Развитие личности ребенка на первом году жизни

Фото: https://pixabay.com/ru

В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.

От рождения до года, норма: доверие к людям.

Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.

Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.

Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.

Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От одного года до трех лет, следующий важный период.

В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.

Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.

Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.

В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.

При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.

Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.

Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.

От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.

Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.

Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.

При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.

Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.

При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.

Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог

Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Источник

Статья:

Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении проблем ее становления – принцип развития. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства.

Характерной психологической чертой ребенка в раннем возрасте является ситуативность поведения. Для малыша одного- двух лет интересно преимущественно то, что находится в поле его зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. При этом он не просто разглядывает предмет, а стремится сразу же действовать с ним. В этом возрасте восприятие и действие неразрывно связаны. Окружающие предметы как будто сами манят малыша, чтобы он открывал их, переворачивал, катал или бросал.

Мышление в этом возрасте протекает не в отвлеченной форме, а в форме действий с предметами, которые ребенок непосредственно воспринимает, которые он держит в руках. Малыш еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, познание окружающего мира осуществляется им путем практических действий с предметами. Такое мышление психологи называют наглядно-действенным .

Еще одна характерная черта психики ребенка раннего возраста – особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в его страстности, импульсивности, в неустойчивости эмоций. И природа, и люди, и вещи – все привлекает и манит к себе малыша, все восхищает его, пробуждает в нем эмоциональный резонанс. Как радостно бросается ребенок к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Он оживленно перебирает игрушки, восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает взрослому, стремясь разделить с ним свое удовольствие. Расставание с любимой игрушкой также вызывает взрыв чувств. То же самое происходит и при встрече или разлуке с близкими. Малыш отчаянно плачет, расставаясь с мамой, и с радостными возгласами бросается к ней, едва увидев ее. Все чувства детей этого возраста выражаются во всей полноте их переживания.

Следует помнить, что для нормального развития чувств ребенка большое значение имеет то, свободно ли он выражает их, или же “уходит в себя”, сдерживает свои эмоции. Если взрослые постоянно подавляют эмоции и чувства малыша, его инициативу в проявлении желаний, это может привести к появлению апатии или, напротив, агрессивных проявлений.

На протяжении раннего возраста поведение ребенка постепенно преобразуется: оно становится все более произвольным и целенаправленным. К трем годам он уже может долго, сосредоточенно заниматься одним делом, например, разглядывать картинки в книжке, показывая на них пальчиком и называя изображения, настойчиво добиваться цели: путем долгих проб открыть коробку со сложным запором, завести машинку. Ребенок все чаще решает умственные задачи не только в ходе непосредственного действия с предметами, но и во внутреннем плане.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности.

Развитие трехлетнего ребенка имеет свои закономерности и особенности. Также необходимо отметить, что этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному. К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи.

Характерными особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений. В это время слова становятся зависимыми составными частями предложения, и таким образом осуществ­ляется переход к флексивной речи. Одновременно отмечаются сохранение и услож­нение предложений, состоящих из цепочки неизменяемых слов.

Ребенок от 2,5 до 3 лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора («когда будет красный огонек, то нажмешь на мячик, а когда будет зеленый — не будешь нажимать»). Толь­ко к 3,5-4 годам ребенок может выполнить подобную задачу по предварительной ин­струкции, отвлекаясь от случайных влияний.

К трем годам складываются разнообразные харак­теристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и ши­рокому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели. В развитии мыслительной способности важную роль играют речь и практическая де­ятельность ребенка.

