Развитие красивого почерка у ребенка

Развитие красивого почерка у ребенка thumbnail

Ваш ребенок пишет как курица лапой, учителя всячески проявляют недовольство, проверяя его школьные тетради, а родственники утверждают, что ваше чадо – будущий врач и плохой почерк тому подтверждение? Не стройте напрасных иллюзий. Небрежный почерк ни о чем таком не свидетельствует, напротив, это признак нарушения письма или один из видов дисграфии. Но, к счастью, письмо (почерк) можно тренировать. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет.

Каллиграфия для детей: почему это важно?

Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность.

Письменная работа сегодня значительно упрощена – стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто – один клик и есть готовая эмоция – грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо – потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны – такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.

Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы – одни из самых сложных символов современного письма.

Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.

Нарушение письма: виды дисграфии

Среди детей школьного возраста все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам – от 5 до 20% детей школьного возраста имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.

Дисграфия – это длительная неспособность овладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент буквы, а в другом случае – дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.

В соответствии с этим существует три вида дисграфии:

  • акустическая;
  • моторная;
  • оптическая.

Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно сходные по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.

Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во время письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.

Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда ребенок не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на письме, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.

Иногда причиной дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.

При обнаружении дисграфии у ребенка важно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких важных задач.

Первая задача – преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:

  • составить трудную для написания ребенком букву с палочек, спичек;
  • выложить шнурком, слепить из пластилина;
  • составить букву из представленных элементов;
  • показать правильно изображенную букву в паре, где одна изображена правильно, а вторая зеркально;
  • дополнить недостающий элемент буквы;
  • найти данную букву среди многих других;
  • назвать предмет, похожий на эту букву.

Одновременно происходит написание закрытого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…

Вторая задача – предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых занятий моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ есть огород.

Третья задача – предотвращение возникновения акустической дисграфии.

При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим признакам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают склады и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренировки этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.

Четвертая задача – формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически правильной речи, например: гора – горы, нос – носик, идти – прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.

Коррекционная работа по предотвращению и преодолению дисграфии кропотливая, длительная и требует терпения, как со стороны учащихся, так и учителей, родителей. Главное – она должна продолжаться во время всего периода обучения в школе.

Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям

Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько.

  1. Неудобное положение ребенка во время письма. Это один из основных факторов формирования некрасивого почерка. Родителям стоит проследить за этим. Возможно стол, за которым учится ребенок, слишком высокий или, наоборот, низкий. Ребенку сидеть за ним неудобно. Спина находится в неправильном положении, а соответственно, и письмо выходит кое-как. Родителям стоит проследить за правильным положением спины и рук ребенка в течение 2-3 недель, а дальше такое положение войдет в норму школьника. Улучшится при этом и качество письма.
  2. Неправильное положение тетради во время письма. Тетрадь должна лежать под углом 15 градусов вправо к краю стола. Это позволит ребенку сформировать правильные навыки письма, легко писать буквы и слова. Важно также обратить внимание на обложки для тетрадей. Они помогают не только сохранить опрятный вид тетради, но и позволяют ей свободно скользить по столу во время письма. Поэтому родители должны отдать предпочтение гладким обложкам, и не пользоваться модными жесткими.
  3. Неправильное держание ручки во время письма. Это тоже довольно распространенная проблема. Часто дети слишком сжимают ручку или неправильно держат ее, что влияет на калиграфичнисть почерка. Письмо должно быть легким, без усилий. Ручку ребенок должен держать тремя пальцами, зажимая ее между большим и средним пальцами. Указательный палец должен быть сверху ручки. Родителям стоит обратить внимание на выбор ручки для письма. Выбирая со своим школьником или школьницей красивую ручку, они должны обязательно проверить качество письма, особенности пасты, а также удобство ручки. Часто дети хотят приобрести что-то яркое и особенное с канцтоваров, но таким принадлежностями очень часто трудно или неудобно пользоваться во время длительного письма.
  4. Нарушение мелкой моторики рук. Это может проявляться при написании букв разного размера, наклонов их в разные стороны, неправильности завитков, слова выходят за пределы строк и тому подобное. Чтобы устранить эту проблему родителям стоит заняться вместе с ребенком специальными тренировочными упражнениями – завязывание шнурков, перебирание круп, которые можно превратить в интересное соревнование на время. Развить мелкую моторику рук помогают занятия по лепке, вышиванию, плетению и тому подобное. Благодаря систематическим ежедневным занятиям можно добиться быстрых впечатляющих результатов.

