Развитие лексики у ребенка

Развитие лексики у ребенка thumbnail

Надежда Мельникова
Формирование лексики у детей дошкольного возраста

А. Кони:
Слово – одно из величайших орудий человека

Современная жизнь диктует свои законы. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает хорошей речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем реже возникают трудности.

Задача взрослых – помочь малышу овладеть речью. Но для этого надо четко представлять весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Развитие детского лексикона можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап – довербальный. Длится с рождения ребенка до времени появления первых сознательных слов – примерно до 12 месяцев. Это период формирования понимания речи. Ребенок поворачивает голову, когда ему показывают хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (делает «ладушки», машет рукой «до свидания», хотя еще не может обозначить словом совершаемые им действия.

2 этап (от 1 года) – вербальный. Это этап активного усвоения лексики родного языка. В процессе формирования лексики происходит не только увеличение количества слов в речи ребенка, но и уточнение их значений. Вначале значение слова полисемантично, аморфно и расплывчато. Оно может иметь несколько значений и обозначать и предмет, и признак, и действие. Например, слово «би-би» может обозначать и машину, и велосипед, и все что едет. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.

3 этап (от 2 до 3 лет) – самый благоприятный этап развития речи ребенка – овладение правилами и нормами родного языка. Важным показателем речевого развития этого этапа является появление к двум годам фразовой речи. В активной речи ребенка появляются различные части речи: глаголы, существительные, прилагательные, числительные, наречия. Активное развитие лексики в этом периоде повышает коммуникативные способности ребенка. При овладении ребенком достаточным словарным запасом, начинает развиваться связная речь, грамматические строй речи, совершенствуются звуковая сторона речи.

4 этап (с 3-х лет)- усвоение морфологической системы русского языка. В этом возрасте происходит значительное увеличение словарного запаса, у ребенка появляются вопросы о значении слов, ребенок сам пытается объяснять слова на основе их значений. К четырём годам формируется правильное звукопроизношение, интонационная сторона речи, а также умение выражать интонацией вопрос, просьбу, восклицание. К этому моменту ребёнок накапливает определённый лексический запас, который содержит все части речи. В этот период происходит становление монологической речи. Ребёнок уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше.

К старшему дошкольному возрасту набирает силу уточнение смыслового значения слов. У детей появляется большой интерес к слову и его значению. Словарь старшего дошкольника активно обогащается и за счёт слов, придуманных самими детьми. Словотворчество становится одной из важных особенностей детской речи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, которая является мощным резервом их умственного развития.

Учитывая вышесказанное, можно сказать, что к старшему дошкольному возрасту, ребенок усваивает все основные модели родного языка, а словарь дошкольника этого возраста может рассматриваться в качестве национальной языковой модели.

Нарушения лексики у детей дошкольного возраста

1. Преобладание объема пассивного словаря над активным;

2. Неточное употребление слов, наличие вербальных парафазий;

3. Трудности актуализации словаря;

4. Несформированность семантических полей (смысловые замены слов);

5. Трудности формирования словообразовательных моделей;

6. Трудности формирования антонимов, синонимов;

7. Трудности выделения существенных дифференциальных признаков слов;

8. Ограниченность объема словаря, что затрудняет процесс коммуникации

Основные направления работы по формированию лексики у дошкольников

• Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, внимания, представлений, памяти и др.);

• Уточнение значения слов;

• Формирование семантической структуры слова, организация семантических полей, лексической системы родного языка;

• Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного в активный словарь

• Формирование словообразования.

• Расширение запаса синонимов и антонимов

• Формирование правильного употребления слова в связной речи.

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа №1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова

Дошкольное отделение №5

Подготовила:

Учитель-логопед

Мясик Анна Романовна

Развитие лексики детей разных возрастов.

Младший дошкольный возраст.

Общение — это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.

В современном мире общение виртуальное, к сожалению, отодвинуло на второй план общение живое. Мы все чаще предпочитаем одинокое сидение за компьютером, вместо живого общения с друзьями, например, в кафе. Мы все чаще предпочитаем дать ребенку телефон или планшет для игры, нежели прочитать ребенку сказку или поиграть вместе с ним в обыкновенные игрушки. Мы должны понимать, что в современном мире информационного прогресса и изобилия различных гаджетов и устройств, живое общение ничем не заменить.

Овладение речью – это один из самых важных моментов в психофизическом развитии любого человека, поэтому очень важно наращивание словаря детей в дошкольном возрасте. Если у ребенка запаздывает речевое развитие, то замедляется формирование мыслительных операций, словесной памяти, не осуществляется полноценное общение, удовлетворение потребностей и т.д. Вы же не хотите, чтобы ваш малыш отставал в своем развитии? Тогда прислушайтесь к нашим советам.

