Развитие коммуникативной компетентности ребенка по фгос до
Елена Крячкова
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
1слайд тема и Цель:совершенствование знаний педагогов района о содержании и условиях организации воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях по формированию социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО, обмен опытом работы с ДОУ района.
2 слайд:
Социально-коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников – важная социальная и психолого-педагогическая проблема.
Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.
3слайд: Основные направления в образовательной работе по социальному развитию дошкольников по программе «Развитие» Л. А.Венгера:
• Развитие игрового взаимодействия дошкольников;
• Общение со сверстниками;
• Взаимодействие дошкольников в НОД;
• Усвоение социальных норм и правил;
Определяющий характер взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми – личностно-ориентированная модель воспитания, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
4 слайд:
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как – личностно-развивающий и гуманистический;
Выделяет основные принципы дошкольного образования,
направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
учёт этнокультурной ситуации развития детей;
5.слайд: ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Содержание направлено:
на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
6.слайд: Требования к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Использование в образовательной работе с дошкольниками возростосообразных видов деятельности:
• игровая;
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• познавательно-исследовательская;
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• самообслуживание и элементарный бытовой труд;
• конструирование;
• изобразительная;
• музыкальная;
• двигательная.
Организация социокультурной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию самостоятельности, умения делать выбор, ответственности, самопознания, самоизменения детей; обеспечивающей возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, а также возможности для уединения. –
2.РППС должна быть:
• Содержательно-насыщенной,
• Трансформируемой,
• Полифункциональной;
• Вариативной;
• Доступной;
• Безопасной
7.слайд: Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:
* обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
* поддержка индивидуальности и инициативы детей;
* установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных
ситуациях;
* построение развивающего образования, ориентированного на зону
ближайшего развития каждого воспитанника;
* организация сотрудничества с родителями воспитанников.
Инновационные формы работы с родителями:
• Совместные образовательные проекты, а также (семейные и межсемейные);
• Вечера вопросов и ответов;
• Родительские гостиные;
• Тренинги по запросам родителей;
• Клубы по интересам;
• Родительские конференции;
• Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
• Творческие выставки и фотовыставки;
• Тематические вечера;
• Викторины;
• Спортивные соревнования;
• Видеоинтервью и тематические мультимедийные презентации;
• Выпуск семейных газет;
• Изготовление авторских тематических книжек-малышек;
• Совместное создание мини-музеев.
11.слайд: Формирование социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста возможно,при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
• Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
• Обучение умению слушать и слышать другого;
• Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
• Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
• Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
• Формирование чувства симпатии между участниками общения;
• Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
• Обучение умению детей владеть собой;
• Развитие умения анализировать ситуацию.
• Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
12.слайд: ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться.
15.слайд: Связь с социумом
17.слайд: Социальное развитие дошкольников к 7 годам по программе «Развитие» Л. А.Венгера:
* В игровом взаимодействии дошкольников – развитие сотрудничества
в игровых действиях;
• В общении со сверстниками – избирательное и устойчивое взаимодействие с детьми, внимателен к собеседнику, даёт более точные сообщения сверстнику. Грамотно использует все части речи, строит сложные предложения.
• Взаимодействие дошкольников в НОД – ребёнок участвует в коллективном создании замысла;
• Усвоение социальных норм и правил – регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами, отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
18.слайд: Требования к результатам (Целевые ориентиры):
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
19.слайд: Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально-коммуникативному развитию» по ФГОС :
Младший дошкольный возраст
• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
• Организация сюжетных игр;
• Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
• Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
• Игры с моделированием;
• Литература и игра (чтение);
Средний дошкольный возраст
• Организация сюжетно-ролевых игр;
• Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
• Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
• Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
20 .слайд: Старший дошкольный возраст
• Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
• Использование метода проектов.
• Использование метода коллекционирования.
• Использование театрализованной деятельности.
• Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
• Самостоятельная деятельность детей.
Источник
Консультация для воспитателей
«Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО.»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Иванова М.В.
Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОСДО как одно из основных направлений развития дошкольника.
Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Многочисленными исследования доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и, конечно, роль воспитателя в формировании коммуникативной компетентности ребенка трудно переоценить.
Проблема коммуникативного развития в дошкольном возрасте широко представлена в современных образовательных стандартах.
ФГОС ДО включает:
– совокупность обязательных требований к структуре, содержанию образовательной программы в области социально-коммуникативного развития;
– обязательные требования к условиям реализации программы в области социально-коммуникативного развития;
– требования к результатам освоения образовательной программы в области социально-коммуникативного развития.
В требованиях к программе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития указано, что образовательная программа должна быть направленна:
-на развитие общения со взрослыми и сверстниками;
– эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу взрослых и детей в детском саду.
