Развитие эстетической позиции ребенка

Развитие личности – это многогранный процесс, включающий в себя разные аспекты, одним из которых является умение видеть прекрасное. Поэтому сегодня хочу поговорить про эстетическое воспитание ребёнка.

Важность эстетики в становлении личности

В процессе воспитания родители прививают ребенку множество самых разнообразных навыков, которые понадобятся ему в жизни. Но помимо необходимых знаний, они должны развивать его эстетические чувства. На первый взгляд, умение видеть красоту мира кажется чем-то необязательным, непрактичным. Однако без него человек не может стать гармоничной личностью.

Эстетическое воспитание помогает раскрыть и развить творческие способности ребенка, научить его отличать прекрасное от безобразного, видеть и замечать все красивое и возвышенное. Помимо этого, эстетические чувства способствуют развитию мышления, памяти, воображения.

С помощью искусства человек учится переживать самые разнообразны эмоции – грусть, радость, любовь, удивление, восхищение. Именно искусство дарит способность видеть прекрасное в природе и человеческих отношениях, учит давать эмоциональную оценку предметам и явлениям, даёт понимание, что мир гармоничен в своих естественных проявлениях.

Эстетика внутри

В каждом человеке чувство прекрасного заложено от природы, поэтому для его развития не нужно делать чего-то сверхъестественного. Родителям достаточно не препятствовать творческим позывам малыша, а всячески поощрять их. Обратите внимание на то, к каким видам искусства тянется ваша дочь или сын. Что ей или ему нравится – рисование, лепка, пение, танцы, поэзия? Не ограничивайте тягу ребенка к творческим занятиям, а лучше – занимайтесь вместе с ним, ведь в младшем возрасте эффект подражания взрослым – самый сильный стимул к действию.

С какого возраста начинать эстетическое воспитание и как это делать?

Для этой сферы воспитания нет определенных сроков, делать это можно с самого младенчества.

Вообще, не зря говорят, что уже во время беременности будущей маме стоит почаще смотреть на что-то красивое, любоваться природой, слушать музыку, заниматься творчеством. Считается, что ребенок в утробе матери перенимает ее тягу к прекрасному.

После рождения нужно окружать малыша красивыми вещами, классической музыкой. Когда он станет постарше, демонстрируйте ему красоту природы, читайте стихи, сказки, показывайте красочные иллюстрации в книгах. Дошкольника можно водить в театры, музеи, на выставки, рассматривать и обсуждать вместе с ним картины великих художников.

Наиболее восприимчивый возраст – от двух до пяти лет. Именно в этот период можно и нужно заложить базу для развития эстетических чувств, а главное – научить не просто воспринимать красоту, но и замечать её. Обратите внимание ребёнка на облака, листву или цветы, сделайте акцент на рисунке или картине – казалось бы, так просто, но без этого привлечения внимания невозможно само восприятие. Показывайте ребёнку всё интересное, необычное, гармоничное, и со временем он сам начнет замечать красоту вокруг.

Школьникам полезно участие в детских утренниках, творческих вечерах. На развитие эстетических чувств и творческих способностей положительно влияет школьный театр. Здесь ребенок может реализовать себя сразу во многих видах деятельности – пении, танце, драматургии, создании костюмов и декораций.

Чем больше эстетического материала вы дадите малышу, тем лучше. Ведь даже если ваш ребенок не будет профессионально заниматься каким-либо видом искусства, полученные в детстве знания и впечатления помогут ему в дальнейшем развитии и формировании личности.

Эту и другие познавательные статьи читайте в блоге Умной Мамы – https://clevermama.ru/baby/vospitanie/esteticheskoe-vospitanie-rebyonka/

Не забудьте подписаться на Умную Маму в соцсетях:

Telegram | Instagram | ВКонтакте | Facebook

Источник

Развитие эстетической культуры ребенка- дошкольника.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие создавать продукты ручного творчества.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • -эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • -художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; (подразумевается непосредственная деятельность)
  • -воспитание и развитие творческих потребностей и способностей.

Эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке». Мир музыки для ребенка – это мир прекрасных звуков, мир радостных и счастливых переживаний. Чтобы он вошел в этот мир, необходимо развивать у него способности восприятия музыкального искусства. Музыкально-эстетическое воспитание – важная часть становления личности и развития ребенка. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности

Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Для создания развивающей среды и атмосферы дома я советую и рекомендую к прослушиванию: произведения Вольфганга Моцарта, П. И. Чайковского (особое внимание уделить циклам «Детский альбом» и «Времена года»), фортепианные сочинения С. В. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена, праздничную музыку И. Штрауса, музыку А. Дворжака, И. Брамса, Э. Грига.

