Развитие личности ребенка диплом
Теоретические основы развития личности в педагогической психологии, этапы ее формирования. Типичные факторы, влияющие на авторитет родителей, его виды. Сущность инструментальной и целевой агрессивности. Особенности нравственного воспитания дошкольников.
Подобные документы
Теоретические основы формирования личности младших школьников посредством родительского авторитета, его основные виды и мера влияния на ребенка. Принципы педагогического такта, методика и основные факторы воспитания и развития школьника в семейной среде.
курсовая работа, добавлен 10.11.2014
История становления вопроса о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Условия формирования нравственного сознания и поведения детей. Психолого-педагогичеcкая характеристика дошкольного возраста в контексте нравственного воспитания.
курсовая работа, добавлен 23.10.2013
Теоретические основы развития физической культуры как важного фактора гармоничного развития личности дошкольников. Анализ психолого-педагогической литературы. Особенности физического развития детей дошкольного возраста. Педагогические условия развития.
курсовая работа, добавлен 17.01.2016
Общие условия семейного воспитания. Особенности умственного развития ребенка. Основные принципы нравственного развития. Роль и задачи всестороннего воспитания ребенка, родительский авторитет (расстояния, подавления, чванства, педантизма, резонерства).
реферат, добавлен 28.05.2015
Понятие социализации как условия развития личности. Характеристика и иерархия факторов социализации и формирования ребенка дошкольного возраста. Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников и взаимоотношений родителей и детей в семье.
контрольная работа, добавлен 27.03.2015
Рассмотрение роли семьи, родителей в процессе воспитания ребенка, становления его личности. Рассмотрение условий воспитания ребенка и влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка. Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка.
статья, добавлен 01.04.2019
Понятие нравственности, морали, критерий нравственного воспитания. Периодизация развития морального сознания личности. Нравственное воспитание среди подростков. Критерии нравственного развития личности. Этапы нравственного развития ребенка (по Колбергу).
реферат, добавлен 26.05.2012
Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста. Социальные факторы в развитии личности ребенка. Основные принципы организации процесса социального воспитания. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 09.09.2016
Содержание нравственного воспитания на современном этапе и суть генезиса нравственного воспитания. Педагогические условия повышения уровня нравственного развития детей, критерии и уровни нравственной воспитанности дошкольников в детских учреждениях.
дипломная работа, добавлен 22.10.2012
Понятие, сущность и значение социального воспитания, роль и место родителей в формировании личности ребёнка. Характеристика, классификация типов семейных отношений и стилей воспитания. Особенности всестороннего развития и становления личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 31.01.2018
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Затем
идет предметно-манипулятивная деятельность
ребенка, состоящая в усвоении и
выполнении предметных действий. Ребенок
учится действовать с предметами,
после усвоения предметных действии начинается
установочная связь предмета с его назначением,
для чего нужен предмет, потом овладевают
техничкой его употребления. Ранний возраст
– возраст, зарождения сюжетно-ролевой
игры. Первоначальная игра возникает в
предметной деятельности ребенка, которая
превращается в изображение настоящих
действий.
Но
это еще не сюжетно-ролевая игра.
Возникновение изобразительной
игры и ее переход в сюжетно-ролевую
игру включает ряд последовательных
этапов. Взрослые показывают простые действия
с сюжетными игрушками, а ребенок эти
действия повторяет. Он начинает действовать
с такими предметами, которые не могут
быть использованы для получения реального
результата»: «моет руки» руки кубиком
и другим игровым заместителям реальных
вещей.
Предметы
– заместители используются вместо
настоящих предметов. Ребенок дает
им названия, действует с воображаемыми,
несуществующими предметами. В среднем
дошкольном возрасте ребенка привлекают
сложные малознакомые предметы, теперь
игра имеет определенную тему. Дети
трех, четырех лет играют в «семью», «поликлинику»,
«путешествия», «космонавтов», «зоопарк»,
появляются темы из произведений сказок.
В соответствии с темой строится сюжет
игры – это те события, которые изображаются
в игре.
Разыгрывая,
тот или иной сюжет, ребенок берет
на себя роль (обычно две и больше ролей).
Роль – это главное; что привлекает ребенка
в игре, она выполняется при помощи игровых
действий, где используется игровой материал.
