Развитие компетенций личности ребенка

Развитие компетенций личности ребенка thumbnail

Образовательные технологии, направленные на развитие компетенций и личностных качеств ребенка

Суслова О.В.

Появление компетенций – это закономерности развития истории образования, которое само отмечено изменениями в учебной деятельности. Резкое изменение многих профессиональных задач, в частности, как результат введения новых технологий, требует новых действий и квалификаций, общеобразовательная основа которых должна быть заложена в школе.

 Важным вопросом формирования компетенций является ее знаниевое содержание. Компетенции не могут быть сведены лишь к фактическим знаниями или к деятельностным умениям. Есть люди, которые имеют обширные знания, но в тоже время совсем не знают как их применить. Встает вопрос, каким должен быть минимум, который следует знать всем молодым людям к окончанию школы, какие элементы истории, искусства, литературы, науки и технологии надо включить в образование, чтобы обеспечить понимание сегодняшней ситуации, реалий жизни и способность адекватной деятельности, которые востребованы сегодня. Знания не могут оставаться академическими, и этот вопрос решается с помощью освоения ключевых компетенций.

 Учебные компетенции:

  1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

  2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.

  3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

  4. Извлекать пользу из образовательного опыта.

  5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование.

 Исследовательские компетенции:

  1. Получение и обработка информации.

  2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

  3. Организация консультаций с экспертом.

  4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

  5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

 Социально – личностные компетенции:

  1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

  2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

  3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.

  4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

  5. Понимать произведения искусства и литературы.

  6. Вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

  7. Справляться с неопределенностью и сложностью.

 Коммуникативные компетенции:

  1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

  2. Дискутировать и защищать свою точку зрения.

  3. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках.

  4. Выступать на публике.

  5. Самовыражать себя в литературном произведении.

  6. Читать графики, диаграммы и таблицы данных.

 Сотрудничество:

  1. Принимать решения.

  2. Устанавливать и поддерживать контакты.

  3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

  4. Вести переговоры.

  5. Сотрудничать и работать в команде.

 Организаторская деятельность:

  1. Организовывать свою работу.

  2. Принимать ответственность.

  3. Овладевать инструментом моделирования.

  4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

  5. Вступать в проект.

 Личностно – адаптивные компетенции:

  1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

  2. Придумывать новые решения.

  3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

  4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

  5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

   Компетентностный подход  предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключается в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода логичным является анализ не простого «наращивания объема» знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности. В компетентностном подходе на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешным в обществе. С этой точки зрения преимуществами активных, а также групповых и коллективных технологий обучения являются:

  • развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии, понимания других людей и их потребностей;

  • приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции;

  • обеспечение возможности для членов группы и их учителей признавать и ценить умения других, тем самым получая подтверждение чувства собственного достоинства;

  • развитие умений слушания и коммуникации;

  • поощрение новаторства и творчества.

Обладая данными компетентностями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Образовательная компетенция – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков  и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность – владение, обладание учащимся соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) учащегося и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

Деятельность педагога, имеющего цель достижение уровня компетентности учащегося, должна включать:

  • выявление признаков ожидаемого уровня компетентности учащихся;

  • определение необходимого и достаточного набора учебных задач-ситуаций, последовательность которых выстроена в направлении возрастания полноты, проблемности, креативности, новизны, практичности, межпредметности, конкретности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания;

  • введение задач-ситуаций различных типов и уровней;

  • разработка и применение алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность учащихся по преодолению проблемных ситуаций;

  • сопровождение учащихся в процессе создания ими конкретного продукта.

Читайте также:  Особенности развития познавательной сферы у ребенка 6 лет

Использование педагогических технологий

Название

Цель

Сущность

Механизм

Технология проблемного обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Технология проектного обучения

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

Модульное обучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Технология критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

Ключевые компетенции:
Изучать: 
уметь извлекать пользу из опыта;
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
организовывать свои собственные приемы изучения;
уметь решать проблемы;
самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:
запрашивать различные базы данных;
опрашивать окружение;
консультироваться у эксперта;
получать информацию;
уметь работать с документами и классифицировать их. 

Думать:
организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
видеть важность политического и экономического окружения, в котором про-ходит обучение и работа;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы. 

Сотрудничать:
уметь сотрудничать и работать в группе;
принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты. 

Приниматься за дело:
включаться в проект;
нести ответственность;
входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
доказывать солидарность;
уметь организовывать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. 

Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
показывать стойкость перед трудностями;
уметь находить новые решения.

Источник

МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-Алания

III республиканский конкурс методических материалов

«Калейдоскоп методических идей»

Номинация: «Обобщение педагогического опыта»

Тема разработки: «Повышение качества дополнительного образования

детей через развитие компетенций личности ребёнка »

Вид методического материала: обобщение педагогического опыта

ФИО автора: Тащилина Елена Петровна

Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования

Год разработки методического материала: 2017-2018 учебный год

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей обеспечивает информационную, обучающую, развивающую и социализирующую функции, так как располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческой, гражданско – патриотической , экологической и другой образовательной деятельности ребёнка. . Творческими группами педагогов совместно с обучающимися ДДТ ведётся работа по социальному проектированию (Радиотехническое конструирование, Прикладная экономика, Робототехника) и исследовательской деятельности( Исследователи природы , Экология и дети, Химия и жизнь ). Педагоги с обучающимися секций, клубов и творческих объединений Дома детского творчества активно участвуют в конкурсных испытаниях различного уровня.

Возрождение в современной школе «внешкольной» и «внеурочной» работы является на сегодняшний день важной задачей. Сегодня эту сферу деятельности выполняют учреждения дополнительного образования детей.

Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок , удовлетворяющий коммуникативные и творческие способности детей, нереализованные в рамка предметного обучения в школе.

Современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования , должна рассматривать базовое(основное) и дополнительное образование детей равноправными, взаимодополняющими друг друга, то есть нужно создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка.

С 2010 года школа№1 города Ардон, а с 2011года все школы Ардонского района перешли на обучение по новому федеральному стандарту. Начальная школа работает как «школа полного дня».

В стандарте особое место отведено деятельному, практическому содержанию образования ,конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. С этой целью в работе «школы полного дня» активно участвует Дом детского творчества города Ардон. На базе школ Ардонского района работают секции, клубы и творческие объединения следующего направления: художественного, технического, естественнонаучного и физкультурно-спортивного. На базе школ города Ардон работают такие творческие объединения, как : осетинская гармоника, современные танцы, детская музыкальная студия, театр моды «Золушка», кукольный театр «Буратино» , литературный клуб, риторика, вязание крючком, юный журналист, бисероплетение, ручная вышивка, студия изобразительного искусства, квиллинг, мягкая игрушка, умелые руки, волшебный клубок, весёлая разминка, актёрское мастерство, охрана природы, юный краевед, друзья природы, природа и фантазия, драматический театр «Саби»,радиотехническое конструирование, персональный компьютер, экономическая азбука, юный столяр, робототехника, экономические знания, шахматы, конструктор. На базе сельских школ Ардонского района работают следующие творческие объединения: хоровая студия, национальные танцы , осетинская гармоника, ручная вышивка, умелые руки, квиллинг, волшебный клубок, весёлая разминка, акробатика, международные шашки, азбука природы.

Читайте также:  Какие игрушки для развития ребенка в 7 месяцев

В 2010 году школа№1 г. Ардон была одной из первых экспериментальных школ республики, где проходил апробацию новый федеральный стандарт. В эксперименте участвовало 6 педагогов дополнительного образования. В 2011г. – уже 15 педагогов дополнительного образования. В настоящее время клубы, секции и творческие объединения Дома детского творчества внесены в линейное расписание школ и практически все педагоги дополнительного образования в своей работе учитывают при составлении тематических планов ФГОС.

Хочется отметить, что если школа даёт общее образование – важное и значимое, то многогранному развитию личности, раскрытию творческих способностей ребёнка, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование.

Анализируя опыт педагогической деятельности учреждения можно сделать вывод, что сложились благоприятные условия для достижения положительных результатов. Наблюдается позитивная динамика разнообразия видов деятельности ,функций и направлений, реализуемых как внутри учреждения, так и во взаимодействии с какими-либо внешними объектами: школами, общественными детскими организациями, социальными организациями района (ГИБДД, учреждения здравоохранения, СМИ, ГБУ «Центр социализации молодёжи», ГБУ «КЦСОН Ардонского района»).Говоря о достижениях обучающихся, как о текущих, так и об итоговых, в сфере дополнительного образования можно выделить, как минимум три группы параметров , по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические.

