Развитие эмоциональной сферы ребенка в начальной школе
«Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»
Эмоции являются важнейшей составляющей жизнедеятельности человека.
Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Природа самих эмоций различна. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью – положительной или отрицательной. Положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье и т.д.) возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. Отрицательная эмоция (страх, гнев, испуг и т.п.). Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.
Как известно, ребенок, с рождения получавший мало эмоций, родительской любви и заботы, развивается намного хуже своих сверстников, даже при равном исходном состоянии здоровья. Врачи объясняют это состояние эмоциональным голодом, так именно эмоции поставляют человеческому организму энергию, направляющую его развитие.
Учащиеся с умственной отсталостью характеризуются бедностью эмоциональных состояний, отсутствием оттенков эмоций.
Перечислим особенности эмоциональной сферы учащихся, воспитывающихся в интернатных учреждениях:
- неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания
- частая смена настроения
- повышенная тревожность, склонность к страхам
- нестабильность эмоциональных контактов
- чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды, ревности: друг к другу, к любимому учителю, воспитателю
Поэтому у умственно отсталых детей роль чувств особенно высока, т.к. даже процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения. Обучение и воспитание должны опираться на чувства, только тогда они достигнут цели.
Поэтому перед педагогами коррекционных школ восьмого вида стоит непростая задача – не только обучить умственно отсталых детей, но и осуществить коррекцию эмоциональной сферы учащихся.
Рассмотрим процесс эмоционального взаимодействия в системе «учитель – ученик».
Ученик приходит в школу уже со своим эмоциональным багажом. По этому признаку учитель в большинстве случаев может безошибочно определить, из благополучной или неблагополучной семьи пришел ребенок. При этом понятие «благополучие» напрямую связано с эмоциональной атмосферой, царящей в семье, а не с материальным благосостоянием. Ребенок, имеющий багаж отрицательных эмоций (энергий), интуитивно будет стараться от них избавиться. При этом он может передавать эти эмоции, как своим одноклассникам, так и учителю или любому участнику образовательного процесса, провоцируя различного рода конфликты. Возможно, данный ребенок будет болезненным. Это происходит в тех случаях, когда ребенок загоняет полученные отрицательные эмоции внутрь, т.е. не дает им выхода. Реакция будет различаться в зависимости от рода полученной энергии.
Учитель приходит в школу тоже со своим эмоциональным багажом, немалый вклад в который вносит социальная неуверенность, незащищенность. Чтобы обеспечить себе прожиточный уровень, учитель вынужден давать по пять – шесть уроков ежедневно, а это эмоциональное и психологическое взаимодействие с большим количеством учащихся. Получая в какие- либо моменты отрицательные эмоции, учитель из за своей социальной роли не имеет права их выплеснуть, т.е. в большинстве случаев эмоция загоняется внутрь организма, где и продолжает свою разрушительную работу. Любой человек обладает эмоциями двух разных уровней. Первый уровень – тот, который видят окружающие, второй – внутренний, это тот, который не замечает никто, но именно за счет энергии этих внутренних эмоций и происходят функциональные изменения в организме.
Рассматривая взаимодействие в системе «учитель – ученик», нельзя не учитывать эти факторы. Современные требования к организации учебного процесса направлены на организацию личностно ориентированного обучения. Первый практический шаг в этом направлении можно сделать, если, учитель будет рассматривать взаимодействие с учеником с точки зрения эмоционального энергообмена. При этом важно иметь в виду следующее.
- Иметь информацию об эмоциональной атмосфере, царящей в семье. Знания об этом вряд ли могут быть полными, но даже самые незначительные моменты общения с родителями, учеником уже дают информацию о том, каков основной эмоциональный фон этой семьи. Хорошо бы, конечно, эту работу вести профессиональному психологу, но таких в школе катастрофически не хватает.
- Учитель в общении с учащимися в первую очередь должен продумывать, какую эмоциональную реакцию вызывает его воздействие. К сожалению, одна из самых распространенных эмоций, которую учитель вызывает у ученика – это эмоция страха. Учитель зачастую заставляет ученика изменить свое поведение, изменить свое отношение к учебе, действуя нотациями, жалобами родителям, разного рода угрозами (например, угрозой поставить неудовлетворительную оценку, оставить на второй год и т.п.). При этом зачастую не реализуется главная цель обучения – обеспечить позитивное развитие ученика.