Это – игрушки, чаще всего заместители
настоящих предметов. Дети вступают в
ролевые отношения, где в совместной игре
проявляются реальные отношения между
играющими детьми. У старших дошкольников
сюжетно-ролевая игра приобретает коллективный
характер, отличается большим разнообразием
тематики, сложностью и развернутостью
сюжетов. Дети отражают в играх события
и ситуации далекого выходящие за рамки
их личного опыта, стремятся воспроизвести
то, что происходит в жизни страны и всего
человечества – освоение Северного полюса,
Антарктиды, космические полеты, борьбу
за мир. Заранее планируют игру – договариваются
между собой о теме игры, распределяют
роли, подбирают нужный игровой материал.
Большее внимание дети уделяют точному
соблюдению правил, игровые действия в
основном выполняются условно, более привлекательными
становятся аксессуары (подзорная труба
у капитана, бескозырка для матроса и т.д.).
Наряду с сюжетно-ролевой игрой, развивается
ее разновидность — режиссерская игра.
В ней ребенок не берет на себя никакой
роли, а выступает как режиссер в театре.
Главным
мотивом сюжетно-ролевой игры служит
стремление «быть таким, взрослые», пользоваться
такой же властью над вещами, таким же
авторитетом и уважением. Ребенок развивает
фантазию и свои творческие способности.
В старшем дошкольном возрасте большое
значение приобретают другие виды игр
— подвижная дидактическая (обучающая)
и спокойная. Подвижные и дидактические
игры сходны с сюжетно-ролевой игрой содержат
ее элементы, иногда сюжет, привлекательный
игровой материал содержит явные или скрытые
роли. Младшие дошкольники неспособны
всерьез играть в такие игры. В среднем
дошкольном возрасте дети понемногу начинают
выполнять правила более точно. И только
старшие подчиняются правилам полностью
и стремятся победить в игре, они становятся
для них любимыми играми (42).
По
мнению Артура Петровского, в ролевой
игре ребенок воспроизводит общественные
функции взрослых, поведение взрослых
как личностей, расширяя свой социальный
опыт. У ребенка формируется способность
регулировать свое поведение представлением
о социальной роли и соответствующих действий
(72).
- Игровая
деятельность детей главный шаг к всесторонне
развитой личности
Первым
этапом развития игровой деятельности
является ознакомительная игра. По
мотиву, заданному ребёнку взрослым
с помощью предмета игрушки, она
представляет собой предметно-игровую
деятельность. Её содержание составляют
действия манипуляции, осуществляемые
в процессе обследования предмета. Эта
деятельность младенца весьма скоро меняет
своё содержание: обследование направленно
на выявление особенностей предмета- игрушки
и потому перерастает в ориентированные
действия- операции.
Следующий
этап игровой деятельности получил
название отобразительной игры в
которой отдельные предметно- специфические
операции переходят в ранг действии,
направленных на выявление специфических
свойств предмета и на достижение с помощью
данного предмета определённого эффекта.
Это кульминационный момент развития
психологического содержание игры в раннем
детстве. Именно он создаёт необходимую
почву для формирования у ребёнка соответствующей
предметной деятельности.
На
рубеже первого и второго годов
жизни ребёнка развитие игры и
предметной деятельности смыкается
и одновременно расходится. Теперь
же различия начинают проявляться и
в способах действий ѕ наступает
следующий этап в развитии игры:
она становится сюжетно – отобразительной.
Меняется и ее психологическое содержание:
действия ребенка, оставаясь предметно
опосредованными, имитируют в условной
форме использование предмета по назначению.
Так постепенно заражаются предпосылки
сюжетно-ролевой игры.
На
данном этапе развития игры слово
и дело смыкаются, а ролевое поведение
становится моделью осмысленных
детьми отношений между людьми. Наступает
этап собственно-ролевой игры, в
которой играющие моделируют знакомые
им трудовые и общественные отношения
людей.
Научные
представление о поэтапном развитии
игровой деятельности даёт возможность
выработать более чёткий, систематизированные
рекомендации по руководству игровой
деятельностью детей в различных
возрастных группах.
Чтобы
добиться игры подлинной, эмоционально
насыщенной , включающей интеллектуальное
решение игровой задачи, педагогу необходимо
комплексно руководить формированием,
а именно: целенаправленно обогащать тактический
опыт ребенка, постепенно переводя его
в условный игровой план, во время самостоятельных
игр побуждать дошкольника к творческому
отражению действительности. Кроме того,
хорошее игровое действенное средство
коррекции нарушений в эмоциональной
сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных
семьях.
