Развитие комплексов у ребенка

Развитие комплексов у ребенка thumbnail

Статья

Представьте себе ситуацию: мама выходит из подъезда с малышом, которого сразу же обступает толпа соседок, они начинают сюсюкать и обязательно требуют рассказать про свою детскую жизнь. И тут происходит вполне закономерная реакция ребенка, который молчит и прячется, стараясь увести маму подальше от этого места с чужими тетками. Но, вместо этого, мать, считающая себя опозоренной, краснеет и начинает отчитывать ребенка. Знакомо? Так вот, можно уверенно сказать, что ребенок от одной такой ситуации может получить кучу комплексов на всю жизнь.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Причины детских комплексов

Главная причина комплексов у ребенка – это его родители.

  • А точнее, их воспитание. Что может послужить причиной для развития комплексов? Формулировки окружающих, особенно родителей, несущие в себе заряд негатива. Фразы, подобные: «У всех дети, как дети, а ты…» или, например: «Ты – плохой ребенок…» способны укрепиться в подсознании и, в дальнейшем, сильно отравить жизнь сына или дочки.

Ребенок не способен критически относиться к словам взрослых, особенно родителей, которые для него – боги. Примерно до 7-8 лет малыш воспринимает ваши слова, как аксиому. Так происходит формирование чувства вины, которое закрепляется, разрастается и становится устойчивым комплексом, а искоренить его уже достаточно сложно.

  • Комплекс вины малышу прививают и всякие рассказы мамы про то, как ей было трудно, страшно в момент его появления и от чего пришлось ей ради ребенка отказаться. В этом случае, ребенок может чувствовать себя виноватым в том, что родился и теперь мешает маме жить.
  • Комплекс «слабости» обычно возникает у маленьких «тихонь», которые не способны противостоять более напористым сверстникам и защитить себя от несправедливости. В дальнейшем, этот комплекс переносится уже на все сферы жизни. Ребенок начинает бояться перемен, он неуверен в своих силах, постоянно сомневается в каждом своем шаге.
  • Комплекс неполноценности могут привить некоторые «невинные» фразочки, наподобие: «Ты, как всегда, ничего не умеешь и не можешь…» Надо ли говорить, что ребенок, наслушавшись такого от родителей, станет неуверенным в себе и неспособным достичь цели. Это разовьет пассивность и желание постоянно оправдываться: «У меня все равно никогда ничего не получится…».
  • Фразы о том, что плакать – это плохо, обижаться нельзя, бояться стыдно способны загнать проявление эмоций в глубины подсознания, сделать их чем-то запрещенным и создать из ребенка эмоционально холодного человека. Это может привести к ощущению собственной неполноценности и ущербности.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Как бороться с комплексами?

  • Для начала, не запрещайте ребенку выражать свои эмоции. Малыш должен радоваться, бояться, переживать, сердиться и учиться управлять собой и своими эмоциями. Ребенка нужно воспитывать, в меру хвалить и наказывать, но особенно следить за собой и своими выражениями.

Обычно, закомплексованными становятся дети у слишком строгих и властных родителей, подавляющих инициативность, интерес и эмоциональность малыша. Помните, что при воспитании важен не только кнут, но и сладкий пряник.

  • Не давайте оценку личности ребенка, но давайте оценку его поступкам, просите его самостоятельно определить, насколько он поступил правильно. Не надо говорить: «Ты плохой…», а надо: «Ты сегодня поступил не очень хорошо, как ты думаешь, почему это плохо?» Так ребенок научится анализу, сможет сделать вывод и научится адекватно реагировать.
  • Учите ребенка принимать неудачи, при этом не нужно «стимулировать» стремление к учебе с помощью сравнения с другими. Смиритесь с мыслью, что двойка – далеко не показатель ума или способностей. Просто ребенок по каким-либо причинам не усвоил школьный материал. Возможно, ему было просто лень делать уроки. Иногда это даже полезно, как и получать плохие отметки. Вам нужно не ругать его, а просто позаниматься с ним дополнительно и проконтролировать выполнение заданий.
  • Учите ребенка принимать поражения, делать из этого выводы и стараться преодолеть возникшие трудности, а не говорить ему, что он «…никогда ничего не сможет и у него не получится…».
  • Помните, что детские капризы – это нормальный этап взросления и они будут возникать в любом месте: в магазине, в транспорте или на улице. Не надо проводить уроки воспитания при посторонних, ругать и обещать расправу. Вы должны успокоить малыша и мягко, перевести каприз в конструктивное русло. Не напоминайте об этом случае ребенку, чтобы не формировать вину за естественные эмоции.

