Развитие координации у ребенка 1 год

Возраст от года до полутора называется исследовательским. В этом возрасте ваш малыш очень много двигается, совершенствует свои навыки хождения, открывает все возможные дверцы, залезает во все шкафы и ящики. Именно в этот период закладываются основы понимания и видения мира. В разрезе развития координации и вестибулярного аппарата необходимо значительно расширить вариации как физических упражнений, так и перемещения в пространстве.

Именно с возраста 1 года стоит приучать ребенка делать простейшую зарядку вместе с вами. Пусть он еще может сделать все упражнения, но такие базовые вещи, как разминка шеи, конечностей и спины нужно уверенно освоить к полутора годам. В рамках развития вестибулярного аппарата стоит уделить внимание наклонам головы влево-вправо и вперед-назад, кружению на месте. Также рекомендуется несильно подбрасывать малыша, чтобы он мог ощутить мгновения полной свободы. Последнее упражнение также поможет избежать страха высоты в будущем.

Помните, что в этом возрасте ребенок хочет все потрогать и все попробовать. Эта тяга ко всему неизученному заложена природой как экспресс-курса самообучения. Поэтому вам нужно постараться предоставить малышу как можно больше недорогих и разнообразных развивающих игрушек. Особое внимание стоит уделить тем видам игрушек и детских аксессуаров, которые направлены на ритмичное перемещение головы ребенка в пространстве, в то же время дающие ему полную свободу тела в пространстве. Обратите внимание на следующие категории детских игрушек:

  1. Толокар – это каталка, напоминающая велосипед без педалей или машинку. Ребенок садится на толокар сверху, как в седло, держит руль руками и перемещается по полу, отталкиваясь ножками. Эти каталки отлично тренируют не только координацию, но и опорно-двигательный аппарат.
  2. Качалка-каталка – классическая детская игрушка в виде животного, обычно в образе лошади. Также бывает в виде слоника, собаки, уточки и других представителей одомашненной фауны. Бывает с колесиками или стационарная, обычно крепится на съемном поддоне. Самый популярный вид – качалка-каталка в виде лошадки. Принцип действия игрушки следующий: ребенок усаживается на лошадку и дальше он может качаться вперед-назад, стимулируя свой вестибулярный аппарат или передвигаться как на толокаре, отталкиваясь ножка – для этого вам нужно будет снять специальный поддон для качания.
  3. Подвесные качели – специальные детские сиденья с веревками для подвешивания на карабинах. Такие качели идут в комплекте с большинством игровых комплексов, которые понадобятся в возрасте от 3-х лет. Однако их можно купить и отдельно и повесить в удобном месте как в городской квартире, так и в частном доме или на даче.
  4. Сухие бассейны – набор из ёмкости или замкнутой в кольцо ограды и большого количества легких пластиковых шариков. Сухой бассейн не научит ребенка плавать, но значительно повлияет на развитие вестибулярного аппарат. Чем больше и глубже сухой бассейн, тем больше эффекта от его применения.

Помните, что в возрасте от 1 до 1,5 лет ребенку уже нужна максимальная физическая свобода. Позаботьтесь о том, чтобы ему была полноценная возможность регулярно испытывать самые различные положения своего тела в пространстве, а также не забывайте про ритмичные перемещения, способствующие ускоренному развитию вестибулярного аппарата и мозжечка.

Источник

В публикации описываются простые упражнения для улучшения общей координации движений и увеличения нейронных связей между полушариями головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Как мы знаем, каждое из наших двух полушарий отвечает за конкретную функцию. Левое – математическое, аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации и постановку целей. Правое – творческое, гуманитарное, отвечает за пространственное зрительное мышление. Так же правое полушарие отвечает за координацию движений организма, что в нашем случае, мы будем улучшать посредством физических заданий и упражнений.

Полушария мозга

В упражнениях будет использоваться такой простой спортивный снаряд, как теннисный мяч, что делает возможным выполнение заданий в актуальных ныне условиях нахождения дома. Если теннисный мяч отсутствует, можно использовать любой мяч, схожий по размеру и другим физическим качествам, а именно прыгучести и сцеплению с поверхностью ладони.

