Развитие коммуникативной компетентности ребенка
,
Условия развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста
Коммуникативная компетентность обусловлена индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации.
Для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста можно использовать диагностические методы:
– методику «Картинки», разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками;
– наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении используют показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников, предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской. Авторы выделяют три группы умений: умение выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения;
– индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой [5].
Для развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:
1. создавать ситуации коммуникативной успешности;
2. стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;
3. устранять коммуникативные трудности;
4. ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
5. проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;
6. мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
7. обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
8. моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
9. в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;
10. признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности [1].
Развитие коммуникативной компетентности, происходит в контексте ведущей деятельности, в игре.
Общение в игре: в творческой ролевой игре совершаются диалогическая и монологическая речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулируемой и планируемой функций речи. Положительно влияет на речь детей участие педагога в детских играх и обсуждение хода игры, выдвигая на первый план методический вывод: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь.
Полезно общение детей разного возраста. Участие старших дошкольников в играх с младшими, рассказывание им сказок, показ драматизаций, рассказывание из своего опыта, придумывание рассказов, разыгрывание сценок с помощью игрушек содействуют развитию содержательности, связности, выразительности речи, творческих речевых способностей. Но следует отметить, что положительное влияние такого объединения детей разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со стороны взрослого [5].
Культура языковой среды, подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родного языка. Речь, которую дети постоянно слышат, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование «чувства языка», которое способствует усвоению культуры речи. Подражая окружающим, дети перенимают все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и несовершенства и ошибки. К речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования. В процессе речевого общения с детьми воспитатель также использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют ряд функций, такие как: объяснение и запоминание значение слов; уточнение значение слов, связанных с эмоциональным восприятием; способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); создания на занятиях естественного общения; выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию [5].
Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.
Проблема формирования коммуникативной компетенции дошкольников находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Смирнова Е.А считает, что коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:
-желание субъекта вступать в контакт с окружающими;
-умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,
-умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;
-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; – формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; – совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка [6].
Колкер Я.М., Устинова Е.С. отмечают, что эффективное развитие коммуникативной компетентности дошкольников обеспечивается совокупностью педагогических условий:
-развитие коммуникативной компетентности дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;
-развитие коммуникативной компетентности дошкольников организуется в условиях совместной деятельности педагога и ребенка с учетом индивидуально-возрастных особенностей, специфики речевого развития;
-разработана система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его оптимизации.
В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется: умение вести диалог, беседу; развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают; независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи[3].
Пассов Е.И. выделяет две группы методов воспитания коммуникативной компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны
Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. [4]
Быстрова Е.А отмечает, что среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно отметить:
– диалог;
– создание сюжетных ситуаций;
– игры (разной направленности);
– лексические упражнения.
Одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступают игры. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку. [2]
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. – № 1. -3-8с.
3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2010. – № 4. -30-33 с.
4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. – М., «Просвещение», 2007- 75с.
5. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. -. 58-62с.
Источник
Формирование у дошкольников коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетентность старших дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры) , а также правила регуляции коммуникативного поведения старших дошкольника и средств его воспитания.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками, а дети старшего дошкольного возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.
Организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдения следующих условий:
– умение принимать детей такими, какие они есть;
– учета индивидуальности каждого маленького человека;
– умение принимать любой выбор ребенка;
– желание играть вмести с детьми;
– способности к импровизации в зависимости от обстоятельств;
– умение идти в работе от потребностей ребенка.
При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:
– продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
– воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;
– прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
– помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права: на систему ценностей, на ответственность, на личное достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие, на независимость от других людей, на собственные мысли, на отстаивание своих прав.
Игры на формирование коммуникативной компетентности структурированы следующим образом.
