Развитие личности ребенка fb2

Развитие личности ребенка fb2 thumbnail

Коллектив авторов

Развитие личности ребенка от года до трех. Издание третье

Авторский коллектив

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.

СМИРНОВА Елена Олеговна (Москва), доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института РАО.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), психолог высшей категории.

МИНЮРОВА Светлана Алигарьевна (Екатеринбург), доктор психологических наук, декан факультета психологии Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).

ЗИНЬКОВСКАЯ Светлана Михайловна (Екатеринбург), доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии УрГПУ.

ГУЩИНА Алида Эдмундовна (Вуперталь, Германия), кандидат философских наук, сотрудник Бергского университета (Berhische Universitдt).

ЛЮТОВА-РОБЕРТС Елена Константиновна (Лондон), кандидат психологических наук, детский практический психолог, педагог-психолог школы русского языка.

МОНИНА Галина Борисовна (Санкт-Петербург), кандидат педагогических наук, детский практический психолог, доцент кафедры «Психология» Санкт-Петербургской академии управления и экономики, ведущий специалист Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Дети города».

СТЕПАНОВ Сергей Сергеевич (Москва), доцент кафедры педагогической психологии МГППУ.

ИВАНОВА Екатерина Сергеевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и психофизики Уральского государственного университета им. А. М. Горького.

ЛЕБЕДЕВА Ирина Борисовна (Екатеринбург), кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного базового медицинского колледжа.

ПАТРАКОВ Эдуард Викторович (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Свердловского областного базового медицинского колледжа.

КРИВОЩЕКОВА Марина Сергеевна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, старший преподаватель УрГПУ.

САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Уральского государственного технического университета – УПИ (УГТУ – УПИ), главный редактор издательства «Рама Паблишинг».

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, специалист «Центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних», гештальт-терапевт.

НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), старший преподаватель кафедры организации работы с молодежью УГТУ – УПИ, заместитель директора по научно-методической работе ГБУ Свердловской области «Дом молодежи».

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.

БУЛДАКОВА Любовь Александровна (Новоуральск), педагог-психолог высшей категории.

Благодарность читателям

ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.

Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:

1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.

2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.

3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.

4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.

5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.

Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!

Предисловие редактора

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Книга, которую вы держите в руках, – второй том из серии, посвященной развитию детей от рождения до шестнадцати лет. В наш современный информативный век добыть сведения о развитии ребенка – физическом, психическом, творческом, интеллектуальном – не так сложно, как, скажем, лет двадцать или даже десять назад. Множество специальных изданий по психологии, предназначенные для молодых родителей журналы, Интернет-странички, не только содержащие полезные советы, но и дающие возможность обсудить свои проблемы с другими родителями, – казалось бы, информации более чем достаточно. Почему же мы предлагаем вам прочитать эту книгу?

Пожалуй, нет такого взрослого, который бы, воспитывая ребенка от года до трех, не испытывал тревоги, связанной с развитием и поведением малыша. Едва научившись ходить, ребенок спешит объять этот огромный мир. Взрослые же, порадовавшись вместе с малышом этому важному событию, мысленно ставят новые планки: пора научиться говорить, пора понимать то, что говорят окружающие, пора быть самостоятельным… Таких «пора» можно насчитать не один десяток. Но вот когда должно наступить очередное «пора» и в чем оно выражается – это нередко для родителей тайна за семью печатями.

Авторы этой книги – детские психологи, педиатры, педагоги – предлагают родителям ответы на самые актуальные вопросы, возникающие в период воспитания малыша от года до трех лет. Что происходит с ребенком в этот период, как он воспринимает этот мир, какими видит нас, взрослых, как объяснить его «нестандартное» поведение, как помочь развить все те качества, которые в итоге помогут ему стать личностью? Ответы на эти и многие другие вопросы содержатся в пяти частях книги. Расскажем о них подробнее.

«Раннее детство – открытие большого мира» – первая часть книги, которая поможет понять, что происходит с малышом в этот период, насколько он важен для всей его последующей жизни, какие родительские ошибки, допущенные в это время, приведут в дальнейшем к серьезным проблемам в развитии ребенка. Кроме того, вы узнаете, что ребенок чувствует в процессе освоения окружающего пространства и как этот процесс происходит. Очень важна для мам и пап информация о периодах, требующих особо бережного отношения к малышу, – так называемых кризисах одного года и трех лет.

«Познание и творчество» – основная тема второй части. Именно эта часть рассказывает о том, как развивается психика ребенка, каковы творческие проявления в этом возрасте, что нужно знать об одаренности детей и о развитии познания – важнейшей составляющей успешности человека в течение всей его жизни.

«Право быть самим собой» – третья часть книги, дающая возможность разобраться в эмоциональном мире маленького ребенка, понять, как атмосфера, в которой он растет и развивается, отражается на формировании его характера и поведения. Эта часть – своего рода «билль о правах малыша» на свое собственное мнение, на свои чувства и стремление быть самим собой, на вполне естественное, но далеко не всегда осуществимое желание найти понимание и отклик в душе взрослых.