Сегодня я хочу предложить Вам, уважаемые родители, несколько простых игры и приемов, направленных на развитие лексики у детей различных возрастов. Я расскажу Вам о том, как самим развивать речь вашего ребенка и накапливать как пассивный,  так и активный словарь малыша.

Начиная с младенчества с ребенком нужно непрерывно общаться. Рассказывайте ему о том, что вы сейчас делаете или что хотите сделать. Если вы на кухне расскажите малышу о том, что хотите приготовить, из чего вы будете это готовить, какую посуду вы будете использовать, как вы будете готовить ваше блюдо. Будь то суп или компот, каша или блины – всегда объясняйте ребенку все свои действия. Помните, ребенок похож на губку, он будет впитывать всю информацию, которую вы будете ему давать. И чем больше информации он впитает, тем шире у него будет запас словаря и знаний.

Игры, в которые вы можете играть с ребенком в квартире, например:

  • «Покажи где». Вы просите ребенка показать вам тот или иной предмет. Старайтесь, чтобы предметы, которые показывал ребенок, были связаны между собой по категориям. Если вы начали говорить о посуде, продолжайте говорить именно о ней, на первых порах не стоит смешивать предметы из различных категорий.  
  • «Какое все разное». С помощью данной игры вы можете отрабатывать с ребенком такие понятия как: большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий. Играть в данную игру вы можете где угодно. На улице, дома, в магазине и т.д. Для начала расскажите сами малышу о том, что вот этот дом большой, а этот маленький. Или вот это дерево высокое, а это низкое. Этот карандаш длинный, а этот короткий. Вы можете говорить с ребенком о любых вещах, сравнивать их между собой. Только нужно включить фантазию.
  • «Назови одним словом». Данная игра поможет ребенку установить качественные связи между словами в своем запасе. Например, попросите ребенка назвать, из чего вы будете делать салат. Помидоры, огурцы, перец, лук, морковь и т.д. В конце обязательно подведите итог, что все, что вы назвали – это овощи. По той же схеме отработайте с ребенком такие лексические темы как: фрукты, мебель, одежда, обувь, деревья, цветы, ягоды, животные и т.д.
  • «Подбери красивое слово». Очень важно накапливать у детей не только словарь существительных, но и словарь прилагательных и глаголов. Данная игра поможет накопить словарный запас прилагательных. Чаще описывайте предметы, окружающие ребенка. Это может быть его любимая игрушка или любой предмет, находящийся в зоне видимости малыша. Образец: Это мишка. Он маленький, коричневый, красивый, у него короткий хвостик, маленькие ушки. Мишка очень сильный и смелый. А это зайка. У него длинные уши, он серого цвета, у него сильные задние лапы. Зайка – трусливый.

Описывая предметы, вы не только накапливаете словарный запас ребенка, но и подготавливаете почву для дальнейшего развития связной речи.

  • «Что делает?» Данная игра направлена на накопление глагольного словаря ребенка. Описывайте картинки, или свои действия, действия людей на улице или в магазине. Например: Дядя бежит. Тетя покупает еду. Я готовлю (стираю, убираю, покупаю, мою, играю и т.д.).

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение – обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.

Главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Помните, чем больше вы будете разговаривать с ребенком, чем больше будете говорить вы, тем больше потом будет говорить ваш ребенок. Ведь дети – это наше зеркало, как ведем себя мы, так будут вести себя и наши дети. Помните об этом. Удачи!

Старший дошкольный возраст.

Последнее время я часто слышу жалобы от родителей: «Моему ребенку уже 2 года, а он еще не начал говорить, а вот соседская девочка в этом же возрасте уже рассуждает…» или «Сыну уже почти 5 лет, а говорит, как двухлетний ребенок».

Хочу успокоить родителей тем, что проблема задержки речи и неразвитой речи у детей очень распространена. Причин и объяснений этому может быть множество. С этим вполне можно справиться и ни в коем случае не надо паниковать.

Я же расскажу о простых способах решения этой задачи, которые вы сможете сами применять в повседневном общении с малышом.

Принцип развития речи на любом языке и в любом возрасте включает два основных аспекта:

  • накопление пассивного запаса слов, готовых фраз и речевых конструкций;
  • активное использование накопленного материала.

Накопление пассивного запаса происходит, когда ребенок слушает. Это значит, что надо как можно раньше начинать читать ему, ставить аудиопроизведения с хорошей речью и произношением. Делать это надо с самого рождения, потому что навык слушать и запоминать наиболее активно работает в возрасте от 0 до 3-х лет. Позже он тоже работает, но не настолько интенсивно. Надо также как можно больше и чаще говорить с ребенком, объяснять ему все, что его окружает, языком любого уровня сложности. Лучше всего чередовать простые фразы со сложными.

