Развитие коммуникативной компетентности ребенка по фгос до

Елена Крячкова
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

1слайд тема и Цель:совершенствование знаний педагогов района о содержании и условиях организации воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях по формированию социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО, обмен опытом работы с ДОУ района.

2 слайд:

Социально-коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников – важная социальная и психолого-педагогическая проблема.

Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.

3слайд: Основные направления в образовательной работе по социальному развитию дошкольников по программе «Развитие» Л. А.Венгера:

• Развитие игрового взаимодействия дошкольников;

• Общение со сверстниками;

• Взаимодействие дошкольников в НОД;

• Усвоение социальных норм и правил;

Определяющий характер взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми – личностно-ориентированная модель воспитания, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

4 слайд:

Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как – личностно-развивающий и гуманистический;

Выделяет основные принципы дошкольного образования,

направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

учёт этнокультурной ситуации развития детей;

5.слайд: ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

Содержание направлено:

на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

6.слайд: Требования к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Использование в образовательной работе с дошкольниками возростосообразных видов деятельности:

• игровая;

• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

• познавательно-исследовательская;

• восприятие художественной литературы и фольклора;

• самообслуживание и элементарный бытовой труд;

• конструирование;

изобразительная;

• музыкальная;

• двигательная.

Организация социокультурной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию самостоятельности, умения делать выбор, ответственности, самопознания, самоизменения детей; обеспечивающей возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, а также возможности для уединения. –

2.РППС должна быть:

• Содержательно-насыщенной,

Трансформируемой,

• Полифункциональной;

• Вариативной;

• Доступной;

• Безопасной

7.слайд: Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:

* обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

* поддержка индивидуальности и инициативы детей;

* установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных

ситуациях;

* построение развивающего образования, ориентированного на зону

ближайшего развития каждого воспитанника;

* организация сотрудничества с родителями воспитанников.

Инновационные формы работы с родителями:

• Совместные образовательные проекты, а также (семейные и межсемейные);

• Вечера вопросов и ответов;

• Родительские гостиные;

• Тренинги по запросам родителей;

• Клубы по интересам;

• Родительские конференции;

• Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

• Творческие выставки и фотовыставки;

• Тематические вечера;

• Викторины;

• Спортивные соревнования;

• Видеоинтервью и тематические мультимедийные презентации;

• Выпуск семейных газет;

• Изготовление авторских тематических книжек-малышек;

• Совместное создание мини-музеев.

11.слайд: Формирование социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста возможно,при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

• Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

• Обучение умению слушать и слышать другого;

• Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

• Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

• Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

• Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

Формирование чувства симпатии между участниками общения;

• Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

• Обучение умению детей владеть собой;

• Развитие умения анализировать ситуацию.

• Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

12.слайд: ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться.

15.слайд: Связь с социумом

17.слайд: Социальное развитие дошкольников к 7 годам по программе «Развитие» Л. А.Венгера:

* В игровом взаимодействии дошкольников – развитие сотрудничества

в игровых действиях;

• В общении со сверстниками – избирательное и устойчивое взаимодействие с детьми, внимателен к собеседнику, даёт более точные сообщения сверстнику. Грамотно использует все части речи, строит сложные предложения.

• Взаимодействие дошкольников в НОД – ребёнок участвует в коллективном создании замысла;

• Усвоение социальных норм и правил – регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами, отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.

18.слайд: Требования к результатам (Целевые ориентиры):

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;

ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

19.слайд: Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально-коммуникативному развитию» по ФГОС :

Младший дошкольный возраст

• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

• Организация сюжетных игр;

• Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

• Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

• Игры с моделированием;

• Литература и игра (чтение);

Средний дошкольный возраст

• Организация сюжетно-ролевых игр;

• Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

• Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

• Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

20 .слайд: Старший дошкольный возраст

• Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

• Использование метода проектов.

• Использование метода коллекционирования.

• Использование театрализованной деятельности.

• Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)

• Самостоятельная деятельность детей.

Источник

                                     Консультация для воспитателей

«Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО.»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Иванова М.В.

Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОСДО как одно из основных направлений развития дошкольника.

 Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Многочисленными исследования доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога  и, конечно, роль воспитателя в формировании коммуникативной компетентности ребенка трудно переоценить.

Проблема коммуникативного развития в дошкольном  возрасте широко представлена в современных образовательных стандартах.

ФГОС ДО включает:

– совокупность обязательных требований к структуре, содержанию образовательной программы в области социально-коммуникативного развития;

– обязательные требования к условиям реализации программы в области социально-коммуникативного развития;

– требования к результатам освоения образовательной программы в области социально-коммуникативного развития.

