Развитие личности больного ребенка

Развитие личности больного ребенка thumbnail

.

, . 2004 10% 70-75% 15-20% (.. , .. , 2003). , , – . , -, , — .

, , . , 10% , 15% , 25% , 50% . , . , – ( .., 1999; .., 1999).

, .

(1996 2009.) – .

, – . , , :

, ( .., 1987; .., 1995; .., 1997; .., .., 2006);

– , ( .., .., 1996);

(, ) ( .., 1996);

– ( .., 1997; ., 1998);

, ( .., 1998);

( .., 1999);

( – ); , ( .., 2004);

– , ( .., 2005);

( .., 2006);

( .., 2007, .., 2008);

( .., 2004, .., 2009);

( .., 2009);

( .., 2009) .

.

.

. ߻ , , , , . . , , : , , , , , .

, , , . , , , . , , , . , , , , , .

, , . . , – , . ( ., .., 2006).

, ( , , , ) ( ), . , . ( ) , – , ( .., 2007).

:

* , , – ;

* . – ;

* , ;

* – ;

* ( 84 % );

* , , , ;

* (84% ). , (63%) (70%);

* , ( ), . , ( ) , ( , , , , , , .). : ( , ; , ). , , – . , , , . , ( ) . , , , , , , , ;

* : ; ; , ; ; , ; ( .., 1987; .., 1982; .., 1997; .., 2004, ., 2004, .., 2006; .., 2007; ., 2005; ., .., 2006; .., 2008; .., 2009; .., 2009).

:

* ;

* (, ), ;

* , – , – ;

* , ;

* ( ) ;

* : , .

. , , , : –, : –, , . , . : , , .

. , , . , . -: , , ;

* . – , , . , , . . .

. , ;

* , , . , , .

, , . , , .

, , , , . . , , .

. , .

. . ( .., 1995; .., 1997; .., 1997; .., 1999; .., 1987; .., 1982, .., 2004, ., 2004, ., 2005; ., .., 2006).

. :

* ;

* , ;

* ( , , );

* , ;

* ( );

* . – , , . . , . – , . . , . – ( ). , – . – . , , , . – . ( .., 1995; .., 1997; .., 1997; .., 1999; .., 1987; .., 1982, ., 2004; ., .., 2006).

. , , , . , .. , .

, .

( .., 2004) , 13 . 92%, – 76%, (60%) (50%) ( 1 – , 2 – ; 3 – ; 4 ; 5 – ; 6 – ( ); 7 – ; 8 – ; 9 – ; 10 – ; 11 – ; 12 – ; 13 – ).

9 , . . 5 11 , .

:

* (. 6);

* (. 7);

* (. 8);

* (. 12).

, , 13 – .

, , . , , , . , , , , . , – , () .

, , , :

* ;

* ;

* , ( ), , ..

7 13. 8 18 40 % ; 3 0 10 % ; 4 7 50 % .

:

* ;

* 10 % , 50 % , , .

– – , . , . , , . .

, , , , ( ). :

;

;

.

, () (-) . :

1/ , ;

2/ , ;

3/ .

, .

, .

1. . , () , .. – ( ). , . , .. , .. , .. , .. . , , , , , , , , , , , , , , (, , .). – , , .

Ø . , .

Ø . , . , , .

Ø -. . , ( ), .. (, ..) , , () .

Ø . , , , .

– 3-4 , , , .

2.

, . , , : .

() : , , . , , – , .

, , .

. . . :

, ;

, , , ;

, ;

, , ;

;

( );

.

, , ( , ). , ( , ), . , , , .. .

, :

( );

( );

( ).

. , , . , , :

, , , , ( , , , ; , , , .);

, ;

, – ; ;

.

, , .

1. .., .. : – . . , – 2003 183 .

2. .. .. . ? // . 1995. .2, 3. . 116-125.

3. .. (, ): . . . . . ., 1996. 23 .

4. .. // .. . 120- : – . – : , 2005.- . 3..2. – .71-78.

