Развитие эмоционального здоровья ребенка

Развитие эмоционального здоровья ребенка thumbnail

Каждый из нас стремится к комфортному существованию, к тому, чтобы себя хорошо чувствовать и делать то, что хочется. Так и наши дети. Но быть ребенком не всегда легко и просто. Некоторых детей дразнят в школе, многие переживают стресс перед контрольными и экзаменами, кто-то агрессивен, а другой – слишком замкнут.

Однако, несмотря на эти проблемы – и, возможно, даже из-за них – дети могут таким образом «закалиться» и вырасти эмоционально здоровыми личностями, используя свой повседневный жизненный опыт.

Как вырастить эмоционально здорового ребенка

Взрослые могут целенаправленно развивать у детей эмоциональный интеллект – способность понимать и распознавать свои чувства и чувства других людей. Эти непростые навыки, как правило, они не даются нам от природы. Дети, которые учатся понимать и выражать свои эмоции, особенно сложные, могут развить свой эмоциональный интеллект и акцентировать внимание на позитивном жизненном опыте.

Что такое эмоциональное здоровье?

Инстинктивно все мы знаем, как выглядит эмоционально нездоровое поведение – например, крики, хлопанье дверями, холодность матери, насмешки над другими детьми. Но как выглядит эмоциональное здоровье?

Оно начинается с того, что ребенок учится распознавать свои эмоции, а затем выражать их конструктивно, а не разрушительно. Поэтому вместо того, чтобы толкать Мишу на игровой площадке, Вася учится уходить и глубоко вздыхать, когда злится. Это первый шаг.

Безусловно, эмоциональное здоровье – сложная тема, которая начинается с конструктивного выявления и выражения эмоций, но включает в себя гораздо больше. Эмоционально здоровый ребенок учится тому, как быть гибким, развивать мышление эмоционального здоровья, формировать свой характер и делать осознанный выбор, даже когда ему бросают вызов.

Этот путь не обязательно гладкий, но возможный для большинства детей. Некоторые из навыков, которые дети (и взрослые, кстати, тоже) развивают в процессе, – это способность к самоконтролю и принятию решений, а также самосознание.

Развитие эмоционального здоровья ребенка

Как поддерживать эмоциональное здоровье?

Эмоциональное здоровье – это то, чему мы учимся всю жизнь. Иными словами, мы постоянно учимся, как замечать и поддерживать позитивные чувства и более конструктивно выражать отрицательные эмоции, расширяем спектр своего эмоционального реагирования. Но как мы, занятые родители и педагоги, можем формировать у детей эмоциональное здоровье?

Вот несколько идей:

  • Создайте эмоциональный словарь. Помочь детям определить свои эмоции – это всегда первый шаг. Например, гораздо легче справиться с разочарованием или раздражением, чем с гневом, поэтому очень важно уметь распознавать эмоции и называть их.
  • Искренне делитесь с детьми своими чувствами. Если у вас выдался тяжелый день, вы можете сказать: «Это был тяжелый день, и мне нужно сделать несколько глубоких вдохов». Помните, что дети в большей степени обращают внимание на то, что вы делаете, нежели на то, что вы говорите, поэтому будьте открытыми в своих чувствах ( в соответствии с возрастом детей) и делайте все возможное, чтобы найти для них здоровые выходы. Проговаривайте эмоции и демонстрируйте конструктивные способы их выражения.
  • Используйте специальные приемы (чтобы успокоить и конструктивно выразить эмоции). Эмоционально здоровые дети учатся специальным методам, чтобы успокоиться и разумно управлять своими эмоциями. Они могут глубоко дышать, стряхивать с себя неприятные эмоции или изучить другую технику – дома или в школе – которая поможет им вернуться к эмоциональному равновесию.
    Развитие эмоционального здоровья ребенка
  • Поддерживайте вашего ребенка и изучайте эмоции вместе. Независимо от причин сегодняшних эмоциональных проблем (например, зависимость ребенка от гаджетов, чрезмерная агрессивность или апатия), ваш сын или дочь нуждаются в вашей поддержке в изучении их эмоций и того, что с ними делать.

