Развитие эмоциональной восприимчивости ребенка

Развитие эмоциональной восприимчивости ребенка thumbnail

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие – это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Радость

Грусть

Гнев

Стыд

Беспокойство

Восторг

Воодушевление

Гордость

Благодарность

Надежда

Нежность

Безмятежность Умиротворение

Любовь

Восхищение

Симпатия

Умиление

Ликование

Предвкушение

Печаль

Разочарование

Сочувствие

Огорчение

Тоска

Сожаление

Жалость

Отчаяние

Скорбь

Горе

Недовольство Возмущение Раздражение

Бешенство

Обида

Отвращение

Презрение

Злость

Досада

Злорадство

Ревность

Негодование

Зависть

Неприязнь

Неловкость

Смущение

Вина

Неудобство

Волнение

Страх

Опасение

Тревога

Настороженность Ужас

Боязнь

Паника

Испуг

Трепет

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже – улыбки и смеха.

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

  • Стыд, вина, тревожность

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

  • Гиперпослушание (конформность)

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

  • Агрессивность

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Источник

Статья:

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

Эмоциональное развитие – одно из новых направлений в развитии личности

Сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера. В ней выражено субъективное начало. Чувства испытываются человеком, их носителем, и их зависимость от внешних воздействий маскируется. Иногда даже возникает иллюзия полной оторванности мира чувств от внешнего мира, его «абсолютной скрытности» и недоступности для объективного познания.

В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Эмоциональная сфера не может качественно развиваться сама по себе. Её необходимо развивать.

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – драгоценный талант, который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и отзывчивость.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.

Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как пользоваться предметами в быту, как одеваться и раздеваться и т. п.

Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отношения к другим людям, которое становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка – задача сложная. Сложность ее состоит в том, что, формируя отзывчивость, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, которая характеризует «человеческое в человеке» и которая относится к сущностным характеристикам человека.

Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке – все это вызывает разнообразные переживания: радость, обиду, удовлетворение, огорчение, стыд, зависть к другим членам семьи.

Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь еще и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Задача педагогов и родителей помочь ребенку-дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.

Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений

В результате эволюции человека эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Наверное, мы все хотим видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими, но не всегда это получается.

И цель взрослых – помочь ребёнку разобраться с основными проблемами общения, уделять больше внимания умению общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением.

Литература

  1. Анисимов В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание, №3, 2010 г.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968 г.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000 г.
  4. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982 г.
  5. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981 г. – № 10. – с. 61-64.
  6. Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание, №2, 2010 г.
  7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988 г.
  8. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990 г.
  9. Махортова Г. Эмоциональная напряженность // Дошкольное воспитание, №1, 2010 г.
  10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986 г.
  11. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977 г. – № 2.
  12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.. 1996 г.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Родители знают, что дисциплина чрезвычайно важна для воспитания здоровых детей. Но как прививать дисциплину ребенку, который воспринимает окружающую реальность намного острее, чем остальные?

В эмоциональной чувствительности ребенка нет ничего плохого. Более того, чувствительные дети чрезвычайно добры и сострадательны. Но в воспитании чувствительного ребенка могут возникнуть определенные трудности. Чувствительные дети легко испытывают эмоциональную перегрузку. Они часто плачут, беспокоятся о том, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, и часто не уверены в себе.

Эмоционально чувствительный ребенок часто беспокоится о мелочах и моментально расстраивается по пустякам. В местах большого скопления людей (например, в магазине или на людной улице) чувствительный ребенок обычно держится за мамину руку и не отходит от мамы ни на шаг. Если к вам домой приходят гости, ребенок может расплакаться, увидев много незнакомых людей. Такое поведение ребенка вызывает у родителей растерянность – они просто не понимают, чем оно вызвано.

Некоторые чувствительные дети не просто эмоционально чувствительны, но и остро воспринимают физические объекты, которые вызывают у них какие-либо чувства. Громкие звуки или яркие цвета могут вводить их в ступор. Чувствительные дети могут бояться больших скоплений людей и противиться любым изменениям.

Многие люди воспринимают эмоционально чувствительных детей как просто застенчивых, однако, дело не только в этом. Такие дети намного сильнее переживают чувства, чем другие дети. Это означает, что они могут испытывать сильное возбуждение, сильно сердиться и пугаться. Поэтому они не решаются пробовать что-то новое и изо всех сил стараются избегать эмоциональных расстройств. Им трудно налаживать взаимоотношения со сверстниками, потому что их часто воспринимают как «мальчика, который постоянно плачет» или «девочку, которая впадает в истерики».

Хотя строгая дисциплина может помочь детям изменить свое поведение, для эмоционально чувствительных детей наказания могут принести больше вреда, чем пользы. Поэтому родителям важно найти подходящий способ воспитания такого ребенка, чтобы он вырос здоровым и успешным.

Чувствительным детям бывает чрезвычайно сложно справляться со своими эмоциями, однако родители, следуя определенным рекомендациям, могут помочь ребенку в этом. Это требует от родителей большого терпения, ведь эмоционально чувствительные дети часто бывают капризными и легковозбудимыми. Рассмотрим несколько рекомендаций, как обращаться с эмоционально возбудимым ребенком:

1. Примите эмоциональную чувствительность ребенка. Не пытайтесь изменить природу ребенка и учитывайте его темперамент. Постарайтесь найти в темпераменте ребенка сильные стороны.

2. Давайте ребенку достаточно времени, чтобы успокоиться и справиться со своими чувствами. Его могут угнетать большие скопления людей, и поэтому в определенных случаях ему может понадобиться некоторое время, чтобы расслабиться и прийти в нормальное эмоциональное состояние. Не заставляйте ребенка принимать участие в групповых играх и занятиях, если ему это не нравится. Предложите ребенку заняться чем-то, что его успокаивает: почитать книгу, порисовать или послушать спокойную музыку.

3. Устанавливайте для ребенка определенные ограничения. Если вы будете полностью принимать поведение ребенка, он не захочет ничего в нем менять. Обучайте ребенка ответственности за свое поведение, устанавливая для него ограничения, и учите его взаимодействовать с реальным миром.

4. Хвалите усилия своего ребенка. Эмоционально чувствительные дети могут быть застенчивы и не уверены в себе. Поэтому хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается справиться со своими эмоциями. Дайте понять ребенку, что вы цените его усилия и что они достойны похвалы. Ваша похвала мотивирует ребенка хорошо себя вести в будущем и повысит его уверенность в себе.

5. Дайте ребенку чувство безопасности и мотивируйте его. Для этого ребенка можно вознаграждать за достижения в учебе, спорте или какой-либо другой сфере. Это повышает его настроение и вызывает положительные эмоции.

6. Развивайте у ребенка навыки решения проблем. Это будет для них чрезвычайно полезно в будущем. Жизненные проблемы вызывают у чувствительных детей сильные отрицательные эмоции, поэтому их следует научить эффективно решать текущие вопросы.

7. Развивайте у ребенка навыки общения. Эмоционально чувствительные дети часто испытывают проблемы с общением и не умеют выражать своих чувств. Поэтому родителям следует научить ребенка выражать свои эмоции и высказывать свое мнение.

8. Прививайте ребенку ответственность за свои решения. Эмоционально чувствительные дети бывают чрезмерно зависимыми от родителей. Однако ребенка следует научить брать ответственность за свои решения. Это очень важно для того, чтобы ребенок стал самостоятельным и уверенным в себе.

Источник