МБОУ ДОД ДДТ является центром единого воспитательного пространства Ардонского района дополнительного образования детей, организатором и участником районных массовых мероприятий с детьми и подростками, постоянный участник республиканских мероприятий ( конкурсы исполнительской песни «Пусть всегда будет солнце!», «С чего начинается родина?», экологический смотр-конкурс «Нам и внукам», «Зелёная планета» ,турнир «Белая ладья»,первенство РСО -Алания по шашкам среди юношей и девушек, конкурс детских театров моды и студий костюмов, конкурс по дизайну «Техномир» и др.)

Результатом деятельности Учреждения является активное участие в Системе добровольной сертификации образовательных услуг (ССИТ), что соответствует Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». В соответствии с результатами участия в конкурсах ССИТ составляются рейтинги на первое число каждого месяца/www.sertification.ru/. В конце календарного года педагоги и учреждения отмечаются заслуженными сертификатами. В 2015 году бронзовым сертификатом были отмечены 3 педагога дополнительного образования, в 2016 – 4 педагога. По результатам 2016 года МБОУ ДОД ДДТ был награждён бронзовым сертификатом соответствия. На 1.06.2017г. ДДТ находится на 38 месте среди 800 участвующих в ССИТ учреждений дополнительного образования по России. В рейтинге Субъектов РФ в сфере образования по состоянию на 1 июня 2017г. РСО – Алания находится на 4 месте из 80 субъектов нашей страны. На 1 января 2018 года один педагог получил серебряный и три педагога бронзовые сертификаты.

Обучающиеся МБОУ ДОД ДДТ активно в течении 3 -х лет участвуют в конкурсах ССИТ. В текущем учебном году более 30% обучающихся уже приняли участие в конкурсах ССИТ.

Конкурсы

Уч.г.

Международные

Всероссийские

Республиканские

2015/16

3 конкурса / 14 дипломов

15 конкурсов / 40 дипломов

11 конкурсов / 27 дипломов

2016/17

4 конкурса /19 дипломов

15 конкурсов /31 дипломов

14 конкурсов/7 дипломов

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Доклад на региональной диссеминационной площадке-форуме по обмену педагогическими наработками:

 «Формирование ключевых компетентностей детей в контексте преемственности в образовании»

Выступила слушатель группы ДО 11 – 19

Негодяева Татьяна Михайловна

Президент Ассоциации социальных педагогов

 и педагогов-психологов Подмосковья

Белоус Елена Николаевна

Коломна, 2017 г.

        Одним из основных приоритетов современного этапа модернизации российского образования является повышение качества образования, приведения его в соответствии с мировыми стандартами. Ведущим направлением модернизации системы образования в России является  компетентностный подход.

        Компетентностный подход, обеспечивающий создание условий для полноценного проживания ребёнком периода дошкольного детства и удовлетворения потребностей детей, педагогов, родителей рассматривается в контексте организации мониторинга качества образования.

        В современных условиях модернизации образования принципиальное значение приобретает реализация компетентностного подхода обеспечивающего повышение эффективности дошкольного, образовательного учреждения качества. Процесс формирование начальных ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста раскрывает сущность качества образования, – как и сознательное применение определённых правил и норм поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам.

        Дошкольный период, как указывают известные психологи (М.Б.Калашникова, А.Н.Леонтьев и другие, педагоги М.В.Крулехт, И.А.Рыбалова и другие), является наиболее благодатный для формирования начал ключевых компетентностей, как у детей раннего, так и дошкольного возраста.

        Ребёнок должен уметь ставить перед собой задачи, искать способы их решения, достигать результата, пользоваться разными источниками  информации, вплоть до Интернета, грамотно не только говорить, но и завязывать контакты с окружающими, да ещё и заботиться о своём здоровье.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 месяца жизни упражнения

        Важными показателями компетентности ребёнка являются произвольность – умение управлять своим поведением в соответствии с представлениями, правилами, нормами, умение выстраивать отношения сотрудничества в процессе обучения и воспитания, компетентность в сфере социально – трудовой деятельности; навыки самоорганизации, умение работать в коллективе. Частью компетентности является компетентность ребёнка в бытовой сфере.

        Л.В.Трубайчук, формулирует понятие компетентность следующим образом: « Это приобретаемые ребёнком данного возраста компетенции, необходимые для вхождения растущей личности в общество, ценные для его последующей жизни – умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умения принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, к согласованию её с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей, благодаря чему формируется социальный опыт и социальная зрелость.”

        Права ребёнка определяются и формируются на основе выделенных и закреплённых видов компетенций, сообразных социальным ожиданиям и культуре, сообразных реальным возрастным и индивидуальным возможностям конкретного ребёнка.

