Развитие личности ребенка главная цель современного образования

Развитие личности ребенка главная цель современного образования thumbnail

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов.

Главная задача государственной образовательной политики Российской Федерации – обеспечение современного качества образования. Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее конечного состояния с состоянием необходимым, или планируемым результатом.

В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано, что «развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Таким образом, приоритетными стали идеи развивающего обучения, целью которого являются прежде всего интересы личности.

В настоящее время человек должен уметь целостно воспринимать мир, видеть и изучать сложные взаимоотношения множества фактов и явлений. Такой взгляд можно развить, опираясь на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметные, межпредметные и внутрипредметные. Создаются условия для формулирования продуктивных заданий, которые нацеливают ребенка на исследование, а значит, не только включают его в активную деятельность, но и способствуют взаимодействию детей друг с другом.

В стандарте говорится, что современная школа должна воспитать “готовность человека к инновационному поведению”. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Мощнейшим стимулом освоения современных технологий, cогласно стандартам второго поколения, становится требование к результату обучения. Например, для развития у младшего школьника умения действовать в новой ситуации нужны особые задания. Концептуальные положения нового стандарта вытекают из главных факторов масштабного характера: глобализации, формирования поликультурного общества, объективных изменений мирового уклада. В эпоху информационной культуры большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции стандарта названо развитие личности ребенка. Только в этом случае нынешний первоклассник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В данной работе автор опирается на опыт работы учителей начальных классов МБОУ СОШ № 4 Майкопского района.

В новом стандарте содержатся требования к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса. В нашей школе собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Классы, работающие по ФГОС, обеспечены мультимедийным оборудованием.

Обучение в начальных классах школы ведётся по программе «Школа России ». Все учителя, работающие в 1-2 классах, прошли курсы повышения квалификации по теме «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях введения ФГОС»

Особое внимание в новых стандартах уделяется оценке достижений планируемых результатов обучающихся.

Как оценивается учебная деятельность младших школьников?

Проведение интегрированных контрольных работ позволило определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи. Все предлагаемые итоговые комплексные проверочные работы, имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.

Анализ результатов проведения комплексной проверочной работы показал, что большинство учащихся имеют базовый и базовый повышенный уровни.

У каждого ученика появилось портфолио. Это некий комплексный портрет, который учитывает все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования обучающегося, которое показывает уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это тоже требования новых стандартов. Большую работу по выявлению личностных качеств обучающихся проводит психолог школы.

Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Во второй половине дня дети с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Внеурочные занятия помогают и в усвоении учебного материала.

В условиях введения ФГОС, в образовательных учреждениях появилось больше возможности для реализации программы духовно-нравственного воспитания.

В процессе изучения различных предметов, в ходе внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обучающиеся приобретают патриотические убеждения и взгляды, глубокие и действенные чувства, учатся гражданственности. Этому надо учить школьников с первых ступеней обучения в школе, через народный фольклор, живопись, искусство. Используя такие формы работы, как: беседы, конкурсы, проекты, выставки, встречи с ветеранами войны и труда, походы, экскурсии, уже в начальной школе ребята знакомятся с историей родного края, культурой, обычаями и традициями.

В своём классе автор работы проводит цикл классных часов «Я гражданин и патриот своей страны», посвящённых знакомству с нашей Родиной Россией, её героической историей и культурой. Классные часы «Россия- Родина моя», «Государственные символами нашей страны», «Мы граждане своей республики», «Моя малая родина», «Вами гордится Адыгея» и другие воспитывают у детей любовь к Родине, дают представления о государственных символах России и РА, знакомят с известными людьми России и Адыгеи.

Читайте также:  Развитие ребенка при беременности третья неделя

Большую роль в патриотическом воспитании обучающихся играет семья. Только совместно семья и школа смогут воспитать настоящих патриотов. Любовь к Родине начинается с любви и уважения своей семьи. Для того чтобы дети больше узнали о своей семье, её родословной, о семейных традициях и ценностях, обучающимся был предложен проект «Семья- источник счастья». Ребята вместе с родителями готовили странички для общего семейного альбома, в которых они рассказали о своей семье. Многие нарисовали семейное древо, отразив в нем свою родословную. Некоторые семьи подготовили презентацию «Моя семья». Ребята с гордостью рассказывали о своих семьях, о семейных увлечениях, о том, как они проводят вместе свободное время, семейные праздники. Благодаря проекту дети узнали много нового о своей семье, о своих предках, о семейных традициях.

Рекомендации родителям и педагогам:

– Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

– Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

– Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенные к ребенку.

– Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

– Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность.

– Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.

– Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.

– В отношениях с ребенком недопустим резкий переход от положительных оценок – к резко отрицательным, от наказующего тона – к задабриванию.

Итак, введение стандарта и системы его сопровождения даст педагогам-практикам ориентиры и приоритеты в области:

– отслеживания достижений целей образования (планируемых результатов);

– отбора содержания образования и организации образовательного процесса;

– организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов.

Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Источник

Дадакина Любовь Дмитриевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

город Березники

dadakinald@mail.ru

учитель начальных классов

Развитие личности ребёнка как основная цель образования в условиях внедрения ФГОС в начальной школе

1слайд. Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования. Важность проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося подтверждается следующими аргументами.

2. слайд Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «портрет выпускника основной школы».

3слайд. Есть такая индийская пословица звучит так: “Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить пить” Почему нельзя заставить его пить? Потому что он не хочет пить или потому что его привели принудительно?

4слайд . Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать? Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

5слайд. Личность, характеризуюет такие качества: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость. Все эти характеристики можно разделить.

