Развитие личности ребенка через искусство

Развитие личности ребенка через искусство thumbnail

Роль искусства в воспитании

«Искусство создает хороших людей,

формирует человеческую душу»

– П.И. Чайковский

Наряду с развивающими методиками, такими как методика Глена Домана, Марии Монтессори, воспитание по методу Макото Шичиды, использование элементов ТРИЗ-педагогики, стало модным приобщение детей к истории искусства, изучению живописи, раннее знакомство с музыкой. Востребованность и популярность таких методов у родителей объясняется тем, что современное общество предъявляет все больше требований к человеку как к личности. Быть образованным уже недостаточно. Важно уметь мыслить творчески и решать нестандартные задачи легко и непринужденно. Быть разносторонней личностью, имеющей широкий кругозор и собственное мнение.

По мере взросления ребенок все больше проявляет активность в процессе познания. Его мысли, чувства становятся более осознанными. Они оказывают влияние на формирование отношения подрастающего человека к окружающей действительности, событиям жизни. Происходит активное развитие процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Происходит интеллектуальный рост. Важной составляющей роста и развития является эффективная работа мозга, которая обеспечивается тесным взаимодействием правого и левого полушария.

Американский нейропсихолог Р. Сперри в своих работах отмечал, что каждое полушарие отвечает за особый специфический способ познания мира и в большинстве случаев действует как самостоятельный мозг. Таким образом, для эффективного функционирования головного мозга, необходимо активное взаимодействие полушарий. Левое и правое полушарие должны быть хорошо развиты в одинаковой мере и работать слаженно.

Положительное влияние искусства на развитие детей

В процессе развития ребенка, как правило, родителями, воспитателями и педагогами много внимания уделяется письму, счету, развитию логики, изучению языков, чтению. За все это отвечает левое полушарие. Для развития правого полушария, следует заниматься музыкой, танцами, живописью и другими видами искусства.

Искусство как форма отражения и освоения действительности, форма чувственного познания, как элемент культуры, оказывает влияние на развитие личности, помогает проявляться и развиваться творческим способностям человека.

А именно:

  • Происходит формирование личности
  • Благоприятно влияет на интеллектуальный потенциал
  • Способствует формированию социально-приемлемых нравственных ориентиров
  • Помогает ребенку учиться мыслить творчески
  • Занятия творчеством способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе
  • В процессе знакомства с искусством, ребенок учится наблюдать, анализировать, размышлять, интерпретировать
  • Учится переводить язык чувств и эмоций в словесную форму
  • Развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание
  • Искусство, как элемент культуры помогает расширить кругозор и познакомиться с культурной средой всего мира
  • Искусство – хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем

Как сделать искусство частью жизни ребенка?

  • Пусть искусство будет доступно для ребенка. Слушайте музыку, танцуйте, рисуйте, пойте.
  • Занимайтесь творчеством вместе. Если вы не обладаете глубокими знаниями и не знаете, как увлечь ребенка, начните с того, что интересно вам и ребенок потянется вслед за вами.
  • Организуйте зону, где будут храниться необходимые материалы для творческой деятельности: мелки, краски, карандаши, кисти, альбомы, цветная бумага, клей, пластилин, масса для лепки.
  • Выделите полку для книг, связанных с искусством и повествующих о нем.
  • Читайте книги о художниках, музыкантах, архитекторах, скульпторах и предметах искусства.
  • Рассматривайте репродукции. Обсуждайте, задавайте вопросы, побуждайте ребенка думать и размышлять.
  • Посещайте музеи, театры, выставки, концерты. Обращайте внимание ребенка на уличное творчество.
  • Устройте дома мини-выставку детских работ. В качестве места для таких мини-выставок подойдут пробковая доска, магнитная доска, дверь, стена и даже холодильник. С течением времени меняйте рисунки, поделки.
  • Заведите специальную папку (подойдет папка с файлами на кольцах) или коробку для хранения произведений искусства вашего ребенка. Пусть ребенок видит и чувствует, что он является создателем и близкие люди это ценят. Это способствуют формированию уверенности в себе и положительной самооценки.
  • Сделайте традиционными домашние спектакли, мюзиклы, музыкальнее концерты.
  • Если вы заметили, что ребенок интересуется определенным видом искусства, запишите его в тематический кружок, где он сможет узнать больше и приобрести необходимые навыки.

