Развитие эмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей.

Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка и его окружения.

Основу эмоционально-волевой сферы составляют:

Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).

Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.

Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системы, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.

Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте. 

Эмоционально-волевая сфера характеризуется умением выражать свои чувства, адекватной оценкой своих и чужих действий, навыками самоконтроля, усидчивостью и выдержкой. Что в свою очередь влияет на поведение, адаптацию и формирование коммуникативных навыков ребёнка.

Отставание в интеллектуальном и физическом развитии у детей приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы.

Особенности этих нарушений проявляются по- разному.

Для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания, у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности и агрессии, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся плаксивыми. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении.

У многих детей наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком.

Всё это приводит к трудностям адаптации ребёнка и усвоении норм поведения.

Пути преодоления:

Частичному или полному преодолению подобных трудностей может помочь развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

В условиях РЦ и в семье – выработка чёткого режима дня и его соблюдение, обучение социально приемлемым навыкам поведения, закрепление конкретных поручений за ребёнком и поощрение его выполнения, создание ситуации успеха при выполнении посильных заданий, эмоционально-насыщенное общение, терпимое и спокойное отношение со стороны окружающих.

Необходимо обучать навыкам социального взаимодействия с окружающими, умению планировать свои действия и следовать плану: учиться действовать адекватно месту и условиям. Обязательно завершать необходимые или требуемые задания. При необходимости просить помощь.

Развитие эмоционально-волевой сферы- это постепенный процесс, и его необходимо осуществлять в атмосфере обучения. Лучше всего это делать при помощи игры, так как игра является эффективным воспитательным методом и основным видом деятельности для дошкольников. Игра выступает как средство формирования социального интеллекта.

Способствуют развитию эмоционально-волевой сферы проведение музыкальных занятий, уроков рисования, во время которых дети учатся испытывать чувства, возникающие на основе восприятия, чтение сказок, проведение подвижных игр.

Развитие эмоционально-волевой сферы способствует успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в обществе и позволяет в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции. Повышается качество жизни детей, имеющих особенности развития.

ИГРЫ на развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ.

Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать насыщению и обогащению эмоциональной сферы.

«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Игра-упражнение – создает психологически непринужденную атмосферу.

Воспитатель рассказывает о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных.

Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия и поздороваться им.

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО…»

Игра направлена на развитие внимания, наблюдательности.

Воспитатель дает задание: “Встаньте все те, кто …

– любит бегать- радуется хорошей погоде,

– имеет младшую сестру- любит дарить цветы и т.д.

(роль ведущего могут выполнять дети).

Воспитатель после завершения упражнения детям задает вопросы, подводящие итоги игры:

– Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

– Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает группа»

«ОПИШИ ДРУГА»

Игра на развитие внимательности и умения описывать то, что видел.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Игра на развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий закрывает глаза, за это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно поменять место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Игра на развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ЛИЦА»

Игра способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Воспитатель вывешивает на доске различные картинки, маски:

– радость- удивление- интерес,

– гнев, злость, -страх- стыд,

– презрение, -отвращение,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

«РИСОВАНИЕ»

Развитие эмпатии (сопереживания), творческого воображения.

Детям дается задание: “Нарисуйте доброе животное и назовите его

ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством.

Затем дети рассматривают самое доброе животное.

Источник

Якименко Яна
Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Нельзя не отметить, что в последние годы значительно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Психическая жизнь ребенка представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Необходимым элементом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как комплекс внутренних психологических состояний.

Основываясь на свою практическую деятельность, можно говорить, о том, что развитие эмоциональной сферы детей имеет большое значение, и не уступает по важности познавательной сфере.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы является эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки, что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Под влиянием избыточной информации, эмоционально-волевая сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам, вследствие чего ребенок испытывает трудности в обучении, проблемы в общении со сверстниками. А внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья еще более сложен.

Поэтому коррекция и профилактика эмоционально-волевой сферы является одной из актуальных проблем работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать себя, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Читайте также:  Вести дневник развития ребенка

Работая в МКУ «Реабилитационный центр» несколько лет, я тоже столкнулась с этой проблемой в своей практике. Я убедилась, что с такими детьми необходима целенаправленная и организованная работа.

Для этого мною была разработана и апробирована программа «Мир эмоций».В процессе работы я ставила следующие цели и задачи:

• знакомство и систематизация знаний базовых эмоциях (радость, удивление, страх, гнев, горе);

• закреплять знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе;

• обучать детей умению распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей)по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;

• воспитывать доброжелательное, внимательное отношение к другим, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;

• систематизировать знания об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;

• обогащать эмоциональную сферы детей с ОВЗ; активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: «радость», «грусть», «печаль», «злость», «испуг»», «сердиться»;

• закреплять умения открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

• закреплять способности распознавать и определять эмоциональные состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);

• развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий;

• учить ребенка адекватно реагировать на отрицательные эмоции (страх, гнев).

• развивать эмпатию, способности к сопереживанию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20- 30 минут. На моих занятиях дети сидят на ковре или на стульях, поставленных кругом, видят глаза друг друга. При формировании группы я учитываю личностные особенности каждого ребенка. Поэтому я не включаю в группу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка.Каждое мое занятие состоит из трех частей: вводная часть, основная и завершающая часть Вводная часть ставит целью включить детей в работу группы. Я настраиваю группу на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Обязательным элементом является приветствие друг друга и психогимнастические упражнения.

В основную часть занятия входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной сферы посредством арт-терапии («Доброе утро мышат», «Кислый лимон», «Я радуюсь, когда….», «Зеркало» и др.).

Главная задача заключительной части — снятие у детей эмоционального возбуждения. Она включает в себя релаксационные дыхательные и мышечные упражнения, которые проходят под спокойную музыку («Пение птиц», «Шум прибоя», Вивальди А. «Времена года» и др.).

Пример: Настя Т. в общении со сверстниками не могла наладить дружеский контакт, все попытки заканчивались конфликтом и отдалением Насти от детского коллектива. На занятиях я часто просила Настю показать наглядно, как выполнятся упражнения (например, «Котик», «Морщинки», начинала занятия с обменом комплиментами для каждого ребенка в группе.Спустя несколько занятий были заметны первые результаты: Настя Т. по отношению к окружающим меньше проявляет враждебности, стала терпеливее и сдержаннее, вспышки агрессии значительно снизились, на просьбы детей и взрослых откликалась с радостью, сама предлагала помощь. Дети по отношению к Насте также проявляли терпение, отношение стало дружелюбнее, ее приглашают в совместные игры и развлечения.

Думаю, что дальнейшая работа по коррекции и профилактики проблем развития эмоциональной сферы крайне необходима нашим воспитанникам.

Занятия по моей программе помогли детям познакомиться с эмоциями; научиться распознавать эмоции и чувства, как своих, так и окружающих людей, открыто их проявлять, говорить о них; упражнения помогли развить эмпатию и чувство сопереживания к сверстникам и взрослым; обогатить мимику и жесты, что позволяет более точно выражать свои эмоции.

Благодаря занятиям дети научились радоваться успехам друг друга, «выпускать пар», давая выход негативным эмоциям без вреда окружающим.

Обязательным условием для эффективной работы по программе является тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Важно было напомнить родителям, а некоторых и научить, что нужно с уважением относиться к чувствам ребенка. Каждый родитель получил «домашнее задание» по совместному прочтению сказок и просмотру мультфильмов, с дальнейшим их обсуждением (с кем из героев ассоциирует себя ребенок, как менялись эмоции и чувства ребенка во время просмотра); отслеживать, как меняется настроение ребенка в течение дня, что его расстроило, что его радует.

Я проводила консультирование родителей не только в форме бесед, а также в виде памяток с рекомендациями о разделении чувств и поступков, буклеты и наглядные консультации (буклет «Дети и жестокость», наглядная консультация «Гиперактивный ребенок», «Особенности общения детей со сверстниками»). Благодаря тесному сотрудничеству с семьей мы достигли более высоких показателей в решении общей проблемы.

Таким образом, коррекция и профилактика эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является одним важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Тесное взаимодействие «семья»«ребенок»«воспитатель» помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья справиться с возможными эмоциональными трудностями в будущем. Занятия по программе учат и помогают детям самостоятельно справиться с эмоциональной неустойчивостью и адекватной реакцией на стрессовые ситуации, развивают способность устойчиво переносить жизненные трудности, учат распознавать эмоции собеседника по мимике и жестам.

