Развитие эмоциональной сферы личности ребенка

Дошкольный возраст является периодом приобщения к миру общечеловеческих ценностей, это время установления первых отношений с людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального состояния и поступков других людей формирует у ребенка эмпатию. Ребенок раннего возраста (до трех лет) практически не способен проявлять эмпатию по отношению к другим людям. Но постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать первые проявления сопереживания.
Способность к сопереживанию развивается при соблюдении условий и одновременно является этапами развития эмпатии:
- получение собственного положительного опыта;
- осознание собственных эмоций и чувств;
- осознание того, что предположительно чувствует другой человек.
Эмпатия – одно из условий эффективного общения с окружающими людьми. Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять партнера по общению, определить отдельные черты характера и их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, к бесконфликтному общению.
Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически всем российским детям требуется та или иная психологическая поддержка. Этому сопутствует ряд неблагоприятных факторов: экономическая и политическая нестабильность; большой поток информации; неконтролируемый процесс использования современных гаджетов. Что ведет к дефициту полноценного общения. В век технического прогресса люди все меньше общаются друг с другом, отдавая предпочтение просмотру телевизионных передач, виртуальному общению. Зачастую родители работают по десять часов в сутки, в погоне за деньгами на оплату кредитов, и свой отдых планируют, отдавая предпочтение телевизору, смартфону, а не общению и совместному времяпровождению с детьми. Родители чаще заботятся о физическом и об интеллектуальном развитии ребёнка, а эмоционально-личностное становление кажется им не столь важным, что приводит к нарушению общения со сверстниками и взрослыми.
Научные исследования С.И. Семенака, И.Ю. Кулагиной, В.С. Мухиной, В.Н. Мясищева, Д.Б. Эльконина в области воспитания и развития детей показали, что многие эмоционально-личностные трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены особенностями семейного воспитания.
Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психологического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности. С помощью эмоций и чувств ребёнок сигнализирует взрослым о своём самочувствии, желаниях, нуждах.
Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, увеличилось число тревожных, эмоционально неуравновешенных детей. В связи с чем, важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем дети росли психологически здоровыми личностями, умеющими полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции.
На современном этапе дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Один из основных принципов ФГОС – это личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательной организации и детей. В федеральных государственных образовательных стандартах сказано, что программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (п. 2.4.).
Исходя из принципов и условий воспитания по ФГОС, одной из главных задач дошкольной образовательной организации является эмоционально-личностное развитие детей, и включает формирование адекватного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими.
Изучив в онтогенезе особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников можно отметить следующий положительный момент, что в условиях детского сада у детей есть уникальная возможность достроить свой образ, структуру своего «Я». Ребенок может усилить или обрести положительные качества этого образа, на основе оценок окружающих, взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, успехов и неудач в деятельности и общении.
Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности. Эмоционально-аффективная сфера, зафиксированная в памяти и отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции» личности ребёнка. Самоощущения, самовыражение, самооценка, самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-экспрессивной деятельности, организованной взрослым.
Дошкольный период – один из периодов становления иерархии мотивов и первичных этических норм. Деятельность личности регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами и правилами. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Эмоции детей дошкольного возраста ситуативные и неустойчивые. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.
На протяжении дошкольного детства эмоции ребёнка приобретают глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать подлинную заботу о близких людях, альтруистические поступки, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте является увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребёнка. Уже в возрасте одного года ребенку доступна похвала, и его это радует, и огорчает порицание взрослого.
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления эмоций. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от двухлетнего ребенка пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. С взрослением дошкольники способны усваивать «язык эмоций», принятый в обществе. Могут использовать различные формы их выражения при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса, замечать тончайшие оттенки переживаний.
В дошкольном возрасте происходят выраженные конституционные и мимические изменения лица ребёнка, что связано с ростом лицевого черепа, с преобразование челюстей и с изменением строения щек. В этот период ребёнок полнее овладевает мимикой и телесной экспрессией. Общение с взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. К пяти годам формируются некоторые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремлённым в глаза взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребёнка до шести лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.
Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. Возникнув в процессе общения со взрослыми, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.
Осваивая социальное пространство, условия развития и бытия человека, которые определяются значениями и смыслами его прав и обязанностей, накапливая определённые знания о них, ребёнок ещё долго не осознает их значение. Поведение дошкольника меняется от ситуаций, в которых руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста. Иерархия мотивов придаёт определённую направленность всему поведению ребёнка, появляется возможность оценивать не только определённые поступки, но и поведение в целом.
Из всего вышесказанного видно, насколько важно развивать эмоционально-личностную сферу в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на развитие эмпатии, что ведет к формированию адекватной самооценки у ребёнка и развитию эмоциональной произвольности, с другой стороны ребенок – приобретает конструктивные способы управления собственным поведением, что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению и благоприятной адаптации к школе.