Заключение

Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.

Гармоничного развития Вам и Вашим детям!

Интересно, а какие виды искусства и каким образом включены в жизнь вашего ребенка? Поделитесь в комментариях!

Автор: Алла Нагинайло, психолог

Источник

Олеся Ахмеджанова

У родителей много задач. Они должны заботиться о здоровье ребенка, его образовании, питании, физической нагрузке… Уф, сколько всего! Неудивительно, что родители часто забывают про творчество, а ведь это – невероятно важная часть развития. Рассказываем, почему творческие занятия влияют на будущее, и подсказываем, как включить их в жизнь детей.

Что такое детское творчество?

Для малышей до 3-х лет творчество – это главным образом занятия с различными материалами: они исследуют мир вокруг и пытаются понять, что можно сделать с красками, карандашами, пластилином, инструментами и костюмами. У детей постарше творчество приобретает осознанный характер. Их фантазия, мышление и физические возможности более развиты, поэтому воображение и творческий порыв ничем не ограничены. Они лучше концентрируют внимание и понимают, какого результата хотят добиться.

Источник

Но настоящее детское творчество – это не раскрашивание строго по контуру, не аккуратность. Ребенок, который творит от души, вовсе не стремится кому-то угодить. У творческого порыва нет конечной цели – это полная свобода. Творчество есть эксперимент с материалами и идеями, изучение собственных способностей.

Поддерживать творческое развитие ребенка не менее важно, чем работать над его физическим, эмоциональным, интеллектуальным и духовным развитием.

Это и называется целостным воспитанием. Но как сделать творчество частью жизни детей? Вот несколько принципов, о которых нужно помнить.

Польза

У творчества есть несколько важных плюсов. Во-первых, оно сделает повседневную жизнь интереснее. Во-вторых, пробуя разные виды творчества, можно понять, к чему у ребенка лежит душа. Это могут быть рисование или лепка, театр или создание костюмов, танец или пение – да что угодно. Каждого ребенка волнует и притягивает что-то свое.

Источник

В-третьих, тот, кто занимается творчеством, получает огромное удовольствие от достижения той или иной цели. «Это сделал я! Я это сам придумал! И дорабатывал, пока не получилось именно так, как я хотел!» Осознание своих достижений развивает уверенность в творческих способностях.

Сила родителей

Возможно, со стороны этого не видно, но родители могут оказать огромное влияние на творческие способности ребенка. Ведь они часто лучше всех знают своих детей, замечают их интересы, сильные и слабые стороны.

Читайте также:  Возрастные кризисы развития личности ребенка

Источник

Не будем говорить о том, как сложно оторвать ребенка от гаджета. Но давайте начистоту – это возможно. И часто сделать это могут именно родители. Вы можете предложить ребенку альтернативу – занятия чем-то интересным и творческим. Правда, для этого вам нужно помнить несколько важных моментов.

  • Помните: творчество должно быть в радость.
  • Регулярно выделяйте время для творческих занятий с ребенком – хотя бы десять минут в день.
  • Будьте готовы к тому, что рисунки, проекты и выступления ваших детей не будут идеальными.
  • Держите под рукой различные материалы, чтобы легко и быстро организовать творческое занятие.
  • Не давайте ребенку назойливых указаний, как и что делать.
  • Будьте терпимы к небольшому беспорядку. Возьмите в привычку делать уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь.
  • Если у ребенка ничего не получается, предложите сделать перерыв.
  • Не зацикливайтесь на том, какой одаренный у вас ребенок.
  • Ходите вместе с детьми в музеи, на выставки – пусть они видят, как другие люди проявляют себя в творчестве.
  • Творите сами! Занимайтесь любимым делом в одиночку или придумывайте совместные проекты, интересные вам, ребенку и всей семье.