В требованиях к программе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития указано, что образовательная программа должна быть направленна:

-на развитие общения со  взрослыми и сверстниками;

– эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу взрослых и детей в детском саду.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования  выделены целевые ориентиры. Предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

– обладает установкой положительного отношения к другим людям;

-способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении;

– активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

– договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, старается разрешать конфликты.

Рассмотрим основные требования к условиям реализации программы в области коммуникативного развития:

– учет возрастных особенностей развития общения дошкольников;

– опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности;

– создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения;

– создание условий для получения позитивного опыта общения и  становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка.

Для реализации и достижения целевых ориентиров Стандарта необходимо учитывать некоторые возрастные закономерности развития сферы общения ребенка и становления коммуникативной компетентности. Знание основных возрастных особенностей развития общения дошкольника – необходимое условие реализации Стандарта.

Обозначим закономерности развития общения, которые определяют коммуникативную компетентность дошкольников.

В рамках личностно-деятельностного подхода открыты многие закономерности развития общения детей. Большой вклад в понимание данных законов внесли М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова.

Общение выступает и условием, и результатом развития дошкольника для полноценного развития познавательной сферы. Также общение оказывает определяющее влияние на эмоциональную сферу ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие самосознания и познавания других людей.

Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте можно условно разделить на две качественно отличающиеся основные области: развитие общения со взрослыми и развитие со сверстниками.

Через общение со взрослыми ребенку обеспечиваются защита и безопасность, внутренняя базовая модель общения, познание социальных норм.

Общение со сверстниками отличается равноправием, нестандартностью коммуникативных средств, в этой области приобретаются навыки, ребенок учится сотрудничать, обеспечивается чувство эмоционального благополучия.

М.И. Лисина доказала, что потребность в общении со взрослыми формируется в первом полугодии жизни ребенка, а потребность в общении – на втором, третьем году жизни ребенка.

Выделяются четыре критерия сформированности потребности в общении:

– внимание и интерес к другому человеку;

– эмоциональное отношение к нему;

– стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность;

– чувствительность к воздействиям другого.

В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми. Данные стадии М.И. Лисина определила как формы общения .

Этапы развития общения со взрослыми

(по М.И. Лисиной)

Форма общения

Время появления

Содержание потребностей

Мотивы

Средства

Ситуативно-личностное

2 – 6 мес.

Внимание и доброжелательность взрослого

Личностный

Экспрессивно-мимические

Ситуативно-деловое

3 мес. – 3 года

Сотрудничество со взрослым

Деловой

Предметно-действенные

Внеситуативно-познавательное

3 – 5 лет

Уважение взрослого

Познавательный

Речевые

Внеситуативно-личностное

6 – 7 лет

Сопереживание и взаимопонимание взрослого

Личностный

Речевые

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно меняется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.

Сверстники – личности, которые в данный период действуют на сходном уровне сложности поведения (табл.2).

Этапы развития общения со сверстниками

(по А.Г. Рузской)

Форма общения

Время появления

Содержание потребности

Особенности общения

Эмоционально-практическое

2 – 4 года

Стремление привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям

Общение в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, убегание).

Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.

Общение способствует развертыванию инициативы в общении и становлению самосознания через взгляд на свои возможности.

Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно-деловое

4 – 6 лет

Стремление получить признание и уважение ровесника

Сверстник становится предпочитаемым партнером общения.

Формируется сюжетно-ролевая игра.

Содержание общения – деловое сотрудничество.

На этом этапе для дошкольника важен не результат, а процесс. Взаимодействие носит ситуативный характер.

Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает последний.

Основное средство общения – ситуативная речь.

Внеситуативно-деловое

6 – 7 лет

Стремление получить признание и уважение ровесника, потребность в самовыражении

Возникают избирательная привязанность, дружба, более устойчивые и глубокие отношения между детьми.

Обращения к сверстнику в этом возрасте приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают свои и чужие поступки.

Все больше контактов на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых.

Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации.

Межличностные отношения к сверстнику также претерпевают существенные изменения (Е.О. Смирнова). От индифферентного отношения в младшем дошкольном возрасте (сверстник еще не часть самосознания ребенка) к формированию предметного, конкурентного отношения к сверстник в среднем дошкольном и становлению личностного типа отношения в старшем дошкольном возрасте, где формируется чувство общности со сверстниками и наблюдается преобладание бескорыстного типа отношения к другому.

На основе данных закономерностей к концу дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность дошкольника.

Коммуникативная компетентность – умение успешно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях.

Коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков, предполагает наличие качеств, позволяющих человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения в различных ситуациях.

Важно отметить, что существует целый ряд предпосылок для формирования коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.

В основе коммуникативной компетентности лежа предпосылки, основные из которых – возрастные особенности развития (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности психического развития ребенка) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальный опыт).

Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности.

                                             Литература

  1. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

 № 2 2015г.

Источник