Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка

Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка thumbnail

Развитие саморегуляции – одна из центральных
линий развития детей. Разнообразие видов
деятельности, которые осваивает дошкольник,
объединяет одно – в них формируется важнейшее
личностное новообразование этого возраста –
произвольная регуляция поведения и
деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция – процесс управления
человеком собственными психологическими и
физиологическими состояниями, а также
поступками.

Психическая саморегуляция
самостоятельное целенаправленное и
сознательное изменение субъектом регуляторных
механизмов своей психики на основе
использования ресурсов бессознательного уровня.

В психологическом словаре А.В Петровского и
М.Г.Ярошевского саморегуляция характеризуется
как, (от лат. regulare – приводить в порядок,
налаживать) – целесообразное функционирование
живых уровней организации и сложности.
Психическая саморегуляция является одним из
уровней регуляции активности этих систем,
выражающим специфику реализующих ее психических
средств отражения и моделирования
действительности, в том числе рефлексии
субъекта.

Общие закономерности саморегуляции
реализуются в индивидуальной форме, зависящей от
конкретных условий, а также от характеристик
нервной деятельности, от личностных качеств
субъекта и его привычек в организации своих
действий, что формируется в процессе воспитания.

Уже в 20-х годах в школе Л.С.Выготского
начинались исследования произвольной регуляции
различных психических процессов в связи с идеей
культурно-исторического развития психики
человека и опосредственного характера высших
психических функций, обусловленного
употреблением внешних и внутренних знаков
(средств).

Как показывают исследования, уже на первом году
жизни начинают формироваться произвольные
движения. В период от двух до трех лет
закладываются основы регулирующей функции речи.
С 4 лет развивается контроль за своими
действиями, а нарушение правил поведения другими
замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте
появляется первая самооценка, роль которой в
регуляции поведения постоянно возрастает. Все
эти изменения служат предпосылками и создают
условия для развития основ произвольной
саморегуляции.

У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его
личности, повышаются способности к произвольной
психической регуляции и самоконтролю.

В детском возрасте способность подчинять свою
психическую жизнь ярким живым образам фантазии
совершенно естественна, во-первых, потому что
основной тип регуляции психики у детей как раз
непроизвольный, во-вторых, потому что слово у
ребенка очень близко к конкретному образу. Слова
легко оживляют у детей яркие впечатления и
реальные ощущения, способные запустить
естественные механизмы саморегуляции.

Требования детского сада, а затем школы создают
необходимость формирования произвольной памяти
и мышления, дальнейшего развития произвольной
саморегуляции эмоциональных проявлений,
внимания и восприятия как главного резерва их
способностей, творческих возможностей,
жизненных сил и интересов. Понимание психологами
и воспитателями общих механизмов
психофизической регуляции организма дает
инструмент воздействия изнутри на развитие
детской психики и ее произвольной регуляции.

Способности произвольной психорегуляции.

Способность регулировать различные сферы
психической жизни состоит из конкретных
контролирующих умений в двигательной и
эмоциональной сферах, сфере общения и поведения.
Ребенок должен овладеть умениями в каждой из
сфер.

Двигательная сфера:

Для того чтобы самому научиться контролировать
свои движения, ребенок должен овладеть
следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы,
    участвующие в движении;
  • различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • определять соответствующие характера ощущений
    (“напряжение-расслабление”,
    “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений,
    сопровождаемых этими ощущениями
    (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп,
    ритм);
  • менять характер движений, опираясь на контроль
    своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у
каждого ребенка, последнее же во многом зависит
от природной одаренности – точного мышечного
чувства, моторной ловкости.