Конечно же, нельзя избежать всех травмирующих ситуаций и в формировании комплексов участвуют не только родственники ребенка, но и окружающий его социум. Родителям, даже самым адекватным и спокойным, необходимо внимательно следить за тем, чтобы взаимодействие ребенка с окружающим миром проходило с минимальными травмами для детской психики.

А как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у ребенка не развивались комплексы?

Чтобы оставить комментарий необходимо

Войти

Источник

Комплексы детей вызывают обеспокоенность у родителей, тогда когда они видят, что их чадо начало критически относиться по поводу того, как выглядит или по поводу своих способностей (умений и так далее). Становится заметно, что ребёнок начал замыкаться в себе, старается избегать общения со сверстниками, начинает отдаляться от своих родителей. И тогда у родителей возникает вопрос, как правильно воспитать ребёнка, чтобы у него не было комплексов? А если у него уже имеются такие проблемы, то, как избавить ребёнка от комплексов?

Читайте также:  Соска для развития ребенка

Причины

Наступает время, когда родители начинают замечать, что ребёнок стал не таким, каким был раньше. Обычно он был общителен и открыт, а теперь стал замкнутым, всё чаще остаётся сидеть дома, вместо того чтобы пойти погулять, избегает общения со сверстниками, посещение школы вызывает грусть, у него постоянное подавленное настроение. При попытке разговоров с ним, он старается уйти от обсуждения проблемы. И наступает момент, когда сын/дочь не может сдержать всё в себе и со слезами подходит к родителям, надеясь на их помощь, задавая примерно следующие вопросы: Почему он не такой как все? Чем он хуже кого-то? Почему он никому не нравится? Почему над ним все смеются? А родители в ответ начинают разводить руками, они не могут понять, что случилось с их ребёнком, откуда у него возникли такие мысли. Тут всё гораздо проще, чем родители могут подумать, т.к. это проявление детских комплексов.

Девочки начинают считать, что они не красивые, толстые, худые, высокие, низкие. То длинный нос, то слишком уши большие, то волосы не такие (жирные, пушистые, непослушные, редкие, густые), прыщики и многое другое. Ведь у девочек существует некий совершенный идеал красоты. Мальчики тоже имеют свойство находить недостатки в своей внешности, чаще всего это физическое развитие, которое не дотягивает до идеала. Это вызывает комплекс, но мальчишки об этом всегда умалчивают.

Также нередко неуверенность вызывает то, что кто-то красивее одевается (по моде), у кого-то успеваемость в учёбе лучше, кто-то имеет дорогущий телефон, планшет, ноутбук, компьютер. А у кого-то родители имеют дорогой автомобиль, и каждый день привозят в школу и забирают с неё. Некоторые мальчики более сильные и в драках проявляют себя с сильной стороны, некоторые девочки начинают встречаться с противоположным полом и т.д. А вот у любимого ребенка как раз таки всё наоборот.

Проявления

Психологические детские комплексы проявляются по-разному. Некоторые считают себя серой мышью, а некоторые наоборот считают себя белой вороной, и такой ребёнок будет бояться завести себе друзей, так как будет думать, что друзей не может быть у такого человека как он. Детям, которые так мыслят, всегда начинает казаться, что окружающие недовольны ими, пререкаются, ругают, кричат, смеются над ними. Вот такие дети чувствуют себя во всём виновными и могут приписывать вину, которой нет. Они не решаются браться за какое-либо дело, пусть оно будет самым элементарным, потому что будут думать, что у них всё равно ни чего не получится и в чём-либо допустит ошибку. И за это их будут ругать… И так по кругу!

Вообще, нет детей, которые бы не имели какие-либо комплексы. Они могут быть у каждого, даже у тех, которые говорят что их нет. Люди имеют свойство внушить самому себе, что они есть, лишь бы всё внимание было только для них. Любые комплексы у человека лишают уверенности в себе, полноценно жить с этим тяжело и достигать целей в жизни тоже будет не просто.

Психологи считают, что если с раннего детства у детей закладываются комплексы, то в будущем от них избавиться будет очень нелегко. Вот поэтому, стоит найти сразу правильный подход к воспитанию детей, чтобы этих комплексов потом не было. А если вдруг не получилось, то нужно очень постараться помочь избавиться от комплексов, которые уже есть. А начинать родителям стоит самих себя.