«Здоровье ребенка в период раннего детства» – четвертая часть, содержащая информацию о связи физического и психического (а значит, и умственного, творческого) развития ребенка. Применение практических советов, касающихся питания, закаливания, игр и упражнений, которые легко организовать в домашних условиях, не только поможет укрепить здоровье малыша, но и сделает его жизнь более насыщенной и интересной. Отдельные разделы посвящены проблемам в развитии малыша, в том числе таким актуальным, как аутизм, тревожность, гиперактивность и агрессивность. Особенно полезной содержащаяся в ней информация будет для тех родителей, которые склонны преувеличивать проблемы в развитии малыша или, наоборот, не замечать тревожные сигналы.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Познать репертуар чувств и эмоций ребенок может как на собственном опыте (когда родители говорят: «Ты устал», «Маша веселая», «Пете грустно», «Ты обижен»), так и на опыте взрослых («Я огорчена», «Я радуюсь», «Мне больно»). Чувства и эмоции должны называться точно и в конкретной ситуации, при этом взрослый всегда выражает чувства от собственного лица! Именно так: «Я расстроена», « Мне приятно», но не так: «Ты меня расстроил…» (заметьте, кстати: ответственность друг на друга и на ребенка взрослые перекладывают только за отрицательные эмоции).

+1iphf6pok3l

Познать репертуар чувств и эмоций ребенок может как на собственном опыте (когда родители говорят: «Ты устал», «Маша веселая», «Пете грустно», «Ты обижен»), так и на опыте взрослых («Я огорчена», «Я радуюсь», «Мне больно»). Чувства и эмоции должны называться точно и в конкретной ситуации, при этом взрослый всегда выражает чувства от собственного лица! Именно так: «Я расстроена», « Мне приятно», но не так: «Ты меня расстроил…» (заметьте, кстати: ответственность друг на друга и на ребенка взрослые перекладывают только за отрицательные эмоции).

«Человек, радостно и активно отдающийся любимому делу, совершенно естественно может создать для  ребенка атмосферу радости и оптимизма, ощущение заполненности жизни. Одним своим присутствием, без назиданий и требований, своей наполненной жизнью, общей с ребенком, такой родитель выполняет самое основное правило гигиены душевной жизни – создает у ребенка ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. А такая атмосфера – наилучший фундамент правильного, гармоничного воспитания».

+1iphf6pok3l

«Человек, радостно и активно отдающийся любимому делу, совершенно естественно может создать для  ребенка атмосферу радости и оптимизма, ощущение заполненности жизни. Одним своим присутствием, без назиданий и требований, своей наполненной жизнью, общей с ребенком, такой родитель выполняет самое основное правило гигиены душевной жизни – создает у ребенка ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. А такая атмосфера – наилучший фундамент правильного, гармоничного воспитания».

«Удерживать ребенка в его тяге к  независимости и самостоятельности – значит деформировать его личность. Однако капризов, упрямства и нервозности маленького человека можно избежать, если в пределах разумного дать ему возможность проявлять самостоятельность и независимость. Конечно, это отнимет массу времени, но не пропадет даром, окупится сторицей, когда ребенок обучится умываться, одеваться, ухаживать за собой, самостоятельно принимать пищу и… оставаться самим собой, а не превращаться в  некий невротический аналог».

0iphf6pok3l

«Удерживать ребенка в его тяге к  независимости и самостоятельности – значит деформировать его личность. Однако капризов, упрямства и нервозности маленького человека можно избежать, если в пределах разумного дать ему возможность проявлять самостоятельность и независимость. Конечно, это отнимет массу времени, но не пропадет даром, окупится сторицей, когда ребенок обучится умываться, одеваться, ухаживать за собой, самостоятельно принимать пищу и… оставаться самим собой, а не превращаться в  некий невротический аналог».

Формирование границ поведения сопровождается поощрениями и наказаниями ребенка, которые также должны быть системными. Это значит: 1) ребенок должен четко освоить, какие поступки (действия, поведение) одобряются и поощряются взрослыми, а какие – нет; 2) на четыре поощрения может приходиться не более одного наказания; 3) репертуар поощрений должен быть разнообразный и ребенок всегда должен понимать, за что его поощряют;

0iphf6pok3l

Формирование границ поведения сопровождается поощрениями и наказаниями ребенка, которые также должны быть системными. Это значит: 1) ребенок должен четко освоить, какие поступки (действия, поведение) одобряются и поощряются взрослыми, а какие – нет; 2) на четыре поощрения может приходиться не более одного наказания; 3) репертуар поощрений должен быть разнообразный и ребенок всегда должен понимать, за что его поощряют;

Источник

Коллектив авторов

Развитие личности ребенка от рождения до года Издание второе

© ООО «Рама Паблишинг», 2010

* * *

Авторский коллектив

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.

ДОБРЯКОВ Игорь Валериевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии с курсом детско-подростковой терапии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, председатель секции пренатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского общества психологов, психиатр высшей категории.

ОСОРИНА Мария Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургскoro государственного университета, вице-президент Петербургского психологического общества.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического института, психолог высшей категории.

ПАТРАКОВ Эдуард Викторович (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Свердловского областного базового медицинского колледжа.

