Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами арт терапии

Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами арт терапии thumbnail

Эмоциональная сфера личности – особый вид психических состояний и процессов, связанных непосредственно с мотивами, инстинктами человека, а также потребностями, и отражающих форму определенного переживания, (такого как, радость или страх, горе или гнев и т.д.), значимость действующих на личность ситуаций и явлений для осуществления его жизнедеятельности. Эмоциональная сфера может проявляться, как некие специфические субъективные переживания младших школьников, которые зачастую очень преувеличивают и ярко окрашивают то, что дети могут ощущать, воображать, эмоции представляют собой исключительный феноменов их внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти проявления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники каждого человека, которые напрямую оказывают влияние на его деятельность, поступки и даже мысли. Эмоции могут затруднять установление межличностного контакта между индивидом и группой, а могут наоборот помочь в решении тех или иных проблем или конфликтных ситуаций.

Эмоциональное благополучие ребенка во многом определятся его психическим развитием. Не стоит забывать о том, что среди обычных детских эмоций, находят место и отрицательные, негативные эмоции, непосредственно влияющие на психологический настрой ребенка на ту или иную деятельность (трудовую, учебную, игровую и тд). Самая опасная эмоция, является тревожность. Немало исследований, посвящённых тревожности, создают веские основания для дальнейшего понимания и осмысления этой важной эмоции.

Страхи, фобии ребенка отражают восприятие им окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются в связи и с новой ситуацией развития, новыми обязанностями и правами. По большей мере страхи связаны с ситуациями в семье, школе, а также в кругу друзей и сверстников. Зачастую необъяснимые и даже вымышленные страхи ребенка постепенно переходят на второй план, уступая место более осознанным, каких достаточно в повседневной, обыденной жизни. Предмет страха может быть различным, это и проблемы в детско-родительских отношениях, а также предстоящие уроки, или прививка от гриппа, и т.д.

У многих детей школьного возраста, наблюдается нежелание идти в школу, а иногда и страх перед нею. Всех детей нежелающих посещать школу объединяет ряд характерных особенностей: головные боли, высокая температура, рвота, боли в области живота и головокружение. Все это не прихоти и симуляции детей, поэтому стоит отнестись к данным явлениям с полной серьёзностью. Но эти явления временные и зачастую, такие дети учатся вполне нормально, а их страхи в большей мере обусловлены опасениями за своих родителей, боязнью оставить их одних, но вовсе не вероятностью получить плохую отметку. Родители, выражая при ребенке свои опасения, тревоги, колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и косвенно – страх перед школой, перед учителями и уроками.

Обстановка в семье, также влияет на уровень эмоционального состояния ребенка. Дети с низким уровнем эмоционального состояния чаще всего встречаются в семьях с одним из родителей (отцовская или материнская семья) или в конфликтных семьях. В таких семьях родители мало знают и интересуются детьми, их интересами, и потребностями. В семьях со здоровым и гармоничным психологическим микроклиматом, наблюдается доверительное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, и как следствие у детей наблюдается нормальный эмоциональный уровень.

В школе дети выполняют ряд школьных требований, обладают определенными обязанностями и правами, которые оценивает классный руководитель, класс, родитель. И как следствие порождает у ребенка определенные чувства: радость, гнев, удовлетворение, стыд, огорчение, тревожность, недовольство собой, переживание. Неудачи в последствии приводят к чувствам раздражения по отношению к окружающему миру, недоброжелательность, конфликтность, агрессивность и т. д. Необходимо помочь ребенку, чтобы неудачи не носили длительный характер. В тоже время краткосрочные неудачи приводят обычно к возникновению острого желания занять в классе или коллективе, или даже дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться определенного успеха.

С момента, поступления ребенка в школу, его эмоциональное развитие во многом зависит от окружающих, посторонних людей и от того социального опыта, который он приобретает вне дома, общаясь с социумом.

