Развитие критически недоношенного ребенка

Развитие критически недоношенного ребенка thumbnail

Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года

Малыши, которые появились на свет раньше предполагаемого срока, развиваются несколько иначе, чем доношенные младенцы. Их развитие идет в более быстром темпе, и уже к годику недоношенный ребенок практически не отличается от крохи, родившегося в срок.

Развитие критически недоношенного ребенка

Однако в первые месяцы после рождения отличия будут существенными – и во внешнем виде, и в скорости набора массы тела, и в освоении разных навыков.

Особенности развития при недоношенности

К недоношенным младенцам относят деток, которые родились на сроке беременности от 21 до 37 недель. Их развитие отличается такими особенностями:

  • Малыши осваивают основные навыки на несколько месяцев позже доношенных сверстников. Если кроха родился до 32 недели вынашивания, то отставание составляет 3-4 месяца, а у деток, которые родились после этого срока, отставание будет всего в 1-2 месяца.
  • Малышам с массой тела менее 1500 г требуются специальные условия сразу после родов, поэтому их держат в кувезах, в которых условия приближены к внутриутробным. После набора веса до 1700 г малыш перемешается в кроватку, у которой имеется подогрев. Когда масса тела малютки достигнет 2000 г, специальной тепловой поддержки больше не требуется.
  • Из-за особого функционирования нервной системы крохи при рождении раньше срока такие малыши нуждаются в повышенном внимании. Очень важно окружить малютку лаской и после выписки создать дома комфортные условия.

Терморегуляция недоношенного ребенка имеет свои особенности. В комнате должна быть температура в диапазоне 20-22°С, а влажность – 50-70%. Подробнее об этом смотрите в передаче доктора Комаровского.

Внешний вид

Недоношенный младенец выглядит так:

  • Масса тела младенца очень низкая, а рост крохотный.
  • Кожа крохи тонкая, с множеством морщин, в первые дни выражено красная.
  • Ушные раковины тоненькие и мягкие, могут слипаться.
  • На спине и конечностях (а иногда и на лице) есть мягкий волосяной пушок, который называют лануго.
  • Голова малютки выглядит непропорционально большой, она соответствует примерно 1/3 длины тела.
  • Живот ребенка большой, а пупок располагается ниже.
  • Шея и конечности карапуза короткие.
  • Пластинки на ногтях очень тонкие, почти прозрачные.
  • Внешние половые органы не полностью сформированы – у мальчиков яички не опустились в мошонку, а у девочек наблюдается зияние половой щели.
  • Большой родничок из-за недоразвитого черепа сместился.
  • На маленьком родничке могут быть участки без кожи.
  • Ребенок вялый и слабый.

Развитие критически недоношенного ребенка

Рост и вес в таблице

В зависимости от начального веса младенца выделяют несколько степеней недоношенности:

  • 1 степень – дети весом от 2 кг до 2,5 кг. Обычно они рождаются на сроке 36-37 недель. К году такие малыши увеличивают свою массу в 4-5 раз.
  • 2 степень – малыши с массой тела от 1,5 кг до 2 кг. Такой вес характерен для младенцев, родившихся на 32-35 неделях беременности. К году масса их тела увеличивается в 5-7 раз.
  • 3 степень – детки с весом 1-1,5 кг. Таких малышей называют детьми с низкой массой или глубоко недоношенными детками. Они появляются на свет на 28-31 неделе вынашивания, а к году их вес увеличивается в 6-7 раз.
  • 4 степень – младенцы с массой тела менее 1000 г. Такой вес называют экстремальным. Они рождаются на сроке до 28 недель и увеличивают свою массу к году в 8-10 раз.

Развитие критически недоношенного ребенка

Темп набора массы недоношенным в первый год жизни будет примерно таким:

Прибавка в росте также определяется степенью недоношенности младенца и будет составлять:

Развитие критически недоношенного ребенка

Уход за недоношенным новорожденным имеет свои особенности. Обязательно ознакомьтесь с нашей статьей.