Тренировка навыков письма

Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий ребенка дома. При этом родители и педагоги могут оценивать такую деятельность, учитывая усердие ребенка и успехи при написании определенных элементов или букв.

Не стоит сразу требовать от ребенка переписывать целые предложения и слова. Сначала достаточно обратить особое внимание на написание отдельных букв или их элементов. Для этого можно завести отдельную тетрадь с прописями.

Родителям стоит запастись терпением, поскольку обучение правильному письму – это длительный процесс, который нужно чередовать с занятиями мелкой моторики рук, чтобы укрепить мышцы, которые участвуют при письме. Перерывы на упражнения должны составлять не более 15 минут.

Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма:

  • Раскраски. Все дети любят рисовать. Это приносит им успокоение, уравновешивания, концентрацию внимания. Для выработки правильности письма рисование тоже имеет свою пользу. Движения юного художника становятся постепенно уверенными, а изображения и линии четкими и очерченными. Ребенок учится чувствовать пространство на бумаге, развивает внимательность.
  • Штриховка. Задания по штриховке рисунка следует подбирать по принципу от простого к сложному. Сначала это будут задания для обводки контура рисунка, а затем ребенок учится заштриховывать его горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями.
  • Срисовывание. Это упражнение предполагает перерисовки определенного рисунка в точности, это вырабатывает внимательность ребенка до мельчайших деталей, учит чувству размеров элементов рисунка.
  • Вырезание фигур по контуру. Начинать стоит с вырезания больших простых фигур – квадратов, кругов, постепенно усложняя объекты.
  • Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание, застегивания пуговиц – каждое из этих занятий способствует формированию мелкой моторики рук, а некоторые занятия (вышивание или плетение) могут стать хобби ребенка на долгие годы.
  • Составление мозаики, конструктора.
  • Оригами. Научив ребенка искусству оригами – изготовлению из бумаги фигурок животных, можно не только интересно провести время, но и с большой пользой для ребенка.

Упражнения для каллиграфии

Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:

  • Рисование на листке бумаги, прилагаемом к стене.
  • Хождение по комнате с книгой на голове.
  • Упражнение «хождение на руках» («тачка») – ребенок передвигается по земле с помощью рук, а кто-то из взрослых держит его за ноги.
  • Упражнение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять руку и ногу.

При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок часто встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать.

Чтобы преодолеть эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:

  • Упражнение «дождик» – ребенок быстро отрывает маленькие кусочки пластилина. Их потом наклеивает на цветной картон и завершает свою картину фломастерами или карандашами.
  • Упражнение «змея» – ребенок раскатывает с куска пластилина длинную колбаску и сдавливает ее пальцами по всей длине.
  • Упражнение «шарик» – состоит в том, что между ладонями ребенка относится кусок пластилина, из которого надо скатать шарик. Сначала это упражнение ребенок выполняет, оперев локти на стол, а потом можно предложить ему сделать это, подняв руки над головой.
  • Упражнение «пинцет» – перенос мелких объектов (бусинок, бисера и т.д.) с помощью пинцета. Можно с помощью этого упражнения попробовать создать вместе с ребенком картину.
  • Бусы. Интересным, простым и полезным занятием для ребенка будет нанизывания бусинок на нитку. При этом можно дать волю фантазии и создать неповторимое украшение.
  • Конструкции из спичек. С помощью спичек, клея и картона можно создать картинки, или составлять домики – интересное увлекательное занятие, которое несет большую пользу развития моторики рук.

Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей

Родителям очень важно в подготовительный период ребенка к школе, включить в его ежедневные занятия такие упражнения, которые будут формировать мастерство рук, точность движений и координацию, например:

  • Лепка из пластилина;
  • Складывание мозаики;
  • Игры с конструктором;
  • Изготовление аппликаций;
  • Разрисовывание, штриховки рисунков;
  • Завязывание узелков на веревке;
  • Работа с мелкими предметами (семена, бисер, крупа).