Эмоциональная сфера:

Способности детей в произвольной регуляции
эмоций, в сравнении с движением, еще менее
развиты: им трудно скрыть радость, огорчение,
вину, страх, подавить раздражение или
негодование. Пока эмоции детей еще
непосредственны, не подчинены давлению
социально-культурного окружения – самое удобное
время, учить понимать их, принимать и полноценно
выражать.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими
умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на
    эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения,
    определять их характер (приятно, неприятно,
    беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
  • одновременно направлять свое внимание на
    мышечные ощущения и на экспрессивные движения,
    сопровождающие любые собственные эмоции и
    эмоции, которые испытывают окружающие;
  • произвольно и подражательно “воспроизводить”
    или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Сфера общения:

Овладев начальными навыками эмоциональной
саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое
общение. Основным инструментом регуляции
общения является способность устанавливать
эмоциональный контакт. Эту способность можно
развить тренировкой следующих умений:

  • управлять, понимать и различать чужие
    эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по
    общению и полноценно проживать прочувствовать
    его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на
    эмоциональное состояние товарища проявить такие
    чувства, которые принесут удовлетворение
    участникам общения).
Читайте также:  Развитие ребенка ниже среднего

У детей больше, чем у взрослых, развита,
интуитивная способность улавливать чужое
эмоциональное состояние, поскольку они не
придают такого значения словам, как взрослые.
Поэтому важно не упустить это благодарное время
для развития у ребенка эмпатии, сострадания,
общительности, доброты.

Уровень овладения ребенком элементарными
умениями регуляции эмоциональной сферы и
способность устанавливать эмоциональный
контакт составляют уровень развития
эмоционального контроля его личности.

Сфера поведения:

Управление поведением, как самой сложной
сферой психической деятельности, необходимо
включает в себя все ранее рассмотренные навыки
саморегуляции и предполагает другие,
специфические для этой деятельности, умения,
которые составляют высшие формы
эмоционально-волевой регуляции:

  • определять конкретные цели своих поступков;
  • искать и находить, выбирая из множества
    вариантов, средства достижения этих целей;
  • проверять эффективность выбранных путей:
    действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом
    чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
  • предвидеть конечный результат своих действий и
    поступков;
  • брать на себя ответственность.

В развитии у детей описанных навыков большое
значение играет возможность испытать множество
вариантов действия для того, чтобы научиться
делать выбор. Именно в выборе поступка или
действия состоит первый шаг на пути развития
произвольного (согласно со своими желаниями,
волей) управления поведением.

Упражнения, направленные на развитие
саморегуляции детей.

Наиболее важное место в технике психической
саморегуляции занимают специальные упражнения,
с помощью которых психика становится
восприимчивой к воздействиям – это упражнения
на расслабления мышц, упражнения на дыхание,
которые в свою очередь способствуют
расслаблению контроля сознания и введения
установок в подсознание, различные медитативные
упражнения, аутогенная тренировка.

Блоки упражнений направленные, на развитие
саморегуляции ребенка:

I. Упражнения направленные на развитие
произвольных движений и самоконтроля [Приложение 1.].

II. Упражнения направленные на развитие
произвольной активности, формирование
эмоциональной и волевой сфер [Приложение
2.].

III. Упражнения направленные на развитие
психической саморегуляции, способствующие
успокоению и снятию напряжения [Приложение 3.].

В комплекс занятий направленных на развитие
саморегуляции детей необходимо включать
дыхательные упражнения, массаж, растяжки,
постизометрическую релаксацию (ПИРС) и
аутогенную тренировку.

Дыхание – важнейший физиологический
процесс, происходящий автоматически,
рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана
освободить дыхание от напряжения, ограничений,
мешающих дыханию привычек. Существуют различные
дыхательные техники, призванные вернуть
человека к его естеству, правильному дыханию,
экономному расходованию энергии и т.д.

Важно научить ребенка (с проблемами)
чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание
на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли
дыхание. Естественное дыхание (так дышит
здоровый ребенок) вовлекает в работу все тело,
т.е. на работу каждой отдельной части тела влияют
дыхательные волны, проходящие по всему телу.

