Развитие личности ребенка и туризма

Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка.
Зеленская Светлана Ивановна, заведующий,
МБДОУ детский сад № 5 «Колобок» г. Пятигорск
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения – это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным.
В нашем дошкольном учреждении активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повысить их физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности. Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. Детский туризм является эффективным средством гармоничного развития дошкольников. Развитие детского туризма – это одно из перспективных направлений. Начальное овладение туристическими навыками в дошкольном возрасте позволяет привить детям культуру здорового образа жизни. Уникальность детского туризма состоит в том, что заниматься им можно в любое время года. Благодаря этим занятиям у детей дошкольного возраста снижается уровень простудных заболеваний, повышается уровень двигательной активности, а так же позволяет решить ряд психологических проблем.
Занятия детским туризмом хорошо принимается родителями, воспитателями, доступен и понятен детям. Рекомендован для детей с любой группой здоровья, при отсутствии серьезных патологий.
Как и любая деятельность в педагогике, так и работа с детьми по туризму имеет свою ценность. В физкультуре на первом месте мы всегда ставим оздоровительную задачу, следовательно, ценность занятий туризмом в оздоровлении ребёнка можно сформулировать так:
– дети занимаются на свежем воздухе в любую погоду, что способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в естественных условиях. В результате происходит совершенствование всех физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, ориентировки в пространстве. Основных видов движений – ходьбы, бега, ползания, лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии.
Кроме этого, такие занятия имеют и образовательную, в туризме познавательную, ценность:
знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, у них формируются обобщённые представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Воспитательную ценность туристической деятельности можно сформулировать следующим образом:
поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать поступки свои и сверстников. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Коллективные прогулки способствуют формированию детского сообщества, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. В туристском походе вырабатывается самостоятельность, организованность, воля, умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Совместные усилия сплачивают коллектив, учат ребят взаимопомощи и взаимовыручке. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приёмам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю. Физическая и морально-волевая подготовка помогает детям лучше адаптироваться к конкретным условиям. Общение с людьми разных возрастов способствует приобретению детьми коммуникативных навыков. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок в процессе занятий физической культурой и туризмом формируют стойкую потребность ведения здорового образа жизни. Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Цель дошкольного туризма – содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
расширять адаптационные и функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений, развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка-будущего туриста; совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве
при тесном взаимодействии родителей дать им возможность принимать активное участие в прогулках-походах, наполнить этот вид деятельности новым содержанием, что позволит использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников;
способствовать изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.
Дошкольный туризм включает в себя ряд компонентов
Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.
Литература.
Т.П.Завьялова. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “Туристята” (для подготовительной к школе группы). Дошкольное воспитание, – 2003, – №8, с.50-53
Источник
Сферы развития личности ребёнка в рамках туризма.
Изменения в современном нашем обществе, события наряду с определенным прогрессом несут в себе опасность серьезных негативных явлений в среде молодежи. Усиливаются тенденции бездуховности, нестабильности жизни; разрушаются привычные устои, нравственные ориентиры; усиливаются социальные и экологические катаклизмы.
Все эти негативные явления делают актуальными проблемы воспитания подрастающего поколения. Поэтому необходима сфера деятельности способная улучшить, а может быть даже и устранить отрицательные влияния на ребенка, “закалить”, развить его растущую личность (и физически, и духовно). Одной из сфер деятельности, способной повлиять на развитие личности ребёнка в лучшую сторону, безусловно, является туризм.
Функции туризма: Одной из важнейших функций туризма как общественного явления в современных условиях выступает формирование гармонически развитой личности, сознательного и активного члена общества сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма;
Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует формированию всесторонне развитой и физически здоровой личности;
Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни через общение с природой, альтернативой наркотикам и вредным привычкам, воспитанию воли и духовности;
Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует практическому познанию родного края, знакомству с памятниками истории и культуры, с окружающей природой;
Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует организации активного досуга, летнего отдыха учащихся;
Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует формированию экологической культуры;
Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует привитию навыков трудовой, общественной деятельности, поисковой и исследовательской работы, профессиональной ориентации, социальной адаптации.