Арт-терапия, является эффективным средством коррекции и профилактики эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

Коррекция предполагает особую социально-психолого-педагогическую деятельность, направленную на создание наиболее синзетивных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной социально-педагогической и психологической помощи.

Основной целью арт-терапии является гармонизация развития личности через развитие творческих способностей, самовыражения и самопознания ребенка через искусство, тело, музыку.

На современном этапе в практику социально-психологической диагностики, профилактики и коррекции прочно вошла рисуночная терапия. В отличии от иных методов психологического изучения личности, например, опросников, тестов, проективных методик, рисунок имеет целый ряд преимуществ:

Во-первых, рисунок может быть использован на ранних этапах развития ребенка, начиная с 2-3 лет;

Во-вторых, применение рисунка занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, хотя по информативность ничуть не уступает тестовым методикам;

В-третьих, рисуночные тесты могут быть применены в широкой сфере практических задач: диагностических, учебных, профилактических, коррекционных, а также в различных областях психологии – начиная от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной психологии, юридической психологии и психологии труда;

Занятие рисуночной арт-терапией позволяет ребенку понять самого себя, свободно выражать свои мысли и чувства, переживания, освободиться от конфликтов как внутри себя, так и от конфликтов в окружающей его среде.

Занимаясь рисуночной деятельностью, ребенок дает выход своим негативным эмоциям, чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, также при рисуночной терапии происходит перестройка отношения в различных ситуациях, где ребенок болезненно соприкасается с некоторыми неприятными и травмирующими его образами. Арт-терапия предоставляет участникам высокую степень относительной свободы и независимости. Арт-терапевтические техники, в первую очередь направлены на достижение желаемых изменений в психологическом аспекте, и на эмоциональную поддержку.

При реализации арт-терапии необходимо придерживаться определенных правил. Так, в арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («Включенность» детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога). Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

Преимущество метода рисования заключается, в том что рисование помогает максимально выразить себя и обыграть психотравмирующие ситуации и события, а также рисование помогает развивать ребенка, его задатки и творческие способности. Рисование выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку пережить психотравмирующие его ситуации или события, восстановить эмоциональный баланс, сформировать механизмы психологической защиты. Оно является одним из оптимальных способов профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний. Именно через рисунок (динамику его изменения) дошкольника и младшего школьника, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их профилактику и коррекцию.

Видение и понимание психологом отраженного образа в рисунке непосредственного восприятия ребенком своей ситуации, его переживаний, неудач, чаще всего неосознаваемых и неосмысленных, невербализуемых, позволяет вести беседу или консультацию по тому, что изображено на этом рисунке.

Читайте также:  Устав учреждения центр развития ребенка

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, гнева, зависти, стыда, обиды продвигаться в личностном, психическом развитии сообразно своей природе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, большая мера, окружающий мир, переживание, психическое развитие, рисуночная терапия, родитель, семья, ситуация, эмоциональная сфера.

Источник

Использование арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников

Педагог-психолог МКДОУ БГО Центра развития ребенка –

детского сада №11 Пащенко Н.М.

Психологической наукой доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребенок сталкивается в процессе общения с другими людьми. Эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Эмоциональную жизнь старшего дошкольника формируют взаимоотношения с воспитателем, отношения в семье с родителями, коллектив группы – отношения с детьми и положение в коллективе.

В современном обществе, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые не всегда уделяют достаточное внимание эмоциональному развитию, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. По- моему мнению, воспитание и обучение дошкольника должно быть ориентировано как на развитие когнитивных процессов, так и на развитие чувственной сферы ребенка.

Наблюдая за детьми, их общением и поведением, работая с ними, я поняла, что проблема заключается в том, дети затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять свое эмоциональное состояние и чувства других людей. Часто раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка. В связи с этим могут дошкольники испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у педагога-психолога, возникли вопросы, связанные с поиском новых эффективных методов и приемов развития эмоциональной сферы ребенка способствующих улучшению психологического благополучия дошкольников. Я обратила свое внимание на метод арт – терапии. Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка.