Массаж традиционно включается в
комплексы общеоздоровительных мероприятий в
целях активизация отдельных систем организма.
Элементы общего массажа (поглаживание,
растирание, разминание, постукивание) сочетаются
с точечным воздействием на определенные точки и
зоны. Используются наиболее активные зоны с
максимальным количеством биологически активных
точек (БАТ) – зоны кистей, стоп, головы, лица и
отдельно выделенная зона ушной раковины. Массаж
в парах проводится под контролем взрослого.

Растяжки – прекрасный способ,
позволяющий снимать эмоционально-психическое
напряжение и одновременно повышать двигательную
активность, что так важно для ребенка. Растяжки
основаны на естественном движении. Каждый знает,
как хочется потянуться всем телом, пробудившись
ото сна. Растягивание помогает избавиться от
мышечной скованности, улучшить осанку и манеру
двигаться, снять утомление.

Растягивание представляет собой динамическую
работу мышц, причем внимание сосредоточено не на
какой-то одной мышечной группе, а на движении
всего тела. Концентрируя внимание на движениях,
ребенок постепенно учится владеть своим телом,
что оказывает положительное влияние на его
физическое и психическое состояние.

Гимнастикой на растягивание можно заниматься
индивидуально с ребенком или в небольшой
подгруппе. Растягиваемый партнер обычно
пассивен, он должен, по возможности,
расслабиться. Но ребенок, одолеваемый страхами,
тревогой, не может расслабиться и довериться
партнеру. Поэтому растяжки рекомендуется
применять, когда установлен контакт с ребенком.

Постизометрическая релаксация (ПИРС)
предварительное напряжение в течение
определенного времени вызывает естественное
расслабление мышц. При этом нет необходимости
дозировать упражнения. Релаксация возникает
естественным путем за счет утомления мышц, и
ребенок сам регулирует этот процесс.
Существенным моментом является сохранение
определенной позы в течение некоторого времени
(движения практически отсутствуют).

Для преодоления внутреннего напряжения
необходимо научить ребенка расслабляться,
расслаблять свое тело, т.е. учить приемам
релаксации.

Релаксация – это расслабление. Приемы
релаксации основаны на сознательном
расслаблении мышц. Понижая мускульное
напряжение, мы способствуем снижению и нервного
напряжения, поэтому состояние расслабленности
уже само по себе обладает психогигиеническим
эффектом. Техника релаксации направлена на
снятие ненужного напряжения, связанного с
переутомлением, нарушением осанки, недостатком
потребности организма в движении.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет спорт

Для снятия эмоционального напряжения у детей
применяют методику аутогенной тренировки (аутотренинг).

Занятия аутотренингом можно проводить как в
плане психокоррекционного направления
психологической службы, так и в плане
психопрофилактики для предупреждения возможных
негативных поведенческих реакций у детей.

Аутотренинг может выступать как целостное
комплексное занятие, состоящее из упражнений на
различные группы мышц.

Иногда возможно давать некоторые упражнения
релаксационного характера на групповых занятиях
по игровой терапии (для восстановления и
успокоения). И тогда аутотренинг выступает как
часть занятия.

Проведение занятий аутогенной тренировки
требует соблюдения определенных условий:

  • Занятия аутогенной тренировки для детей
    проводятся в игровой форме.
  • Группа — 7—8 детей.
  • Количество занятий — 8—10.
  • Длительность — 30—40 мин.
  • Частота занятий — 1—2 раза в неделю, желательно
    во 2-ю половину дня.
  • Затемненность и проветриваемость помещения,
    где проводятся занятия.
  • Изоляция от источников шума.
  • Удобная мебель (мягкие кресла).

Аутотренинг проводится с детьми легко
возбудимыми, с повышенной утомляемостью,
пассивными, агрессивными. Занятия проводятся в
ситуации, когда дети возбуждены и утратили
способность полноценно воспринимать информацию.
Полезен аутотренинг и в создании благоприятных
условий для психического и физического развития
каждого ребенка. Короткое расслабление
моментально воздействует на поведение всех
детей группы.

Релаксация вызывается на фоне установки на
покой и отдых посредством трех действий:
проговариванием определенных словесных формул,
управлением вниманием и образных представлений.