А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку руки ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведение.

Источник

Красивый почерк – одна из самых больших проблем у современных школьников, их обеспокоенных родителей и учителей, вынужденных разбирать эти каракули. В настоящее время детям в школе разрешается даже сдавать напечатанными на компьютере некоторые работы. Именно потому, что аккуратное ровное письмо нынче является слабо достижимым идеалом для многих детей.

Что тому виной – ускоренный темп жизни, избыточное общение посредством компьютеров и прочих гаджетов или изменение программы обучения письму – мы судить не станем. Однако масса родителей видят проблему и настаивают на переписывании упражнений, призывают детей к аккуратности, даже ругают. Нужно ли вырабатывать красивый почерк у детей?

Что означает красивый почерк

Между почерком, то есть способностью ровно, гладко и под правильным наклоном выписывать буквы, моторикой и психическими процессами, проходящими в мозге, существует прямая связь. Именно в нарушениях этих сфер и заключается причина плохого почерка у детей.

Как правило, к 6-7 годам у детей происходит осознание того, что на бумагу можно перенести не только графическое изображение, но и текст. К 1 классу дети проявляют готовность к овладению письмом.

Однако далеко не у всех необходимые психические и моторные функции созревают к строго определенному возрасту. У многих детей еще довольно слабо развиты мелкие кистевые мышцы, организм не готов к длительной статической нагрузке, задерживается формирование пространственного восприятия и координации. Эти факторы и являются причиной плохого почерка.

Как видите, ровный красивый почерк – это не просто нежелание школьного учителя работать дешифровщиком над каждой тетрадкой. Это прямое отражение готовности ребенка к учебе в школе, залог его успешности в овладении знаниями, сигнал организма о том, что высшая психическая деятельность полностью соответствует норме.

Специалисты утверждают, что существует и обратная связь. Работа над формированием красивого почерка у детей обязательно приведет и к развитию необходимых функций мозга. Поэтому чем раньше родители обратят внимание на имеющиеся проблемы у их школьника, тем быстрее удастся улучшить ситуацию.

Читайте также: Учимся писать грамотно при ОНР

Что должно насторожить родителей

В начальной школе:

  • Ребенок чрезмерно напрягается при письме, мышцы руки перенапряжены, после написания всего нескольких слов возникает чувство усталости.
  • Элементы письма выглядят ломкими, дрожащими. Не удерживаются на линии или имеют разный наклон.
  • Не удается написать ровно и слитно хотя бы несколько букв вместе.

В средней школе:

  • Написание текста по-прежнему дается с трудом, то есть процесс письма, выведения букв, превалирует над осмыслением написанного.
  • Не появилось чувства спонтанности и легкости при письме.
  • Элементы выглядят неоднородно (проблемы наклона, соединений, соответствия размеров).

Как выработать каллиграфический почерк у ребенка

Путь наказаний и переписывания одной за другой выдранных страниц из тетрадки, является неверным. Ведь наличествующие проблемы от их повторения никуда не денутся. Следует для начала разобраться, что мешает ребенку справиться с письмом, и потом вести целенаправленную «атаку на противника».

Часто имеет смысл обратиться за помощью к специалисту, который сможет проанализировать ситуацию и наметить верный путь коррекции. Все дело в том, что разные нарушения или недоразвитость функций приводят к разным ошибкам.

Буквы неровные, линии искажены, выглядят дрожащими.

Скорее всего, причина в несовершенстве мелкой моторики. Регулярные занятия помогут ее развить и, значит, выровнять буквы в тетрадке:

  • Лепка, аппликация, рисование – все должно активно идти в ход.
  • Пальчиковая зарядка – отличное средство для улучшения работы мелких мышц кисти. Поиграйте с ребенком в театр теней, научите его складывать из пальцев различные фигуры.
  • Твистер для пальцев. Очень неожиданно, но действенно! Есть такая игра для рук и ног – на большом игровом поле игроку по команде нужно ставить конечности на круги определенного цвета, иногда перемещаясь очень сложным образом. То же поле, но меньшего размера, идеально подойдет для разминки пальцев. Попробуйте вместе – это очень весело!
  • Можно просто играть в Золушку. Попросите ребенка перебрать крупу. Как там в сказке – отделить горох от чечевицы?)