Гармонизацию внутренней и социальной жизни людей испокон веков эффективно осуществляет искусство, в частности, художественная (творческая) деятельность как средство собственной активности индивида. В онтогенезе эстетическое воспитание закладывает основы мироощущения, развивая положительные эмоции как фундамент мировоззрения в построении картины мира ребенка. В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды.

Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством.

Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

На занятиях с элементами арт – терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может рвать не понравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины; пачкаться изобразительными материалами; полностью закрашивать свою работу и создавать на ее месте новую и т.д. Таким образом, снижается эмоциональное напряжение.

Использование методов арт-терапии позволяет решить сразу несколько задач:

1.Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.

2.Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.

3.Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Арт-терапия представляет собой широкое понятие и включает в себя:

– музыкальную терапию;

– танцевальную терапию;

– художественную терапию (рисунок и живопись);

– драма-терапию (театро-терапия);

– сказкотерапию;

– игровую терапию;

– песочную терапию.

В работе по коррекции и развитию эмоциональной сферы старших дошкольников я стала включать методы арт – терапии в каждое занятие. В рамках художественной терапии использовала нетрадиционные техники рисования: рисование краской ладошками и ножками, техника свеча и акварель, метод оттиска. Техника «свеча и акварель» позволила детям соприкоснуться с волшебством и вызвала сильный эмоциональный отклик. На белой бумаге свечой заранее я рисовала различные фигурки и узоры, дети не знали об этом, и на их взгляд получали чистые листы для рисования. Затем предлагала детям закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Появляющиеся белые контуры картины вызывали у детей удивление, восторг и порождали массу вопросов и идей о том, как это возможно. Так же использовала рисование нетрадиционными материалами – рисование на соли, различных крупах, кофе.

Активно стала использовать песочную терапию в детском саду. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) и заряжает позитивными эмоциями.

В последующем наблюдение и диагностическая работа показали, что дети стали менее конфликтными, меньше стали проявлять агрессию и неуравновешенность, тревожные и застенчивые дети стали более спокойными и общительными. Дети стали внимательнее друг к другу. Повысился уровень сопереживания другим людям и сочувствие к их трудностям. Показатели положительного эмоционального самочувствия ребенка в детском саду выросли. Все это позволило судить об эффективности используемых методов.

Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую фигурку, игру так хорошо подходят для работы с детьми. Положительной динамики в эмоциональной сфере удается добиться за счет предоставленной возможности детям выразить все накопившиеся у них эмоции, за счет предоставленной иной схемы взаимодействия с окружающем миром.

Литература.

  1. Белозорова Л.А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей – дошкольников: Автореф.дис. … канд. психол. наук. Курск, 2011.
  2. Копытина А.И., Практикум по Арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001.-448с.
  3. Мерфи Дж. Арт-терпия в работе с детьми и подростками. Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С.10-16
  4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
  5. Первин Л. Арт-терпия. Теория и исследования. – М.: Инфра-М, 2001. – 284 с.

Источник

Мастер-класс

«Арт-терапия в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников»

Психолог 2 категории: Федорова Ю.Г.

Цель: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у дошкольников.

Читайте также:  Потенциал развития ребенка в фгос

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.

2. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, маскотерапию, цветотерапию, песочную терапию, музыкотерапию) как одну из форм организации мастер – класса.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности в области арт-терапии.

Оборудование: модель солнышка, капельки (цвета по тесту Люшера), тучка, пластилин, шаблоны масок, меховые шарики – по количеству участников, цветные полотна (желтого, голубого, красного цветов), песок, световой столик для рисования песком, слайдовая презентация, спокойная музыка, влажные салфетки.

Ход мастер-класса

Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество, провести упражнение «Радостная встреча».

Слайд 2

Упражнение «Радостная встреча»

Тихо звучит спокойная музыка, участники стоят в кругу

– Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая по кругу вот это веселое солнышко. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рада видеть тебя (Вас)!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.

Участники проходят на свои места и приклеивают капельки на макет (звучит музыка).