1 месяц

Недоношенные малыши первого месяца жизни могут не проявлять активность. Они зачастую бывают малоподвижными, а их мышечный тонус снижен. Вес они набирают очень медленно и чаще всего просто компенсируют потерю веса в первые дни жизни.

Сосательный рефлекс нередко отсутствует, поэтому малыша кормят с помощью зонда. Деткам, неспособным дышать самостоятельно, проводится искусственная вентиляция легких.

Развитие критически недоношенного ребенка

Маме в первый месяц следует постоянно быть рядом с малюткой, обеспечив ему телесный контакт и возможность слышать ее голос.

2 месяца

К началу этого месяца малыш начинает активнее набирать массу и прибавлять в длине тела больше, чем его доношенные сверстники. Однако он, как и раньше, быстро устает и сильно ослаблен. Очень важно обеспечить крохе усиленное питание. Если малыш не сосет грудь, желательно сцеживать молоко и кормить его необходимое количество раз.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка кратко

Развитие критически недоношенного ребенка

К концу месяца карапуз учится приподнимать головку в положении на животике.

3 месяца

Набор веса в этом возрасте идет достаточно активно, поэтому многие малыши удваивают свой вес при рождении. Кроха хорошо реагирует на звуки и свет, но по-прежнему большую часть суток младенец спит.

4 месяца

Недоношенный малыш этого возраста уже умеет поднять и некоторое время удерживать свою голову. Кроха научился фиксировать взгляд на контрастном предмете, а также начал издавать звуки, которые напоминают гуление. В режиме дня малютки непременно должны быть прогулки, гимнастика, массаж и купание.

Развитие критически недоношенного ребенка

Нередко в этом возрасте повышается тонус мышц, из-за чего младенец часто просыпается или с трудом укладывается в кроватку.

5 месяцев

В этом возрасте недоношенный малыш дарит маме первую осознанную улыбку. Из-за немного увеличенного тонуса конечностей движения малютки пока немного судорожные, но кроха уже способен удерживать в ручке погремушку небольшого размера. Психическое развитие идет высокими темпами. Малыш уже с легкостью отыскивает источник звука, поворачивая голову.

6 месяцев

Младенец этого возраста начинает догонять по развитию сверстников, родившихся доношенными. Его вес утраивается, если сравнить с весом, с которым малыш родился. Он узнает близких и различает их голоса, много лепечет, смеется, занимается с игрушками. Если кроху поддерживать под мышки, кроха будет упираться ногами в поверхность и отталкиваться, как пружинка.

Развитие критически недоношенного ребенка

Некоторые 6-месячные малыши осваивают перевороты на живот со спинки.

7 месяцев

Малыши этого возраста с легкостью переворачиваются на живот, берут игрушки в руки, могут немного подползать к расположенной перед ними игрушке, подолгу лепечут, учатся кушать с ложки. «Речь» карапуза настолько многообразна, что вполне сравнима с лепетом доношенных младенцев. Если младенец родился на сроке 35-37 недель, у него начинают резаться первые зубки.

8 месяцев

К этому возрасту младенец уже довольно хорошо научился контролировать собственное тело. Он осознанно переворачивается, стоит на четвереньках и раскачивается, пробует садиться и ползать.

Психологическое развитие карапуза также прогрессирует. Малыш понимает обращенную к нему речь, отыскивает названный предмет, с удовольствием слушает песенки и стишки, активно впитывая всю полученную информацию.

9 месяцев

В этом возрасте многие малыши уже способны самостоятельно сидеть, а также начинают подниматься на ножки, держась за перила кроватки или манежа, а затем садиться обратно. Появляются первые зубки у карапузов, родившихся на сроке 32-34 недели.

Когда кроха бодрствует, он подолгу занимается игрушками. Ребенок уже может выполнять несложные просьбы, например, махать при прощании или давать руку, чтобы поздороваться. В «речи» карапуза появляются короткие слова или лишь первые слоги слов. Малыш учится воспроизводить интонацию речи взрослого.