Психическое развитие в процессе непосредственного практического взаимодей­ствия с объектами внешнего мира позволяет ребенку не только накапливать разно­образную и все более усложняющуюся информацию, но и становиться субъектом по­знавательной и практической деятельности. В преддошкольном возрасте закладыва­ются существенные компоненты субъективной структуры деятельности в виде способов ее осуществления, которые на начальном этапе включают элементарные орудийные и неспецифические манипулятивные действия с предметами. Другой су­щественный компонент субъекта деятельности, заключающийся в программирова­нии и реализации намеченных последовательных действий для достижения цели, также начинает возникать в преддошкольный период в связи с усвоением и выполне­нием элементарных инструкций взрослых, в которых в качестве цели выступает пер­цептивный эффект (например, зажигание лампочки). Эту начальную форму можно рассматривать как объектно-субъектную, поскольку проявление самостоятельности ребенка есть результат его непосредственного сотрудничества со взрослыми. Но со­циальное формирование человека не ограничивается генезом субъекта общения, по­знания и практической деятельности. Оно проявляется также в том, что в преддо­школьном возрасте создаются предпосылки для развития личности .

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходя они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, благодаря которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни .

Формирование личности в раннем возрасте связано со станов­лением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, от­кликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит пре­вращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, то есть сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к сущест­ву, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возни­кает упомянутое выше психологическое новообразование «Я».

Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двух­летние дети умеют уже подчинять поведение других людей своим требованиям, осознают свои возможности в оказании влияния на них, демонстрируя при этом определенные волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения «мне», «ты», по-видимому, осознавая различие между собой и окружающи­ми людьми. К трем годам у детей появляется представление о мыш­лении как о процессе, происходящем в их голове и скрытом от окру­жающих людей. На третьем году жизни, выполняя какое-либо дей­ствие, ребенок описывает его, причем чаще то, что делает сам, а не другие люди.

С появлением самосознания постепенно развивается способ­ность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека [18]. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, об­нять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Пси­хологическое состояние другого человека способны понять уже двухлетние дети.

В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдер­живать свою агрессию, быть послушным. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удов­летворение, а при несоответствии — огорчаются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им поче­му-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.

При переходе со второго на третий год жизни открывается воз­можность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств — потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей яв­ляется приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прила­гаемым усилиям. Другой признак наличия этой потребности — характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылка­ми на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.

Еще один показатель развития мотивации достижения успехов у детей представляет собой способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собствен­ных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, четвертый показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточно высокой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориентирован­ной на достижение успехов, представляет собой умение различать способности и прилагаемые усилия.

Таким образом, к трем годам складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и широкому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели.

К особенностям развития ребенка в возрасте трех лет можно отнести следующее:

– этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному;

– к трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи;

– особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений;

– ребенок от 2,5 до 3-х лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора;

– складываются разнообразные харак­теристики мыслительной деятельности.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Марина Курбатова
Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Основные новообразования раннего детства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

На тему: «Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Основные новоообразования раннего детства

Выполнил слушатель курсов

по программе

«Психолого-педагогические аспекты

развития и образования

детей раннего возраста»

воспитатель МДОУ № 46

г. о. Электросталь

Курбатова М. А.

Г. Электросталь

2018

Содержание

Введение…3

Диагностика психического развития…. 4

Младенчество, как формирование личности….6

2.1. Кризисный период новорожденности

2.2. Комплекс оживления

Заключение…12

Литература

Введение

С начала нашего века все более усиливается интерес к психологии младенца, нарастает число занимающихся ею исследователей, множится количество публикаций в этой области. Формирование личности – это процесс приобретения личных и социальных качеств человека. Это происходит постоянно, от рождения до смерти. Среди книг велик процент работ, посвященных младенчеству.

Детская психология – наука, занимающаяся изучением психологии ребенка, его поведения, психики и развитии личности. С помощью изучения детской психологии можно узнать о грамотном воспитании своих детей Психическое развитие младенца играют значительную и важную роль в развитие личности. Затронем одну из важнейших и первых стадий психосоциального развития человека – младенчество.