Слайд 3

Упражнение «Капельки настроения»

Для определения эмоционального состояния на начало нашего мастер-класса я предлагаю вам выбрать из этих разноцветных капелек ту, которая соответствует вашему настроению и разместить их на панно «Волшебная тучка».

Расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера (красный, желтый, синий, зеленый – благополучное эмоциональное состояние, серый – безразличие, черный – негативное, коричневый – тревожное, фиолетовый – подавление чувств.

Эмоциональное развитие детей – это одно из важнейших направлений в профессиональной деятельности психолога дошкольного учреждения, особенно учитывая, что последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития. Этому свидетельствуют результаты психодиагностики эмоциональной сферы. Наша задача – научить ребенка справляться со своими эмоциями. Следовательно, необходимо владеть эффективными методами психопрофилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний.

В детском возрасте наиболее эффективным методом психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний является арт-терапия.

Слайд 4

Арт-терапия (лат. ars – искусство, греч. therapeia – лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества.

Слайд 5

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний.

Слайд 6

Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

Слайд 7

Современная арт-терапия включает множество направлений:

– Изотерапию – лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.

Музыкотерапию – метод основанный на использовании музыки как средства коррекции.

– Песочную терапию – основанай на творческом самовыражении, способствующем отреагированию внутреннего напряжения на бессознательно-символическом уровне.

– Сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией);

– Цветотерапию – способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка.

– Маскотерапию (техника, позволяющая отобразить свой внутренний мир в красках и посмотреть на него со стороны).

– Куклотерапию представляет собой метод идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки.

Слайд 8 – 16

В своей работе с детьми, и взрослыми успешно применяю такие арт-терапевтические методы как: сказкотерапия, маскотерапия, изотерапия, работа с мандалами, музыкотерапия, песочная терапия, цветотерапия, и куклотерапия.

Слайд 17

Для работы детям предоставляю разнообразный материал: краски на основе муки, акварель, восковые мелки, фломастеры, песок, цветное тесто и манку, бумагу большого формата.

Слайд 18

А также при работе учитываю основные принципы арт-терапии

– Поддерживаю в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я».

– Не применяю негативных оценочных суждений, отрицательного программирования.

– Принимаю и одобряю все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Работу провожу как индивидуально так и с подгруппой.

Провожу работу в системе, что дает положительную динамику.

2. Практическая часть мастер-класса

Вы сегодня познакомитесь с некоторыми методами на практике. Фразы «Я не умею» и «Я не могу» не принимаются. Главное в арт-терапии – это дать выход накопившемся эмоциям, найти решение, улучшить свое психическое и физическое здоровье.

Слайд 19

Изотерапия – лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.). Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение, легче воспринять болезненные для него события. Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой.

Слайд 20

Работа с пластилином

Область применения: отработка неприятного чувства обиды, страха, агрессии, эмоциональная разгрузка. Работа под музыку способствует расслаблению.

Материал: пластилин или глина на каждого участника, спокойная музыка.

Пока длится музыка, с закрытыми глазами необходимо слепить образ своего гнева, обиды, страха, не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ.

Например: Я коричневая злость, я люблю,…

Можно помогать детям своими вопросами:

– Как часто ты возникаешь?

– Где ты любишь обитать?

– Что тебе помогает?

– Чего боишься?

Это помогает детям ещё раз проговорить свои чувства, лучше понять созданный образ.

– Ребенку задается вопрос: «Что ты хочешь сделать с этим образом?».

Слайд 21

Следующий арт-терапевтический метод, с которым хочу вас познакомить – это

Маскотерапия – психологический метод работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски.

Слайд 22

Упражнение «Рисуем маски»

Область применения: коррекция разнообразных страхов, и прежде всего тех, которые вызваны воображением. Упражнение позволяет оживить чувство страха и осознать условность этого чувства, что способствует снижению уровня тревожности.

Предлагаются шаблоны масок, необходимо изобразить страх в виде маски, используя разнообразные материалы для рисования.