Развитие критически недоношенного ребенка

10 месяцев

К этому возрасту большинство малышей учится самостоятельно стоять и, держась за ограждение, передвигаться вдоль него. Появляются первые зубки у малышей, родившихся на сроке до 31 недели.

У карапуза уже получается длительно удерживать взгляд на игрушке, которая движется. Особенно интересны малышу разнообразные вкладыши и мячики.

Кроха уже хорошо знает собственное имя и с интересом слушает речь взрослого, изучая новые слова.

11 месяцев

Некоторые малыши в этом возрасте совершают свои первые шаги. Те детки, кто пока не готов ходить, быстро ползают, легко встают и садятся. Малышам 11 месяцев очень нравятся кубики и пирамидки, а также разные каталки и машинки. Ребенок знает множество бытовых действий и выполняет их по просьбе. В его речи появляется много коротких слов, обозначающих животных и предметы.

12 месяцев

К году недоношенные малыши почти не отличаются от родившихся в срок карапузов ни физическими показателями, ни психоэмоциональным развитием, ни приобретенными навыками. У некоторых малышей движения могут быть еще излишне резкими и нескоординированными, но в целом детки этого возраста весьма подвижны и активны.

Развитие критически недоношенного ребенка

Подробнее о развитии недоношенных новорожденных смотрите в следующих видео.

Источник

М.Э. Бернадская “Институт коррекционной педагогики Российской академии образования”, Москва

В последние годы в связи со значительными успехами в неонатологии ( в частности в таких ее областях, как реанимация новорожденных, усовершенствование и развитие новых методов выхаживания и т.п.) повысилась выживаемость недоношенных младенцев как с критически низкой массой тела при рождении, с одной стороны, так и с перинатальными поражениями, с другой.

Недоношенные дети составляют группу высокого риска возникновения у них в дальнейшем нарушений соматического, неврологического характера, что составляет базу для возникновения различного рода отклонений в психическом развитии. Данные, накопленные зарубежной статистикой, свидетельствуют о том, что среди недоношенных младенцев:

  • в 16 % случаев был диагносцирован ДЦП; процент данного заболевания оказался достаточно стабильным и был принят в качестве показателя распространенности ДЦП у выживших недоношенных младенцев;
  • в 20 % случаев была диагносцирована умственная отсталость; в 21% случаев уровень интеллектуального развития был ниже нормы (в США эту категорию детей называют “лица с пограничными интеллектуальными способностями”); в 10% случаев наблюдалась слепота или глухота;
  • в 1/3 случаев встречалось сочетание инвалидизирующих нарушений (например, ДЦП и умственной отсталости);
  • в 50 % случаев в возрасте 6-8 лет интеллектуальное развитие детей соответствовало норме (по данным Т. Монтгомери, 1996).
Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка агрогородка поречье

Отечественные и зарубежные авторы отмечают, что на раннее психическое развитие недоношенных младенцев значительное влияние оказывают следующие биологические факторы: гистационный возраст, морфофункциональная незрелость, масса тела при рождении, неврологические нарушения (Е.П. Бомбардирова, 1979; V. Krall et al., 1980; S. Grigoroiu, 1981; S. Goldberg et al., 1986; J. Watt, 1986; D. Sobotkova et al., 1994; А.Э. Лицев, 1995; Ю.А. Разенкова, 1997).

Целью настоящей работы было изучение особенностей раннего психического развития недоношенных младенцев, имеющих критически низкую массу тела при рождении и перинатальное поражение ЦНС.

Для этого использовались Шкалы интеллектуального и моторного развития детей раннего возраста теста Н.Бэйли (1993). Этот тест был выбран на основании того, что, во-первых, он хорошо стандартизован и, во-вторых, он позволяет сравнивать полученное ребенком значение стандартных баллов как с его же собственными, но полученными в другом возрасте, так и со значениями, полученными группой сверстников.