Теннисный (арабский) мяч

Отметим, что упражнения с мячом настолько просты и безопасны в исполнении, что могут использоваться более универсальной группой занимающихся, нежели дошкольниками и обучающимися начальной школы, а именно детьми более старшего возраста, людьми пожилого возраста, с незначительными ограничениями по здоровью.

Снаряжение: теннисный мяч, удобная спортивная форма, комната со стеной и возможностью ее использования

Любая тренировка должна начинаться с разминки. Описываемые упражнения не предоставляют возможности для получения сильных ушибов, растяжений связок и переломов костей, вследствие отсутствия в этих упражнениях опасных, скоростно – силовых , скручивающих движений, движений с максимальной амплитудой и на пределе своих возможностей. Однако короткую классическую разминку все же выполнить необходимо. Разминать в первую очередь нужно локтевой и плечевой суставы, лучезапястные суставы, пальцы рук, так как руки будут задействованы во всех упражнениях. Также проводим короткую общую разминку для всех групп мышц. Для более подробного описания разминки можно пройти сюда.

Наклоны

После разминки приступаем к основной части нашего занятия.

Упражнение 1

Метание мяча в стену с отскоком от стены и ловлей

Исходное положение: Стоя напротив стены (1,5-2 м), левая нога спереди, мяч в правой руке

Отведение руки назад и бросок мяча в стену на уровне чуть выше головы с отскоком от стены и ловлей правой (той же) рукой. Не допускается касание мяча пола и других поверхностей

То же самое выполняем левой рукой

Количество повторений: 20 вправо, 20 влево

Метание мяча

Упражнение 2

Метание мяча в стену одной рукой и ловля его другой

Исходное положение: Стоя напротив стены (1,5-2 м), левая нога спереди, мяч в правой руке

Отведение правой руки назад и бросок мяча в стену с отскоком от нее и от пола, ловля мяча левой рукой

То же самое выполняется в другую сторону

Обратим внимание, что, в отличие от упражнения 1, здесь, помимо отскока от стены, необходимо выполнить отскок от пола

Количество повторений: 15 вправо, 15 влево

Упражнение 3

Подбрасывание мяча над собой одной рукой и ловля его другой рукой

Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой в чуть согнутой руке, ладонь кверху, пальцы от себя

Подбрасывание мяча правой рукой вверх над головой на 50 – 60 см, ловля мяча левой рукой в районе исходного положения. При возможности подбрасывания выполняются на 1-1,5 метр над головой. Во время подбрасывания также можно добавить хлопок в ладоши за спиной

То же самое выполняется в другую сторону

Количество повторений: 20 вправо, 20 влево

Подбрасывание и ловля мяча

Упражнение 4

Бросок мяча с отскоком об пол и ловлей мяча другой рукой

Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой на чуть согнутой руке, ладонь книзу, пальцы от себя

Бросок мяча в пол под углом 45 градусов, после отскока мяча от пола- ловля его левой рукой, ладонью вниз

То же самое выполняется в другую сторону

Количество повторений: 20 вправо, 20 влево

Упражнение 5

Подбрасывание мяча рукой из-за спины и ловля его двумя руками перед собой

Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч за спиной

Правая рука подбрасывает мяч из-за спины вверх вперед, так, чтобы он перелетел через голову и опустился перед собой районе груди, ловля мяча выполняется двумя руками. Ноги могут сгибаться при броске и ловле мяча

То же самое выполняется в другую сторону

Количество повторений: 15 вправо, 15 влево

Подбрасывание мяча из-за спины

Упражнение 6

Подбрасывание мяча рукой вверх из-под поднятой одноименной ноги с ловлей другой рукой

Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой, кисть немного отведена вправо.

Правая нога отводится вперед на 90 градусов, а рука проносит мяч снизу под бедром и резким движением кисти выталкивает мяч вверх. Левая рука осуществляет ловлю мяча на опускании и выполняет то же самое

Количество повторений: 15 вправо, 15 влево

Подбрасывание мяча из-под одноименной ноги

Упражнение 7

Соединяем упражнение 3, упражнение 4 и упражнение 6

Получаем комплекс из трех упражнений, каждое из которых выполняется на 4 счета:

Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой в чуть согнутой руке, ладонь кверху, пальцы от себя

Счет 1-4: Упражнение 3: Подбрасывание мяча правой рукой вверх над головой на 30 – 40 см, ловля мяча левой рукой в районе исходного положения. Выполняем то же упражнение в другую сторону

Упражнение выполняется по одному разу в каждую сторону !!!