Возможна интерпретация и некоторых признаков маски. Информативны размер изображенной эмоции, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.

Создается ситуация «публичного» проживания страха.

Участникам предлагается объединиться в малые группы по 3-5 человек.

– Рассмотрите изображения масок, дайте им название. Обменяйтесь впечатлениями.

– Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину».

Далее участникам предлагается «озвучить» картину. Каждый должен говорить от «лица» своей маски.

Получается небольшой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.

Рефлексивный анализ

Каждому участнику предлагается вербализовать собственные впечатления:

  • Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно?

  • Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?

  • Что чувствовали, когда работали одни, с группой, чувствуете сейчас?

Читайте также:  Развитие 9 месячного ребенка игры

Слайд 23

Еще один не менее эффективный метод арт-терапии – это песочная терапия.

Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

Предлагаю Вашему внимаю занятие с детьми старшей группы «Подводный песочный мир».

Слайд 24

Занятие «Подводный песочный мир» (Приложение 2).

Слайд 25

Самым доступным и мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей является цвет. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности, умения управлять своим эмоциональным состоянием, развивать воображение и фантазию.

Все это побудило меня к использованию в своей работе одного из методов арт-терапии – цветотерапии.

Слайд 26

Предлагаю Вашему вниманию упражнение «Покрывала феи».

Цель: развивает цветовые ассоциации, настраивает на позитивный лад.

Материал: цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов.

Разделить участников на несколько групп.

– Предлагаю обернуться в полотна и рассмотреть сквозь них окружающее пространство.

– Возьмитесь за руки и тихо побеседуйте на любую приятную вам тему (в течение 1-2 мин.).

– Что вы чувствовали, когда рассматривали окружающее пространство через…..цвет? А через ….цвет? А когда беседовали в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения.

Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую или зеленую страну, что позволяет, не только успокоить, но и способствует росту умственной работоспособности, концентрации внимания.

Щелкнуть еще раз на слайд

Психотерапевтическое воздействие цветов.

– Красный цвет используется при коррекции страхов, инертности, апатии.

– Оранжевый цвет: используется при коррекции застенчивости, замкнутости, скованности.

– Желтый цвет: используется при коррекции гиперреактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки.

– Зеленый цвет: используются при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

– Голубой цвет: используется при коррекции тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

Таким образом, все рассмотренные арт-терапевтические методики способствуют гармонизации личности детей посредством развития способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.

Слайд 27

Рефлексия занятия

Упражнение «Меховые шарики»

Участники в процессе занятия испытывают сильные эмоции, поэтому на завершающем этапе занятия полезно поиграть с меховыми игрушками или подержать в руках кусочки меха. Поглаживание меха производит заметный психотерапевтический эффект. Тактильное ощущение меха тесно связано на бессознательном уровне с базовым чувством тепла и близости, из которых (при благоприятных обстоятельствах развития в раннем детстве) вырастает чувство безопасности.

Каждому участнику пока он гладит мех, предлагается описать, что он чувствует в конце занятия.

При этом важно наблюдать за невербальным поведением, эмоциональными реакциями. Полученная информация представляет большую ценность для диагностики, особенно, если человек пытается избежать тактильного контакта, испытывает чувство беспокойства.

Слайд 28

Участники оставляют свои отзывы о проведенном мастер-классе (Приложение 1)

– А сейчас предлагаю вам оценить свое настроение после проведенных упражнений и выставить на тучку капельки того, цвета, каково ваше настроение в данный момент.

Участники выбирают капельки по настроению и располагают их на панно (звучит музыка).

Приложение 1

Рефлексия того, что произошло на мастер-классе

– Что дала Вам работа в мастер-классе?

– Можно ли использовать предлагаемую методику или отдельные упражнения в вашей профессиональной деятельности?

– Ваши замечания и предложения по проведению мастер-класса.

Приложение 2

Конспект занятия с детьми старшей группы «Подводный песочный мир»

Цель: мышечно-эмоциональная релаксация детского организма.

