особенно широко в своей педагогической деятельности я использую метод проектного обучения, который, на мой взгляд, создаёт необходимые условия для развития личности. Использование данной методики способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.

В процессе работы над проектами участники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции. Увеличивается активность учащихся: они начинают больше читать, особенно справочную и специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание. Таким образом, происходит развитие личности.

Ниже представлены несколько проектов, которые были выполнены моими учениками.

Младшие школьники выполняют проекты по следующим темам:

Проекты в 1 классе.

Русский язык.

1). «Скороговорки».

2). «Сказочная страничка».

Литературное чтение.

1). «Составляем сборник загадок».

2). «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

Математика.

1). «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Работа проводится в течение всего полугодия.)

2). «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

Окружающий мир.

1). «Моя малая Родина».

2). «Моя семья».

3). «Мой класс и моя школа».

4). «Мои домашние питомцы».

Проекты во 2 классе.

Русский язык.

1). « И в шутку и всерьёз».

2). « Пишем письмо».

3). « Рифма».

4). « В словари – за частями речи!».

Литературное чтение.

1). « О чём может рассказывать школьная библиотека».

2). « Мой любимый детский журнал».

3). « Мой любимый писатель – сказочник».

Математика.

1). « Математика вокруг нас. Узоры на посуде».

2). « Оригами».

Окружающий мир.

1). « Родной город (село)».

2). « Красная книга», или «Возьмём под защиту».

3). « Профессии».

4). « Родословная».

5). « Города России».

6). « Страны мира».

Проекты в 3 классе.

Русский язык.

1). «Рассказ о слове».

2). «Семья слов».

3). «Тайна имени».

4). « «Зимняя» страничка».

5). «Имена прилагательные в загадках».

Литературное чтение.

1). «Сочиняем волшебную сказку».

2). «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я. Смоленского».

3). «Праздник поэзии».

Математика.

1). «Математические сказки».

2). «Задачи – расчёты».

Окружающий мир.

1). «Богатства, отданные людям».

2). «Разнообразие природы родного края».

3). «Школа кулинаров».

4). «Кто нас защищает».

5). «Экономика родного края».

6). «Музей путешествий».

Проекты в 4 классе.

Русский язык.

1). «Говорите правильно!»

2). «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина».

Литературное чтение.

1). «Создание календаря исторических событий».

2). «Природа и мы».

3). «Они защищали Родину».

Математика.

1). «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».

2). «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

Окружающий мир.

1). Презентация проектов (по выбору).

2). Презентация проектов (по выбору).

Вместе с методом проектов я также активно использую технологию обучения в сотрудничестве. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ученики учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Из своей практики я могу сказать, что ученики становятся друзьями не только во время выполнения общих заданий на уроке, их доброжелательное отношение друг к другу, заинтересованность в успехах других становятся качествами их личности. Ребята стремятся помочь другу, вместе решить проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач.

Читайте также:  13 месяцев ребенок развитие по месяцам

В начальной школе такая технология может применяться почти по всем темам, как и технология проектов. Уже после первого опыта использования метода обучения в сотрудничестве, стало очевидно, что ребята стали активнее. Слабые ученики почувствовали уверенность в собственных силах. Они осознали свою значимость: ведь от их усилий зависит успех всей группы. Все дети, без исключения, сопереживали во время выступления их товарища. Полученная в итоге положительная оценка стала результатом усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к совместному труду и к учению вообще.

В своей практической деятельности большое значение я придаю игровым методам обучения как средству развития личности ребёнка. Игры направлены на развитие у школьников мышления, воображения, внимания и т.д. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

При работе с детьми я использую разнообразные фонетические, лексические и грамматические игры. Вот некоторые из них: «Головы и хвосты», «Умные попугайчики», «Крестики – нолики», «Мешок сюрпризов», «Перепутанные слова», «Угадай-ка!», «Я заметил», «Снежный ком», «Найди пару», «Незаконченный рисунок», «Скрытое предложение», «Лишнее слово» и многие другие.

При работе с учащимися 2-4классов я активно использую технологию развития критического мышления. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Для развития критического мышления учащихся я применяю следующие методы и приёмы:

– Прием «Кластер» позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.

– Метод «Шесть Шляп Мышления» позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу. Ценность метода в том, что учащиеся учатся рассматривать проблемы с различных точек зрения. На мой взгляд, этот метод незаменим во время обсуждения прочитанных текстов. Надевая белую шляпу, ребята пересказывают текст, воспроизводят конкретные факты, события. Желтая шляпа переключает внимание ребят на поиск положительных сторон той или иной проблемы. А вот чёрная шляпа, наоборот, заставляет искать отрицательные стороны этой же проблемы. В красной шляпе ребята высказывают свои чувства, своё отношение к проблеме. Находясь под зеленой шляпой, находят способы решения проблемы. Синяя шляпа предназначена для обобщения.

– Приём «Верите ли вы, что…» позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, развивает умение доказательно обосновывать своё мнение.

– Приём «Синквейн» – это мощный инструмент для рефлексии, который даёт возможность научиться резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

 Работа по развитию критического мышления в процессе обучения в начальной школе позволяет развивать такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Преимущества внедрения информационно – коммуникационных технологий в процесс обучения в настоящее время не вызывает сомнений. Активное использование ИКТ на уроках позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным, способствовать развитию учащегося как личности.  

Прежде всего учащиеся учатся грамотно работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их. Использование ИКТ позволяет развить такие качества как коммуникабельность, умение работать сообща в различных областях. Учащиеся самостоятельно работают над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Кроме того, активизируются психические процессы учащихся, восприятие, память, мышление, активнее происходит возбуждение познавательного интереса.

В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, анимации. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению знаниями.

Я поощряю моих учеников к поиску в сети Интернет 
дополнительной информации с целью расширения общего кругозора обучающихся, рекомендую сайты для самостоятельной работы дома

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе позволяет создать необходимые условия и вести работу, направленную на развитие ребёнка, раскрытие его потенциальных возможностей, талантов, а также становление его самосознания, самореализации.

Источник