Испытуемыми были 24 недоношенных младенца с критической массой тела от 900 до 1500 гр. Гистационный возраст этих младенцев варьировал в пределах от 25 до 36 недель (средний гистационный возраст = 29,7 недель). Хронологический возраст этих детей колебался в пределах от 2 месяцев 13 дней до 13 месяцев 6 дней (средний хронологический возраст = 20 недель). Мальчики составили 42% (n = 10), девочки – 58% (n = 14). Все дети имели в анамнезе диагноз перинатальной энцефалопатии разной степени тяжести.

После выписки из больницы за детьми осуществлялось катамнестическое наблюдение. Обследование детей проводилось на амбулаторном приеме совместно с врачами неонатологом и невропатологом.

Результаты

Результаты выполнения детьми теста сравнивались с нормативными значениями, соответствующими их хронологическому возрасту, с одной стороны, и скорректированному возрасту, с другой. Скорректированный возраст представляет собой разницу между хронологическим возрастом ребенка и сроком (количество недель), на который ребенок недоношен. Например, хронологический возраст ребенка на момент обследования составляет 5 мес. 6 дн., гистационный возраст ребенка составляет 27 нед. Срок недоношенности равен 40 нед. (средняя продолжительность беременности) минус 27 нед. = 13 нед. (3 мес. 1нед.). Скорректированный возраст будет равен в данном случае 5 мес. 6 дн. – 3 мес. 7 дн. = 1 мес. 29дн. В целом по группе средние значения индекса интеллектуального развития (М = 59,6) и индекса моторного развития (М = 61,7), подсчитанные для хронологического возраста детей были ниже среднего значения нормы приблизительно на 2 23 стандартного отклонения (SD = 15). Эти значения соответствуют показателям значительной задержки развития.

Подсчитанные для скорректированного возраста детей среднее значение индекса интеллектуального развития (М = 89) ниже среднего значения для нормы приблизительно на 23 стандартного отклонения; а среднее значение индекса моторного развития (М = 93) ниже среднего значения для нормы на 13 стандартного отклонения. Оба эти значения находятся в границах нормы. (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Среднее значение интеллектуального и моторного развития по группе в целом

Анализ индивидуальных данных, полученных для хронологического возраста показывает, что интеллектуальное развитие только 8.9% детей соответствует норме, основная часть детей – 80% попадает в группу значительной задержки и 11% детей – в группу средней задержки. Аналогичное распределение детей по группам развития наблюдается и в моторном развитии: 10.2% – соответствует норме, 82% – значительной задержке и 7.8% – средней задержке. То есть, мы видим, что основная масса детей попадает в группу значительной задержки.

Противоположная картина наблюдается для данных, полученных для скорректированного возраста, однако и там, несмотря на то, что средние по группе в целом значения индексов интеллектуального и моторного развития, попадают в границы нормы, детальный анализ индивидуальных данных показывает, что интеллектуальное развитие 68.9% детей соответствует норме, 17.8% детей попадают в группу средней задержки, 2.2% – в группу значительной задержки, а 11.1% – в группу опережающего развития. Моторное развитие соответствует норме у 82% детей; в группу средней задержки попадает 7.7% детей, в группу значительной задержки – 2.6%, а 7.7% – в группу опережающего развития.

Читайте также:  Влияние курения родителями на эмбриональное развитие ребенка

Лонгитюдное исследование показало, что с возрастом происходит изменение процентного соотношения детей по группам развития. Так, например, результаты, полученные для скорректированного возраста, показывают, что интеллектуальное развитие детей на первом обследовании соответствует возрасту у 47.8%, отстает у 39.1%, опережает – у 13.1%; на втором обследовании: соответствует – у 46.2% и отстает – у 53%; на третьем обследовании: соответствует – у 12.5%, отстает – у 37.5% и опережает – у 50% детей.