Счет 5-8: Упражнение 4: Правая рука выполняет бросок мяча в пол под углом 45 градусов, после отскока мяча от пола ловля его левой рукой, ладонью вниз. Выполняем то же упражнение в другую сторону

Упражнение выполняется по одному разу в каждую сторону !!!

Счет 9-12: Упражнение 6: Правая нога поднимается на 90 градусов, а одноименная рука проносит мяч снизу под бедром и резким движением кисти выталкивает мяч вверх. Левая рука осуществляет ловлю мяча на опускании и выполняет то же самое

Упражнение выполняется по одному разу в каждую сторону !!!

Количество повторений комплекса: 20

В конце занятия обязательно выполняем заминочные восстановительные упражнения и растяжку

Упражнения для растяжки

В следующей публикации будем выполнять упражнения на координацию с использованием двух теннисных мячей !!!

Статьи на похожую тему:

Тренировка с утяжелением в домашних условиях

Планка. До 5 минут за 30 дней

Тренировка пресса в домашних условиях

Коронавирус в мире? Тренируемся дома!


Поддержание своей физической формы в период самоизоляции

Развитие координации у детей с использованием двух теннисных мячей

Источник

Зачем работать над координацией движений?

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок — на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.

На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.

Требования к упражнениям и техника безопасности

Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения — это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.

Главный принцип выполнения упражнений — давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку — все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.

Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.

Развитие координации движений в раннем возрасте

Координацию необходимо развивать уже в самом раннем возрасте. В результате, постепенно появляется согласованная мышечная активность. Происходит соединение отдельных движущих частей в единое целое действие. Координация движений продолжает развиваться примерно до 18-летнего возраста, по мере формирования скелета. В ее развитии участвуют многие органы.

Особое значение придается мозжечку, активное развитие которого начинается в возрасте от полугода и заканчивается к 4-5 годам. Именно этот орган влияет на умения и способности малыша, начинающего сидеть с шести месяцев, ползать с 8-9 месяцев, вставать  на ножки в 9-10 месяцев, делать первые шаги уже к 11-12 месяцам. Примерно с полутора лет начинается вполне уверенная ходьба. Мозжечок продолжает развиваться и постепенно переходит на более высокий уровень. В 3-4-летнем возрасте происходит качественное совершенствование моторных функций. Обучаемость ребенка значительно улучшается, он способен выполнять новые, более сложные задачи.

Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата. Развитие данной функции начинается еще во внутриутробном периоде, а окончательно формируется в процессе развития примерно к 12-15 годам. Основная роль вестибулярного аппарата заключается в обеспечении прямой походки человека. Именно с его помощью осуществляются первые шаги, а различные отклонения и нарушения могут вызвать неуверенную, так называемую «пьяную» походку.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:

  • обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
  • ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
  • наклоны и приседания (например, за игрушками);
  • повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.
  • покорение вертикальной лестницы.

Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:

  • научите малыша спрыгивать с бревна (скамьи), а затем сходить сначала одной ногой, затем другой;
  • ходьба по ровной линии с поднятыми руками (спина ровная, руки подняты в сторону и удерживаются в таком положении, делается несколько шагов, затем руки поднимаются вверх, ходьба продолжается и т. д.)
  • удерживание груза на голове, например, книги, в положении стоя, когда будет хорошо получаться, можно добавить ходьбу по прямой.

Для детей 6-7 лет

В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:

  • упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);
  • ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;
  • бег вперёд, назад, с поворотами
  • прыжки со скамьи и на скамью

Важно!Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Как работать со старшими дошкольниками?

Старшие дошкольники, дети 6-7 лет, уже имеют достаточно развитые координационные способности, поэтому упражнения для них должны быть подобраны такие, которые смогут повысить четкость выполнения движений с сохранением устойчивости тела во время сложных маневров (прыжков, приседаний и пр.)

Большинство упражнений для детей в этом возрасте динамичны, выполняются с использованием бревна или скамьи. Положение рук малышей можно изменять, предлагая им попробовать варианты с руками по сторонам, на поясе или за головой. Все упражнения должны быть разнообразными и не слишком продолжительными, вызывающими у детей интерес и желание заниматься.