Эмоции
цементируют игру, делают её увлекательной,
создают благоприятный климат для взаимоотношений,
повышают тонус, который необходим каждому
ребёнку доля его душевного комфорта,
а это, в свою очередь, становится условием
восприимчивости дошкольника к воспитательным
действиям и совместной со сверстниками
деятельности.
Игра
динамична там, где руководство
направлено на поэтапное её формирование,
с учётом тех факторов, которые
обеспечивают своевременное развитие
игровой деятельности на всех возрастных
ступенях. Здесь очень важно опираться
на личный опыт ребёнка. Сформированные
на его основе игровые действия приобретают
особую эмоциональную окраску. В противном
случае обучение игре становится механическим.
Все компоненты комплексного руководства
формирования игры взаимосвязаны и одинаково
важны при работе с детьми раннего возраста.
По
мере взросления детей меняется и
организация их практического опыта,
который направлен на активное познание
реальных взаимоотношений людей
в процессе совместной деятельности.
В связи с этим обновляется
содержание обучающих игр и условия предметно-
игровой среды. Смещается акцент активизирующего
общения взрослого с детьми: оно становится
деловым, направленным на достижение совместных
целей. Взрослые, выступают в роли одного
из участников игры, побуждая детей к совместным
обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам,
способствуют коллективному решению игровых
задач, в которых отражается совместная
общественно-трудовая деятельность людей.
Итак,
сформированность игровой деятельности
создаёт необходимые психологические
условия и благоприятную почву для всестороннего
развития ребенка. Всестороннее воспитания
людей с учетом их возрастных особенностей
требует систематизации используемых
в практике игр, установление связей между
разными формами самостоятельной игровой
и не игровой деятельности, протекающей
в игровой форме. Как известно, любая деятельность
определяется её мотивом, то есть, тем,
на что эта деятельность направлена. Игра
является деятельностью, мотив которой
лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок
играет по тому, что ему хочется играть,
а не и ради получения какого-либо конкретного
результата, что типично для бытовой, трудовой
и любой другой продуктивной деятельности.
Игра,
с одной стороны, создаёт зону
ближайшего развития ребёнка, а потому
является ведущей деятельностью в дошкольном
возрасте. Это связанно с тем, что в ней
зарождаются новые, более прогрессивные
виды деятельности и формирование умения
действовать коллективно, творчески, произвольно
управлять своим поведением. С другой
стороны, её содержание питают продуктивные
виды деятельности и постоянно расширяющиеся
жизненный опыт детей.
Развитие
ребёнка в игре происходит, прежде
всего, за счёт разнообразной направленности
её содержания. Есть игры, прямо нацеленные
на физическое воспитание (подвижные),
эстетическое (музыкальные), умственное
(дидактические и сюжетные). Многие из
них в то же время способствуют нравственному
воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации,
подвижные и др.).
Все
виды игр можно объединить в две
большие группы, которые отличаются
мерой непосредственного участия взрослого,
а также разными формами детской активности.
Первая
группа – это игры, где взрослый принимает
косвенное участие в их подготовке
и проведении. Активность детей (при
условии сформированности определённого
уровня игровых действий и умений) имеет
инициативный, творческий характер – ребята
способны самостоятельно поставить игровую
цель, развить замысел игры и найти нужные
способы решения игровых задач. В самостоятельных
играх создаются условия для проявления
детьми инициативы, которая всегда свидетельствует
об определенном уровне развития интеллекта.
Игры этой группы, к которым можно отнести
сюжетные и познавательные, особенно ценны
своей развивающей функцией, имеющей большое
значение для общего психического развития
каждого ребёнка.
Вторая
группа – это различные обучающие
игры, в которых взрослый, сообщая
ребенку правила игры или объясняя
конструкцию игрушки, даёт фиксированную
программу действий для достижения
определённого результата. В этих
играх обычно решаются конкретные задачи
воспитания и обучения; они направленные
на усвоение определённого программного
материала и правил, которым должны следовать
играющие. Важны обучающие игры также
для нравственного – эстетического воспитания
дошкольников.
Активность
детей в обучении играм носит в основном
репродуктивный характер: дети, решая
игровые задачи с данной программой действий,
лишь воспроизводят способы их осуществления.
На основе сформированности и умения детей
могут затевать самостоятельные игры,
в которых будет больше элементов творчества.
В группе игр с фиксированной программой
действия относятся подвижные, дидактические,
музыкальные, игры – драматизации, игры-
развлечения.