Рекомендуют так же играть с ребёнком в музыкальные игры. Очень эффективное воздействие на развитие личности ребёнка и формирование его эстетического вкуса оказывает рисование под классическую музыку.

Музыка воспринимается человеком на сознательном и подсознательном уровнях. При правильном подборе музыкальных произведений и их частей, можно достичь улучшения психофизиологических характеристик мозга, следствием чего станет повышенная способность к обучению В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения, сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает музыка, заставляет детей прислушиваться к ее звучанию и стихам, улавливая при этом художественные образы.

Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка.

Живя в Санкт-Петербурге, уже с малых лет необходимо посещать с ребёнком театры, музеи. В нашем городе проводится очень много мероприятий специально для детей, где дети могут познакомиться с культурным мировым наследием искусства. В Эрмитаже, Русском музее созданы специальные экскурсии для детей, где им очень интересно рассказывают о шедеврах мировой классики. В городе так же есть Детская филармония, где проходят постановки музыкальных сказок. Есть так же детские музыкальные театры «Зазеркалье» и «Карамболь». Очень много занимательных мероприятий, посвящённых приобщению детей к искусству проводятся во время школьных каникул.

Несмотря на то, что сегодня, как правило, наибольшее внимание в воспитании ребенка отводят его умственному развитию и всестороннему образованию, мало кто станет утверждать, что эстетическое воспитание не так уж и важно. Более того, именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить способности.

Эстетическое воспитание плодотворно лишь в том случае, если развитая в детстве потребность созерцать и самому создавать прекрасное с годами будет укрепляться и совершенствоваться. Общение с искусством, красотой сделают ребенка добрым и чутким к людям, непримиримым к грубости, подлости, невежеству, если красота пробудит в нем желание создавать и утверждать в жизни добро и справедливость.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Литвинова Кристина Валерьевна,

Богодист Юлия Евгеньевна,

Гончарова Ольга Ивановна,

Василевская Вероника Вилордовна

Воспитатели

МБДОУ д/с №82 города Белгорода

Аннотация: В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования эстетических представлений одна из важнейших задач, стоящих перед системой дошкольного образования. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Ключевые слова: эстетическая культура, вкус, эстетические представления, дошкольное образование, эстетика, образ, эстетический идеал.

FEATURES OF THE FORMATION OF AESTHETIC IDEAS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Litvinova Kristina Valeryevna,

Bogodist Yuliya Evgenievna,

Goncharova Olga Ivanovna,

Vasilevskaya Veronika Vilordovna

Abstract: Nowadays, the problem of aesthetic education, personal development, formation of aesthetic ideas is one of the most important tasks facing the system of preschool education. This problem is developed quite fully in the works of domestic and foreign teachers and psychologists.

Key words: aesthetic culture, taste, aesthetic ideas, preschool education, aesthetics, image, aesthetic ideal.

Дети и взрослые постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет нам наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

Идеи эстетического воспитания зародились еще в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин “эстетика” происходит от греческого “aisteticos” (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания[ 5;68].

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования эстетических представлений одна из важнейших задач, стоящих перед системой дошкольного образования. Указанная проблема разработана достаточно раскрыто в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие [ 6;12].

Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить особую роль формирования эстетических представлений в эстетическом воспитании дошкольников.

Представление – это наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие .

Эстетические представления формируются в процессе деятельности дошкольников, поэтому на музыкальных занятиях формируются слуховые представления.

Сферами эстетических представлений является природа и искусство. Их объединяет понятия образа.

Образ – отражение внешнего мира в нашем сознании, полученное с помощью органов чувств. Только человек может создать обобщенный образ, не основывается непосредственно на образах внешнего мира, только у человека образ присутствует только в его сознании, может наделить материальными жизнью – описать словами, записать в нотах и т.д [4; 201].

В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, – т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия. Другими словами музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества и т.д.).

