Развитие качеств в воспитании ребенка

Детство человека определяет его дальнейшую жизнь, уровень счастья в ней и благополучия. Сей факт доказан психиатрами, и спорить с ними трудно. Поэтому так важно развивать в ребенке правильные черты характеры, которые будут служить опорой и поддержкой человеку во взрослой жизни.
1. Самостоятельность.
Научите малыша простейшему приему: если случилась какая-то спорная ситуация, то первым действием ребенка должно быть 10-минутное размышление, а не молниеносный телефонный звонок родителям. Но, опять же, в пределах разумного, экстренные ситуации требуют абсолютно другой модели поведения.
2. Уверенность в себе.
Самооценка ребенка подобна вазе из тончайшего стекла – одно неловкое движение, и вместо вазы одни осколки. Пройдет очень много времени, прежде чем вы отыщете все кусочки и соедините их обратно. Если взрослый умеет закрывать свою самооценку щитами, то ребенок таким маневрам не обучен, так как в мир он нес счастье, а встретила его суровая реальность.
Берегите каждое достижение своего ребенка, даже если это всего лишь самостоятельно вымытые руки. Учите маленького человечка спокойно и стойко переносить промахи, неудачи и разного рода неприятности. Объясните подрастающему малышу, как важен самоанализ, поиск причинно-следственных связей. Вот тогда ваш ребенок вырастет уверенным в себе, но не самоуверенным.
3. Доброта.
Доброта – отличное человеческое качество, которое, к сожалению, встречается сегодня все реже и реже. Место доброты заняло лицемерие, и ребенку трудно сориентироваться в этом случае. Научить доброте своё чадо вы можете лишь личным примером и примером значимых для ребенка людей. Они должны быть добрыми, тогда и ребенок найдет правильный путь. К сведению: доброта, привитая с детства, уже никуда не уходит из человека, она может на время скрыться, но исчезнуть – уже никогда.
4. Смелость.
Современная реальность такова, что порой и смотреть страшно, не то, что существовать в ней. Поэтому без доли смелости в жизни будет трудно.
Учите малыша быть смелым и отважным, естественно, в разумных рамках. Анализируйте вместе с ребенком его страхи и опасения, учите выводить их в территорию безопасности и справляться со страхами. Но если мама и папа трясутся, как осиновые листы, от любой мелочи, то ребенку будет сложнее становиться отважным. Следите за собой, пока у вас есть дети.
5. Честность.
Честность ложится в основу порядочности, а порядочным должен быт каждый гражданин. Даже ведение бизнеса (уж, насколько спорная ситуация) возможно при абсолютной честности. Поэтому качество такое развивать нужно. Чтобы ребенок не начал врать, его родителям нужно правильно себя поставить. Следует кардинально пересмотреть систему правил и наказаний за их нарушение. Если ваш сын не будет ждать от вас гнева, то он сам расскажет вам, что именно он разбил вазу. Про грамотное поведение родителей в случаях, когда принято ругаться, отлично написано в книге Джона Грэя «Дети с небес».
6. Оптимизм.
В некоторых жизненных ямах помогает только природный оптимизм. Поэтому данное качество, свойство человеку лучше развивать с детства.
Как научить ребенка оптимизму? Только собственным примером. Перестаньте плакаться и жаловаться по любому поводу, попробуйте увидеть хоть что-то хорошее даже в самой ужасной ситуации, верьте, что даже если сейчас плохо, потом будет точно лучше. Глядя на вас ребенок усвоит данную модель поведения, которая в будущем не раз ему поможет.
7. Трудолюбие.
Чтобы в будущем не тащить на своем горбу взрослого сына или дочь, не желающих работать, приучайте их к труду уже с детства. Это не значит, что нужно на хрупкие детские плечи переложить все домашние обязанности, нет. Но ребенок может помыть за собой тарелку, заправить свою постель, полить цветы на подоконнике. Если обучать ребенка труду понемногу, сначала в виде игры, затем в качестве небольшой обязанности, то отвращения к работе не возникнет. Именно этого мы и добиваемся.
8. Чувство ответственности.
Вам встречались мужчины, которых называют подкаблучниками, которые доверяют решение абсолютно всех вопросов своим женам или матерям? У меня таких знакомых много. Почему эти мужчины переложили свою ответственность за жизнь, семью, детей на близстоящих женщин? Потому что не научили их в детстве брать на себя ответственность. И это весьма прискорбно. Ребенка нужно учить ответственности на элементарных примерах. Мама устала – пусть предложит её свою помощь, папа не успевает купить хлеб – это должен взять на себя ребенок (в зависимости от возраста), родители переживают за сытость ребенка – малыш должен поесть. Все просто. Только большинство родителей предпочитают решить все самостоятельно, нежели научить свое чадо ответственности.