Появление на свет – важное событие в жизни каждого человека, неки й рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка,связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка, новый способ питания, новые температурные условия и т. п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения – это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробнуму образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма. [6]

Глава I. Теоретические основы диагностики психического развития младенца

Психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс. Понимание этого процесса всегда требует анализа не только тех объективных условий, которые взаимодействуют на ребенка, но и уже сложившихся особенностей его психики, через которые преломляются влияния этих условий. Общее понятие о процессе психического развития – это динамика, условия, движущие силы, механизм и основной закон психического развития.

Исторически исследуются два основных групп развития психики: филогенетический и онтогенетический. Филогенез как понятие был введен Э. Геккелем в 1886 г. для обозначения постепенного изменения различных форм органического мира в процессе эволюции. В психологии он обозначает исторический путь развития психики, ее эволюционные изменения.В исследованиях имели место два важнейших направления: одно из них обосновывало биологическую природу и эволюцию психики, второе – социальную природу и сущность психики. Филогенез следует рассматривать в единстве и взаимообусловленности с онтогенезом. Онтогенез тоже пришел в психологию из биологии, но для обозначения изменений, которые претерпевают живые существа от момента рождения до окончания жизни. В онтогенетическом развитии участвуют естественные предпосылки и социальные условия. До сих пор бытует представление, что психика, сознание развиваются во взаимодействии человека с окружающей средой, в обучении, воспитании, овладении общественно выработанными способами действия с предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность. [1]

В онтогенезе психика начинает свое развитие раньше, чем образуются признаки личности. Вначале устанавливается не личность, а естественно-природное тело новорожденного, личностное и психическое развитие начинается позднее.

Психологическое исследование ребенка можно начинать, когда он находится в возрасте от полутора до двух месяцев (ранее в его поведении преобладают различные рефлексы, оценка, которых должна проводиться детскими невропатологами). Ребенок при этом должен быть здоровым, сухим, спокойным, бодрым. Если ему нет еще восьми месяцев, положите его на стол, малыша постарше посадите за детский столик или возьмите на колени. [5]

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, в ней Эриксон описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью – в этом состоит принцип концепции Эриксона [5]

Глава II. Младенчество, как формирование личности

Младенчество – первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний. [6] В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, уверенности и внутренней определенности.

Характерные особенности периода новорожденности:

– Малое различение сна и бодрствования;

– Преобладание торможения над возбуждением;

– Спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная);

– Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается только из-за дискомфорта, вызванную ощущением голода, жажды, холода и др.

Ученые-психологи придают особое значение форме раннего контакта с ребенком сразу после рождения. В первые полтора часа после появления на свет существует критический период, когда «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Взаимное пристальное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание, прикасание способствует появлению особого теплого, интуитивного отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и в долговременном плане оказывает развитие ребенка. [3]

2.1 Кризисный период новорожденности

Причины кризиса новорожденности:

1. Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.Ребенок попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

2. Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции ребенка в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка. [3]

Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности – тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Хотя чувствительность у новорожденных значительно ниже, чем у детей постарше, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая функция у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение – плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете. [6]

В конце первого – начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку качества субъекта общения – обращается к нему, о чем-то спрашивает, комментирует собственные действия. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей-четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт. В возрасте четырех-пяти недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться. [3]

2.2. Комплекс оживления

Комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Комплекс оживления формируетсяпримерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. [9]

Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления – основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Этот комплекс показывает, что у ребенка появилась не только потребность общения со взрослыми, но и появились средства общения. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослыми и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущения взаимности, собственных эмоций со стороны ребенка. Это является ситуацией неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого.