На основании выше изложенного, можно сделать выводы, что выбранная тема является актуальной, а работа по программе на данный момент успешно реализовывается.

Источник

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).

   Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

     Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых детей в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Волевая сфера детей с ОВЗ находится на самых начальных этапах формирования.

       Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с ОВЗ практически всегда осуществляется двумя путями:

  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных проявлений, отклонений в поведении

       В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка с ОВЗ справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка.

     Поскольку ребенок с ОВЗ не знает, как справиться со своими эмоциями, а выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например, ребенок упрямится, оттягивает временя. Он не способен выполнить требуемое и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко завышенные требования, либо что-то запрещает.

    Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением. Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы могут быть следующие:

  • нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;
  • мнимая неспособность усвоить материал занятия;
  • отказ под разным предлогом от помощи старшим;
  • рассеянность, неумение сосредоточиться;
  • неаккуратность, неряшливость;
  • беспомощность [34].
Читайте также:  Ребенок в детском саду занятия по развитию речи

Приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.

  1. Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

    В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

    Игра может быть охарактеризована как сфера самореализации личности и как реальность коррекционного процесса.

М.Р. Битянова выделяет следующие коррекционные возможности игры:

  • в игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, т.к. естественное состояние человека – это состояние деятеля, инициатора собственного развития;
  • игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, т.к. человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому;
  • игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки;
  • игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе;
  • игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого.

Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно-профилактическим потенциалом.
   2.  Арт-терапия  – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. 

Арт-терапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

3. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста так и для старшего. 

2 Музыкотерапия – один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

По организации и способу воздействия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную.

-рецептивная – направлена на восприятие музыки, помогает ребенку преодолеть проблемы в эмоциональном развитии. Проводится в индивидуальной форме.

– активная – активное исполнительское участие ребенка в музыкальном процессе: пении или игре на простом музыкальном инструменте.

– интегративная – построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия.

3.Библиотерапия – литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений. 

4.Психогимнастика (танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.

5.Упражнения с использованием рисования и беседы.   

Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря»; Рисование и беседа помогают наладить контакт с ребенком. (См. приложение)

Подобрать методы для работы с данной категорией детей очень сложно, поэтому многие задания приходится упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке. При рефлексии дети могут, хотя и с трудом определить, что им понравилось и запомнилось, но вычленить то, что они при этом чувствовали – очень проблематично.

Условия подбора техник и приемов создания изображений

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.
Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д.

Приемы работы: изобразительные техники
Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».
Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. В результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.
    Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка.

Рисунок на стекле
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
В процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.

Рисование пальцами
  Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

   Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
  Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Читайте также:  Развитие ребенка в возрасте 5лет

        Безусловно, круг проблем, касающихся коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ, очень широк. Основной задачей коррекционной работы становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром. При этом необходимо учитывать тот факт, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. А бурные, аффективные реакции, как правило, являются результатом длительного зажима эмоций.

Приложение

      Педагог-психолог Браус Е.А. (МОУ «Первомайская СОШ»).  

Упражнение «Цветик-семицветик»

  Проводится  с целью оценки и тренировки эмоционального состояния, а так же выяснения уровня самооценки ребенка.

                                   

 Упражнение «Пальчики-мордашки».    

Упражнение проводится два раза в неделю: в понедельник – для позитивного настроя на рабочую неделю и в пятницу – для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. В конце недели все проводится по той же схеме.

                                       

Упражнение «Герб и щит». Оно направлено на определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, помогает осознать собственную значимость.

      Ребенку дается лист с нарисованным шаблоном  герба.

      В верхней части листа ребенок записывает и продолжает три предложения:

1. Я горжусь собой, потому что …

2. Я горжусь собой, потому что …

3. Я горжусь собой, потому что …

Ребенок  записывает три разных повода гордиться собой.

Затем, работа с шаблоном. Он видит, что поле разделено на пять полей.                                                                                                  

                                                                Рисунок 1

На первом поле герба рисует то, что  умеет делать лучше всего.