Причина в родителях

Зачастую многие родители с самого раннего детства говорят ребёнку, что он умнее всех, красивее, сильнее, смелее и т.д. Однако после того как любимое чадо, которое являлось «лучшим на этом свете», выходит в мир и у него начинается общение с такими же детками как он, начинает посещать школу, кружки или различные секции, ребёнок начинает понимать, что он не совсем умный, так как учителя делают какие-либо замечания, какие-либо задачи даются ему не так уж и легко, как остальным. Помимо этого выясняется, что он не самый красивый на свете, ведь некоторые дети шутят над ним, высмеивают его. Ребёнка начинают считать слабым, неловким, несмелым, так как упражнения для него трудные, а вот остальные дети почти с лёгкостью справляются с ними. Не обходится и без обеспеченных детей, такие ребята не принимают его в свой круг общения. В результате этого и развивается своеобразный комплекс неполноценности.

Существует и противоположный комплекс. Например, есть мамы, которые желая своему ребёнку лучшего, наставляют на истинный жизненный путь, учат жизни, прививают стремление к самосовершенствованию. Бывает, что ребёнок постоянно слышит упрёки в свой адрес и мама постоянно ставит его в сравнение с другим малышом. Например, соседский ребёнок Серёженька, который умнее, помогает родителям, спокойный, ответственный, серьёзный, послушный, а ещё успеваемость у него отличная. Или Дашенька, которая очень хорошо смотрит за собой, умная, вежливая, аккуратная. Тогда собственный ребёнок начинает постепенно укрепляться в этом мнении: что он настолько нехороший, что в глазах своей мамочки чужой ребёнок выглядит лучше, чем он.

Развитие комплексов у ребенкаЕсть ещё один вариант, когда родители постоянно скандалят, начинают обвинять друг друга во всех своих грехах, во всех бедах в своей жизни. Под горячую руку попадает и ребёнок: «Если бы не было его, то и проблем бы не было, и скандалов!». Родители часто ссорятся из-за недостатка средств, так как большая часть уходит на своего ребёнка, а на себя их не хватает. У родителей, совершенно не хватает времени для себя, не говоря об отношениях, которые должны быть между мужем и женой, потому что это время занимает тоже ребёнок. А ещё очень часто малыш пристаёт со своими нелепыми вопросами, с какими-то проблемами и мелочами. А к кому обратиться ребёнку, как не к маме и папе? И вот создаётся напряжённая ситуация, которая перерастает в конфликт. Пока родители стараются решить свои проблемы, то собственное чадо только то и слышит, что: «Так, отстань, пока что не до тебя!», «Не мешай нам!», «И так тяжко, а тут ты ещё!». И тогда ребёнок просто перестаёт доверять маме/папе, он начинает конфликтовать со сверстниками, у него создаётся конфликт с самим собой, начинает замыкаться в себе, становится закрытым от всех, становится неуверенным, мнительным, виноватым во всём, получает разочарование от этой жизни, вследствие чего у него развиваются различные психологические комплексы.

Читайте также:  Ребенку 5 лет отстает в развитии

Как избавиться?

Самостоятельно ребёнок не сможет избавиться от своих комплексов, либо ему будет очень тяжело, а вот с помощью родителей он сможет с ними справиться. Самое первое, с чего нужно начать изменения, это с родителей. Следует стараться меньше критиковать ребёнка, его личность, быть к нему внимательнее, относиться с уважением, считаться с его мнением. Если вдруг ребёнок сделал что-то не так или провинился, не нужно обзывать ребёнка. С ним нужно спокойно поговорить, объяснить, в чём он не прав, почему он неправильно что-либо сделал. Сказать ему, что у него всё получится, если он попробует ещё раз. Для детей мало быть просто родителями, для них нужно ещё стать и хорошими друзьями. При разговоре с ребёнком, ему нужно объяснить, что нет такого человека, у которого не было бы каких-либо комплексов. Для примера, можно рассказать ребёнку о том, какими родители были в детстве, какие были у них комплексы, при рассказе добавить немного смешных моментов, потому что обычные поучительные истории ему будет неинтересны. Не следует ругать ребёнка за то, что он получил нехорошую оценку, ведь это не последний день учёбы в школе.