Читайте также: Подготовка к школе детей 4-7 лет: Как мне стать школьником?

Буквы на письме не выдержаны по одной линии – сползают со строки, взмывают ввысь или наползают друг на друга.

Данная проблема говорит о незрелости пространственного восприятия и зрительно-мышечной координации. Исправить ситуацию помогут следующие упражнения:

  • Переиграем пиратов! Нарисуйте карту сокровищ для ребенка. Путь к цели должен указывать нужное количество шагов вправо, влево, назад, вперед.
  • А теперь пусть ребенок сам составит для вас такую карту.
  • Очень эффективны в этом плане графические диктанты по клеточкам. Под диктовку взрослого ребенок должен выполнить задание (3 клетки вверх, 2 вправо, 3 вниз и т.п).
  • Интересным вариантом является задание рисовать что-то двумя руками одновременно. Для начала предложите провести обычные линии. Например, на рисунке ежик и белочка. Ребенку нужно провести им дорожки в разные стороны – к грибку и яблоку.

Пропуск или замена некоторых элементов букв

Данная проблема сигнализирует о нарушении внимания и памяти. Ребенку бывает сложно запомнить типы соединений и элементов, поэтому результат на письме выглядит, мягко говоря, «не очень». Существуют игры и упражнения, которые могут помочь:

  • «Запретное слово и движение». Договоритесь заранее, какое слово или жест в игре запрещен. И старайтесь обхитрить ребенка, задавая ему вопросы или предлагая повторить движения. Типичный, незаслуженно забытый, пример такой игры «Барыня прислала сто рублей».
  • Расшифровать шпионское письмо должно быть очень интересно. Взрослый пишет в воздухе буквы, а ребенок должен их отгадать.
  • Предложите дорисовать какой-то орнамент в тетради по образцу, восстановить пропущенные элементы и т.д.

Неровные линии из-за неравномерного нажима и неправильного положения ручки

Огромное значение имеет то, насколько правильно лежит в руке авторучка. Она должна спокойно лежать на среднем пальце. Указательный же палец должен при этом придерживать ее в верхней части, а большой – с левой стороны. Судорожное, излишне сильное сжатие приводит к невозможности написать буквы правильно, а также к быстрой усталости.

Нужно, чтобы ручка скользила по бумаге, не требуя сильного нажима и не пачкая. Очень хорошо вырабатывает силу нажатия старое доброе перо! Не бойтесь предложить ребенку писать именно им во время домашних тренировок. Секрет заключается в том, что оно способно писать лишь при нужной степени наклона и уровне нажатия.

Нарушения почерка из-за неправильно оборудованного рабочего места и угла наклона тетради.

Это важное требование не только для формирования осанки у ребенка и его зрения, но и для аккуратного письма. Если сидеть неудобно, приходится тянуться к тетради – разве можно писать ровно и не уставать? Вопрос, конечно, риторический. Поэтому очень многое находится в руках родителей. Их помощь должна заключаться не в критике «неправильного» письма у ребенка, а в создании необходимых условий для формирования каллиграфического почерка.

Советы родителям:

  1. Ребенку необходимо подходящее рабочее место, соответствующее его росту.
  2. Ручка должна быть удобной, не скользить в руке, но и не иметь острых ребер.
  3. Тетрадка в обложке – это не только признак аккуратного ученика, но и условие для хорошего почерка. Выбирайте такую обложку, которая не позволит тетради скользить по столу.
  4. Регулярные тренировки и упражнения обязательны. Однако они должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке и помогать решить проблему.
  5. И последнее. Помните, что многократное повторение ошибок не помогает от них избавиться, а, наоборот, закрепляет их памяти. Если необходимо, обратитесь за помощью к логопеду, который поможет выявить причины плохого почерка у ребенка и подскажет коррекционный курс занятий.

Дата публикации: 06.10.2017. Последнее изменение: 03.09.2019.

Источник