6слайд 1.Самоопределение «Учусь успеху» внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка;

2.Смыслообразование «Хочу учиться» мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;

3.Нравственно-этическая ориентация

Личностные «Расту хорошим человеком»

«В здоровом теле здоровый дух!»

«Что такое хорошо и что такое плохо» : ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

Децентрация т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.

7 слайд Существуют разные формы и методы способствующие развитию личностных УУД.

8 слайд Педагогический проект «Шаг к успеху».

Цель: Повысить интерес учащихся к своим достижениям, к активной жизненной позиции в первый год обучения, через оформление портфолио.

Задачи:

Можно наблюдать за собственным успехом, повышается интерес к учёбе и внеурочной деятельности, дети сами контролируют свой успех, видят позитивную динамику развития успехов, родители первые помощники по оформлению портфолио ребёнка.

Проект длится один год с сентября по май 1класс.

9 слайд Актуальность проекта .Большинство родителей запечатлевают различные моменты из жизни ребёнка на фотографиях в семейных альбомах, видеосъёмках, отмечают антропометрические данные (рост, вес). Но порой не замечают внутренний мир детей их интересы, их успехи в первый безотметочный год обучения. Отличным направлением в данной ситуации может стать портфолио ученика, созданное совместно в сотворчестве педагог-ребёнок-родитель.

В процессе оформления портфолио ребёнок постоянно учится общаться, договариваться, творить, создавать. Собирая портфолио можно не только зафиксировать успехи, но и отследить динамику, увидеть положительные стороны ребёнка, наметить пути развития. Качественно оформленное портфолио , предоставит возможность учителю начальной школы ,а впоследствии учителям среднего и старшего звена получить всестороннюю информацию о ребёнке . В сотрудничестве детей, родителей и педагога родители получат наиболее полную информацию о развитии своего ребёнка, педагоги – об интересах и успехах его. Всё это даст толчок к развитию ребёнка,а значит к повышению качества образования.

  1. слайд Ожидаемый результат.

Активность в развитии ребёнка и в жизни первого года обучения. Готовое портфолио в конце первого года обучения.

  1. слайд 1этап подготовительный. На родительском собрании познакомить родителей со схемой оформления и функциях портфолио. Показать готовое портфолио.

  2. слайд 2 этап выполнение проекта.

Проявить творчество в оформлении, зафиксировать успехи детей. Подбор материала к оформлению. Активное участие детей на всех уроках, качественное выполнение работ в прописях, а потом в тетрадях, участие в школьных мероприятиях, городских, краевых, российских. Копилка официальных наград.

  1. Слайд 3 этап результаты.

Подведение итогов проекта.

Презентация портфолио родителям.

Выявление одарённых детей.

  1. Слайд В реализации ФГОС перед учителем стоит основная задача –

    способствовать развитию каждой личности.

    Поэтому важно установить уровень способностей и

    их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь

    правильно осуществлять их развитие.

  2. слайд .Что лучше «давать знания ученикам?» или

    «учить учеников открывать для себя нов

  3. Слайд «Мозг, хорошо устроенный,

    стоит больше, чем мозг,

    хорошо наполненный» М.Монтень

Библиографический список:

1. Цылева Т. В. Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС [Текст] //

Источник

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер.

Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества, для развития которых необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно-манипулятивные занятия, разные виды деятельности.

Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы.

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.

Читайте также:  Введение роль родителей в развитии ребенка

Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.

Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество – ещё одна немаловажная задача.

Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особое внимание надо уделять чувственному познанию мира ребёнком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами, используя систему разнообразных занимательных творческих игр-экспериментов, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей.

И, наконец, формирование эстетического восприятия и вкуса – эта задача играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.

Как добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»?

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

– совершенствовать художественно-творческие способности детей;

– способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;

– развивать умение создавать художественные образы;

– развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому надо использовать систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.

Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание надо уделять познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.

Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.

Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален. Опираясь только на опыт ребёнка, можно пропустить те возможности развития, которые в дальнейшем ничем не восстановить.

Должное внимание уделяется занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.

Также одним из условий является организация развивающей среды, т.е. пространства, открытого для действия личности, в котором педагоги могут отвечать на активность детей собственной активностью, развивая, таким образом, творческую личность дошкольника.

Анализ и изучение опыта деятельности дошкольных образовательных учреждений показывают, что для эффективного протекания процесса развития творческой личности дошкольника необходимо соответствующее руководство со стороны педагога, готового целенаправленно и целостно осуществлять данную деятельность, что возможно только при реализации следующих педагогических функций:

– информационная, включающая умения пользоваться речевой выразительностью, точно и образно излагать материал, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе творческой деятельности;

– организаторская, включающая в себя умения планировать развивающий воспитательно-образовательный процесс, подбирать материал, методы, приемы и средства для содержательной творческой деятельности дошкольников;

– диагностическая, включающая умения определять особенности творческих способностей детей и учитывать это в организации творческой деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности развивающей работы в целом, видеть связи развития творческой личности ребенка с использованием различных методов творческой и познавательной деятельности;

– коммуникативная, которая требует от педагога навыков межличностного взаимодействия с детьми в процессе их совместной творческой деятельности, проявляющихся в умении быть всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым;

– побудительная, направленная на умение возбуждать творческий интерес и фантазию детей, побуждать их к активности и преобразованию.

Таким образом, развитие творческой личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно благодаря созданию развивающей среды, способствующей превращению спонтанной и непосредственной активности ребенка в творческую деятельность и готовности педагога, проявляющейся в обеспечении условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества и поиске новых, творческих решений.

Источник