9. Умение видеть красоту.
Счастье и красота – в деталях. Человека с детства нужно учить видеть красоту. Не обязательно для этого ехать в крупнейшие музеи и выставки. Достаточно вечером обратить внимание ребенка на потрясающий закат, показать прелесть бабочки, сидящей на цветке, раскрыть безбрежность голубизны небес. На самом деле, даже в отвратительных вещах есть красота, и если вы умеете её видеть, вы – счастливый человек. Дайте же такую возможность и вашему ребенку.
10. Уважение.
Взрослый человек должен относиться уважительно как к себе, так и к окружающим. Вне зависимости от званий, статусов, положения и возраста – уважительно относиться нужно ко всем. Уважать или нет – это отдельное право каждого, но быть невежливым не допускается никому. Ребенок может научиться уважению только в семье. Почему специалисты рекомендуют не обсуждать при ребенке его учителя или воспитателя? Потому что ребенок отзеркалит ваше отношение к человеку. А нужно ли это? Важно чтобы в детстве малыш научился всех уважать. А с возрастом он поймет, где нужно действительно уважение, а где стоит лишь проявить вежливость. Учите этому новое поколение, которое в будущем будет уступать вам места в общественном транспорте.
Источник
Из статьи вы узнаете, что такое воспитание детей, познакомитесь с его видами. Статья расскажет, почему важен личный пример родителей, как воспитать в ребенке доброту, склонность к лидерству и уверенность в себе.
Содержание:
- Что такое воспитание
- Виды воспитания
- Формирование личности ребенка
- Роль семьи в развитии личности ребенка
Что такое воспитание ребенка
Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.
Задачи семейного воспитания:
- Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
- Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
- Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
- Передать личный и общественный опыт.
- Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.
Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.
Виды воспитания ребенка
Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.
Виды семейного воспитания:
- физическое,
- нравственное,
- экологическое,
- интеллектуальное,
- патриотическое,
- гендерное.
Подробнее о видах воспитания.
Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.
По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:
- Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
- При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
- Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.
Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:
Название стиля | Описание |
Кумир семьи | Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм. |
Золушка | Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии. |
Гиперопека | Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам. |
Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера.
Формирование личности ребенка в семье
В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.
Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:
- нестабильность эмоций, противоречивость характера;
- неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
- эгоцентризм, эгоизм;
- психологическая ригидность;
- эмоциональная холодность;
- требовательность.
До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями.
Лучший пример – личный пример
Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.
Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.
Развитие доброты в малыше
Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.
Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.
Воспитание уверенного в себе ребенка
Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу. Поэтому так важно правильно критиковать малыша.
Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.
Ребенок – лидер
Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.
Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.
Роль семьи в развитии личности ребенка
Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.
Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:
Низкий уровень | Личные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. |
Средний уровень | Ребенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы. |
Высокий уровень | Ребенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам. |
Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.
Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Воспитание личностных качеств ребенка.
выступление на педагогическом совете МОУ лицея № 35
учителя русского языка и литературы
классного руководителя 8А класса
Мартыновской Инессы Юрьевны( из опыта работы., март 2012)
Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально- экономических условиях, в обществе с кризисом политики, экономики, социальной сферы, общественного сознания. В этих условиях борьбы за свое собственное существование школа сегодня , как никогда призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в которой не только дают образование, но и создаются условия для формирования развития и реализации личности.
Наш лицей имеет возможность строить свою деятельность, моделировать и проектировать свое развитие в зависимости от собственной специфики, что находит отражение в программе развития воспитательной системы лицея, основными идеями которой являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, идеи лицея- семьи.. Классные руководители строят свою работу системно, ориентируются на воспитание у детей общечеловеческих ценностей( Человек, добро, красота, Отечество, семья, культура, знания, труд, мир), что составляет основу здоровой жизни. Именно педагоги являются проводниками духовного, нравственного, интеллектуального, эстетического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка. Важнейшим компонентом воспитательной системы лицея является педагогически обоснованная цель. Исходя из принципов и идей нашей работы, цель воспитательной системы лицея- личность, способная строить жизнь, достойную человека. Именно мы формируем личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других. Мы выполняем заказ государства или его установку на воспитание личности с высоким уровнем общечеловеческих ценностей. Хочу предложить вам « Проект модели выпускника» В нем выделены основные личностные качества выпускника- лицеиста.