В первые два года жизни ребенок активно накапливает материал, и чем больше вы сможете ему дать в этот период, тем больше будет его арсенал для дальнейшего активного использования в речи.

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе. Задача родителей на данном возрастном этапе — совершенствовать связную речь ребенка. Работа эта должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности —  эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами); развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры.

Идея в том, чтобы каждый день или почти каждый день использовать хотя бы одно упражнение. Не надо специально уделять этому время. Это увлекательные игры с родителями, в которые можно играть в любое свободное время. Например, во время прогулки, или пока едете в транспорте или в машине, во время ожидания в очереди, пока готовите что-то на кухне, а ребенок играет рядом, перед сном.

Упражнение «Отгадай животное, предмет, человека по описанию». Вы даете описание объекта, а ребенок должен догадаться кто это или что это. Это развитие пассивного запаса. Ребенок на вашем примере учится описывать объекты. Например: живет в лесу, дикий зверь, любит морковку, уши длинные, летом – серый, зимой – белый.

Следующий этап – соревнование, кто из вас больше угадает. Вы по очереди загадываете слово и описываете его. Таким образом, по вашему образцу ребенок сам будет учиться описывать различные предметы. Вы можете заранее обозначить категорию слов. Например: отгадываем животных, или предметы мебели, или еду. А можете загадывать слова из всего арсенала, при описании указывая из какой категории это слово. Это даст возможность ребенку выучить собирательные названия предметов, то есть названия категорий. Это способствует развитию навыков классификации.

Следующее упражнение «Отгадай по вопросам». Вы с малышом по очереди загадываете слово, например, персонажей мультфильмов. Тот, кто отгадывает, задает вопросы. Соревнуетесь, кто больше отгадает. Например: Это человек или зверь? Это мужчина или женщина? Он молодой или старый? Где он живет? Во что одевается? и т.д. В этом упражнении практикуется правильная постановка вопроса.

Упражнение «Прилагательные». В этом упражнении вы совместно выбираете любое слово и по очереди подбираете прилагательные, которые ему соответствуют. Например, слово «дом». Какой он может быть: большой, красивый, высокий, старый, серый, жилой, кривой, и т.д. Можно использовать и антонимы, если вы описываете не конкретный дом, а дом вообще. Проигрывает тот, кто больше не может найти подходящих прилагательных. Это упражнение существенно увеличивает активный словарный запас и учит многословно описывать предмет с разных сторон.

Упражнение «Глаголы». Аналогично прилагательным – выбираете существительное (животное, человек, кто-то из родственников) и находите к нему соответствующие глаголы. Например: наша бабушка – живет, ходит, готовит, сидит, спит, вяжет, смотрит телевизор и т.д.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснения слова, которые непонятны ребенку. Те слова, которые он встретил в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь, повторять их в самых разнообразных сочетаниях, предварительно объяснив значение.

Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значения, а в дальнейшем следить за тем, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.

Памятка для родителей по развитию речи детей.

1. Общайтесь с ребенком постоянно. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них (ты еще маленький, тебе рано это знать). Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать. Ответы давайте краткие  и доступные пониманию ребенка.

2. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?».

3. Расскажите ребенку о своей семье; о родителях – как зовут маму и папу (ребенок должен знать Ф.И.О.), где вы работаете, объясните ребенку значимость вашего труда не только для благосостояния вашей семьи, но и для общества; о братьях и сёстрах (сколько им лет, где учатся и т.д.). Расскажите о своих ближайших родственниках: как их зовут, где они живут, чем занимаются.

4. Уделяйте постоянное внимание развитию речи ребенка и больше общайтесь с ним. Читайте ребёнку сказки, пословицы, поговорки, стихи, загадки и разучите некоторые из них.

Удачи Вам и Вашему ребенку!

Источник

Библиографическое описание:

Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста / И. Ю. Павлова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1934/ (дата обращения: 28.02.2021).

Проблемы и
задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны
всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое
внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько
велико, что задачи по её формированию занимают особое место в
воспитании.

Слово
вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём,
помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным
участником в жизни общества. Слово является основным средством
коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством
регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и
предметное окружение.

В
дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который
позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и
радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие
словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Словарь – это
лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на
активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека
меньше объема пассивного.

Развитие словарного запаса
при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице:

Количественный рост
словарного запаса по Штерну 

От 1 до
1,5 лет

в 2
года

в 3
года

в 4
года

в 5 лет

100
слов

300-400
слов

1000 –
1100 слов

1600
слов

2200
слов

Из данных
таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного
запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.

Особенность
словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по
сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений
об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Для развития словарного
запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество
(точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько
полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо
знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями.
Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать
ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и
употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет
благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк,
зоопарк и др.