ЛЕБЕДЕВА Ирина Борисовна (Екатеринбург), кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного базового медицинского колледжа.

МЕЛАМЕД Геннадий Моисеевич (Измаил), педиатр высшей категории, семейный врач.

НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), старший преподаватель кафедры организации работы с молодежью Уральского государственного технического университета – УПИ, заместитель директора по научно-методической работе Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Дом молодежи».

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.

КОЧЕВА Елена Владимировна (Екатеринбург), психолог.

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.

Благодарность читателям

ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.

Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:

1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.

2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.

3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.

4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.

5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.

Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!

Предисловие редактора

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вам по какой-то причине близка тема, связанная с развитием самых маленьких детей – от рождения до года. Возможно, вы родители, а может – бабушки или дедушки, близкие родственники или друзья молодой семьи. Главное, вас очень интересует, все ли в порядке с малышом, правильно ли он растет и развивается. Ведь вам вовсе не безразлично, каким он станет через год, два, три…

Наша книга поможет решить многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в первый и самый ответственный год жизни, когда закладывается потенциал ребенка – личностный, интеллектуальный, творческий и физический. И от того, насколько правильно взрослые оценивают значимость этого периода, зависит здоровье и в конечном итоге счастье малыша.

Конечно, такую ответственную тему можно доверить только профессионалам. Поэтому для вас трудились педиатры, психологи, педагоги, а также другие специалисты. Целью каждого из них было помочь родителям ответить на вопросы, встающие в период ожидания малыша и в первый год его жизни: дать сведения о психическом и физическом развитии, о режиме, кормлении и питании, о том, как ухаживать за ребенком, как определить, здоров ли он, как с ним играть, общаться, как научиться понимать этого маленького, но уже совершенно неповторимого человека, как радоваться с ним и вместе познавать мир.

В книге пять частей. Первая посвящена взаимоотношениям двух любящих людей, тому, насколько он и она готовы стать родителями, понимают всю ответственность, с которой должны подготовиться к встрече с малышом. Вторая часть рассказывает о сложном и интересном периоде, когда в жизни двоих появляется третий, со своим темпераментом и настроением, способный чувствовать отношение к себе и «рассказывать» об этом. Очень небольшой, но по значимости важнейший период новорожденности – от момента, когда малыш громким криком заявляет о своем приходе в мир, до полутора месяцев – описан в третьей части. Здесь же вы узнаете о психическом развитии ребенка от полутора месяцев до года. Родителям тех детей, которые испытывают проблемы со здоровьем, будет полезно прочитать четвертую часть. Завершает книгу пятая часть, в ней речь идет о том, насколько важна для любознательного малыша атмосфера его дома, с которого начинается познание мира и ощущение своей значимости в нем.

Многих родителей интересует вопрос: как создать такую атмосферу в семье, чтобы малыш чувствовал себя уютно и уверенно? Ответить на него вам помогут советы, помещенные в рубрике «На приеме у психолога», где также объясняется, почему взрослым необходимо научиться уважать и понимать друг друга, не бояться откровенно делиться своими страхами и сомнениями. Другие рубрики: «Азбука для пап и мам», «Секреты психологии», «Полезные советы», «Поиграйте с малышом» – предназначены для того, чтобы взрослые могли лучше понять мир ребенка и те процессы, которые он переживает в своем развитии.

«Развитие личности ребенка от рождения до года» является первой в настоящей серии. В последующих книгах мы расскажем о том, как развиваются все жизненно важные системы ребенка в периоды от года до трех, от трех до пяти лет, от пяти до семи, от семи до одиннадцати и от одиннадцати до шестнадцати. Чем обусловлено такое деление по возрастам?

Каждый человек в течение своей жизни переживает кризисные периоды, предшествующие наступлению новых этапов в его развитии (физическом, эмоциональном и т. д.). Такие кризисы, отделяющие один этап от другого, начинаются еще в детстве, причем каждый из них связан с подготовкой ребенка к определенным видам деятельности, получившим в психологии название ведущих.

Так, ведущим видом деятельности первого года жизни является непосредственно-эмоциональное общение. В период от года до трех на первый план выходит предметно-манипулятивая деятельность. В следующий период актуальной становится сюжетно-ролевая игра, которая постепенно уступает место учебной деятельности. Учебная деятельность в свою очередь сменяется интимно-личностным общением. А далее наступает период зрелости.

Каждая книга отражает сущность рассмотренного в нем возрастного периода, основные психические новообразования и проблемы этого возраста, включая медицинские и педагогические аспекты. При этом все они взаимосвязаны, линия одной темы находит логическое продолжение в следующем томе, и наоборот, более старший возраст требует обращения к более раннему периоду.

Непосредственно-эмоциональное общение, свойственное возрасту, о котором идет речь в этой книге, характеризуется особой, никогда более не повторяющейся атмосферой эмоционального контакта матери, а также других близких взрослых и ребенка. От того, каким будет это общение, во многом зависит дальнейшее развитие малыша и его становление как личности. Поэтому весь том построен на принципах взаимосвязи «ребенок – семья».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник