Развитие коммуникабельности у ребенка

Развитие коммуникабельности у ребенка thumbnail
Как улучшить коммуникабельность ребенка

Рейтинг
5

Три последовательных этапа обучения ребенка навыкам общения и советы родителям

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Не всем детям нужна помощь в работе над своей коммуникабельностью, к тому же определенные навыки общения, в которых нужно практиковаться вашему ребенку, могут меняться в зависимости от его возраста. Главное, это знать нормативы, которые соответствуют разным возрастным группам, и своевременно определять, когда и в чем ребенку требуется помощь.

Обучение детей соответствующим навыкам коммуникабельности можно разделить на три этапа: определение навыков, нуждающихся в развитии, выяснение способов обучения этим навыкам и закрепляющие уроки с необходимыми средствами.

В данной статье вы пройдете через все три этапа и узнаете примеры того, как ребенок, поборовший робость и социальную тревогу, может стать дружелюбным малышом, чувствующим себя комфортно и готовым справиться с любой социальной ситуацией.

Определение этапов социального развития

К определенному возрасту у детей развиваются соответствующие социальные навыки и социальные сигналы.

  • Возраст от 2 до 3-х лет: ребенок способен привлекать внимание других людей, инициировать социальный контакт с детьми как устно (говоря «привет» и «до свидания»), так и физически (например, касаясь рукой); наблюдать за человеком, который о чем-то высказывается, говорить, когда наступает его очередь, и смеяться над нелепыми предметами и событиями.
  • Возраст от 3 до 4-х лет: ребенок способен соблюдать очередь в играх, относиться к кукле или мягкой игрушке, как к живому существу, и инициировать вербальное общение с использованием актуальных слов.
  • Возраст от 4 до 5-ти лет: ребенок может лучше сотрудничать с другими детьми, использовать прямые требования (например, «прекрати»), более склонен сплетничать и ябедничать, примерять на себя роли папы и мамы в своих фантазийных играх.
  • Возраст от 5 до 6-ти лет: ребенок способен радовать своих друзей, доставлять им удовольствие, угождать, говорить «извините», «пожалуйста» и «спасибо», понимать плохие слова; развивает стратегический подход к переговорам, играет в конкурентные, соревновательные игры, узнает о понятиях «честная игра» и «спортивное поведение».
  • Возраст от 6 до 7-и лет: ребенок может сочувствовать другим людям (например, плакать о грустном), склонен делиться, использует позы и жесты, ждет своей очереди, умеет проигрывать и менее склонен винить других, больше шутит и слушает, когда другие высказывают свою точку зрения, поддерживает и меняет ее, заканчивает темы разговоров соответствующим образом. Однако в этом возрасте ребенок все еще не понимает четкой разницы между хорошим и плохим и не может самостоятельно определять правильное направление.

​Улучшение социального развития

Игры в компании являются важной частью взросления, но дети с проблемами коммуникабельности могут испытывать трудности при планировании своего игрового времени. Совместные игры (с приглашенными домой детьми) – это отличный способ познакомить ребенка с принципом соблюдения правил и научить вежливости по отношению к своим гостям.

Заранее обсуждайте любую потенциально возможную дискомфортную ситуацию и непременно составьте план. Обсудите различные мероприятия, в которых дети могут участвовать вместе, после чего ваш ребенок сможет предложить своему гостю три возможных совместных занятия на выбор. Пусть они по очереди выбирают занятия, чтобы избежать ссор и научиться компромиссу. Предварительно поговорите о том, как, по мнению вашего ребенка, все будет происходить. Вы можете даже инсценировать и потренироваться в приветствии и хороших манерах. Если это необходимо, напишите сценарий, чтобы снизить уровень стресса вашего ребенка.

Для дальнейшего совершенствования социального развития ребенка детские психологи и эксперты по воспитанию советуют следующие четыре стратегии.

  • Учите эмпатии и сочувствию: просмотрите различные варианты ситуаций, задавая ребенку вопрос о том, что могут чувствовать другие люди, если происходит то или иное событие, и каждый раз меняйте ситуацию для большего охвата всевозможных эмоций и переживаний.
  • Объясняйте важность личного пространства: расскажите ребенку о том, как важно иметь некоторое личное пространство, чтобы чувствовать себя комфортно и практиковать во время игр приемлемые способы взаимодействия с друзьями.
  • Практикуйте социальные инициативы: учите детей, как правильно начинать разговор, привлекать чье-то внимание или присоединяться к группе детей, которые уже играют друг с другом. Все эти ситуации можно обсуждать и предлагать варианты поведения за обеденным столом или по дороге в школу.
  • Учите соблюдать очередь: сядьте с ребенком и, по крайней мере, один час в день играйте с ним, чтобы объяснить, что значит ждать, соблюдать очередь, делиться.

​Подкрепление конкретных навыков коммуникабельности

Различные виды деятельности и игры могут предоставить дополнительную помощь в развитии конкретных навыков. Вы можете подкреплять социальное развитие вашего ребенка и его взаимодействие с другими детьми, играя в «Имена» или «Следуй за лидером». Игра в «Имена» разработана, чтобы научить маленьких детей привлекать внимание к себе, прежде чем они начнут говорить по существу. Пусть дети сядут в круг, и один ребенок возьмет мячик. Затем он должен назвать по имени еще одного игрока в круге и подкатить ему мячик. Этот игрок, в свою очередь, называет по имени следующего ребенка и катит мяч ему, и так далее. Классическая игра «Следуй за лидером» учит детей соблюдать очередь и проявлять терпение. Назначьте лидером себя или своего ребенка, и пусть последователи повторяют, копируют действия лидера.

Читайте также:  Тест уровня развития для ребенка 3 лет

Специалисты рекомендуют следующие мероприятия для развития отдельных навыков коммуникабельности.

  • Для невербальных навыков: учите детей распознавать выражение лиц и язык тела. Для этого можно без звука смотреть соответствующие детские ТВ-передачи, наблюдать за тем, как ведут себя персонажи, и определять, что могут означать их различные движения. (Педиатры рекомендуют детям проводить не больше двух часов в день за просмотром телевизора.) Угадывайте, что говорят персонажи, и наблюдайте за их мимикой. Также можно просмотреть несколько журналов и изготовить коллаж с разными выражениями лиц и обсудить, о чем могут говорить люди на этих фотографиях.
  • Для тона голоса: чтобы помочь детям различать диапазон тонов, используйте диктофон или другое записывающее устройство и записывайте различные голосовые эмоции, попросите своего ребенка определить их, а затем объясните, как меняется смысл произносимого вместе с изменением тона голоса. Например, попробуйте записать такие фразы, как «Я злюсь!» громким сочувствующим голосом, а затем «Мне так грустно» мягким, низким, удрученным голосом.
  • Для концентрации внимания: если ваш ребенок испытывает трудности при сосредоточении, выберите определенную тему и произнесите три фразы – две связанных с темой и одну случайную. Затем попросите ребенка выбрать из них предложение не на тему. Например, тема – дрессировка вашей собаки. Расскажите о том, как она сегодня долго гуляла на улице и что она делала в парке, а затем скажите что-нибудь о погоде. Попросите ребенка отличить предложение, которое не соответствует основной теме вашего рассказа. Кроме того, за обеденным столом попросите ребенка проследить, сколько раз изменялась тема разговора во время трапезы.

​Если у вашего ребенка еще остаются трудности с развитием навыков коммуникабельности, соответствующих его возрастной группе, скорее всего, настало время немного помочь ему. Некоторые дети испытывают сложности с контролем над своими импульсами, побуждениями (проявляют несдержанность) и саморегуляцией, а другим бывает сложно обрабатывать информацию. Такие проблемы могут привести к затруднениям при взаимодействии со сверстниками. Поэтому, если социальные проблемы вызывают страх вашего ребенка или заставляют его чувствовать себя изолированным, обратитесь за помощью к вашему педиатру.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
02.12.2015

Источник

Как развить в ребенке коммуникабельность?

Умение общаться – очень важное качество в человеке, необходимое на протяжении всей его жизни, но проблемы в общении возникают у многих людей независимо от возраста. Кому-то легко прижиться в коллективе, в обществе, а кому-то это дается с большим трудом. Многие подростки не могут складывать отношения со сверстниками в реальной жизни, зато в социальных сетях они пользуются успехом и имеют по несколько сотен друзей.

Эта проблема чаще встает перед родителями только тогда, когда они замечают, что у их ребенка не складывается общение с одноклассниками, и это порой проявляется в виде конфликтов со сверстниками. Но на эту проблему для начала нужно взглянуть с другой стороны: не как построение отношений между детьми, а как проблема в общении в целом.

Важно родителям научить общаться ребенка с разными людьми, независимо от возраста и пола, а также других категорий разделения людей. Пусть ребенок пробует находить подход в разговоре не только со сверстниками, но и с бабушками, сидящими у подъезда, с уборщиком мусора во дворе, с маленьким малышом, играющим в песочнице или с вечно раздраженным соседом.