Игры, направленные на формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
№ | Задачи | Название игры |
1. | Укреплять чувства единства группы, сплочённости, развивать умение детей договариваться друг с другом | «Комплименты», «Ветер дует на …», «Джин», «Доброе животное», пальчиковая гимнастика «Гномики в домике» (автор О. Арсеневская) |
2. | Знакомить детей с базовыми эмоциями, обучать их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; осваивать понятийное содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, соотносить с определённым состоянием человека; осознавать и понимать собственные эмоций и эмоции других людей. | :«Изобрази», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» (автор Л. В. Чернецкая), «Ролевая гимнастика» (автор В. Леви), игра-превращение «Дождь в лесу», «Продолжи фразу», игры с пиктограммами (по М. Чистяковой), «Скажи по – разному», «За зеркалом», «Как ты себя чувствуешь?» |
3. | Развивать у детей наблюдательность, внимание к окружающим; развивать сочувствие, понимание чувств и переживаний другого ребенка; развивать умение видеть ситуацию глазами другого ребенка; формировать умение определять эмоциональное состояние другого человека и умение понимать, какие мотивы скрываются за поведением окружающих людей | Игра – фантазирование «Встреча сказочных героев», «Сотворение чуда», «Потому что ты хороший», «Ладонь в ладонь», «Зоопарк», «Старенькая бабушка» (автор Н. Кряжева), «Слепец и поводырь» «Азбука настроений», игра – драматизация «Просто старушка», «Волшебный букет цветов», «Что случилось?», «Поводырь» |
4. | Способствовать формированию умения адекватного восприятия партнера в процессе взаимодействия детей друг с другом, умению вести диалог, получать информацию. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями другого ребенка; учить помогать друг другу, выручать в сложных ситуациях; решать конфликтные ситуации мирным, конструктивным путем. | «Позвони мне, позвони», «Сотворение чуда», «Самый лучший», «Войди в круг – выйди из круга» (автор – К. Фопель), «Бывает – не бывает», «Тропинка», «Без маски», «Рассказ по кругу», «Пресс-конференция», «Без маски», «Пойми меня» |
Источник
Библиографическое описание:
Гриценко, Н. В. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Гриценко. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2019. – № 6 (26). – С. 5-7. – URL: https://moluch.ru/th/4//146/4685/ (дата обращения: 29.04.2021).
Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС ДО) обозначено, что ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешить конфликты»» [5, с. 28]. ФГОС ДО определяет социально-коммуникативное развитие дошкольника как процесс усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [5, с. 6]. Всё это мотивирует педагогов ДОО к созданию условий для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет четкого определения понятия «коммуникативная компетентность». Содержание понятия остается дискуссионным, однако несмотря на различные трактовки, их объединяет практическая направленность и указание на те или иные компоненты общения: владение вербальными и невербальными средствами общения, умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения, обмениваться информацией, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать, объяснять, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение, соблюдать речевой этикет, правила культурного общения и пр. [5, с. 6].
По определению О. Н. Сомковой, коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.
Г. Р. Гузеева отмечает, что в отличие от коммуникативных навыков и умений, коммуникативная компетентность предусматривает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения. Центральным качество при этом выступает чувствительность к воздействиям сверстника, а именно способность ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и другие), проявлять внимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способности услышать и понять другого [6, с. 6].
В старшем дошкольном возрасте мы можем наблюдать три варианта проявления коммуникативной компетентности (схема 1).
Рис. 1
Коммуникативная компетентность дошкольников формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности, где дети активно обращаются к правилам. Обращение к нормам и правилам помогает детям поддерживать устойчивые взаимоотношения со сверстниками, добиваться равноправия и справедливости.
Т. И. Бабаева в своих исследованиях подчеркивает особую роль, которую выполняет игровая деятельность. В совместных играх старшие дошкольники используют разные правила: собственно игровые, определяющие игровые действия участников в конкретной игре; нормативные, реализующие моральный принцип справедливости, взаимопонимания и отношений партнеров; установки выигрыша и определения победителя (в некоторых видах игр). Дошкольники начинают осознавать, что успех игры определяется принятием всеми участниками общих правил. В этом возрасте наблюдается нормотворчество. Дети самостоятельно придумывают новые правила в игре и ориентируются на них в совместных действиях [1, с.15].
