Развитие культуры ребенка начинается с детства

Развитие культуры ребенка начинается с детства thumbnail

Как воспитывать ребёнка, чтобы привести его к осознанной нравственной высоте? Как преодолевать отрицательные эмоции маленького человека, возникающие в процессе эмоциональной неуравновешенности во многих семьях? По мнению психологов, существуют два основных пути для родителей.

Первый путь – умение владеть собой, подавлять раздражение и обиду. Это сложная наука даже для взрослого человека – обладание способностью вовремя себя взять в руки, не дать воли плохому настроению. Пример родителей, нормы поведения, принятые в семье, для здорового ребёнка решают большую роль.

Спокойствие и уравновешенность будущей личности можно воспитать только в спокойной обстановке. Поэтому, если ребёнок капризничает, нервничает, то необходимо искать причину в своём родительском поведении. Достаточно стать самим более сдержанными, уравновешенным и не взрываться криком, раздражительностью на упрямство, капризы малыша.

Когда родители не контролируют свои отрицательные эмоции, то как можно требовать спокойствия от детей, у которых слабо ещё развита система торможения. Другой путь можно охарактеризовать как совершенный, эффективный, глубокий, открывающий в будущем дорогу к истинному благородству, широте, мудрости души. Его сущность заключается в остановке отрицательных эмоций не только словом “нет”, а удалением их наиболее сильными положительными. Этот процесс предполагает наличие самокритичности, умения понять других людей, сознательности и созревает во взрослый период личности – период самовоспитания. А до этого ведётся тренировка маленького человека приёмом успокоения-отвлечения от отрицательных эмоций – обиды, испуга, страха и т.д. И хотя многие назовут этот метод примитивным, но он вполне разумный и действенный.

Нельзя допускать мысли, что ребёнок поплачет и перестанет, что ему сделается. Такая ошибка ведёт к тому, что, оставляя малыша наедине с переживаниями, родители позволяют им разрастаться, укрепляться в психике ребёнка и возникать впоследствии даже по самому незначительному поводу. Повторение ведёт уже к привычке плакать, обижаться, упрямиться, а именно к укоренению сущности отрицательной эмоции. Необходимо отвлекать ребёнка другими впечатлениями, тем самым вводя процесс переключения отрицательной эмоции на положительную, лишая первую всяких перспектив на длительность. Это действует безотказно, даже в жизни взрослых. От огорчений, обид хватаемся и спасаемся работой, книгами, походом в кинотеатр и т.д.

Следующим этапом в воспитании культуры личности является осознанность процесса внутреннего переключения. Позавидовал чему-то – переведи зависть в желание добиться того же, обошлись несправедливо – частично причина в себе самом и необходимо её найти, убрать. Человек поступил не так – не осуждай, пересмотри свою оценку, пойми, помоги. Сердишься из-за пустяка – устыдись мелочности, раздражительности. Научить ребёнка презирать мелочность, значит, исключить в будущем нервозность, “кипячение” по всякому поводу и растрачивания себя впустую. Только тогда растущий ребёнок сможет соотносить досадные, раздражающие факторы с чем-то большим, имеющим настоящую подлинность и ценность в жизни, давать адекватную оценку.

Выучив и освоив уроки великодушия, негативные реакции на чьё-то поведение, отрицательные эмоции будут переходить в более сильные, общие положительные переживания.

Источник

Определение 1

Культура – это понятие, которое включает в себя обширное количество значений из разнообразных областей человеческой жизнедеятельности.

Определение 2

Культурное развитие детей – это неотъемлемая часть воспитания и развития ребенка.

Значимость культурного развития ребенка

Особую роль в развитии ребенка играют окружающие его взрослые. Именно от них зависит успешность культурного воспитания и развития ребенка. Одним из главных методов культурного воспитания является собственный пример родителей или воспитателя. Это связано с тем, что ребенок не владеет навыками культурного поведения в обществе, он не способен дать культурную оценку своим поступкам и поведению. Основным ориентиром для него является поведение и поступки взрослого. Взаимодействуя с окружающими взрослыми, ребенок осваивает культурные формы общения и манеры поведения, принятые в социуме. Данное освоение происходит не одномоментно, а последовательно и постепенно.

Замечание 1

Одним из условий культурного развития ребенка является наличие постоянного общения со взрослыми, благодаря чему он расширяет свой кругозор и знания.

Таким образом, на ранних стадиях онтогенеза, главную роль в культурном развитии ребенка является общение с окружающими его взрослыми. Поэтому очень важно уделять ребенку должное внимание, формировать у него необходимую основу для культурных знаний, умений и навыков.