5. .. , // . 1998. – 3 – 4. . 34-46.

6. .. : . ., 2004. 158 .

7. .. : ; . .. . .. , 2006. -100 .

8. .. 5-7 . . . – , 2009. – 32. – .65-67. (ISSN 1726-7080).

9. .. . . . – , 2009. – 34. – .65-69. (ISSN 1726-7080).

10. .., .. // . 1998. – 1. . 49-57.

11. .. , . , 1997. 122 .

12. .., .. . . – -, 2006. – 87 .

13. .. – . – , 2004. – 152 .

14. .., .. // . 1996. – 4. . 76-78.

15. .., .. – , // . 1996. – 4. . 116-117.

16. .., .. // . 1999. – 1. . 55-73.

17. .. . – , 2007. 144 .

18. .. // . .; , 1999. 320 .

19. .., .. . // . 1995. – 2. . 86-96.

20. .. . ., 1987. 166 .

21. .. : . . . . . . , 1998. 20 .

22. .. . . – , 2008. 144 .

23. .., .. . . – 2009. – 4. – .370-381. (ISSN 1813-4718).

159.922.736.3

.., .. : – . [ ] // : . . . 2009. N 1. URL: https:// medpsy.ru ( : ..).

7.0.5-2008 ” ” ( 01.01.2009). [ — = ..] – , .

Источник

Отклонения, которые отрицательно сказываются на приспосабливаемости детей к окружающей их среде, сегодня принято называть расстройствами личности. Такие нарушения психики у детей выявляются довольно редко, так как на протяжении всего периода взросления психика постоянно претерпевает изменения. Иногда у детей возникают состояния, имеющие признаки расстройства личности.

По достижению ребенком подросткового возраста можно говорить об окончании формирования личности. Если признаки расстройства личности сохраняются в этом периоде, то уже можно говорить о состоянии, которое нуждается в коррекции.

Причины дисгармонии

Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:

  • наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
  • приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
  • органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.

Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.

Читайте также:  Особенности развития ребенка после кесарева

Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.

Симптомы и диагностика

Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.

Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:

1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.

2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.

3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.

4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.

5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность. Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе.

6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.

7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.

Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности. Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.

Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.

Лечение

Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.

Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.

Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.

Источник

.. ()

– … . . .. ()

: olesyavl.volkova@mail.ru

. , , . « » . , .

: , , .

.

, , , .

() -, . 3 – 4 . , , 25,0 56,9% . , . , ( 2 , 5 – , 60% – ) [8, 17, 32, 33].

. , , . . , ( ) 16,2%, ( – ) – 82,2%, ( ) 1,6 % . [17]. , .

, – . , . , . , , [1, 3, 17, 18].

.. [8] , :

  • 1 , () – 4 ;
  • 1 3 – 6 ;
  • 3 5 – 5 ;
  • 5 – 4 .

, ( 10-14 ) [18, 22, 25, 31].

« », , , [18, 22].

.. [17] , ( , , , ), (, , , , , , , ), (, , , , , ).

, .. [8], : – ( 32% 87,3%), ( 20% 25%), – ( 18,3% 28,7%) ( – 23%, – 16,4%, – 9,8%, – 6,5%). .

, . 10 60 – 80% 14 . , 49,5% ( 4- ). , , .. , .. , .. , .. , .. , 46% 8-9 [1, 4, 20, 21, 29, 31, 38].

, , , . , , , [21, 32, 38].

, , , , « » [9, 18, 22].

: ( ) ( ) [25, 31, 32].

, . . , , : , , , , , – [23, 25, 29, 33, 36, 39, 42].

, – . .

, , « – ».

, , [2, 3, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 24].

. , .

, (, , ), . , « …, , , , . , , , , . » [9, 19, 40].

.. [22] , «… «» , ».

, , – . , .

, , . , , . : , , , [3, 7, 8, 13, 18, 19, 22, 27, 37, 40].

, , , .

.. .. , : ) , ) . , , . , , [3, 22].

, , , – () [32]. , , , , , .