Методика аутогенной тренировки предполагает
не только снятие эмоциональной напряженности, но
и развитие саморегуляции у детей, что важно для
успешного обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к
    психокоррекционной и развивающей работе с
    детьми (5-7 лет). – М., 2004.
  2. Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности.
    Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
  3. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред.
    А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.
  4. Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. – М., 1993.
  5. Локалова Н.П. 90 уроков психологического
    развития младших школьников. – М., 1995.
  6. Лопухина КС Логопедия. Речь. Ритм. Движение. –
    СПб., 1997.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и
    коррекционные игры. – М., 2002.
  8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома:
    Психотехнические упражнения и коррекционные
    программы. М.: Новая школа, 1993.
  9. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития
    школьников. – М., 2002.
  10. СполдингДж. Обучение через движение. – М., 1992.
  11. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы
    с детьми 3-9 лет. – М., 2003.
  12. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

Источник

Так как ранний жизненный опыт и окружение крайне важны для формирования мозгового базиса, нужно понимать, как родители могут помочь своему ребенку приобрести навыки саморегуляции. Многие факторы могут повлиять на процесс развития эмоциональной регуляции у ребенка. Помимо семьи, школы и соседей, сверстники и культура также могут сыграть свою роль. В данной статье мы решили остановиться на влиянии родителей и семьи как таковой, потому как именно они становятся главными и, часто, наиболее важными компонентами развития в раннем детском периоде (так как дети всецело находятся под их опекой). Дети в раннем возрасте учатся регулировать свои эмоции через три главных канала, связанных с семьёй.

1. Наблюдение

Моделирование уже давно признано важным механизмом, с помощью которого дети учатся. Будь то реакции, поведение или привычки, дети внимательно наблюдают за каждым действием родителей, изучают и подражают им. Родительская способность регулировать собственные эмоции – одна из первых эмоциональных моделей, усваиваемая ребенком. Дети учатся «правильному» эмоциональному реагированию в различных ситуациях, наблюдая за эмоциями и связанными с ними действиями у родителей. Если родитель раздражен и ругается каждый раз когда что-то идет не так, то ребенок учится неправильному  поведению в ситуациях, где все идет не так как он хочет. Если родитель спокоен и склонен критически оценивать ситуацию, чтобы решить проблему, то и ребенок учится быть спокойным и находить варианты решения проблем, вместо того чтобы ругаться и обвинять кого-либо или всех подряд. Чем младше ребенок, тем он более восприимчив к родительской манере поведения. Помимо активного наблюдения, дети также учатся через эмоциональное копирование. Эмоциональное восприятие возникает, когда ребенок бессознательно чувствует эмоции своих родителей. Когда родители хмурятся, повышают голос или принимают сердитые позы, похожие эмоции возникают у детей.

Влияние сверстников становится более очевидным по мере взросления ребенка. В более позднем возрасте дети учатся эмоционально через социальные отношения. Они присматриваются не только к родителям, но и к другим взрослым и к сверстникам для получения эмоциональной информации. Чтобы помочь своим детям научиться эффективной эмоциональной регуляции, родителям следует:

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка методика

– самим овладеть навыками адаптивного эмоционального регулирования- показывать положительные эмоции- окружить детей положительной обстановкой и людьми, обладающими навыками эффективной эмоциональной регуляции