Творческая среда

Возьмите ребенка на выставку, концерт, балет, спектакль или литературные чтения – пусть увидит, на что способны творческие люди. Часто именно так возникает интерес.

Источник

Посещая мероприятия вместе с детьми, не стесняйтесь уйти раньше, если нужно. Пусть концерт или спектакль закончится на положительной ноте: не дожидайтесь, пока ребенок начнет капризничать, устанет или проголодается. Нет ничего плохого в том, чтобы тихонько уйти в середине концерта, детского спектакля, литературных чтений или мастер-класса.

Пробуйте разное

Пробуя себя в различных видах творчества, дети узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то – музицировать, а кто-то – прирожденный изобретатель и обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть дети, которые любят наряжаться; они обожают костюмы, ставят спектакли и играют в шарады. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Некоторые любят писать стихи, рассказы и загадывать загадки. Другим нравится танцевать.

Источник

Смотрите, какой список! И он далеко не полный. Детям нужно предлагать разные занятия – рисование, музыка, танцы, театр, конструирование – и смотреть, что именно привлечет их внимание. Даже 10-15 минут совместного творчества принесут радость и пробудят интерес к новому увлечению.

И да, примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться.

Сумейте побороть в себе желание приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.

Главное – веселье

Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении – все это пробуждается в детях, когда им весело. Радость – та самая искра, благодаря которой дети хотят творить снова и снова. Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций.

Выбирайте время правильно

Важное условие творческого воспитания – выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10-15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Да и в любом семейном распорядке есть «потайные окошки», которые идеально подходят для коротких творческих игр:

  • за ужином поиграйте за столом в словотворчество,
  • перед сном вместе сочините сказку,
  • во время поездок или по дороге в детский сад, школу можно петь и придумывать новые слова на мотив известных песен.

Только избавляйтесь от отвлекающих факторов, чтобы ребенок смог полностью сосредоточиться на творчестве. Это значит, что телевизоры, компьютеры, планшеты, смартфоны придется на время убрать. Не стоит читать нотацию на тему впустую потраченного времени – лучше показать свой пример.

Поэтому вы – да-да, именно вы! – должны оторваться от экрана телефона и показать, что такого крутого в творческих штуках.

Одаренность не так уж важна

Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей приписывают свой успех усердному труду и увлеченности своим делом, а вовсе не таланту. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности – удел избранных.

Источник

Одаренность не так уж важна, так что постарайтесь без предубеждений относиться к детскому творчеству. Ведь когда ребенок увлеченно занимается чем-то творческим, то он развивает полезные навыки. Например, педагоги считают, что занятия рисованием и лепкой благотворно влияют на развитие моторики и нервной системы, а через некоторое время дети уже способны самостоятельно решать различные задачи.

Источник

500 идей для творческого развития

Творчество используют для тренировки чтения, письма и счета. Психотерапевты утверждают, что оно помогает ребенку постигать окружающий мир, учит справляться со страхом, а также пробуждает эмоции. Художники уверены, что искусство важно как источник красоты, самовыражения, а творческий процесс значим сам по себе.

По материалам книги «500 идей для творческого развития»

Обложка отсюда

Источник

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Влияние искусства на формирование и развитие человека очень велико. Во-первых, оно вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия), вглядываться (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура и др.). Во-вторых, искусство несёт радость познания, открытия, знакомит с окружающим миром, его богатством и разнообразием, позволяет увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему человек давно привык.

Читайте также:  Приказ минздрава о нарушении развития ребенка

Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. К. Маркс писал: «Если вы хотите наслаждаться искусством, то вы должны быть художественно образованным человеком». Поэтому приобщать детей к прекрасному надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Чрезвычайно важно именно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, помочь познать этот мир через произведения искусства, которые будут одновременно и развивать, и воспитывать. Выделяется народное, профессиональное и самодеятельное искусство.

Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всём его многообразии. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, знакомясь с декоративно-прикладными изделиями, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа. Сказки, загадки, пословицы, поговорки представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. А какими выразительными для детей являются произведения народного декоративно- прикладного искусства: хохлома, гжель, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки, матрёшки разных промыслов, вышивка. Дети с удовольствием играют с богородской игрушкой, с матрёшками, сами мастерят дымковские игрушки, с интересом рассматривают вышивку, вологодское кружево. Изделия народных мастеров помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

Раннее приобщение детей к настоящему профессиональному искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребёнку недоступно понимание произведений великих художников, композиторов. А вот 4-летняя девочка идёт по залам картинной галереи и вдруг сама, без единого намёка со стороны взрослых, останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена, задаёт массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. А ведь это произведение не для детей. Впечатлительный ребёнок заметил страх в лице княжны и боится вместе с нею. Очень сильное впечатление. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства – сострадание, сочувствие. Таким образом, дети уже в раннем возрасте могут почувствовать то, о чём хотел сказать художник в своём произведении.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации. Он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, понятна, доступна детям, оказывает на них огромное воспитательное значение. Иллюстрация, как своеобразный вид искусства, тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Детей необходимо познакомить с такими художниками-иллюстраторами как Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Е. Чарушин и др. Основная задача для детей младшего возраста – это вызвать интерес и желание рассматривать картинки в книгах, называть изображённые предметы. Детей 4-5 лет необходимо ввести в мир условных, графических образов, объяснить и показать, как одни и те же предметы по разному изображают художники. Старшие дошкольники уже не только узнают в изображениях знакомые предметы, но и по характерным особенностям могут назвать художника, определить характер образа или назначение произведения, уловить сюжетную линию.

Живопись, как один из видов искусства, воссоздает все многообразие и богатство мира. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события. Дети знакомятся с разными жанрами живописи: портретом, пейзажем, натюрмортом, сюжетной картиной.

Ни один другой жанр живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет. Художник показывает внутренний мир человека, подчеркивает самое существенное в нем. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком, и бравым солдатом, и озорной девчонкой. Способность поставить себя на место другого, испытать радость удивления или огорчения порождает чувство сопричастности, заинтересованности, освобождает ребенка от замкнутости. Познавая другого, малыш глубже познает и себя, опытом ощущения и отношения других людей может корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, развивать свое умение понимать окружающих, проявляя доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткости и заботу. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания о быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Еще один жанр живописи, с которым знакомятся дети – это пейзаж. Пейзажисты всего мира стремились передать на холсте все многообразие природы. Художники рассказывают нам о знакомых, много раз виденных лесах, реках, полях, но вносят свое отношение, свое видение, свой образ природы. И Левитан, И.Шишкин, К.Коровин – певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу, как источник прекрасного в жизни человека. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, а поэтические образы, сравнения, метафоры помогают понять картину, углубить ее содержание.

Натюрморт, как и пейзаж, привлекает ребенка, вызывает интерес к изображению предметов, составлению композиции, подбору фона, интересных цветовых сочетаний.

По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картины бытового жанра. Сюжетная картина привлекает детей интересным и увлекательным содержанием. Например, как легко и радостно заниматься зарядкой (Т.Яблонская «Утро»), какие радостные лица и безудержное веселье при взятии снежного городка в картине В.Сурикова, как А.Пластов изобразил радостное состояние детей при появлении первого снега.

Читайте также:  Формирование и развитие интеллекта у ребенка

Для закрепления знаний детей о жанрах живописи можно использовать разнообразные дидактические игры: «Найди недостаток в портрете», «Составь натюрморт», «Найди картину автора», «Художники-реставраторы» и др.