Учить ребенка общаться нужно еще с возраста, когда он еще любит играться в песочнице. Здесь он наладит общение с такими же малышами, как и он сам, возможно с ним заговорит мама или бабушка чужого ребенка. В этой ситуации можно понаблюдать за реакцией вашего малыша. Например, на вопрос, что он построил из песка, ребенок может с легкостью ответить, да еще и рассказать о себе много нового, другой малыш может ничего не сказать в ответ и отодвинуться подальше. С этого момента родителям можно задуматься о том, что уже пора в ребенке раскрывать все его коммуникативные способности.

Читайте также:  Педагогические статьи из журналов о развитии ребенка

Пока ребенку не исполнилось десять лет, у вас есть время, чтобы повлиять на развитие его личности. Такого ребенка не так сложно, как подростка, уговорить что-то сделать. При попытках общаться с людьми хвалите и поощряйте его за это.

Бывает ситуации, когда приходят взрослые гости и заваливают его кучей вопросов, касающихся школы и личной жизни. Ребенок, не умеющий поддерживать разговор, так и норовит убежать в другую комнату. Ваша задача – попросить его пообщаться с гостями хотя бы не больше получаса.

Еще одна ситуация, когда возникает проблема при общении, если ребенок не может наладить разговор, например, со своей бабушкой, которую давно не видел. В этом случае вы должны помочь ему: подскажите, как ответить на тот или иной вопрос, какие вопросы необходимо ему самому задать. Заранее объясните, что разговор должен продолжаться как можно дольше. Это позволит ему развить коммуникативные навыки.

Если вы берете с собой малообщительного ребенка на отдых, то старайтесь как можно чаще знакомиться с новыми людьми, при этом общаться с ними на разные темы. При этом вы можете попросить своего ребенка сделать самостоятельно заказ в ресторане, попросить что-нибудь у проводника в поезде или спросить у проходящего мимо человека о времени. Побуждайте свое чадо к знакомству со сверстниками, с которыми вы едете в этот момент или находитесь в том месте, где они играют или просто отдыхают по близости с вами.

Какие существуют родительские ошибки?

Если вы сами являетесь малообщительным человеком и зачастую устаете от разговора с людьми, то вам привить ребенку чувство коммуникабельности будет довольно сложно. Вы должны понимать, что только на практике, а не словами, можно добиться того, что ребенок научиться общаться с людьми.

Многие родители, желая исправить в ребенке нежелание общаться, ведут его к психологам или сами заводят с ними разговоры по душам. В итоге это не приведет к результату, а если и приведет со временем, то вы рискуете потратить много денег и нервов, как своих, так и ребенка.

Бывает, что родители начинают решать проблему, когда ребенок уже стал подростком. Это возраст, когда его психология не подается гибкости. Поэтому, чем раньше вы начнете с ним заниматься в этом направлении, тем больших успехов вы достигнете в этом плане. Хорошо, если вы выбрали для ребенка детский сад, а не домашнее воспитание, там он оказывается в тех условиях, когда просто вынужден общаться с малышами, а также воспитателями. Частое присутствие гостей в доме или походы на природу с семьями, где есть дети, способствуют тому, что ребенок научится быть общительным.

Родители должны осознавать, что ребенок может не освоиться в обществе, если перепоручать эти вопросы специалистам, только в домашних бытовых условиях, где подражателями будут родители, ребенок со временем сможет привыкнуть к общению и социализироваться в современном мире.

Источник

Развитие коммуникабельности у ребенка

Главное, что должна осмыслить и запомнить каждая мама, – коммуникабельность ребенка развивается сама, естественным путем. Чтобы это качество перестало развиваться, нужно сильно запустить ребенка или создать ему неестественные и ненормальные условия существования. Если же ваш малыш растет в нормальной семье, где общение – не дефицит, если он нормально чувствует себя в коллективе, будь то школа со сверстниками или двор с детьми разного возраста, едва ли следует принимать дополнительные меры. Развить коммуникабельность у ребенка придется, если малыш замыкается в себе, мало говорит, держится в стороне от других детей, имеет проблемы с успеваемостью в школе или приобретением навыков.

Заметные симптомы дефицита общения нужно исправлять, в остальных случаях все, что от вас требуется, – профилактика.

Пожалуйста, не думайте, что необщительным и замкнутым людям родители в детстве не прививали общительность. Корни проблемы низкой самооценки кроются в негативном опыте, и вина родителей, если она вообще есть, может заключаться лишь в том, что они упустили момент, когда негативный опыт ребенка стал превалировать над позитивным. Например, если ребенка начали травить в школе, а родители этого не заметили. Другая ситуация, когда источником негативного опыта являются сами родители, например, постоянные ссоры в семье и грубое обращение с ребенком могут способствовать замкнутости.