Кроме
собственно игр следует сказать
о не игровой деятельности, протекающей
не в игровой форме. Это могут
быть особым образом организованные начальные
формы детского труда, некоторые виды
изобразительной деятельности, ознакомление
с окружающем на прогулке и т.д.
Своевременное
и правильное применение различных
игр в воспитательной практике обеспечивает
решение задач поставленных «программой
воспитания и обучении в детском саду»
в наиболее приемлемой для детей форме.
Нельзя не отметить, что игры имеют существенное
преимущество перед специально организованными
занятиями в том плане, что в них складываются
более благоприятные условия для проявления
активного отражения в детской самостоятельной
деятельности общественно сложившегося
опыта.
Поиск
ответов на возникшие игровые
проблемы повышает познавательную активность
детей и реальной жизни. Достигнутые
в игре процессы психического развития
ребёнка существенно влияют на возможности
его систематического обучения на занятиях,
способствуют совершенствованию его реальной
нравственно- эстетической позиции среди
сверстников и взрослых.
Прогрессивное,
развивающие значение игры состоит
не только в реализации возможностей
всестороннего развития ребенка, но
и в том, что она способствует
расширению сферы их интересов, возникновению
потребности в занятиях становлению
мотива новой деятельности – учебной,
что является одним из важнейших факторов
психологической готовности ребёнка к
обучению в школе.
- Значение
игры в формировании
личностных качеств
ребёнка
Игра
– один из тех видов детской деятельности,
который используется взрослыми
в целях воспитания дошкольников,
обучая их различным действиям с предметами,
способам и средствам общения. В игре ребёнок
развивается как личность, у него формируется
те стороны психики, от которых в последствии
будут зависеть успешность его учебной
и трудовой деятельности, его отношения
с людьми.
Источник
Развитие
дисциплинированности, организованности
и других качеств, помогающих дошкольнику
управлять своим поведением, в
большой мере зависит от степени
его восприимчивости к требованиям
взрослого как носителя социальных норм
поведения. Среди факторов, обусловливающих
развитие этого рода восприимчивости,
важное место занимает характер взаимоотношений
ребенка и взрослого, овладение содержанием
требований взрослых посредством “словесных
инструкций, знаковых средств” (67, с.
151)
- Ведущая
деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая
игра в дошкольном возрасте является
одной из ведущих деятельностей.
В
зарубежной психологии игра трактуется
как деятельность по природе инстинктивно-биологическая.
В отечественной психологии она, социальна
по содержанию, т.е. возникает из социальных
условий жизни ребенка в обществе.
Игра
– это воссоздание человеческой деятельности,
при котором выделяется социальная
человеческая суть – ее задачи и нормы
отношений между людьми. Д.Б. Эльконин
предлагает различать сюжет и содержание
игры. Сюжет — это та сфера действительности,
которая моделируется и воспроизводится
в игре. Содержание игры – то, что именно
воспроизводится в сюжете. Психологическое
содержание игры – это моделирование социальных
отношений и ситуаций.
Она
представляет собой иллюзорную реализацию
нереализуемых тенденций и возникает
из столкновения двух тенденций: формирования
обобщенных аффектов, связанных с
желанием реализовать мотивы, которое
пока не могут найти своего выражения
в силу особенностей психического развития
ребенка и сохранения прежней тенденцией
к немедленной реализации желания. Игра
выступает как способ участия ребенка
в жизни взрослых, благодаря которому
становится возможным развитие новых
социальных потребностей и мотивов Д.Б.
Эльконин различает следующие структурные
компоненты игры: роль, игровые действия;
игровое употребление предметов, реальные
отношения между играющими детьми. Игра
представляет собой школу произвольности,
воли и морали. Игровое употребление предметов
– замещение – важнейшая характеристика
сюжетно-ролевой игры. Особенность игры
состоит в том, что она представляет собой
воображение в наглядно-действенной форме.
Игровое употребление предметов — замещение
— важнейшая характеристика сюжетно-ролевой
игры.
Д.Б.
Эльконин выделил четыре уровня развития
сюжетно-ролевой игры:
I
уровень: центральным содержанием игры
являются предметные действия. Роли не
определяют действия, не называются детьми,
а обозначаются после совершения игрового
действия. Действия однообразны и повторяемы,
их логика легко нарушается.
II
уровень. На передний план выдвигается
соответствие игрового действию
реальному. Роли называются детьми.
Логика действия определяется
их последовательностью в реальной
жизни. Расширяется число и виды игровых
действий.
III
уровень. Основным содержанием игры является
выполнение роли и связанных с нею действий.