Таким образом, мы видим, что интеллектуальное развитие недоношенных младенцев на первом году жизни носит неравномерный характер. Один и тот же ребенок в разные возрастные периоды может попадать в разные группы развития. Сходные данные получены и относительно моторного развития. Так на первом обследовании в группу нормы для скорректированного возраста попадает 40% детей, отстает от своего возраста – 25%, опережает – 25%. На втором обследовании – уже 70% детей соответствует возрасту, 10% – отстает и 20% опережает свой скорректированный возраст. На третьем обследовании – 37.5% соответствует возрасту, 37.5% – отстает и 25% – опережает свой скорректированный возраст. Неравномерность как интеллектуального, так и моторного развития исследуемой категории детей хорошо видна на Гистограмме 2.

Гистограмма 2. Средние значения интеллектуального и моторного развития детей по группе в целом

Наиболее выраженное снижение уровня интеллектуального и моторного развития детей наблюдается в возрасте 3-4 мес. и 6-7 мес., что согласуется с данными, полученными в исследовании Ю.А.Разенковой, в котором автор на основании замедления темпа НПР детей выделяет данные возрастные периоды в качестве критических для детей групп повышенного риска. Анализ индивидуальных данных показывает, что другой характерной особенностью психического развития данной группы детей является асинхрония моторного и интеллектуального развития, которая наблюдается у 65% детей.

Проведенный анализ влияния тяжести перинатальной энцефалопатии (ПЭП) на интеллектуальное и моторное развитие недоношенных детей первого года жизни не выявил значимых различий между детьми с легкой, средней и тяжелой степенью выраженности ПЭП (индексы моторного развития составляют 100.75; 97.7; 96,18 , а индексы интеллектуального развития – 95.1; 96,3; 88,9 соответственно). Все эти значения находятся в границах нормы для скорректированного возраста детей (см. Гистограмму 3).

Гистограмма 3. Влияние тяжести ПЭП на интеллектуальное и моторное развитие недоношенных детей первого года жизни

Выводы

  1. Таким образом, мы видим, что при оценке психического развития недоношенных детей необходимо учитывать степень их недоношенности. Показатели моторного и интеллектуального развития этих детей, как правило, отстают от таковых доношенных детей и от их хронологического возраста примерно на срок недоношенности.
  2. Благоприятным прогностическим признаком для интеллектуального и моторного развития недоношенных младенцев, имеющих критически низкую массу тела при рождении и перинатальное поражение ЦНС, может служить схождение значений, которые они получают для хронологического и скорректированного возраста.
  3. Характерными особенностями психического развития исследуемой категории недоношенных детей являются неравномерность и асинхрония интеллектуального и моторного развития на первом году жизни.
  4. Степень тяжести перинатальной энцефалопатии однозначно не определяет прогноз психического развития недоношенного ребенка на первом году жизни, хотя можно говорить о том, что в случае тяжелой степени ПЭП большее влияние будет оказано на интеллектуальное развитие ребенка.

Печать

Библиография

Будет напечатана текущая страница статьи

Распечатать фрагмент

Бернадская М.Э., Грачёва Л.В., Фролова М.И. Особенности раннего психического развития недоношенных детей, имеющих критически низкую массу тела при рождении и перинатальное поражение ЦНС // Альманах Института коррекционной педагогики. 2000. Альманах №2 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/osobennosti-rannego-psihicheskogo-razvitija-nedonoshennyh
(Дата обращения: 24.02.2021)

Список литературы

  1. Монтгомери, Т. Катамнестическое наблюдение за новорожденными высокого риска с оценкой их неврологического статуса // Педиатрия. – 1995. – № 1. – С. 73-76.
  2. Петрухин, А.С. Перинатальная патология // Педиатрия. – 1997. – № 5. – С. 36-41.
  3. Солобоева Ю.С., Чередниченко Л.М, Пермякова Г.Я. Актуальные проблемы перинатологии. — Екатеринбург, 1996. – С. 221-223.
  4. Шабалов, И.П. Неонатология. – Т.2. – М., 1997.

Источник