- Эмоция страха относится к отрицательным эмоциям, вызывающим неприятные ощущения и негативные физиологические изменения. Рассмотрим ситуацию, когда ребенок под действием угрозы изменил свое поведение. Причина изменения заключается в том, что ребенок не желает испытывать заново эти ощущения. Далее возможны несколько вариантов развития событий в зависимости от воспитания и уровня культуры. Стремясь избавиться от отрицательной энергии, ребенок может совершать акты агрессии или подобные им, может изменить свое отношение данному событию, заменив эмоциональное отношение и используя свое мышление, или загнать эмоцию внутрь и постараться забыть о ней, но эмоциональная энергия, загнанная внутрь, продолжает работать, производя негативные физиологические изменения. Нельзя сказать, что данная эмоция не нужна человеку. Именно страх удерживает нас от многих необдуманных поступков. Но в большинстве случаев у человека есть выбор: избежать эту ситуацию, быть предельно осторожным или подавить это чувство. У ребенка такого выбора зачастую нет. Если взаимоотношения с учителем, классным руководителем, одноклассниками вызывают у ребенка неприятные ощущения, зачастую он вынужден подавлять это чувство.
- Диалог учителя с родителями должен быть конструктивен по своей сути. Когда учитель жалуется на поведение ученика, это однозначно вызывает у родителей отрицательные эмоции, т.е. неприятные физиологические ощущения. Хорошо если родители смогут справиться с той ситуацией, с которой не может справиться учитель; в противном случае, если родители не обладают специальными знаниями, педагогическим чутьем, они начинают просто избегать школу, чтобы избежать неприятных ощущений. Сообщая родителям неприятные новости, учитель должен сразу же вместе с родителями искать пути изменения ситуации.
Эмоции умственно отсталых учащихся можно и нужно развивать на любом уроке или занятии, некоторые из них такие как ИЗО, музыка, чтение, физическая культура, ритмика имеют для этого большие возможности.
Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в школьном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РИТМИКИ
Ритмика способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально-ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения.
Для эмоционального развития детей используется цикл уроков. Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на уроках, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.
Структура урока состоит из четырёх этапов:
• приветствие
• разминка
• основная часть
• заключительная часть
Приветствие представляет собой ритуал начала урока. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, поклон закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.
Разминка. В этой части урока используются: ритмико-гимнастические упражнения (с предметами и без них), направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части урока. Элементы танцевальной терапии, а так же упражнения, задействующие воображение, фантазию школьника.
В основной части урока используются:
– обучение детей танцам и пляскам
– музыкотерапия (упражнения с детскими музыкальными инструментами, прослушивание музыки, инсценирование песен, музыкальных сказок)
– игровая терапия (игры развивающие эмоциональную сферу, мимические и пантомимические этюды, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций)При обучение детей танцам и пляскам средствами музыки и ритмических движений, я на уроках посвящаю исследованию раскрытия одной новой для детей эмоции.
Например: каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.
Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и эмоционального образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.
Музыкотерапия – это особая форма работы с использованием музыки в любом виде (прослушивание записей, игра на музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкальных сказок) – направлены на решение не только музыкальных задач, но и значимых для развития ребенка эмоциональных проблем. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей посредством музыки. Мне близок музыкальный фольклор: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (играть на доступном музыкальном инструменте, говорить о народной музыке и воплощать ее в движениях). Сущность музыкального фольклора заключается в том, чтобы вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают положительное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
Например: РАДОСТЬ.
1. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла».
Вопросы к детям:
– О чем вы думали, когда слушали музыку?
– Что чувствовали?
– Что хочется делать под такую музыку?
2. Повторное прослушивание музыкального произведения.
Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.
3. Беседа.
Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.
Так же в инсценирование музыкальных сказок осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, музыка в сказке является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Игровая терапия – использование игры для коррекции тех или иных нарушений у человека. Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста происходит в игровой деятельности. Игра позволяет обогатить эмоциональную сферу ребенка. В игре дети общаются друг с другом и в результате интенсивно формируются чувства товарищества, дружбы, коллективизма.
а) Игры, развивающие эмоциональную сферу младших школьников:
– лото настроение
– назови похожее
– испорченный телевизор
– что было бы, если бы,
– угадай эмоцию
Например: УГАДАЙ ЭМОЦИЮ
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. НА первых порах взрослый может помочь ребенку. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
Б) Мимические и пантомимические этюды.
Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, позой, походкой.
Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущение своего тела.
Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.
в) Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, злость, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а так же понимать чувства, эмоции, действия, отношение других детей, учится сопереживать.
Не менее важен метод ролевой игры, где проблемы и конфликты «гасятся» посредством драматического изображения.
Подобные методы на уроках создают эмоциональную поддержку, укрепляют климат психической безопасности.
В заключительной части урока детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения. В этой части урока я обязательно использую спокойную музыку.
Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Благодаря таким урокам, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Сознательное использование эмоциональных реакций является необходимым условием для эффективного обучения. И соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребёнка, но и смягчить вышеназванные проблемы. Навыки преподавания позволят ему построить процесс обучения творчески и с наибольшей эффективностью. Такой подход позволяет значительно расширить возможности личностно ориентированных и развивающих технологий обучения.
Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
“СРЕДНЕАХТУБИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА”
(ГКС(к)ОУ “Среднеахтубинская С(к)ОШИ”)
Доклад
на тему:
«Развитие эмоциональной сферы
детей младшего школьного возраста
в процессе обучения»
Подготовила учитель
первой категории:
Никифорова Е.А
р.п. Средняя Ахтуба
2014г.
Источник
Плоцкая Е.Л., педагог-психолог ГБОУ СОШ №122, г.Санкт-Петербург
Программа «Развитие эмоциональной сферы учащихся начальной школы через творческую деятельность».
Пояснительная записка.
Мы посчитали необходимым создать свой авторский вариант программы, где мы сделали акцент на систему творческих заданий как ведущую технологию для становления креативности учащихся младших классов.
По определению ученых-психологов, творчество есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии.
Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер. Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем.
Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте формированию мышления способствуют физические движения, которые помогают снятию мышечного напряжения, смене настроения. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представляемый образ. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают представления, активно воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к созданию нового, необычного, используя различные выразительные средства.
При изучении каждой из тем, на занятиях применяются различные варианты творческих заданий. Система этих заданий основывается на обязательности постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей.
Существует множество типов творческих заданий.
Перевод образа из одного художественного ряда в другой.
Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.
Построение заданий от частного к общему.
Графическое, цветовое восприятие младших школьников зависит от их самочувствия, активности, настроения. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру образа, эмоциональным переживаниям. Объектами словесного рисования являются описания созданных образов.
Другой вариант творческих заданий важен для формирования ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что похоже это облако? (ветка, звук, музыкальный мотив, и тому подобное). Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра “Что на что похоже?”. Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений.
Содержание программы
Раздел 1. Умение выражать свое эмоциональное состояние.
Занятие 1
Тема : Разные настроения
Цели:
– создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
– познакомить детей с понятием «настроение»;
– ввести в процесс занятий наглядные образы, символизирующие разные настроения.
Ход занятия.
1. Знакомство. Игра-разминка «Ласковое имя». Упражнение « Путешествие в образах».
2.Опросник САН.
3. Психогимнастика. Упражнения «Необитаемый остров», «Волшебная палочка».
4. Рисунок «Мой портрет в лучах солнца». Составление рассказа о себе по рисунку. Выступление желающих учащихся перед группой- самопрезентация.
5. Обсуждение.
Занятие 2
Тема: Учимся менять свое настроение
Цели:
– развивать в детях умение управлять своим настроением;
– дать им представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;
– развивать способность детей к рефлексии.
Ход занятия.
1.Оценка эмоционального состояния детей. «Цветопись» Лутошкина.
2.Психогимнастика « Представь и увидишь»
.Упражнение «Представь свой цвет».
3.Методика «Несуществующее животное». Составление рассказа по рисунку. Выступление желающих учащихся перед группой.
4.Обсуждение.темы.
Занятие 3
Тема: Учимся выражать свои эмоции
Цели:
– научить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно, грустно);
– познакомить их с разными способами выражения эмоций;
– тренировать в них умение выражать эмоции в мимике.
Ход занятия.
1. Игра- разминка « Настроение», мимические упражнения.
2. Психогимнастика. Упражнение «Представь и услышишь». Задание « Нарисуй и опиши звуки…» ( музыка, пение, разговор людей, смех, крик, плач, вздох, звуки природы, звуки машин и механизмов)
3.Изучаем эмоции: радость, грусть, злость, удивление. Рисунок эмоций.
4. Рисунок человека. Составление рассказа по рисунку. Выступление желающих учащихся перед группой.
5. Обсуждение темы.
Занятие 4
Тема: Мысли и настроение
Цель:
– дать детям представление о связи между мыслями и поведением.
Ход занятия.
1. Игра- разминка « Настроение», « Я справлюсь», мимические упражнения.
2. Психогимнастика. Упражнение «Представь и ощутишь запах», «Представь и попробуешь на вкус».
3. Рисунок «Дом». Составление рассказа по рисунку. Выступление желающих учащихся перед группой.
4.Обсуждение темы.
Раздел 2. Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние
Занятие 5
Тема: Как найти выход из трудной ситуации
Цели:
– научить детей управлять своим настроением;
– научить их искать выход из трудной ситуации.
Ход занятия.
1. Эмоциональный настрой . Упражнение «Подарим друг другу улыбку».