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования выделены целевые ориентиры. Предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
– обладает установкой положительного отношения к другим людям;
-способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении;
– активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
– договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, старается разрешать конфликты.
Рассмотрим основные требования к условиям реализации программы в области коммуникативного развития:
– учет возрастных особенностей развития общения дошкольников;
– опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности;
– создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения;
– создание условий для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка.
Для реализации и достижения целевых ориентиров Стандарта необходимо учитывать некоторые возрастные закономерности развития сферы общения ребенка и становления коммуникативной компетентности. Знание основных возрастных особенностей развития общения дошкольника – необходимое условие реализации Стандарта.
Обозначим закономерности развития общения, которые определяют коммуникативную компетентность дошкольников.
В рамках личностно-деятельностного подхода открыты многие закономерности развития общения детей. Большой вклад в понимание данных законов внесли М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова.
Общение выступает и условием, и результатом развития дошкольника для полноценного развития познавательной сферы. Также общение оказывает определяющее влияние на эмоциональную сферу ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие самосознания и познавания других людей.
Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте можно условно разделить на две качественно отличающиеся основные области: развитие общения со взрослыми и развитие со сверстниками.
Через общение со взрослыми ребенку обеспечиваются защита и безопасность, внутренняя базовая модель общения, познание социальных норм.
Общение со сверстниками отличается равноправием, нестандартностью коммуникативных средств, в этой области приобретаются навыки, ребенок учится сотрудничать, обеспечивается чувство эмоционального благополучия.
М.И. Лисина доказала, что потребность в общении со взрослыми формируется в первом полугодии жизни ребенка, а потребность в общении – на втором, третьем году жизни ребенка.
Выделяются четыре критерия сформированности потребности в общении:
– внимание и интерес к другому человеку;
– эмоциональное отношение к нему;
– стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность;
– чувствительность к воздействиям другого.
В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми. Данные стадии М.И. Лисина определила как формы общения .
Этапы развития общения со взрослыми
(по М.И. Лисиной)
Форма общения | Время появления | Содержание потребностей | Мотивы | Средства |
Ситуативно-личностное | 2 – 6 мес. | Внимание и доброжелательность взрослого | Личностный | Экспрессивно-мимические |
Ситуативно-деловое | 3 мес. – 3 года | Сотрудничество со взрослым | Деловой | Предметно-действенные |
Внеситуативно-познавательное | 3 – 5 лет | Уважение взрослого | Познавательный | Речевые |
Внеситуативно-личностное | 6 – 7 лет | Сопереживание и взаимопонимание взрослого | Личностный | Речевые |
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно меняется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.
Сверстники – личности, которые в данный период действуют на сходном уровне сложности поведения (табл.2).
Этапы развития общения со сверстниками
(по А.Г. Рузской)
Форма общения | Время появления | Содержание потребности | Особенности общения |
Эмоционально-практическое | 2 – 4 года | Стремление привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям | Общение в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, убегание). Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе. Общение способствует развертыванию инициативы в общении и становлению самосознания через взгляд на свои возможности. Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью. |
Ситуативно-деловое | 4 – 6 лет | Стремление получить признание и уважение ровесника | Сверстник становится предпочитаемым партнером общения. Формируется сюжетно-ролевая игра. Содержание общения – деловое сотрудничество. На этом этапе для дошкольника важен не результат, а процесс. Взаимодействие носит ситуативный характер. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает последний. Основное средство общения – ситуативная речь. |
Внеситуативно-деловое | 6 – 7 лет | Стремление получить признание и уважение ровесника, потребность в самовыражении | Возникают избирательная привязанность, дружба, более устойчивые и глубокие отношения между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают свои и чужие поступки. Все больше контактов на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации. |
Межличностные отношения к сверстнику также претерпевают существенные изменения (Е.О. Смирнова). От индифферентного отношения в младшем дошкольном возрасте (сверстник еще не часть самосознания ребенка) к формированию предметного, конкурентного отношения к сверстник в среднем дошкольном и становлению личностного типа отношения в старшем дошкольном возрасте, где формируется чувство общности со сверстниками и наблюдается преобладание бескорыстного типа отношения к другому.
На основе данных закономерностей к концу дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность дошкольника.
Коммуникативная компетентность – умение успешно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях.
Коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков, предполагает наличие качеств, позволяющих человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения в различных ситуациях.
Важно отметить, что существует целый ряд предпосылок для формирования коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.
В основе коммуникативной компетентности лежа предпосылки, основные из которых – возрастные особенности развития (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности психического развития ребенка) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальный опыт).
Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности.
Литература
- «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»
№ 2 2015г.
Источник