2. Родительские стили воспитания и практики

У новорожденных и детей в раннем возрасте, доброжелательные и мягкие, отзывчивые и принимающие родители, зачастую становятся причиной хороших эмоционально-регулятивных навыков. Когда родители отзывчивы, дети ассоциируют родителей с утешением от всяческих невзгод. Различные исследователи говорят, что дети, чьи родители отзывчивы к плачу у своего ребенка, перестают плакать при виде родителя (или даже только услышав его) и ожидают что их возьмут на руки. Если родитель не оправдывает ожиданий, то ребенок продолжает плакать. Само отношение и вера родителей в управление эмоциями очень сильно влияет на способность ребенка к саморегуляции. Родители, которые сочувствуют, понимают и признают действительность негативных эмоций своих детей, в целом, положительно влияют на их способность к эмоциональной регуляции. Эти родители осознают эмоции своих детей. Они учат детей говорить о своих эмоциях и поощряют их способность решать проблемы. С другой стороны, родители, которые относятся пренебрежительно или неодобрительно к выражению эмоций у своих детей, особенно это касается эмоций негативных, создают почву для плохо приспособленной эмоциональной регуляции. Такие родители сами по себе чувствуют дискомфорт при выражении эмоций и учат детей подавлять их свободное выражение. Родители, чьи негативные или даже карательные реакции в отношении проявлений эмоций у своих детей, могут в итоге развить у ребенка симптомы повышенной возбудимости (т.е. более активной симпатической нервной системы), что приведет к тому что ребенка будет сложнее успокоить. Некоторым родителям может казаться, что ребенок становится в позицию открытого неповиновения, в то время как ребенок просто возбужден и не может успокоиться. Такие дети в итоге имеют более слабые навыки эмоционального регулирования и более возбужденную нервную систему. Запомните – карательные методики контрпродуктивны в контексте обучения эмоциональной регуляции. Исследования также показали, что чрезмерное неодобрение или поощрение детей выражать негативные эмоции приводит к проблемам в сфере управления гневом. Родители со спокойным или нейтральным отношением к детскому гневу наиболее часто имеют пониженный уровень выражения гнева у своих детей. 

Обучение различным стратегиям преодоления (например, глубокому дыханию), перенаправления внимания («смотри, вон там красный кролик!») и изменения отношения к ситуации («мы можем превратить это в ракету!») также показало в исследованиях положительный результат в рамках эмоциональной регуляции у детей.

3. Эмоциональный климат в семье

Общий «климат» в семье – хороший предвестник способности ребенка самостоятельно управлять эмоциями. В семье всё дело в количестве позитивных эмоций в противовес негативным. Это отношение отражает тип внутриличностной динамики в семье.  Факторы, влияющие на эмоциональный климат, –  характеры родителей, их взаимоотношения с детьми, отношения между братьями и сестрами, стиль воспитания, вера в свободное выражение эмоций и супружеские взаимоотношения. Положительное эмоциональное окружение связано с адаптивной, хорошей эмоциональной регуляцией, в то время как негатив и напряженность, связаны с плохо приспособленными эмоциональным стратегиями.

Когда в семье царит постоянный эмоционально-позитивный климат, ребенок чувствует себя спокойно и уверенно. Когда эмоциональный климат отрицательный, непредсказуемый и отдает нотками принуждения, ребенок, скорее всего, будет гиперактивным и неуверенным в себе. Родительский стиль воспитания представляет собой отношение к ребенку. Авторитетные родители, проявляющие тепло и заботу, отзывчивы к эмоциональным потребностям детей. Дети из таких семей обычно имеют в распоряжении более широкий спектр эмоционально-регулятивных стратегий. Экспрессивность в семье – это спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных. И, хотя принятие эмоций ребенка обычно связано с  лучшим эмоциональным регулированием, не всякие свободно выражаемые родителями эмоции являются полезными в установлении хорошего семейного климата. Еще раз – родители, выражающие положительные эмоции создают положительный климат. Однако, родители, отдающие предпочтение негативным эмоциям (таким как: гнев, враждебность, критика) в большом количестве, создают отрицательный климат, который приводит к плохой эмоциональной регуляции у детей. Одной из самых распространенных причин неблагоприятного климата в семье становятся супружеские конфликты.  Дети из таких семей практически не обладают навыками регуляции внутриличностными конфликтами и эмоциями.  Эти дети также менее склонны развивать социальные отношения. 

Мы ищем для Вас: факты, истории, решения. Если Вам интересно с маманам.ру, подписывайтесь на нас в соцсетях и делитесь с друзьями.

Еще больше советов для воспитания детей у нас на сайте https://mamanam.ru/

Источник