С. С. Харин выделил три этапа формирования комплекса оживления. На первом этапе (1,5 – 3 месяца) сначала последовательно возникают отдельные элементы реагирования, а затем появляется их сочетание как форма ответа на обращение взрослого. На втором этапе (3 – 3,5 месяца) младенец начинает реагировать и на формы обращения взрослого, причем различные обращения вызывают и различные сочетания реакций ребенка – наблюдается соответствие между инициативными действиями взрослого и характером ответов детей. На третьем этапе одно повторное появление взрослого без всякого обращения вызывает у ребенка улыбку и, как правило, двигательное оживление. Здесь уже отдельные элементы комплекса оживления выступают как инициативные действия в ситуации общения. С. С. Харин считает, что на третьем этапе младенец уже предвосхищает обращение взрослого, и эта радость также закрепляется соответствующим поведением взрослого. [2]

Улыбке обычно предшествует глазной контакт ребенка и взрослого.К трем неделям происходит первый глазной контакт: ребенок в течение нескольких секунд сосредоточивается на лице взрослого. Вслед за этим через неделю возникает первая улыбка. [3]

В этих опытах ясно прослеживаются истоки нормального процесса формирования личности – непосредственный, физический контакт с опережающей, позитивно эмоционально окрашенной активностью взрослого, порождающей как реактивные, так и активные формы взаимодействия ребенка с другими. Аномальным в формировании личности на первом году жизни можно считать отсутствие выраженной эмоциональной реакции на эмоционально-положительное обращение взрослого в первом полугодии жизни и отсутствие эмоционально окрашенной активности, направленной на вызов и поддержание общения со взрослыми, во втором полугодии жизни.

Также, в основу диагностики отклонения может быть положен и факт возникновения с пятого месяца дифференцировки реакции ребенка на “своих” и “чужих”. В то время как “свои” вызывают полноценный комплекс оживления, а затем и синтонию, “чужие” вызывают реакцию торможения и избегания. При этом можно говорить о симптоме отклонения в том случае, если у ребенка до конца первого года жизни отсутствует избирательное реагирование на разных взрослых. [2]

С 7-10 месяца у ребенка идет ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или познавательного интереса, является возрастной нормой. В этом возрасте ребенок с готовностью включается в игровой контакт. В ситуациях общения ребенок начинает использовать жесты (протягивать руки, тянуться руками к предмету) К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребенок реагирует не страхом, а робостью, стеснением, интересом.

Также, к 9 месяцам в условиях общения со взрослым ребенок обогащается новыми звуками, интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствий, восклицаний. До этого можно заметить изменение плача на восьмой неделе. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений и т. д.) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать. В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки. От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетание губных, язычных и гласных звуков. Это все называется – доречевой этап развития речи, или же подготовительный. [3]

К концу младенчества развивается и мышление младенцев. Большое значение имеет развитие ориентировки – реакции на новые предметы, стремление их узнать. Время, в течение которого ребенок обследует новый предмет, а также количество анализаторов, которые участвуют в этом процессе – это важный показатель интеллектуального развития младенца. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, тем больше разных качеств он в ней открывает, тес выше его интеллектуальный уровень. [4]

К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения, появляется ползание, затем вертикальная походка. Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Появление первых слов, имеющие характер указательного жеста, понятных только близким, представляет новый прогрессивный способ общения со взрослыми.

Заключение

Первые дни и недели жизни новорожденного – это как бы промежуточный период между внутриутробным и внеутробной жизнью. Ребенок находится в состоянии непрерывной дремоты, сохраняет эмбриональную позу. Но к месяцу многое меняется. Формирование личности у ребенка на самом раннем этапе развития происходит под влиянием общения со взрослыми. Важнейшим новообразованием кризисного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка – улыбка. Первая улыбка возникает на фоне общего удовольствия, но ее психологический смысл не кончается лишь этим. Эмоциональные экспрессии выполняют две функции – выразительную и коммуникативную.

Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденности и начале развития социальных эмоций. Важность комплекса оживления состоит в инициативе ребенка в общении со взрослым, который использует крик, плач для привлечения внимания к себе. Ребенок начинает наблюдать за поведением окружающих людей и подражанием им в раннем возрасте становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности, всплывающие в памяти ребенка образы предметов, на которых фокусируются его потребности. В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от возможных неприятностей в незнакомой обстановке. Чтобы эти эмоции нахо?