Туризм выступает как самостоятельная программа “дополнительного образования”, ориентирующая детей на свободный выбор, добровольность, удовлетворение личных интересов, потребностей. Специфика туристскокраеведческой деятельности в развитии Личности заключается в особой позиции ее участников. Эта позиция отлична от позиции “ученика”. Она характеризуется, прежде всего, добровольностью участия в этой деятельности; свободой выбора форм, видов деятельности, конкретных поручений, должностей; субъективно-объективной ролью (ребенок имеет возможность проявить самостоятельность, инициативу, влиять на содержание, результаты деятельности). Освоение этой новой социальной позиции ребенком – важный рубеж в развитии Личности.
Туристско-краеведческая деятельность рассматривается как важный фактор не только сохранения окружающей среды (в широком смысле этого понятия), но и как средство ее воссоздания, познания, улучшения. В основу этой концепции положена идея формирования здорового образа жизни в процессе туристскокраеведческой деятельности, которая учитывает естественные стремления, потребности детей в познании природы, родного края; пробуждает интересы к истории, культуре человечества; удовлетворяет “возрастные” особенности – стремления к романтике, приключениям, потребность “испытать” свои силы, пережить новые состояния , ощущения.
Систему туристско-краеведческой работы с детьми рассматривают как: • обеспечивающую органическое сочетание базового (основного) образования и дополнительного; взаимодействия воспитания и социализации в развитии Личности; • способствующую созданию “новой” социальной среды, в которой ребенок мог бы раскрывать собственное “Я”, реализовать и развить способности, интересы; приобрести полезный жизненный опыт; адаптироваться к современным социально-экологическим условиям; • впитавшую предшествующий положительный опыт воспитательной работы с детьми, лучшие традиции гражданского, нравственного воспитания.
Проблемы в туризме: Но, несмотря на столь широкий спектр воздействия туризма на человека, имеется ряд проблем требующих пристального внимания. Это: 1. отсутствие единой политики государства и органов власти на местах в области туризма, 2. низкая информированность молодежи о целях, задачах, возможностях туризма (поскольку в настоящее время, к сожалению, туризм связывают лишь с заграничными поездками), 3. отсутствие финансирования, 4. дорогое туристское снаряжение, 5. завышенные цены на туристические путевки.
Источник
Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. А. Франс Центральная задача нравственного воспитания – формирование активной жизненной позиции, которая может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и других. С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция формируется и в процессе спортивной деятельности. Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они не мыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю. В обширном арсенале средств дополнительного образования, туризм имеет широкое поле воздействий, обращает на себя все более пристальное внимание именно как комплексное средство развития личности. Это и оздоровительная его направленность, и спортивная сущность. Туризм – средство, позволяющее сформировать и развить интеллектуальные возможности личности. Наконец туризм используется не только как средство активного отдыха, но и как средство развития морально – волевых качеств личности, в том числе формирует нравственную культуру, воспитывает любовь к отечеству, помогает формированию высоких гражданских чувств, чувство долга, товарищества. В течение учебного года воспитанники кружка «Туризм» совершают пешие и велосипедные прогулки по окрестностям г. Сарани, стали участниками экскурсии на близлежащие водоемы, на акватории Саранского водохранилища наблюдали за большими пеликанами, занимались рыбной ловлей. Важно подчеркнуть, что в туристских путешествиях, даже небольших по протяженности и продолжительности, рождаются чувства коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников. Общая цель в походе сближает людей разного возраста. Каждый пройденный километр пути укрепляет уверенность в своих силах, приносит большое моральное удовлетворение. Трудовое воспитание средством туризма заключается в формировании умений и навыков самообслуживания и общественно полезной деятельности. Участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на все время маршрута: ориентироваться и преодолевать препятствия, ставить лагерь готовить пищу, ремонтировать снаряжение, чинить одежду, фотографировать, делать описание маршрута. Благодаря этому турист не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но – учатся проявлять сознательную дисциплину, организованность, согласованность сов действий в работе. Туризм, как никакой другой вид человеческой деятельности, приобщает занимающихся к прекрасному, к природе и обществу, наполняет жизнь духовным содержанием, делает ее красивее, богаче, помогает лучше познать, окружающий мир. Для занятий туризмом необходимо иметь некоторый уровень подготовки, который позволит преодолевать довольно большие расстояния, кроме того, осуществлять пешие переходы необходимо в группе под руководством опытного педагога, который сможет обеспечить интересный отдых и сократить количество