Чтобы справиться с комплексом неполноценности, нужно дать ребёнку больше свободы. Не стоит ставить какие-либо ограничения – «не нужно идти туда», «а ну не делай то», «не делай так», ведь ребёнку самое важное — это доверие к родителям. Нет такого человека, который ни разу в жизни не делал ошибки. Ребёнку нужно давать проявлять самостоятельность, давать какие-либо поручения или задания, чтобы в нём развивалась ответственность.

Для того чтобы побороть комплекс по поводу внешности, нужно совсем немного усилий. Первое, что нужно сделать девочке/мальчику — это полюбить себя, понравиться себе. Если во внешности что-то не так, то постараться исправить это. Ведь организм растёт и меняется, он поддаётся коррекции, то есть если, к примеру, вопрос в лишнем весе, то можно просто следить за питанием, приучить к занятию спортом. Если проблемы со зрением и нужно носить очки, то можно подобрать красивую и модную оправу, ведь правильно подобранные очки могут сделать лицо ещё привлекательнее. Если кто-то живёт в достатке, то не стоит на этом зацикливаться, ведь человек богат внутренним миром, а не тем, что у него «толстый» кошелёк с деньгами или супер телефон.

Ребёнка нужно постепенно развивать, чтобы он мог ставить для себя цели, которые сможет достичь самостоятельно. Чтобы ребёнок смог заводить друзей, не боялся знакомиться с людьми, нужно посоветовать ему стать более решительным. Если его зовут в круг компании, обязательно соглашаться, но не стоит просто сидеть там в стороночке и молчать. Ребёнку нужно объяснять, что нужно чаще улыбаться, быть на позитиве, чувствовать себя увереннее, и всегда оставаться самим собой, но к чужим интересам относиться с уважением. Разрешать ребёнку приглашать к себе в гости друзей. Если сына/дочку постоянно обижают чужие детишки, над ним смеются, унижают, то объяснить это можно тем, что тот, кто обижает других, сам страдает от каких-либо комплексов. Значит, они чего-то сами боятся и чтобы никому этого не показать, ищут слабее себя и обижают их. Значит, кто-то также издевается над теми, кто издевается над ребёнком. Пусть сын/дочь также в ответ пытаются отыграться. Если ребёнка кто-то обидел, не нужно родителям самим идти и разбираться, ведь такими действиями можно сделать только хуже. Ребёнок будет лишён уверенности в своих силах, поэтому для начала он должен попробовать разобраться сам.

Детей следует как можно быстрее избавлять от комплексов. Можно заинтересовать танцами, спортом, творчеством. Девочку можно попробовать заинтересовать вязанием, вышивкой, шитьём. Папа может попробовать привлечь сына к мужской работе по дому. Ведь при совместном труде с близкими и родными людьми, можно узнать друг о друге что-то новенькое и стать ещё ближе, чем были.

Источник

Многие комплексы являются приобретенными, а точнее, внушенными абсолютно нормальному ребенку. Например, если ребенка во дворе постоянно будут называть глупым или неумехой, то он постепенно начинает задумываться, почему его все так называют, а может, это так и есть на самом деле? Еще больше его убеждает в этом, если у него действительно не получается что-то во время детских игр и другие дети постоянно акцентируют на этом внимание.

Комплекс неполноценности вырабатывается, если у ребенка присутствуют какие-то отклонения в физическом развитии. После школы некоторые из нас увидели, а некоторые поняли это гораздо позже, что мы вынесли оттуда не только умное, доброе, интересное, но и что-то еще, не столь доброе, но прочно засевшее в наших головах. Это комплексы, привитые школой и всем тем, что с ней связано. Именно поэтому и очень серьезно отнестись к обучению в ней. Ведь ребенок может не толь ко получить знания, но и взять с собой совсем не нужный груз, который будет тяготить его всю оставшуюся жизнь, до тех пор, пока он от и него не избавится.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в онтогенезе

Давайте рассмотрим наиболее распространенные комплексы, которые могут появиться у вашего ребенка в школе, и то, как их избежать.