Роли ясные и четкие, называются детьми
до начала игры. Роль определяет логику
и характер действий. Появляется специфическая
ролевая речь.
IV
уровень. Основным содержанием
игры является выполнение действий,
отражающих отношение к другим
людям. На протяжении всей игры
ребенок ясно проводит одну
линию поведения. Действия развертываются
в четкой последовательности, логичны,
разнообразны. Сюжетно-ролевой игры в
дошкольном возрасте, определяет развитие
всех существенных сторон личности ребенка,
подготавливает переход в новый период
развития. «Игра – источник развития и
создает зону ближайшего развития».
Д.Б.
Эльконин выделил также четыре линии влияния
игры на психическое развитие ребенка:
Развитие
мотивационно — потребностной сферы.
Преодоление
познавательного «эгоцентризма» ребенка.
Развитие
идеального плана.
Развитие
произвольности действий.
Основные
новообразования развития мотивационно-потребностной
сферы определяются эмоционально-действенной
ориентировкой ребенка в мире социальных
отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой
деятельности.
Л.С.
Выготский главное значение детской
игры выдел в формировании опосредования,
в отрыве значений от вещи, в формировании
идеального блага сознания. Д.Б. Эльконин,
опираясь на идеи П.Я. Гальперина, рассматривает
игру как естественную стихийно сложившуюся
практику поэтапной отработки и умственных
действий на основе развития игровых действий
от развернутых и выполняемых с реальными
игрушками к умственным действием. Действия
в уме, составляют основу идеального плана,
раскрывают путь к развитию наглядно-образного
мышления, высших форм перцептивной деятельности,
воображения.
Основным
условием психического развития ребенка
является его собственная активная
деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию
развития понятие ведущей деятельности.
Он подчеркивал, что главным процессом,
который характеризует психическое
развитие ребенка, является специфический
процесс усвоения или присвоения им достижений
предшествующих поколений людей. Этот
процесс осуществляется в деятельности
ребенка по отношению к предметам и явлениям
окружающего мира, в котором воплощены
эти достижения человечества. Именно в
активной мотивированной деятельности
самого ребенка происходит формулирование
его личности. Причем это формирование
происходит прежде всего под влиянием
той деятельности, которая на данном этапе
онтогенеза является ведущей, обуславливающей
главные изменения в психических процессах,
в психологических особенностях личности
ребенка (общение, игра, учение, труд).
Ведущая
деятельность — это такая деятельность,
развитие которой обуславливает
главнейшие изменения в психических
процессах и психологических особенностях
личности ребенка на определенной стадии
его развития. При переходе на новый уровень
развития предыдущая деятельность не
исчезает, но теряется ее определяющая
роль в развитии.
Игра
– это ведущая деятельность дошкольника,
но играют и школьники, и взрослые люди.
Признаком перехода от одной возрастной
стадии к другой является именно изменение
типа ведущей деятельности ведущего отношения
ребенка к деятельности. Ведущей называется
деятельность способствующая развитию
психики и личности ребенка на данном
возрастном этапе. Ведущая игровая деятельность
создает условия для развития способностей
и личности ребенка, обеспечивающих ему
возможность достойного вхождения в учебную
деятельность.
В
дошкольном возрасте ведущей деятельностью
является игра. В игровой деятельности
впервые формируются и проявляются потребность
ребенка воздействовать на мир. Все игры
обычно воспроизводят те или иные самым
отвечают потребности ребенка принять
участие в жизни и деятельности взрослых.
Но ребенок становится взрослым лишь в
воображении, мысленно. Различные формы
серьезной деятельности взрослых служат
образцами, которые воспроизводятся в
игровой деятельности: ориентируясь на
взрослого как на образец, взяв на себя
ту или иную роль, ребенок подражает взрослому,
действует как взрослый, но только с предметами-заместителями
(игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре
для ребенка существенны не только свойства
предметов, сколько отношение к предмету,
отсюда возможность замещения предметов,
что способствует развитию воображения.
Играя, ребенок также овладевает соответствующими
действиями.
Игровая
деятельность к концу дошкольного
возраста дифференцируется на такие
формы, как сюжетно-ролевые игры,
игры драматизации, игры с правилами.