Как отмечает Е. О. Смирнова, к 6-7 годам у дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и его желания, настроения. Начинает проявляться интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия.
Для старшего дошкольника особо значимы для оценки сверстника его различные умения. Чем они разнообразнее, тем больший интерес проявляют дети к общению и взаимодействию с таким ребенком, тем выше его авторитет и популярность в группе.
Отсюда возникает педагогическая задача – обогащать личный практический опыт каждого ребенка, помогать ему стать интересным партнером в совместной деятельности и общении.
Очень популярным в настоящее время становится проведение в ДОО детских научно-практических конференций для детей старшего дошкольного возраста. Целью выступает пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности, а также развитие мотивации каждого ребёнка к активному участию в жизни детского сада, расширении компетентности каждого ребёнка (выражение собственных интересов, обмен ими, публичное оглашение результатов). Совместно с родителями ребята работают над своими исследованиями, узнают много нового и интересного, а потом презентуют свои результаты на конференции. Темы своих исследований дошкольники выбирают самостоятельно. Например: «Как растения пьют воду?», «Опыты с куриным яйцом», «Почему появляется пенка на молоке?» «Как образуются лужи?». «Как сделать невидимые чернила?» и т. д.
Для успешного развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдение ряда условий (схема 2).
Рис. 2
Наблюдая за детскими взаимоотношениями, воспитатель должен проанализировать ситуаций, определить, какого рода трудности испытывает тот или иной ребенок, и оказать ему помощь и поддержку.
Для определения особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников существует ряд методик, таких как социометрическая методика «Секрет» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина), вербальная ситуация «Новый детский сад» (Т. И. Бабаева), метод вербальных выводов (Е. О. Смирнова), практическая ситуация «Строим дом» (Т. И. Бабаева), методика «Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей»(Г. Р. Гузеева).
Основные показатели коммуникативного развития и коммуникативной компетентности:
1) социометрический статус;
2) знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками, знание и понимание эмоций другого человека;
3) знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации;
4) характер отношения к сверстнику;
5) особенности реального процесса общения;
6) умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстников;
7) способность ориентироваться и учитывать особенности другого, проявлять внимание к сверстнику.
Использование диагностических ‘методик позволяет педагогам ДОО получить необходимые данные о социально-нравственном развитии старших дошкольников и определить эффективные пути и средства развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Бабаева Т. И., Римашевская Л. С.Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольни-ков в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод, пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. -224 с.
- Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. – 384 с.
- Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста. [Текст]. Материалы III международной научной конференции (февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 102-106
- Смирнова Е. О. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.:Эксмо, 2010.- 176 с
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – М.: Перспектива, 2014.- 32 с.
- Хузеева Г. Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка/ М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-78 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность детей, Бабаево, детский сад, ребенок, сверстник, совместная деятельность, дошкольник, общение.
Похожие статьи
Модель формирования у дошкольников коммуникативной…
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих
Ребёнок пользуется для реализации коммуникативной деятельности различными
Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все…
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного…
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами
Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником – это необходимое условие психического развития ребенка…
Формирование коммуникативных компетенций у детей…
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР относятся
Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции…
Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать
Наблюдая за деятельностью детей с ЗПР, можно заметить нарушения коммуникативной
ребенок , сверстник , дошкольный возраст , отношение, Бабаево, умение, дошкольник…
Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор…
ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение, большинство детей, коммуникативная деятельность детей
Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и взрослыми, которое…
Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших…
Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из.
Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с…
Формирование коммуникативных компетенций детей…
Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста – это владение конструктивными
Развитиекоммуникативных способностей детей старшего…
дошкольный возраст, ребенок, семья, общение, компетенция…
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста – это владение конструктивными
ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение
Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста…
Развитие коммуникативных способностей детей старшего…
Проанализировав и обобщив методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе коллективного труда, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и…
Формирование социальных компетенций при взаимодействии со…
Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития
Формирование экологической компетентности у старших… Ключевые слова: дети дошкольного возраста , экологическая компетентность…
Источник