.. .. . , (), – , . , , , , [22, 32].

.. [17] , : , , . : , , , ( ), , , , , , , , , . .. , , .

. . [22] :

  • – ( );
  • ( );
  • ( );
  • ( ).

, – .

, , , , . , . , , , , .

, , , [3, 6, 10, 17, 20, 22, 28, 30, 34].

.

, – . , , , , , ( ). , , , .

, , , , , . , . , , .

. , , , , (), , () .

, , () . , , : , , , , . , : «» , , . , , .

.. .. : , . , , , , . [20, 25, 31, 35].

, , ( ), , . – – , , .

, , «» . , , , , . , , , .

:

1) , ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) ;

7) , , , .

, «», – ( .., ..). , , , , ( .., ..). , , , ( .., ..). , , , , . – ( ..). , . , , ( ..).

, , : , (, ), [12, 26, 38].

. , , , , .

, -, – ( .., ..). , ; , ; ( .., ..); , ; , , ; ( ) – ( .., ..) [3, 16, 17, 22].

, , , – . [32], .

, , , , , ; , – ; , , [22].

.. , «» 3 , , . , , 2 , () [8].

, . 14,5 , 20,7 – , 4 – , 7,6 – , 10,4 – [5, 10, 31].

– , , , . , , .

, . , , , , , , ( ).

– , , . , ( ), ( ).

– , , ( , ) , , , .

  1. . . : – . . / . . , . . . − , 1986. – 183 .
  2. . . , / . . , . . // . – 1990. − 9. – . 63 – 67.
  3. . . . ? / . . , . . // . – 1995. – .2, 3. – . 116-125.
  4. . . -. / . . , . . , . . // . – 1986. – 8. – . 65-67.
  5. . . / . . // , : . . . – . . – ., 1972. – . 25-33.
  6. . . / . . , . . , . . // – . – ., , 1999. – 320 .
  7. . . / . . // . «». – 1985. – 4. – .32-37.
  8. . . / . . , . . , . . , . . . – .: 1990. – 55 .
  9. . . / . . // . . – .: , 1982. – . 5.
  10. . . , / . . . – ., 1991. – 158 .
  11. .. / .. // : . – .: « », 2007. – 336 .
  12. . . – / . . // – . – .; , 1999. – 320 .
  13. . . – / . . // – . – .; , 1999. – 320 .
  14. . . / . . // : . – 1981. – 2. – . 9−15.
  15. . . / . . // . – 1993. – 1. – .31-38.
  16. . . / . . // . – 1996.- 4. – . 84-85.
  17. . . / . . . – ., 1993. – 75 .
  18. . . , / . . . – , 1997. – 122.
  19. . . / . . . – .: – « », 2002. – 192 .
  20. . . – : . …. . : .: 14.00.09/ . . . – ., 1998. – 25 .
  21. . . / . . , . . // . – 1999. – 1. – . 55−73.
  22. . . / . . . – ., 1987. – 166 .
  23. . . / .. . – ., 1996. – 463 .
  24. . . / . . . – ., 2001. – 705 .
  25. . . . . / . . , . . // . – 1996. – 2. – . 41-47.
  26. . . / . . , . . , . . . – ., 1979. – 183 .
  27. . . / . . . – .: , 1947. – 387 .
  28. B. C. / . . , . . // : . . . – , 1991. – . 81-82.
  29. . . (- , , ) / . . , . . . // . – 1993. – 1. – . 45-48.
  30. . . / .., .. . // . – ., 2001. – 1. – . 26-37
  31. . . / . . . – ., 1981. – 207 .
  32. . . / . . , . . // – . – ., 1991. – . 18-22.
  33. . . : , , / . . , . // . – 2000. – 2. – .5-50.
  34. . . / . . . – .: . , 1991. – 112 .
  35. . . / . . // . – .; , 1997. – 414 .
  36. Alexander Franz G. Psychosomatic Medicine / F. G. Alexander. – New York, 1980. – 138 p.
  37. Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy. / A. Bandura. // Developmental Psychology. – 1989, 25. – p. 729-735.
  38. Breiner S. J. Slaughter of the innocents: child abuse through the ages today / S. J. Breiner – New York; London: Plenum press, 1990. – 314 p.
  39. Melillo D. Birth order, perceived birth order, and family position of academic women. / D. Melillo // Individual Psychology. – 1983, 39. – p. 57-62.
  40. Robertson J. Separation and the very young / J. Robertson. – London, 1989. – 242 p.
  41. Siegel . What me? Growing up with a developmentally disabled sibling. / B. Siegel, S. Silverstein. – New York; London: Insight books, 1994. – 296 p.
  42. Schaefer E. Development of a parental attitude re instrument / E. Schaefer, R. Bell. – Child Development, 1959. – Vol.29, 3. – 156 p.