Художественный образ – отражение действительности средствами искусства, составляет основу языка искусства. Художественный образ – диалектическое единство таких характеристик, как единичное и общее, конкретное и абстрактное, субъективное и объективное:

  • единичное и общее – художник должен получить множество впечатлений об окружающем мире для того, чтобы создать один целостный художественный образ;
  • конкретное и абстрактное – конкретное – это явление, данное в непосредственных ощущениях, в многообразии проявлений. Абстрактное – единственная черта, которую человек выделяет как наиболее важную. Абстрагирование позволяет человеку ориентироваться в мире, классифицировать его.
  • субъективное и объективное – художник одновременно объективно изображает явление мира и передает свое отношение к нему. При абсолютных различиях субъективных позиций художники могут создавать объективные образы той эпохи, в которой они живут [4; 206].

Характеристика различных сторон данного понятия (исследования А.И. Бурова, М.С. Кагана, В.С. Кузина, Б.Т. Лихачёва, А.Ж. Овчинниковой, Л.П. Печко, В.К. Рвачёвой, А.Б. Щербо, П.М. Якобсона) позволила нам сделать вывод о том, что эстетические представления, являясь осмысленной информацией, с одной стороны, всегда образны, живы, красочны, индивидуальны, субъективны; с другой – отличаются обобщённостью, так как в них отражаются общие эстетические свойства объектов окружающего мира.

Наиболее ярко сопереживание художественного образа в дошкольном возрасте проявляется в процессе слушании музыки и обусловлено определенной закономерности развития. Ее сущность выражается в следующем: чем объемнее и полнее музыкально-эстетические представления дошкольников, тем ярче и глубже в процессе слушании музыки проявляются сопереживание художественного образа. Это говорит о том, что восприятие ребенка важно направлять в русло активного переживания доступных его возрастных эстетических эмоций.

Эстетические представления становятся частью внутреннего мира посредством высоких образов, которые дают природа, литература, музыка, философия, изобразительное искусство. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически.

Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство – дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с произведениями народного искусства.

На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных произведений,средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.

На восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благодаря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П. Юсов). Программа эстетического развития, построенная на основе не изолированных, а взаимосвязанных искусств, более соответствует природе маленького ребенка (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская) [2; 194].

Эстетическая воспитанность предполагает, прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности.

Эстетический идеал – это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве.

Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн) [7; 46].

Характеризуя эстетические представления, надо рассмотреть наличие способностей, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной деятельности:

1. Способность целостного восприятия произведения искусства (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств выразительности);

2. Способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии произведений искусства. Восприятие произведений искусства вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса восприятия.

Развивая эстетические представления у детей на музыкальных занятиях, нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, запоминали имена композиторов, в восприятии художественных произведения [1;35].

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны достигнуть определённого уровня сформированности эстетических представлений:

– эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера (маршевую, плясовую и др.);

– проявлять творческую активность в пении, в движении под музыку;

– различать веселую и грустную мелодии;

– проявлять интерес к народной и классической музыке;

– знать русских композиторов-классиков (П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Прокофьева С.С.) и зарубежных композиторов (Моцарта, Шопена);

– проявлять желание слушать разную музыку и определять ее характер (спокойная, веселая, грустная, торжественная, песенная, танцевальная, маршевая);

– уметь петь выразительно, напевно, легко, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчетливо произносить слова, петь согласованно в хоре;

– уметь петь под музыку и без сопровождения, сохраняя темп, ритм музыкального произведения;

– уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах [3; 101].

Таким образом, дошкольный возраст является наиболее значимым периодом в процессе формирования эстетических представлений личности. Эстетические представления детей старшего дошкольного возраста формируются как стихийно, под влиянием семьи, окружающей действительности, детского сада, так и в результате целенаправленной систематической работы педагогов. Эстетические представления определяются свойствами окружающих предметов, формируя специфическое отношение к красоте различных явлений, обусловливая в значительной степени свое место в обществе и выбор жизненного пути.

Список литературы

1. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психологии (электронное издание www.psylib.ru) – 155-160 с.

2. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования.- ЛГУ, 1964.-194 с.

3. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 2002. – 254 с.

4. Общая психология. (Учеб. пособие для студен¬тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – 351 с. С. 208-211.

5. Общие вопросы эстетического воспитания / Под редакцией В.Н. Шацкой.

6. О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский – М., Просвещение. 2005 – с. 67.

7. О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М. «Владос». 1997.

© К.В. Литвинова,Ю.Е.Богодист, О.И. Гончарова, В.В. Василевская, 2018

Источник