Еще одним видом профессионального искусства является скульптура. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). В отличии от живописи и графики, образы скульптуры имеют реальный объем и специфический материал. Это вызывает у детей ощущение весомости, тяжести, желание прикоснуться к скульптуре. Учитывая возрастные особенности детей, целесообразно прежде всего, использовать скульптуру малых форм. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры делают ее доступной к восприятию каждым ребенком.

Общеизвестно воздействие художественной литературы как одного из видов искусства на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Литература, как и живопись, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает речь, мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Основная задача воспитателя – это привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта детей. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают азы произведений разных эпох и стилей. Опыт же, накопленный в процессе восприятия шедевров музыкального искусства, лежит в основе культуры человека и влияет на формирование его личностных ценностей

Для полноценного развития и приобщения детей к профессиональному искусству необходимо организовывать посещение музеев, выставок, концертов, спектаклей, проводить экскурсии к памятникам, на природу, к интересным архитектурным сооружениям.

Третьим направлением в искусстве является самодеятельное искусство или самостоятельная творческая деятельность. Образы же профессионального искусства служат здесь эталоном прекрасного. Дети очень любят творить. Поэтому в группе обязательно должны быть оборудованы уголки: детского творчества, музыки, ряжения, театра. Где в свободное время дети могут применить свои знания и порисовать, слепить, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте, спеть, что-то смастерить. Необходимо почаще организовывать выставки детского творчества, мини-концерты, театрализованные представления, специальные выступления. Каждая детская работа – это кусочек духовного мира ребёнка. Чем он богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

В заключении следует отметить, что окружающий мир встаёт перед изумлённым ребёнком как единая целостная картина. Чтобы эта целостность сохранялась, необходимо использовать интегрированный подход к изучению искусства детьми. Только комплексное воздействие искусства всех видов и жанров (живописи, скульптуры, литературы, музыки, театра и др.) будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка, его эстетического восприятия, творческих способностей.

Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому – это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать, больше замечать. Таким образом, искусство особой формы познания и воспитания.

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством.

Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки.

Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней.

Все мы – родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в учёбе, делах, разносторонне развитыми, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел – это присуще только творчески развитому человеку. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой. Известный педагог В.Н.Щацкая определяла творческого дошкольников «как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности». Наиболее эффективное средство для формирования творческой личности является изобразительная деятельность детей. Разнообразные виды изобразительной деятельности – лепка, рисование, аппликация, конструирование дают возможность ребенку создавать каждый раз новые для него постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Создавая что-то свое, ребенок приобщается к миру культуры. Еще выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что занятия изобразительной деятельностью способствует разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Пусть не все «дети-художники» станут в будущем скульпторами, живописцами, но они приобретают уникальную способность тоньше чувствовать, глубже понимать окружающий мир и себя в нём.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка. Она возникает у него самостоятельно, желание детей созидать будет развиваться, если они сами смогут любоваться и восторгаться ловкими и умелыми движениями мастера, создающего чудо-свистульку из глины, если будут прислушиваться к звукам, голосам природы, присматриваться к ее красотам.

Чтобы ребенок был свободен в творчестве со взрослым необходимо предоставлять разнообразные изобразительные материалы и тактично вводить его в созидательный творческий процесс. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений, от наблюдения природы, восприятия спектаклей, картин и т.д., кратковременного его вынашивания, обдумывания переходит к его воплощению. Успешному воплощению замысла способствует умение работать с разнообразными изобразительными материалами, использовать доступные возрасту изобразительно-выразительные средства: цвет, форму, ритм, пропорции и др., а мы взрослые, должны помочь ребенку раскрыть в себе художника, развивать способности, которые помогут стать ему личностью.

Детский сад «Ветерок» – структурное подразделение ГБОУ СОШ «ОЦ» Самарской области п.Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области.

Доклад

для педагогов д/с «Ветерок»

Проведено: 2016 г.

Воспитатель: Сазанович Е.Ю.

Источник