  • Первым мы рассмотрим комплекс пассивного наблюдателя

Наличие этого комплекса можно обнаружить у детей способных и даже одаренных. Ведь ребенок, который до школы активно развивался, посещая различные выставки, много читал, в том числе и энциклопедии, приходит туда, обладая довольно солидным грузом знаний и навыков. Хорошо подготовленный ребенок не узнает практически ничего нового в первые месяцы учебы, и это заставляет искать его что-то интересное, например вертеться по сторонам рассматривая все вокруг, или обсуждать с соседом последние новости школьного двора. Обычная школьная программа рассчитана не на творческий подход к процессам познания, а на банальное запоминание фактов, правил, событий и т. п. Если учитель не использует в своей практике творческий подход в преподнесении материала, то ребенку становится неинтересно, ведь он может с большим удовольствием узнать то же самое из книги или посмотреть по телевизору интересную программу. Самое опасное в этом комплексе то, что ребенок постепенно привыкнет к такому подходу и пассивное поведение проявится в других учебных заведениях, на рабочем месте. Для него это будет учебной или трудовой обязанностью, которую он должен исполнить, и тогда он снова сможет веселиться.

  • Комплекс неудачника

Ребенок, который не имел возможности общаться со сверстниками до школы, например в детском саду или во дворе, может стать жертвой другого комплекса, который называется комплекс неудачника. Казалось бы, как он может быть связан с общением? Ребенок, который испытывает трудности в установлении контакта с другими детьми, в школе будет держаться вдали от коллектива и вести себя очень робко. А пока он раздумывает, другие дети наладят контакт между собой, и будет все труднее перебороть себя и стать «своим». Ребенок будет чувствовать себя одиноким, хотя внутренне он хочет веселиться вместе со всеми, но не знает, как подойти, как начать разговор. В конце концов у него появится ощущение, что никто не хочет с ним дружить, и для него самым безопасным местом будет школьная парта.

Главным инструментом сравнения в школе являются оценки. В некоторых из школ оценочная политика носит категорический характер, и это в корне неправильно. Учитель начинает переносить успеваемость ученика на отношения.

«Двоечник» и дальше будет жить по инерции, ведь, как говорил учитель, ничего у него не получится, так и зачем стараться?

Намного хуже ситуация у школьного «отличника». Планка, которая была задана в школе, порой бывает настолько высока, что ребенок, пытаясь удержать ее на том же уровне, будет ощущать постоянный стресс. Ведь обязательно найдется кто-нибудь лучше, и он будет руководствоваться уже не знаниями, а стремлением доказать, что он лучше, отдавая последние силы. Эти две группы детей могут стать заложниками своих оценок. Многие психологи в последнее время утверждают, что самый оптимальный вариант для ребенка – это быть в числе успевающих детей, ребенок должен учиться по интересам, и не важно, если у него «тройка» или «четверка» по русскому, зато с точными науками все отлично. Эти не значит, что ребенок будет неграмотен, просто он лучше понимает точные науки.

  • Комплекс недопустимости собственной ошибки

С той же оценочной системой связан и другой комплекс – комплекс недопустимости собственной ошибки.Часто дети дома поощряются или наказываются за оценки, которые они приносят, поэтому такой школьник с трепетом ждет вынесения учителем вердикта, когда тот называет оценки по контрольным работам или диктанту. Так у детей закладывается страх не только перед школьными ошибками, но и вообще перед самостоятельными действиями, которые могут к ним привести. Чтобы избежать этого, ребенок будет искать легкие пути, ведь лучше не делать, а подсмотреть у отличника.

Так ребенок с детства начинает избегать собственной инициатив не будет доверять самому себе и своим мыслям. Человеку с таким комплексом будет трудно в дальнейшей жизни, ведь боязнь сделать неверный шаг многих когда-то останавливала на пути к успеху. Помочь ребенку временно избавиться от этого комплекса, а лучше не допустить его появления – задача каждого родителя.

Во всем нужна мера, и ребенок должен знать, что его не будут ругать дома, если он получит двойку за то, что пытался сам решить задачу и не смог, а помогут разобрать решение и объяснят, в чем была его ошибка. В дальнейшем он сможет сам размышлять над возможными решениями и находить правильные.

Самый эффективный подход, позволяющий избежать большого количества комплексов, это комфортная атмосфера в семье, которая позволит ребенку чувствовать себя адекватно.

Если причиной дискомфорта является школа и другого выхода, кроме как сменить ее, нет, то отнеситесь к этому ответственно и подберите ему подходящую по интересам и способностям, в которой учителя будут более профессионально и творчески подходить к обучению детей. Если же сменить школу не представляется возможным, то попытайтесь уменьшить влияние школы на становление ребенка. Запишите его в секцию или кружок, но только тот, который он выберет сам и в котором ему будет интересно, ведь там он найдет сверстников, близких ему по духу. И кто знает, может быть, скоро у него появятся друзья, которых никогда не было.

Источник