Задачи:

– снятие мышечного и эмоционального напряжения;

– научить детей самовыражаться и наиболее полно использовать свои возможности;

– тренировка мелкой моторики обеих рук;

– активизация межполушарного взаимодействия;

– закрепление понятий «право-лево», «верх-низ».

Оборудование:

– световые столы для рисования песком;

– музыка моря;

– ракушки.

Ход занятия

Дети входят в кабинет и встают за столами с песком. Звучит музыка.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю совершить увлекательное путешествие по песочному миру и создать из песка подводный мир.

Упражнение «Здравствуй песок!»

Прежде чем мы начнем работу, предлагаю поздороваться с песком!

– Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, а затем тыльной стороной ладошки;

– между ладонями;

– возьмите в руки песок, зажмите его в кулачки крепко-крепко, отпустите потихоньку.

– Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).

С песком, мы поздоровались, а теперь для создания картины подводного мира

засыпаем поверхность стола в один слой, чтобы можно было рисовать.

Сейчас мы погружаемся в подводный мир. Делаем волны, вверху слева-направо: двумя пальцами (указательным и средним правой руки).

Молодцы!

На дне моря, что мы можем увидеть (камни, (какие они?- круглые, гладкие), песок. Давайте нарисуем все это: песок рисуем, оставляя отпечатки всех своих пальчиков; большими пальчиками обеих рук рисуем камни. Хорошо, морское дно нарисовали.

– Ребята, а как называются подводные растения? («водоросли»).

Правильно, водоросли. Давайте их нарисуем: большим пальцем правой руки в правой стороне стола, начиная с низу, от камней, мы ведем к верху стола дорожку, но не прямую, а извилистую. Затем тоже самое, делаем большим пальцем левой руки в левой части стола. Итак, вот у нас получились замечательные водоросли. Подводный мир становится все красивее и красивее. Молодцы! Сейчас пришло время заселить наш подводный мир.

– Ребята, а кто живет под водой?» (Рыбы, медузы, осьминоги, улитки, черепахи, морские звезды).

Молодцы, вы много знаете о подводном мире. Итак, давайте заселять его жителями. Рисуем рыбку: указательным пальцем рисуем петельку, «выдвигаем губки», сверху и снизу рыбки рисуем плавники, сзади рисуем хвостик. А скажите, чем покрыта рыба? Человек покрыт кожей, а рыба – …..? (чешуей).

И именно чешуя делает рыбок блестящими. Давайте и нашей рыбке нарисуем чешую: мизинчиками оставляем отпечатки на теле рыбки. Работаем пальчиками и правой и левой руки, по очереди. Рисуем. Нарисовали? Молодцы. Сейчас давайте нарисуем пузырьки воздуха от рыбки вверх: мизинчиками расчищаем небольшие кружочки. Получается? Молодцы. Хорошо!

Чтобы нашей рыбке было не скучно, давайте нарисуем ей друга – черепашку!

Итак, на камнях рисуем фигуру, похожую на шляпку гриба. Это панцирь черепашки. Сейчас большим пальчиком «отодвигаем» песок от панциря в бок, чтобы получилась голова черепашки. Получается? Молодцы! Рисуем ножки черепашки, панцирь украшаем узорами.

А еще можно нарисовать осьминога. Указательным пальцем, правой руки рисуем туловище осьминога, а средним ноги, мизинцем глаза, безымянным рот. Хорошо!

Попробуем на дне морском нарисовать морскую звезду. Указательным пальцем рисуем звезду. Молодцы!

Дополнить наш подводный мир можно ракушками (дети размещают на дне морском ракушки).

Рефлексия занятия

Молодцы ребята. Сегодня вы потрудились на славу, каждый из вас нарисовал свой собственный подводный мир! Вам понравилось наше занятие? А какое у вас сейчас настроение? Ну что ж, ребята, вот и пришло время прощаться с подводным миром. «До свидания, подводный мир!». До новых встреч, ребята!

Источник