В период дошкольного детства ребенок копирует поведение своих родителей и сверстников. Это необходимо для его полноценного развития и усвоения разнообразных образов и норм поведения. В случае, если в семье царит благоприятная и культурная атмосфера, в которой у ребенка будет правильно и последовательно осуществляться культурное развитие.

Помимо собственного примера, следует использовать и иные методы и средства, которые можно применять не только по отдельности, но и в совокупности. Так, одним из наиболее эффективных методов является труд.

Труд играет особую значимость в формировании личности ребенка и его культурном развитии. Благодаря труду у ребенка формируются важные нравственнее качества и уважительное отношение к людям.

Значимость труда в культурном воспитании ребенка обусловлена тем, что именно он развивает целенаправленность в выполнении поставленных целей и задач, а также способствует повышению уровня любознательности и росту волевых усилий.

Если ребенка не научить вести себя в общественных местах, а также не воспитать уважение к другим людьми, сдержанности, то уже в подростковом возрасте все это невозможно будет исправить. Поэтому на плечи родителей и педагогов возлагается задача, как можно раньше начинать воспитывать ребенка и заниматься его культурным развитием.

Культура поведения детей в быту включает в себя:

  • чистоплотность (чистые руки, лицо и т.д.);
  • опрятная одежда;
  • самообслуживание (аккуратно убранная за собой одежда, заправленная постель, уборка за собой игрушек, посуды после еды и т.д.).

Со временем этот список становится все больше и у ребенка формируются полностью культурные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшем.

Если начинать заниматься ребенком с раннего возраста, то уже к 5-ти годам он сможет:

  • ухаживать самостоятельно за своей одеждой и обувью;
  • аккуратно развешивать свою одежду и ставить обувь;
  • беречь книги, игрушки и вещи;
  • убирать за собой игрушки после игр;
  • быть вежливым со старшими и своими сверстниками;
  • активно и умело пользоваться столовыми приборами.

Основные стадии культурного развития ребенка

Первая стадия. «Вращивание по типу шва» – на данной стадии у ребенка отмечается реакция выбора предъявляемых ему стимулов.

Например, при показе картинки или иллюстрации, для создания верной культурной реакции на сюжет, взрослый должен дать ребенку правильный стимул. Основной задачей взрослого (педагога, родителя и т.д.), является верный подбор стимулов. Стимул должен соответствовать той реакции, которую ожидают от ребенка.

Вторая стадия. «Вращивание внешнего приема внутрь» – культурная реакция ребенка не требует внешнего стимула, он способен сам дать оценку происходящему действию, предмету, явлению, поведению сверстников и т.д.

Формируется данный навык постепенно. Так с возрастом, взрослый предоставляет ребенку несколько стимулов, из которых он должен выбрать правильный и правильно отреагировать на увиденное. Постепенно у ребенка происходит выпадение «промежуточных» членов, и культурная реакция на происходящее переходит в стандартную сенсорную, а уже затем и в моторную. Постепенно и время реакции уменьшается, то есть ребенком способен за достаточно короткий промежуток времени дать точную культурную оценку рассматриваемому действию, явлению, сюжету и т.д.

Третья стадия. «Построение внутреннего процесса» – ребенок усваивает структуру внешнего приема и уже в дальнейшем он способен самостоятельно выстраивать адекватные внутренние культурные процессы.

Культурная оценка осуществляется ребенком самостоятельно, посредством тех внутренних норм и схем, которые были им усвоены на предыдущих стадиях. Данная стадия является одной из заключительных стадий культурного развития ребенка. К этому времени ребенком уже усвоены культурные нормы и правила, принятые в обществе. В соответствии с данными нормами, дается оценка действиям и поведению окружающих. В зависимости от степени усвоения культурных норм, осуществляется процесс адаптации в современном обществе.

Четвертая стадия. «Заключительная» – переход с третьей стадии в четвертую происходит постепенно, характеризуется тем, что ребенок способен правильно и самостоятельно дать культурную оценку или культурную реакцию поведению другого человека и себя, действиям, явлениям, предметам и т.д.

Замечание 2

Данные стадии являются схематическими, так как культурное развитие каждого ребенка осуществляется индивидуально и проходит по своему пути, однако в целом оно проходит по рассмотренной выше схеме.

Источник

Как воспитывать ребёнка, чтобы привести его к осознанной нравственной высоте? Как преодолевать отрицательные эмоции маленького человека, возникающие в процессе эмоциональной неуравновешенности во многих семьях? По мнению психологов, существуют два основных пути для родителей.

Первый путь – умение владеть собой, подавлять раздражение и обиду. Это сложная наука даже для взрослого человека – обладание способностью вовремя себя взять в руки, не дать воли плохому настроению. Пример родителей, нормы поведения, принятые в семье, для здорового ребенка решают большую роль.