        Компетенции являются гарантом обеспечения активного участия ребёнка в образовательном процессе. Ребёнок занимает позицию полноправного субъекта деятельности, в процессе планирования и реализации учебного проекта он выступает в роли активного участника, а не исполнителя указаний воспитателя. Ребёнок реализует свои интересы, потребности в исследовании, общении, игре и других видах деятельности в основном на основе самостоятельности принятия решения об участии или не участии в общем проекте.

Особое значение при организации работы с детьми в условиях компетентностного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор – работать одному в подгруппе ( команде ), то есть в партнёрстве с другими детьми или взрослыми, могут самостоятельно выбрать, кто из взрослых станет для них партнёром, но может быть, в равной степени и воспитатель, и помощник воспитателя, логопед или другой специалист ДОУ и родители.

Игровая деятельность, как особый вид деятельности дошкольников.

Интересны выводы А.В.Запорожца и его сотрудников Д.В.Менджерицкой и А.П.Усовой о значении игры в становлении личности ребёнка, развитии его взаимоотношений со взрослыми, в возникновении и совершенствовании новых движений, являющихся прологом к сознательным физическим упражнениям.

Особое значение имеют исследования В.В.Давыдова и Е.Е.Кравцовой, касающиеся развития в игре одного из базовых новообразований дошкольного возраста – воображение. Е.Е.Кравцовой были предложены новые подходы к изучению воображения, сформулирована логика и способы его развития в дошкольном возрасте, позволяющие уйти от шаблонности игры, оставляя место творчеству и развитию.

Как известно, навык нужен во всём, а формируется он благодаря постоянному приложению усилий в заданном направлении. Это напрямую относится к играм на внимание и саморегуляцию.

        Для таких игр нужно специально выделять время. Научиться создавать различные модификации.

Примеры игр.

Игра – саморегуляции.

1.”Как научиться сидеть спокойно”.

2.”Слышу- вижу – понимаю.

Игра на развитие внимания.

1.”Хлопки”.

2.”Небо – вода – земля”.

3.”Актёры и режиссёр”

Пластические игры на развитие внимания и саморегуляции.

Они развивают выразительность пластики, фантазию, а кроме того, прекрасно концентрируют внимание детей. Ценность пластических игр заключается также в том, что они дают детям возможность организованно и под музыку какое-то время подвигаться. Ребёнок создаёт пластический образ

( животного, насекомого, птицы или явления природы). В этом образе ему нужно научиться выражать характерные признаки ( тяжёлый, как слон, лёгкий, как облачко, струящийся ручеёк).

1.”Купание в море”.

2.”Облакоши танцуют”.

3.”Забавные движения облакош”

Игры – настройки на положительные образы.

Для детей сказочный образ, который они приняли и прожили эмоционально, является кирпичиком, из которого строится здание души. Дети всегда изображают полюбившихся персонажей. Они изображают в играх фей и волшебников, которые добры, спокойны, всегда готовы прийти на помощь.

1.”Фея Тишины”.

2.”Фея Облаков”.

3.”Волшебник Звёздного Неба”.

4.”Волшебник Океанского Дна”.

Коммуникационные игры.

Игры – модель человеческих отношений, в которые дети в лёгкой, занимательной форме усваивают нравственные ценности. Коммуникационные игры – это школа доброжелательности, гармонизации характеров, школа уважения к личности другого. С помощью коммуникационных игр дети и взрослые устанавливают необходимый контакт для дальнейшего сотворчества.

1.”Дружный круг”.

2.”Салки за руки”.

3.”Страна Дружбы”.

4.”Ветер танцует”.

5.”Клоун”.

Эстафеты – коммуникации.

Эстафеты прекрасно развивают внимание детей, саморегуляцию и моторную память. В момент игр педагог может акцентировать внимание детей не только на том, чтобы придти первым, но и быть внимательным друг к другу, не грубить, не толкаться.

        Учитывая современные приоритеты государственной политики в области образования, в настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования должна быть, ориентирована, прежде всего, на реализацию компетентностного подхода, актуализирующего результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребёнка

Литература:

   1. О.М.Бобиенко «Теоретические подходы к проблеме    ключевых компетенций».

                         2.Л.А.Нефедова, Н.М.Ухова «Развитие ключевых

                                        компетенции в проектном обучении».

                          3.Научно – методический журнал «Методист».

Источник