Качества личности
Мыслительные | Социодинамические | Психологические | Субъект культуры |
1.интеллект 2.зрелость ума 3.последовательность 4. интеллигентность 5. независимость | 1.реализм 2.активность 3. разнообразие 4.предприимчивость 5.альтруизм | 1.коммуник-ть 2.Самоактуал-я 3.толлерантность 4.уверенность в себе 5.тактичность 6.рассудительность | Творчество Свобода индивидуальность |
Гуманитарная педагогика рассматривает личностные качества ребенка как цель и задачи воспитания, как его результат и показатель эффективности. Теперь давайте посмотрим «модель лицеиста» в связи с целями и задачами, которые ставит перед собой система воспитательной работы лицея.
Итак, выпускник лицея должен обладать следующими личностными качествами или направлениями развития, как:
- Патриотизм, гражданственность
- Нравственность, духовность
- Креативность, творчество
- Здоровый образ жизни
- Интеллектуальное развитие
- Эстетическое, этическое и культурное развитие
- саморазвитие
А добиться эффектных результатов при выполнении этих воспитательных задач можно только, используя личностно- ориентированный подход и системность. Воспитание и обучение две важнейшие взаимосвязанные функции. Конечно, обучает и воспитывает и обучает детей не только школа, но и семья ., средства массовой информации, учреждения дополнительного образования. Можно многому научить детей, но не привить им чувства справедливости, человечности, доброты, не сформировать любознательность, принципиальность, деловитость. Необходим широкий подход к личности ребенка. « Человек , семья, Отечество, труд, знания». Культура, мир, Земля- эти понятия должны стать основой воспитательной системы каждого классного руководителя. А как же сам воспитатель? Прежде всего он профессионал, он не может быть равнодушным человеком, именно он должен помочь ребенку понять себя, поверить в свои силы, защитить его от негативных влияний Никакие лозунги, увещевания, проповеди о праведности , призывы к духовности не будут убедительными, если не показать молодежи пути реального достижения успеха способами, приемлемыми в моральном и этическом плане, если не научить детей достигать желаемого, сохраняя при этом себя, умея гибко противостоять жесткому и жестокому воздействию внешней среды. За годы работы в школе у меня сложились определенные заповеди воспитания.:
1. Не воспитывай в плохом настроении ( « спокойствие, только спокойствие»)
2. Определи , что хочешь для ребенка, узнай, что он думает по этому поводу.
3. Представь возможную самостоятельность.
4. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
5. Не пропусти первый успех ребенка.
6. Делай своевременные замечания
7. Оценивай поступок , а не личность.
А главная заповедь- не навреди!
Еще Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда , когда Вас нет»
Итак, чтобы воспитать в детях личностные качества, воспитание начинай с себя! Ведь именно педагоги создают в лицее» гуманистическое пространство детства» Для того , чтобы дети проявляли себя в этом пространстве, я определила для соей работы основное правило- « Правило 7У»
Уверенность-знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Классный руководитель гарант соблюдения прав ребенка.
Успешность- берясь за любое дело кл. руководитель должен предвидеть положительный результат, тоесть быть уверен, что оно под силу детям и ему.
Удивительность-надо развивать в себе незаурядность, « дети не любят пирожки не с чем»
Убедительность-уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.
Уважительность-необходимо взаимное уважение6 уважаешь мнение детей- они уважают твое. Воспитание без уважения – подавление
Уравновешенность- в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать.
Улыбчивость-без чувства юмора в школе жить невозможно.
Улыбка- это и оценка, и одобрение, и подбадривание.
И пусть Радуга наших добрых чувств, осветив душу и сердце ребенка, направит аго на путь познания себя, на определение своей жизненной цели и путей к достижению.
Мы пришли работать в лицей, чтобы быть рядом с подрастающим поколением.
Именно школа была , есть и будет ядром создания и воспитания личности будущего , она служила и будет служить для того , чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и формирование лучших личностных качеств человека.
Мы живем в третьем тысячелетии и понимаем, что пришла новая эпоха, эпоха, и понимаем, что пришла новая эпоха, эпоха нового сознания. Она уже диктует свои условия жизни, проповедует иные ценности, предъявляет новые требования к человеку. Это эпоха перемен, эпоха инноваций модернизации, эпоха нового интеллекта. Скорее всего наступит время новых жизненных ценностей. Что будет главным, определяющим в жизни человека, сказать трудно, но истинные ценности и красота человеческих взаимоотношений будут вечны всегда.
Мы, как кропотливые архитекторы, планируем будущую жизнь молодого поколения, и дай нам Бог каждое свое слово, каждый свой шаг совершать во благо нашим детям.
Источник