Спокойствие и уравновешенность будущей личности можно воспитать только в спокойной обстановке. Поэтому, если ребенок капризничает, нервничает, то необходимо искать причину в своем родительском поведении. Достаточно стать самим более сдержанными, уравновешенным и не взрываться криком, раздражительностью на упрямство, капризы малыша.

Когда родители не контролируют свои отрицательные эмоции, то, как можно требовать спокойствия от детей, у которых слабо еще развита система торможения. Другой путь можно охарактеризовать как совершенный, эффективный, глубокий, открывающий в будущем дорогу к истинному благородству, широте, мудрости души. Его сущность заключается в остановке отрицательных эмоций не только словом «нет», а удалением их наиболее сильными положительными. Этот процесс предполагает наличие самокритичности, умения понять других людей, сознательности и созревает во взрослый период личности – период самовоспитания. А до этого ведется тренировка маленького человека приемом успокоения-отвлечения от отрицательных эмоций – обиды, испуга, страха и т.д. И хотя многие назовут этот метод примитивным, но он вполне разумный и действенный.

Нельзя допускать мысли, что ребёнок поплачет и перестанет, что ему сделается. Такая ошибка ведет к тому, что оставляя малыша наедине с переживаниями, родители позволяют им разрастаться, укрепляться в психике ребенка и возникать впоследствии даже по самому незначительному поводу. Повторение ведет уже к привычке плакать, обижаться, упрямиться, а именно к укоренению сущности отрицательной эмоции. Необходимо отвлекать ребенка другими впечатлениями, тем самым вводя процесс переключения отрицательной эмоции на положительную, лишая первую всяких перспектив на длительность. Это действует безотказно, даже в жизни взрослых. От огорчений, обид хватаемся и спасаемся работой, книгами, походом в кинотеатр и т.д.

Следующим этапом в воспитании культуры личности является осознанность процесса внутреннего переключения. Позавидовал чему-то – переведи зависть в желание добиться того же, обошлись несправедливо – частично причина в себе самом и необходимо ее найти, убрать. Человек поступил не так – не осуждай, пересмотри свою оценку, пойми, помоги. Сердишься из-за пустяка – устыдись мелочности, раздражительности. Научить ребенка презирать мелочность, значит исключить в будущем нервозность, «кипячение» по всякому поводу и растрачивания себя впустую. Только тогда растущий ребенок сможет соотносить досадные, раздражающие факторы с чем-то большим, имеющим настоящую подлинность и ценность в жизни, давать адекватную оценку.

Выучив и освоив уроки великодушия, негативные реакции на чье-то поведение, отрицательные эмоции будут переходить в более сильные, общие положительные переживания.

Если вы хотите узнать о возможностях, которые предлагают наши психологи для построения гармоничных отношений с детьми, предлагаем заполнить анкету «Игра – ключ к ребенку».

Также предлагаем групповые занятия для подростков, которые помогают участникам и их родителям легче перенести сложный период взросления. Группа «Хочу по-другому» помогает подростку достичь гармонии с самим собой и окружающими.

Вам может быть интересно

Цвет, который мы воспринимаем посредством нашего зрения, способен активно воздействовать на психику, вызывая те или иные эмоции и состояния. С помощью цвета можно корректировать собственное настроение, и даже самочувствие. Давно известно влияние цвета на психику человека, и специалистами разработаны различные тесты и программы, с помощью которых производится воздействие на пациента с целью улучшения его психологического состояния.

Читать дальше

Каждый из нас иногда вынужден отстаивать свою точку зрения. Не важно, происходит это на работе или дома, умение убеждать пригодится в любой ситуации. Вот 10 советов, которые помогут победить самого сложного собеседника.

Читать дальше

Наверняка вы о чём-то мечтаете? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мечты не сбываются? Одни люди могут превращать мечты в цели и достигать их. Для других мечта так и остаётся мечтой. Мы перечислим причины этого

Читать дальше

Источник

Культурное развитие детей очень важно для каждого родителя. Ведь без чувства прекрасного и правил этикета ребенку будет сложно социализироваться в обществе. Интересно то, что только от мамы и папы зависит, насколько воспитанным и интересным вырастет их малыш. Так что за культурное развитие ребенка в семье отвечает старшее поколение.

Взрослые, которые довольны своей работой, досугом и вообще своей жизнью обычно воспитывают счастливых детей. Если родители живут активно и деятельно, если они постоянно читают, смотрят хорошие художественные и документальные фильмы, ходят на выставки, в музеи и театры, занимаются общественной деятельностью, то у них не возникнут проблемы культурного развития ребенка. Однако и в данном случае прививать культурные привычки следует организованно, планомерно и используя различные методические пособия.