.. . [ ] // : . . . 2010. N 2. URL: https:// medpsy.ru ( : 30.06.2010).

7.0.5-2008 ” ” ( 01.01.2009). [ — = ..] – , .

Читайте также:  Занятия с аутичным ребенком по развитию речи

Источник

.. ()

– … . . .. ()

: olesyavl.volkova@mail.ru

. , , . « » . , .

: , , .

.

, , , .

() -, . 3 – 4 . , , 25,0 56,9% . , . , ( 2 , 5 – , 60% – ) [8, 17, 32, 33].

. , , . . , ( ) 16,2%, ( – ) – 82,2%, ( ) 1,6 % . [17]. , .

, – . , . , . , , [1, 3, 17, 18].

.. [8] , :

  • 1 , () – 4 ;
  • 1 3 – 6 ;
  • 3 5 – 5 ;
  • 5 – 4 .

, ( 10-14 ) [18, 22, 25, 31].

« », , , [18, 22].

.. [17] , ( , , , ), (, , , , , , , ), (, , , , , ).

, .. [8], : – ( 32% 87,3%), ( 20% 25%), – ( 18,3% 28,7%) ( – 23%, – 16,4%, – 9,8%, – 6,5%). .

, . 10 60 – 80% 14 . , 49,5% ( 4- ). , , .. , .. , .. , .. , .. , 46% 8-9 [1, 4, 20, 21, 29, 31, 38].

, , , . , , , [21, 32, 38].

, , , , « » [9, 18, 22].

: ( ) ( ) [25, 31, 32].

, . . , , : , , , , , – [23, 25, 29, 33, 36, 39, 42].

, – . .

, , « – ».

, , [2, 3, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 24].

. , .

, (, , ), . , « …, , , , . , , , , . » [9, 19, 40].

.. [22] , «… «» , ».

, , – . , .

, , . , , . : , , , [3, 7, 8, 13, 18, 19, 22, 27, 37, 40].

, , , .

.. .. , : ) , ) . , , . , , [3, 22].

, , , – () [32]. , , , , , .

.. .. . , (), – , . , , , , [22, 32].

.. [17] , : , , . : , , , ( ), , , , , , , , , . .. , , .

. . [22] :

  • – ( );
  • ( );
  • ( );
  • ( ).

, – .

, , , , . , . , , , , .

, , , [3, 6, 10, 17, 20, 22, 28, 30, 34].

.

, – . , , , , , ( ). , , , .

, , , , , . , . , , .

. , , , , (), , () .

, , () . , , : , , , , . , : «» , , . , , .

.. .. : , . , , , , . [20, 25, 31, 35].

, , ( ), , . – – , , .

, , «» . , , , , . , , , .

:

1) , ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) ;

7) , , , .

, «», – ( .., ..). , , , , ( .., ..). , , , ( .., ..). , , , , . – ( ..). , . , , ( ..).

, , : , (, ), [12, 26, 38].

. , , , , .

, -, – ( .., ..). , ; , ; ( .., ..); , ; , , ; ( ) – ( .., ..) [3, 16, 17, 22].

, , , – . [32], .

, , , , , ; , – ; , , [22].