В игре развиваются не только познавательные
процессы, речь, общение, поведение, но
и личность ребенка. Игра в дошкольном
возрасте является универсальной формой
развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
К.Н. Подьяков, СИ. Карпова, А.С. Списаковская
и другие) она создает зону ближайшего
развития, служит основой для становления
будущей учебной деятельности. Основной
смысл выделения ведущей деятельности
заключается в понимании сущности ее воздействия
на психическое развитие растущего человека
в дошкольных образовательных учреждениях
большое место занимают методы словесного
воспитания. Переоценка словесных методов
в воспитании приводит к нравственному
формализму в обучении и формальном усвоении
знаний Е.А. Рубинштейн отмечал, что всякая
попытка взрослых «внести» в ребенка познание
и нравственные нормы, минуя его собственную
деятельность по овладению ими, подрывает
самые основы здорового умственного развития
ребенка, воспитывая его личностные свойства
и качества (27).
- Игра в развитии личности у детей
дошкольного возраста
Игра
– это основной вид деятельности
ребенка, в которой он получает из окружающего
мира впечатления и знания. В ней ярко
проявляются особенности мышления и воображения,
развивается потребность в общении. Игра
– подлинная социальная практика для ребенка,
его реальная жизнь в обществе сверстников.
Она, как важная деятельность ребенка,
должна выполнять общевоспитательные
и социальные функции.
Игра
используется в целях всестороннего
воспитания и формирования нравственной
стороны личности, она позволяет
лучше понять и глубже пережить эту
действительность, позволяет воспитывать
высокие человеческие качества. Игра как
формы организации жизни и деятельности
характеризуется:
Игра
носит самостоятельный характер
в старшем дошкольном возрасте способствует
обогащению сюжета и развитию ролевых
отношений. Игра является средством всестороннего
развития ребенка. Игра выполняет свои
функции, способствует умственному развитию
детей. Дети через игру знакомятся с окружающим
миром, с предметами. Она влияет на физическое
развитие, имеет свои особенности:
–
носит общественно-исторический характер;
–
творческая деятельность, в игре
дети создают свой мир не
похожий на реальность.
–
является свободной деятельностью;
–
является отражательной деятельностью.
Дети отражают взаимодействие
людей, природы, жизни.
–
игра – средство социализации ребенка
(69).
Подобно
учению, игра возникла в ходе человеческой
истории как форма подготовки
детей к жизни в обществе и
труду, играющие дети напоминают играющих
детенышей животных. Играющий ребенок
представляет себе, что кукла это
младенец, а, например, котенок, гоняясь
за клубком шерсти видит в нем чего-то
похожего на мышь. Ему от рождения свойственны
«охотничьи» движения. Когда-то совсем
маленькие дети участвовали в труде вместе
со взрослыми, выполняя посильную для
них работу. Знаменитый русский ученый
и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай,
изучивший жизнь папуасов на Новой Гвинее
в то время, когда там еще существовали
примитивнее, первобытные орудия и виды
труда, описывая, например, обработку почвы,
в которой принимают участие мужчины,
женщины и дети. Мужчины большими заостренными
кольями поднимают глыбы земли. За ними
на коленях движутся женщины и деревянными
лопатками размельчают землю. А сзади
следуют дети разного возраста и растирают
землю руками. Участия маленьких детей
в труде стало невозможным, когда усложнились
орудия и способы труда. Взрослые стали
делать уменьшенные орудия (луки и стрелы,
копья и т.д.), и дети, подражая взрослым,
тренировались в их использовании. Так
появились игры – упражнения, сочетавшие
в себе игру, учение, труд. Оригиналы не
могли использоваться по назначению и
поэтому игра начала отделяться от учения
и труда. Наступил период, когда дети не
могли прямо участвовать в жизни взрослых
и основной деятельностью становится
сюжетно-ролевая игра. Разыгрывая роли
взрослых, изображая их поведение в разных
ситуациях, дети начинают проникать в
смысл жизни взрослых, устраивать представления
о правилах поведения людей в обществе.
У
ребенка в дошкольном возрасте предпосылки
к игровой деятельности начинаются
с младенчества. В период хватания
в четыре с половиной — пять месяцев он
свободно достает, захватывает и удерживает
висящую игрушку, во втором полугодий
уточняется движение руки к предмету.
Схватывание и удерживание предмета пальцами
совершенствуется до конца года.
Затем
идет манипулирование предмета – лиц, от
простых действий к более сложным, перемещение
игрушки в пространстве, ее приближение
и удаление, бренчание, сжимание и т.д..
К концу первого – начало второго полугодия
проявляется устойчивая направленность
на результат, Далее младенец начинает
действовать не с одним, а одновременно
с двумя предметами, повторяет действия
(42).
Источник