По мере
развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь
систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля
или образования слов, объединенных по смыслу.

Р.И
Лалаевой выделены следующие направления развития словаря:

  1. Расширение объема словаря

  2. Уточнение
    значения слова

  3. Развитие
    структуры значения слова

  4. Формирование
    семантических полей и лексической системности

  5. Расширение
    связей между словами в лексиконе.

Методика
развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который
построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у
детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи.

Подача материала,
направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей
соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно
произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы.

Цель при проведении
подобных занятий одна: пополнение словарного запаса.

Педагоги
широко используют дидактические игры, которые не только позволяют
всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у
детей навыков словарной деятельности.

Дидактическая
игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое
явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного
возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью,
и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в
дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать,
обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В
зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три
вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.),
настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все
эти игры можно успешно использовать для активизации словаря
дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они
основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению
ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними,
кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть
в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего
интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем
дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются
движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления
ребенка

Наиболее
сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием
предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры
имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них
дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и
умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические
ошибки.

Словесные
игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для
подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают
умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на
поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,
применять знания.

Дидактическая
игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное
(познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно
является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети,
играя, учатся.

Игровые
приёмы по формированию словаря у детей раннего возраста:

Игра: «Холодно
– Горячо».

Цель:
Обогащение словарного запаса существительными

Содержание.
Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает
вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по
подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее.
Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям
запомнить новое слово.

Игра:
«Опиши предмет».

Цели:
Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений
о предмете.

Содержание.
Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например,
взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает
шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно
большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое.
Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое.
Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке,
взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко
сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Игра
«Чудесный мешочек»

Цели:
Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение
представлений о признаках предметов.

Оборудование.Нарядно
оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к
одной лексической группе («Посуда», «Овощи»
или др.)

Содержание.
Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых
относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют,
выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек,
нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка».
Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка,
рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок
берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и
вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее
количество игрушек.

Усложненный вариант
(для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из
мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из
которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный,
деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий,
шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Почта»,
«Укрась елку» «Волшебное дерево»,
«Тематическое лото», «Домино»

Игра
«Посылка»

Цели:
Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках
предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы,
коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок
получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый
игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его.
Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра
«Аналогии»

Цели:
Активизация существительных с обобщающим значением, развитие
понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного
компонента лексического значения слова)

Содержание.
Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса –
зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово
обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения
(или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик,
транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые –
кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра
«Съедобное – несъедобное»

Цели:
Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность,
одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие
слухового внимания, общей моторики.

Содержание.
Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был
назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку
нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча.
Аналогично проводятся игры «Живое -неживое»,
«овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние
животные», «Птицы – насекомые», «Одежа
– обувь» и др.

Игра «Я знаю
пять…»

Цели:
Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания
родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта
значения слова).

Содержание.
Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает
игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом
стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее
слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий
игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых».
Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех
пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается
дальше.

Игра
с мячом «Ассоциации»

Цели:
Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей
моторики.

Содержание.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак
предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово,
обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает
мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж,
холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на
материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без
нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему
нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме
«Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть
представлены соответствующие картинки. Примерный лексический
материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля;
маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра
«Я собрал в огороде…»

Цели.Расширение
объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание.
Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на
огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и
добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде
огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное
предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на
огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до
первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В
зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию:
«Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…»,
«Я видел на улице….», «В лесу живет….»,
«На кухне есть….» и т.д.

Игра
«Назови другим словом»

Цели.
Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Содержание.
Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч.
Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются
образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч.
Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к
подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Игра
с мячом «Скажи наоборот»

Цели.
Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание.
Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит
слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать
антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть
мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг
вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на
которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая
свои слова.

Литература:

  1. Алексеева
    М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
    дошкольников. – М.: 2000г.

  2. Бондаренко
    А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: 1974г.

  3. Бородич
    А.М. Методика развития речи детей. – М.: 1981 г.

  4. Колунова
    Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи
    старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №”9 .

  5. Сохин
    Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: 1984г.

  6. Тихеева
    Е.И. Развитие речи детей. – М., 1992

  7. Удальцова
    Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.:
    1976г.

  8. Ушакова
    О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: 1993г.

  9. Ушакова
    О.С. Развитие речи дошкольника. – М., 2001

  10. Ушакова
    О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи //
    Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.

  11. Эльконин
    Д.Б. Детская психология. – М., 1999

  12. Швайко
    Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: 1983г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, слово, предмет, словарный запас, мяч, расширение объема словаря, взрослый, игрок, содержание.

Источник