Источник
Библиографическое описание:
Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. – Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар : Новация, 2017. – С. 48-51. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//211/11749/ (дата обращения: 21.04.2021).
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.
Л. Выготский
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
У детей наблюдается недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость агрессивность, замкнутость. [5]
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка. [3]
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника:
- Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.
- Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.
- Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
- Совместные праздники, досуги.
- Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся
- Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
- Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
- Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
- Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
– пиктограммы,
– графические изображения лица,
– силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
– «подвижные аппликации».
- Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
- Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. [2]
Развивающая среда ДОУ должна быть обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогут:
– преодолеть стресс поступления,
– успешно адаптироваться в дошкольном учреждении,
– .будут способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка,
Такую среду можно назвать эмоционально-развивающей или уголком настроения.
Мы предлагаем создать множество уголков в группе, они не занимают много места, и способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы. [1]
«Уголок приветствия»
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.
Используемый материал:
– Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своем присутствии в группе);
– Стенд «Мое настроение»(дети с помощью заготовок-пиктограм определяют свое настроение в течение дня);
– Картотека игр-минуток «вхождения в день»
(«Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя» и т. п.).
«Уголок достижений»
Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.
– «Цветок успехов»/«Звезда недели»: в серединке цветка-«ромашки» – фото, на лепестках (в течение недели) записывается информация о результатах ребенка за день, которыми он гордится;
– «Копилка добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок/дело (в конце недели дети поощряются).
«Уголок гнева»
Цель:дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.
– «Коврик злости» – резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;
– «Коробочка гнева и раздражения»- темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);
– «Подушка-колотушка», мешочек «Для крика».
«Уголок уединения» (их должно быть несколько)»
Цель:создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
– Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;
– Мобильный «Домик-трансформер» – дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;
– Подушки – «думки», подушки – «плакушки», мягкие игрушки разных размеров – обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
– Альбом с семейными фотографиями воспитанников – в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;
– Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д.;
– «Сонные» игрушки помогают преодолеть испытываемые ребенком негативные состояния в период адаптации к новому коллективу, способствуют созданию положительной мотивации на режимный момент, имеют релаксирующую особенность, используются во время укладывания ребенка на сон.
«Уголок настроения»
Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
– Полочка «Мое настроение» – дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т. д. В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый – «я злюсь», голубой – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», красный – «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями.
– Различные дидактические игры по изучению эмоциональныхсостояний,кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.
Плакат «Азбука эмоций» – представляет собой набор фотографий детей, выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т. д.).
«Уголок общения сприродой»
Цель: научить детей снимать мышечный и эмоциональный зажим, агрессивность, используя образы природы (на основе наблюдения), включая их в игру, задействовав при этом все свое тело.
– Режиссерские игры;
– Наборы семейств домашних и диких животных;
– Игры с песком (необходимы совки, формочки, различные моющиеся некрупные игрушки, например, для закапывания/зарывания образа обидчика; откапывания «сюрприза», не дотрагиваясь до него и т. п.);
– Игры с глиной (например, лепка образа, вызывающего напряженное состояние, его дальнейшее расплющивание и т. п.);
– Игры с водой (соревнования среди бумажных корабликов, подгоняемых ветром из соломинки, сбивание «брызгалками» легких игрушек, экспериментальная деятельность «тонет – не тонет» и т. п.).
«Театрально-музыкальный уголок»
Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.
– Различные виды театров (пальчиковые, варежковые, настольные, театральная ширма);
– Маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев, во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр;
– Музыкально-дидактические игры, инструменты;
– «Музыкальная шкатулка» – подборка аудиокассет с разнообразными мелодиями для создания благоприятного музыкального фона в группе (не только привычные детские песенки, но и народные, классические произведения);
– Салон – ряжения «Модница».
«Уголок волшебных красок»
Цель: учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.
– Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ватман, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки для дорисовывания, нитки.
Совет: при обсуждении рисунков следует избегать оценок по технике их выполнения, необходимо обратить внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора.
«Уголок сюрпризов»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, вводить элемент новизны, неожиданности (например, новая музыкальная или говорящая игрушка).
Литература:
- Чистякова М. И. Психогимнастика/ Полдред Буянова М. И. – М: Просвещение, 1990.
- Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мир детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2006
- Леви Ш. Левс Ш. К Ребенок и стресс – СПб: Питер Пресс 1996.
- Выгодский Л. С Избранные психологические исследования – М, 1956, с 54
- Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.
- Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2010. с 272.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, эмоциональная сфера, эмоциональное состояние, дошкольный возраст, настроение, течение дня, эмоция, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.
Источник