Окультуриваем ребенка

С ранних лет родители должны заниматься культурным развитием детей дошкольного возраста. Мамам и папам следует прививать детям такие хорошие качества как милосердие, уважение к окружающим, доброта, тактичность. Одним из условий культурного развития ребёнка является прививание навыков правильного поведения на улице, в общественном транспорте, гостях, школе, на природе. Дети должны понять, что культурные люди должны вежливо и воспитанно вести себя не только при чужих людях, но и дома с родственниками. Родители должны объяснить, что культура должна быть в душе, её нужно, как росток, посадить, чтобы она возросла. Ребёнок с детства должен различать, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно делать, а чего нельзя.

Обучение культуре должно проходить с ранних лет, ещё до того, как научить малыша читать и писать. Как только он начал говорить, уже тогда можно обучать его «волшебным» словам: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания. Ребенок буквально с молоком матери должен впитать азы вежливости. Чтобы малышу было интереснее изучать и понимать правила культуры, можно обучать его в игровой форме. Тогда он быстрее будет воспринимать новую информацию и легче научится.

Окультуриваем ребенка

Несколько советов, как привить правила культуры ребенку

  • Когда ребенок тнаходится в дошкольном возрасте, читайте ему сказки, в которых прослеживаются отношения добра и зла, в которых главные герои общаются со сверстниками, взрослыми, животными.
  • Чем старше становится ребенок, тем более сложные произведения нужно выбирать. Читайте книги про борьбу и человеческие отношения.
  • После каждого чтения обсуждайте с ребенком прочитанное. Спросите его, что хорошего сделали герои, что плохого. Кто из них положительный персонаж, а кто отрицательный. Попросите сына или дочь аргументировать своё мнение.
  • Выбирая сказку на ночь, обратите внимание на её слог и язык. Ведь чем интереснее повествование, тем богаче будет словарный запас вашего ребенка. У него увеличится лексикон и разовьется образное мышление.
  • Маленькие дети всегда являются «почемучками». Родители должны быть готовы к тому, что их сын или дочь будет постоянно спрашивать у них про окружающий мир: Почему небо голубое? Как самолет летает и не падает? Зачем цветы распускаются? У мамы и папы должны быть готовы ответы на все вопросы. Если же вы сами чего-то не знаете, не бойтесь признаться в этом вашему ребенку. Предложите ему узнать что-то вместе. А после этого почитайте энциклопедию или посмотрите познавательный видеоролик.

Окультуриваем ребенка

  • Посещайте культурные места: театр, музей, выставку, галерею, цирк, зоопарк, океанариум, кинотеатр. Когда ребёнок ещё маленький, его следует водить в те места и на те представления, которые соответствуют его возрасту, чтобы он понял, что к чему. Чем старше становится сын или дочь, тем на более сложные спектакли и фильмы ребенка можно позвать. Также учитывайте тот факт, что просмотр драматургической пьесы в театре дастся сыну или дочери сложнее, чем просмотр мультфильма в кино. Но всё равно, после любого просмотра, обсуждайте с ребенком увиденное. Ведь культура – это не только просмотр интересных и познавательных вещей, это ещё и умение обсудить увиденное, рассказать свою точку зрение, аргументировать своё мнение. Уже в начальных классах можно отправляться с первоклассником в музеи и галереи, тем более интерактивные. Придумайте игры, которые помогут увлечь ребенка в месте изобразительных и скульптурных шедевров. Родители должны постараться, чтобы их дети извлекли из этого посещения максимум пользы.
  • Больше гуляйте за городом, в городе, парках, лесу. Ведь даже просто проходя по улицам, можно отметить культурное и некультурное поведение граждан. Обращайте внимание малыша на действия прохожих и обсуждайте с ним, кто что делает правильно и неправильно. Главное – не устраивать нудные лекции. Общение с ребенком должно проходить легко и продуктивно.
  • Занимайтесь спортом. Физическая культура тоже играет большую роль в развитии детей. Ведь занятия спортом приучают к дисциплине, ответственности, формируют характер, укрепляют силу духа. Что уж говорить о колоссальной пользе для здоровья.
  • Занимайтесь благотворительностью. Необязательно самим отдавать кучу денег и показывать это ребенку. Можно просто объяснить ему, что есть дома, где дети живут без родителей, им не так повезло. Если вы всё понятно расскажете, то малыш сам захочет отдать пару игрушек и кофточек в детский дом. Расскажите ребенку, как это здорово – помогать людям. Как прекрасно быть человеком, который всегда готов прийти на помощь ближнему.

Окультуриваем ребенка

Источник