.. , «» 3 , , . , , 2 , () [8].

, . 14,5 , 20,7 – , 4 – , 7,6 – , 10,4 – [5, 10, 31].

– , , , . , , .

, . , , , , , , ( ).

– , , . , ( ), ( ).

– , , ( , ) , , , .

  1. . . : – . . / . . , . . . − , 1986. – 183 .
  2. . . , / . . , . . // . – 1990. − 9. – . 63 – 67.
  3. . . . ? / . . , . . // . – 1995. – .2, 3. – . 116-125.
  4. . . -. / . . , . . , . . // . – 1986. – 8. – . 65-67.
  5. . . / . . // , : . . . – . . – ., 1972. – . 25-33.
  6. . . / . . , . . , . . // – . – ., , 1999. – 320 .
  7. . . / . . // . «». – 1985. – 4. – .32-37.
  8. . . / . . , . . , . . , . . . – .: 1990. – 55 .
  9. . . / . . // . . – .: , 1982. – . 5.
  10. . . , / . . . – ., 1991. – 158 .
  11. .. / .. // : . – .: « », 2007. – 336 .
  12. . . – / . . // – . – .; , 1999. – 320 .
  13. . . – / . . // – . – .; , 1999. – 320 .
  14. . . / . . // : . – 1981. – 2. – . 9−15.
  15. . . / . . // . – 1993. – 1. – .31-38.
  16. . . / . . // . – 1996.- 4. – . 84-85.
  17. . . / . . . – ., 1993. – 75 .
  18. . . , / . . . – , 1997. – 122.
  19. . . / . . . – .: – « », 2002. – 192 .
  20. . . – : . …. . : .: 14.00.09/ . . . – ., 1998. – 25 .
  21. . . / . . , . . // . – 1999. – 1. – . 55−73.
  22. . . / . . . – ., 1987. – 166 .
  23. . . / .. . – ., 1996. – 463 .
  24. . . / . . . – ., 2001. – 705 .
  25. . . . . / . . , . . // . – 1996. – 2. – . 41-47.
  26. . . / . . , . . , . . . – ., 1979. – 183 .
  27. . . / . . . – .: , 1947. – 387 .
  28. B. C. / . . , . . // : . . . – , 1991. – . 81-82.
  29. . . (- , , ) / . . , . . . // . – 1993. – 1. – . 45-48.
  30. . . / .., .. . // . – ., 2001. – 1. – . 26-37
  31. . . / . . . – ., 1981. – 207 .
  32. . . / . . , . . // – . – ., 1991. – . 18-22.
  33. . . : , , / . . , . // . – 2000. – 2. – .5-50.
  34. . . / . . . – .: . , 1991. – 112 .
  35. . . / . . // . – .; , 1997. – 414 .
  36. Alexander Franz G. Psychosomatic Medicine / F. G. Alexander. – New York, 1980. – 138 p.
  37. Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy. / A. Bandura. // Developmental Psychology. – 1989, 25. – p. 729-735.
  38. Breiner S. J. Slaughter of the innocents: child abuse through the ages today / S. J. Breiner – New York; London: Plenum press, 1990. – 314 p.
  39. Melillo D. Birth order, perceived birth order, and family position of academic women. / D. Melillo // Individual Psychology. – 1983, 39. – p. 57-62.
  40. Robertson J. Separation and the very young / J. Robertson. – London, 1989. – 242 p.
  41. Siegel . What me? Growing up with a developmentally disabled sibling. / B. Siegel, S. Silverstein. – New York; London: Insight books, 1994. – 296 p.
  42. Schaefer E. Development of a parental attitude re instrument / E. Schaefer, R. Bell. – Child Development, 1959. – Vol.29, 3. – 156 p.

.. . [ ] // : . . . 2010. N 2. URL: https:// medpsy.ru ( : 30.06.2010).

7.0.5-2008 ” ” ( 01.01.2009). [ — = ..] – , .

Читайте также:  Таблица развития ребенка 5 лет рост

Источник