Для детей 8-10 лет

В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:

  • вращение руками, согнутыми в локтях (положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях)
  • рисование воображаемых фигур (руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат);
  • прыжки по классикам (делаем прыжок одной ногой, затем двумя и так чередуем дальше);
  • стойка на одной ноге (положение стоя, одна нога согнута, руки в сторону и удерживаем равновесие секунд 10-15, меняем ноги);
  • стойка на одной ноге с поднятием на носок (положения стоя, руки на талии, одна нога сгибается в колене и отводится в сторону, теперь поднимитесь на носок и удерживайте равновесие, повторите в другую сторону).

Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.

Общие игры на координацию

Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:

  • дети начинают танцевать под музыку и по команде (например, хлопку) замирают в позе, которой находились, начинать можно с нескольких секунд «замирания», а затем удлинять это время;
  • делаем «ласточку» и соревнуемся кто простоит дольше всех;
  • изображаем и аиста, который очень любит стоять на одной ноге и как можно дольше;
  • бег со сменой траектории по условленной команде;
  • прыжки на батуте.

Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.

«Пляшут малыши»

Цель: обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках кружком, и взрослый предлагает одному их них сплясать: «Миша сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают!» Ребёнок выходит на середину круга, а взрослый поёт (на мотив «Ах вы, сени…»):

Вот наш Мишенька встаёт,

Он плясать сейчас начнёт.

Будет Мишенька плясать,

Всех ребяток забавлять!

Миша, Миша, попляши,

Нашим деткам помаши.

Выбирай других плясать

И ребяток забавлять!

Ребёнок пляшет, дети хлопают в ладошки.

Игра на развитие бега «Догонялки»

Цель: обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три, четыре, пять!

При слове «Пять» все бегут, а ребёнок, сидящий на стуле, встаёт и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.

«На горку»

Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.

форма проведения: индивидуальная.

Ход игры: взрослый сидит или стоит, а ребёнка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребёнка по ноге взрослого. Когда ребёнок поднимается высоко, взрослый читает русскую потешку:

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на буде воронок!

Колокольчик

◈ Вы заняты или вам нечем занять ребенка?

◈ Повесьте над дверным проемом веревку, привязав к ней колокольчик. Ребенок должен ползать под ней туда — обратно, не задев колокольчика. Если колокольчик зазвенел, значит, ребенок проиграл.

◈ Можно использовать и две веревки с двумя колокольчиками, привязав их концами к спинкам стульев. Расстояние между веревками должно быть не менее 50 см. Пусть ребенок пробует перелазить между ними, стараясь, чтобы колокольчики не зазвенели.

Достань-ка

◈ Привяжите к дверному проему колокольчик, шарик или любую другую игрушку. Малыш должен подпрыгнуть и достать предмет. Дайте ему задание — дотронуться до игрушки 5 раз. Если получилось — значит, победил.

Попадай-ка

Игра учит попадать в цель с расстояния.

Необходимый инвентарь: тазик, небольшой мяч или еловые шишки, желуди.

◈ Как играем: поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20-30 см бросать туда мяч. Если попал — значит, ловкий, победил. Бросать можно и мячики, и шишки, и желуди.

◈ Закрепляем: на прогулке начертите на асфальте круг — ребенок должен бросить в него мелкий предмет, например, мячик или камушек. Можно устроить соревнование — кто больше закинет предметов в круг, тот и победитель!

Источники

  • https://schoolofcare.ru/articles/kak-razvivat-koordinatsiyu-dvizheniy-u-detey/
  • https://shop-kid.ru/razvitie-koordinacii-dvizhenij-u-detej
  • https://lifegid.com/bok/3813-uprazhneniya-na-koordinaciyu-dvizheniy-dlya-detey.html
  • https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/uprazhneniya-i-gimnastika/uprazhneniya-na-razvitie-koordinatsii-dvizhenij-dlya-detej.html
  • https://school2len.ru/zdorove/uprazhneniya-na-razvitie-koordinatsii-dvizhenij-dlya-detej-chto-nuzhno-znat.html
  • https://sportsselection.ru/razvitie-koordinaciu-dvizhenyia/
  • https://azbyka.ru/deti/igry-na-razvitie-koordinatsii-dvizhenij-dlya-detej-doshkolnikov-3-4-let

Источник