На втором поле рисует место, где  чувствует себя хорошо, уютно и  безопасно.

На третьем – самое большое свое достижение.

На четвертом – трех людей, кому может доверять.

На пятом поле пишет три слова, которые хочет слышать о себе.

  Далее идет обсуждение  рисунка.

 Рисунок 2

1. Я горжусь собой, потому что я люблю животных.
2. Я горжусь собой, потому что я хожу в школу.
3. Я горжусь собой, потому что я люблю учиться.

                       

 Когда-то рыцари  изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для придания смелости, выкрикивали свой девиз. Твой личный девиз раскрывается тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой…», а также в трех словах, которые тебе хотелось бы слышать о себе. Когда тебе бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа вспоминай и говори себе эти слова.

  Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают тебе – ты не одинок. Есть, кому тебя выслушать и помочь.

  Напоминание о твоем самом  большом достижении, которого ты добился сам, помогает, когда охватывает неуверенность.

  Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет восстановить силы, отдохнуть.

  Первое поле герба поможет в ситуации скуки, бездействия.

  Этот рисунок можно рассматривать и как щит с гербом, а щит – это оружие защиты и даже победы. С его помощью можно преодолеть какую-нибудь жизненную ситуацию.

     Эта методика информативна: выделяет ли ребенок дом как место, где ему спокойно, безопасно, хорошо; являются ли его родители тем, кому он может доверять.

      В коррекционной работе Браус Е.А. используется комплекс рисуночных упражнений Натальи Горячевой. Они дают возможность расслабиться, успокоиться, подумать над принятием необходимого решения. Их выполнение повышает настроение, приводит к позитивному восприятию мира и своего места в нем.

      Графическая беседа  «Круг воли»   Используется в работе с подростками.   Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков о волевом компоненте образа «Я», на актуализацию интереса к волевой сфере личности она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами. Беседа позволяет проговорить те смыслы, которые ребенок вкладывает в понятия воля, сила воли, волевые качества, и получить информацию о волевой сфере данного подростка.

      В работе можно использовать готовый бланк, но лучше дать чистый стандартный лист бумаги, 8 цветных карандашей и простой карандаш. Прием графического изображения позволит быстрее и легче установить контакт с ребенком.

      Работа по этой методике заключается в беседе психолога с подростком по его изображению.

Психолог. Нарисуй круг. Это круг твоей воли. Полный круг – это 100%. Закрась на нем сектор, который покажет, сколько, как ты считаете, у тебя силы воли.

      Ребенок может закрасить весь круг или какую-либо часть.

      Далее, рассматриваем признаки волевых качеств. Понимание того, как проявляются целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, смелость, инициативность, и каковы их признаки позволяют ребенку оценить их у себя.

Психолог. К перечисленным волевым качествам подбери подходящий, по твоему мнению, цвет и этим цветным карандашом нарисуй круг. У тебя получится 8 кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.

      В каждом круге закрась ту часть, тот сектор, который соответствует, на твой взгляд, степени выраженности этого качества у тебя.

      Проранжируй круги волевых качеств по степени закрашенности секторов – от наибольшего к наименьшему.

      Затем, обсуждаем, насколько представления ребенка о своих волевых качествах соответствует полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.

      Анализируя закрашенные части кругов, обсуждаем: действительно ли волевые качества ребенка имеют такую высокую или низкую степень выраженности.  

      Такая беседа направлена на выработку адекватных представлений ребенка о своих волевых  качествах.

     Беседу проводим еще раз для анализа изменений в представлениях ребенка о степени выраженности его волевых качеств.

      Если есть изменения в закрашенной части кругов, то можно предположить, что произошли изменения в представлении ребенка о своих волевых качествах.

     Следует отметить, что в данном упражнении не анализируется выбор ребенком цвета для закрашивания.

Источники

  • https://pedportal.net/po-tipu-materiala/pedagogika-korrekcionnaya/korrekciya-emocionalno-volevoy-sfery-detey-s-ovz-posredstvom-metodov-art-terapii-576061
  • Горячева Наталья. Экология души.//Школьный психолог.2003.№23.
  • Кунигель Татьяна. //Школьный психолог. 2004.№25-25.
  • Чистякова М.И. Психогимнасти?