2.Психогимнастика. Упражнение «Представь и коснешься». Задание «Нарисуй и опиши свои ощущения…»
3. Изучаем чувства: радость, грусть, вина, интерес, страх, злость, обида, любовь. Рисунок-методика «Карта чувств».
4.Обсуждение темы.
Занятие 6
Тема: Меняем отношение к тому, что нас огорчает
Цели:
– научить детей искать выход из трудной ситуации;
– познакомить детей с «позитивным переформулированием» как способом изменения отношения к ситуации
Ход занятия.
1.Эмоциональный настрой. Упражнение «Представь и почувствуешь», назови 5
ощущений «Чувствую себя хорошо»
2.Психогимнастика. Упражнение «Учим правило: мысли нужно выбирать как цветы – выбирай только красивые (положительные)». Запомни и нарисуй по ассоциации цветок.
3.Задание «Нарисуй себя, когда ты чувствуешь себя хорошо, грустно, сердито, радостно».
4.Обсуждение темы.
Занятие 7
Тема: Мысли управляют поступками
Цели:
– закрепить навыки работы с позитивными мыслями;
– закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками.
Ход занятия.
1.Мышечный тренинг « Я сильный! Я слабый.»
2. Упражнение «Попробуй разобрать свое тело на множество частей», «Представь, что ты ступня, рука, язык…»
3.Упражнение «Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу ».
4. Опросник «Что я люблю больше всего?» Задание «Нарисуй, что ты больше всего любишь делать». Самопрезентация учащихся.
5.Обсуждение темы.
Занятие 8
Тема: Избавляемся от плохих мыслей
Цели:
– научить детей применять полученные навыки изменений отношения к ситуации;
– научить их способам саморегуляции.
Ход занятия.
1.Упражнение на расслабление «Закрой глаза»
2.Психогимнастика. Упражнение «Кто я?» Придумай свои окончания к предложениям: « Я – прекрасный цветок…»
« Я – стакан воды…»
« Я словно рыбка…» и т. д.
3.Задание « Закончи предложения словами и рисунками. Нарисуй.»
« Моя жизнь…», «Мое тело…», «Счастливее всего я чувствую себя, когда…»,
« Хуже всего я чувствую себя, когда…»
4.Методика «Пиктограмма». Составление рассказа по рисункам, выступление перед группой.
5. Обсуждение темы.
Занятие 9
Тема: Саморегуляция
Цель:
Научить ребят приемлемым способам разрядки гнева и агрессии
Ход занятия.
1.Тренинг смены настроений.
Обучение способам снятия агрессии.
2.Дыхательные упражнения.
3.Релаксационные упражнения и направленное воображение.
Методика «Розовый куст»
4.Анализ занятия. Обсуждение.
Занятие 10.
Тема: Чем я отличаюсь от других.
Цель:
– дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;
Ход занятия.
1.Игра- разминка. Дорисуй квадрат, овал, кружок, прямоугольник. Какие предметы получились?
2. Психогимнастика. Упражнение « Кого я люблю…»
3. Изобразительная деятельность по заданию. Нарисуй «Мой портрет в лучах солнца» (Сначала напиши все хорошие свои качества, на другом листе- все хорошие качества соседа по парте. Оба мнения (свое и соседа о тебе отобрази в рисунке).
Обсуждение «Чем мы отличаемся друг от друга»
6. Обсуждение темы.
Занятие 11.
Тема: Жизненные ценности младшего школьника.
Цели:
– провести диагностику отношения к жизненным ценностям.
Ход занятия.
1. Диагностика жизненных ценностей учащегося.
2. Психогимнастика. «Загадай три желания…»
3. Нарисуй: «Мое главное желание в жизни…»
Занятие 12.
Тема: Жизненные планы на будущее.
Цели:
– провести диагностику произвольного внимания.
-закрепить знания об эмоциях
-наметить жизненные перспективы
Ход занятия.
1.Методика «Шифровка» по Векслеру
2. Психогимнастика. «Прошлое. Настоящее. Будущее»
3. Нарисуй: «Моя будущая профессия»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной нашей задачей было не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень креативности детей, используя различные формы взаимодействия, в частности систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их “дремлющие” способности. Составляя, подбирая творческие задания, мы придерживались следующих принципов:
Учитель должен ставить основной акцент на развитие креативности ребенка в различных видах деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы. Использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка. Творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением.
ЛИТЕРАТУРА
Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под
ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с., ил.
Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей //
Психол. Журнал.- 1995. – т.16. – №5. – С.49-58.
Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. –
М.: Академия, 1998.
Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.//
Дошкольное воспитание. – 1965. – №5.
Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под
ред.Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с., ил.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е,
М.,1957.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М., 1956. –
С.
432-433.
Источник