проблем, которые могут возникнуть при походе. В ряде случаев руководителю похода необходимо иметь не только навыки для выживания в природной среде, но и уметь управлять коллективом, а также находить общий язык с местными жителями. Наиболее увлекательным для кружковцев стало участие воспитанников в летнем учебно-тренировочном сборе юных туристов, который проходил с 21 по 28 июня в г. Каркаралинске на территории Национального природного парка. В составе Саранской команды были 10 человек, среди них 4 девочки. В течении всего пути участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на все время маршрута: ориентироваться и преодолевать препятствия, ремонтировать снаряжение, чинить одежду, фотографировать, делать описание маршрута, разводить костер, ориентироваться на местности, устанавливали палатки, укладывали рюкзаки. За весь период был пройден маршрут от поляны «Слетов» до озера «Шайтанколь», затем до кордона «Суық-Булақ» и г. Каркаралинск. Всего пройдено около 40 километров с полным снаряжением. Благодаря этому юные туристы не только усваивали элементарные приемы бытового труда, но и учились проявлять сознательную дисциплину, организованность, согласованность совместных действий в работе. В соревнованиях по спортивному ориентированию, которые проходили там же, победила команда в составе: Яицкой О., Белоконь Д., Клюшникова Г., Газимова Р. В заключении сборов, 28 июня, провели соревнования по туристическому многоборью. В личном зачете победителями стали: Клюшников Г. – 1 место, Ненцинский Р. – 2 место, а почетное 3 место заняла Яицкая О, которая опередила многих мальчиков. 26 и 27 июля, на Саранском водохранилище, прошел учебный сбор по водному туризму. Воспитанники осваивали навыки хождения под парусом и владение веслами. Для занятий с детьми туризмом необходимо обязательно знать и учитывать особенности физического развития, а также типа личности и темперамента ребенка. Необходимо знать в какой мере психологические особенности личности благоприятствуют, и насколько препятствует достижению успеха на разных уровнях спортивной деятельности. Воспитательная функция туризма подчеркивает его большие возможности не только для физического и спор¬тивного совершенствования, но и для нравственного, эс-тетического, интеллектуального и трудового воспита¬ния. Притягательная сила туризма, высокие требования к проявлению физических и психических сил представ¬ляют широкие возможности для целенаправленного вос¬питания духовных черт и качеств ребенка. Воспитательная работа в туризме строится на основе принципов целеустремленности, соблюдения высокой культуры общения и поведения, социальной активности, общественно полезной направленности, соответствия туристской деятельности возрастным особенностям, разносторонности туристкой деятельности. Осуществление этих принципов в туризме формирует у детей социально мотивированные потребности и интересы, способствует развитию гармоничной личности. Личность педагога оказывает огромное влияние на воспитательный процесс. Наиболее важными положительными качествами педагога должны быть: эмоциональная стабильность (отсутствие перепадов в настроении или умение скрыть их); целеустремленность в работе; оптимистическая реакция на трудности; последовательность в применении психологического стимулирования (подбадривание, похвала должны использоваться чаще, чем укор и возмущение); способность постоянно поддерживать высокое моральное состояние группы на маршруте и на тренировке; интеллигентность; способность настроить туристов на реализацию своих замыслов; умение не ронять авторитет ни при каких обстоятельствах; способность оказать помощь любой туристской группе, попавшей в аварийную ситуацию. Там, где педагог демонстрирует высокие профессиональные качества, смотрит далеко вперед в планомерной подготовке туристов, вникает в детали жизни своих учеников, постоянно работает с ними, уважительно и требовательно относится к ним, будет хороший психологический и нравственный климат. Формированием социально-психологического климата можно и нужно управлять. Подводя итог всему выше сказанному, можно с уверенностью сказать, что туризм во всех его формах может принести детям: здоровье, умение безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно, знать, а, следовательно, и любить свой город и свою Родину, навыки по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми и многому другому. Трудно найти другой вид занятий для детей и взрослых, где можно было бы получить такой комплекс знаний и умений, как при занятиях туризмом. Туризм как социально-культурное явление, и как спортивная деятельность является эффективным средством духовного и физического развития личности подрастающего поколения, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе. Притягательная сила туризма, высокие требования к проявлению физических и психических сил, все это в сумме представ¬ляет широкие возможности для целенаправленного вос¬питания духовных черт и качеств ребенка. Достиже¬ние воспитательных целей зависит от социальной на¬правленности всей системы воспитания деятельности педагога. Туризм является обширной областью самовыраже¬ния, проявления и формирования определенных способ¬ностей, дарований, таланта, способствует подготовке ребенка к жизненной практике. |
Источник