Полностью оградить малыша от негатива не получится, т. к. он живет в мире людей и все равно столкнется с его темной стороной рано или поздно. Главное, чтобы этот опыт был посильным. По аналогии с иммунной системой, ребенка нельзя оградить от вируса гриппа, но:

  1. Ему можно сделать прививку.
  2. Его можно закалять, тренировать и хорошо кормить, чтобы организм был крепким.
  3. Можно по возможности ограничивать его присутствие в местах, где легко можно заразиться.
Читайте также:  Оценка физического развития грудного ребенка

Тогда при встрече с вирусом малыш будет готов, и пусть встреча будет не самой приятной, закончится она без последствий. Также и негативный опыт не заставит психологически устойчивого ребенка замкнуться и перестать общаться.

Не опекайте малыша сверх меры

Помните, что человек научился всему, что он сейчас умеет, потому что испытывал трудности. Если бы у пещерного человека была условная «мама», которая добывала бы ему огонь, охотилась бы на мамонта, защищала территорию, то человек до сих пор оставался бы пещерным. Нет смысла развиваться и учиться, если все за тебя делает кто-то другой. Это не значит, что нужно пустить малыша на самотек, но важно позволять ему постоянно получать собственный опыт. Научить ребенка коммуникабельности тоже можно, даже если временно он испытывает трудности в общении.

Поощряйте игры в обществе других детей

Некоторым мамам не нравится, что малыш целыми днями пропадает на улице: с одной стороны, он не под присмотром, с другой – со своим малышом все время хочется находиться в контакте и быть рядом. Но именно в таких ситуациях и происходит развитие коммуникабельности у детей. Не следует воспринимать игры детей друг с другом как бесполезное времяпрепровождение, ведь это ведущий тип деятельности дошкольника и главный информационный канал. Часто игры моделируют взрослую жизнь и особенности существования в социуме.

Развитие коммуникабельности у ребенка

Уделяйте много внимания развитию речи

Коммуникабельность и речь – почти синонимы. Развитая речь позволяет ребенку не только говорить, но и хорошо понимать других. Кроме того, мы думаем словами, следовательно, все мыслительные процессы также протекают при участии речи.

Читайте ребенку вслух, постоянно разговаривайте с ним, следите за собственной речью, т. к. именно ваш лексикон и манеру говорить он будет активно перенимать.

Создавайте поводы

Ребенок может быть необщительным не из-за психологических проблем, а в силу особенностей темперамента. Меланхолики, например, всегда немного замкнуты, это их естественное состояние. Но т. к. общаться ребенку все равно нужно, чтобы не упустить своевременный и ценный опыт, ненавязчиво подталкивайте его к общению.

  • Посещайте вместе людные места.
  • Общайтесь и дружите с семьями, где есть дети.
  • Отдайте малыша в спортивную секцию или творческую студию.

Ищите и развивайте творческие способности

Творчество – это вид самореализации, оно благотворно влияет на самооценку, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Какой вид творчества выбрать – вопрос предпочтений ребенка. Если ему нравится рисовать, отдайте на рисование, если с удовольствием поет – на вокал или в музыкальную школу. Детские творческие студии есть повсеместно, подобрать что-то рядом с домом не составит труда.

Ограничивайте время, проведенное за компьютером

Гаджеты гарантированно будут съедать время, которое ребенку следует тратить на активные игры. Не слушайте тех, кто говорит, что игры способствуют развитию воображения и фантазии, это не так. Развитию воображения способствуют книги, рисование, изучение основ актерского мастерства, музыка. Не запрещайте компьютер полностью, это ни к чему не приведет. Просто следите, чтобы увлечение играми не переросло в игроманию.

Не перехваливайте ребенка и не ругайте его без надобности

Маленький ребенок еще не умеет самостоятельно давать оценку своим поступкам, он руководствуется оценкой родителей. Все, что вы говорите, является для него правдой по умолчанию. Если все время ругать ребенка, акцентируя внимание на его личности (все дети как дети, один ты как не знаю кто), он привыкнет к мысли, что хуже всех. Общение с другими детьми он будет выстраивать именно с этих позиций – как худший с лучшими.

Если постоянно перехваливать ребенка, ситуация будет обратной. При всем при этом, ребенка обязательно нужно и хвалить, и ругать, но только за поступки, а не за личные качества. Как отличить одно от другого? Оценке подлежит только то, что малыш сделал сам. Например, нужно похвалить ребенка за то, что он помог маме, но не стоит его хвалить за красивые волосы. Следует отругать за беспорядок в комнате, но нельзя ругать, например, за природную медлительность.

Кружок актёрского мастерства для детей помогает в развития гибкости и пластики, чтобы они ощутили гармонию со своим телом, добавили выразительности и свободы в свои движения. В этом им помогают упражнения и игры на практических уроках в театральной студии.

Источник