Помните, что ребенок, который «ведет себя плохо», просто еще не имеет навыков, чтобы справиться с ними, но с новыми идеями и инструментами он может делать что-то по-другому (и чувствовать себя лучше!). А ребенок индифферентный и безэмоциональный – это чаще всего нездоровый ребенок, впрочем, как и взрослый.

Гармонии и эмоционального здоровья всем!

Авторский перевод статьи “How to Raise an Emotionally Healthy Child”

Источник

Инна Бондарева
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников»

Жизнь без эмоций также невозможна,

как и без ощущений.

Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников?

Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка.

В последние годы, увеличилось число детей имеющих различные нарушения нервно-психического здоровья. Такие дети не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются, плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с ровесниками и педагогами. Эти дети чрезмерно беспокойны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. При малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки – всё поведение ребёнка основывается на эмоциях. Встречаются и такие, которым, наоборот свойственна заторможенность деятельности. Они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, всё делают очень медленно, с большим количеством ненужных движений, рассеянны и несобранны.

Читайте также:  Развитие ребенка в новокуйбышевске

Почему же так важно сохранять эмоциональное здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос. Столкнувшись непосредственно или наблюдая за знакомыми людьми – последствия психологического дискомфорта для ребёнка –это:

– появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

– переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;

– психологические травмы, полученные в детском возрасте проявляются в зрелом возрасте в виде психологической защиты – Это позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидные наклонности, проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).

Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Одним из основных условий полноценного развития дошкольника является психологическая защищённость, которая складывается из многих компонентов, но главный из них – осознание ребёнком того, что его любят. Для этого общение родителей должно быть не формальным (по необходимости, а эмоционально насыщенным и приносить радость, как детям, так и родителям.

Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.

Беседуя с ребёнком, родители также должны поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым важны его переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние в первую очередь должны обеспечить ребёнку любящие его родители.

Представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

Как научить детей самостоятельно избавляться от сильных отрицательных эмоций. В основе любого навыка саморегуляции лежит умения расслабляться.

Упражнения:

1.«Брыкание» – упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.

2. “Способы повышения настроения”. Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому).

3. «Нарисовать плохое настроение (картинку, порвать, скомкать и выкинуть.

Дорогие родители!

Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире.

Воспитание – длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Будьте терпеливы. Помните, что воспитание ребенка начинается с рождения и нельзя терять ни минуты.

Помните, что судьба ребенка в ваших руках. Главное – сделать ребенка счастливым!

Что самое главное в воспитании? Как вырастить ребенка эмоционально благополучным? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но очень важно понимать, что, наверное, самое важное – это безусловная любовь к ребенку.

Оно означает буквально – любовь без всяких условий. Я люблю своего сына или дочь не за хорошее поведение, не за успехи и достижения – не за что-то, а просто потому, что он (она) есть. Он СУЩЕСТВУЕТ! Он единственный и неповторимый человек!

Источник

Забота об эмоциональном здоровье ребенка

Рейтинг
5

Пять принципов, которые могут помочь ребенку укрепить свое эмоциональное здоровье

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Детство – это период жизни, наполненный радостью, играми и непосредственностью. Это особое время без каких-либо забот. К сожалению, это утверждение справедливо не для каждого ребенка.

Читайте также:  Развитие изгибов позвоночника у ребенка

Многие дети становятся свидетелями или потерпевшими в различных травмирующих ситуациях. Такие события могут оказать негативное воздействие на их эмоциональное здоровье и повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Чтобы помочь детям преодолеть возникающие препятствия (в том числе психологического характера), взрослые должны заниматься их эмоциональным здоровьем. Именно оно помогает ребенку справиться с жизненными проблемами. Эмоциональное здоровье характеризуется психологической устойчивостью. Однако лишь малый процент детей могут справиться с трудностями.

Исследования показывают, что каждый пятый ребенок имеет определенную психологическую проблему, которая не дает ему нормально развиваться. К сожалению, дети страдают молча и зачастую не получают надлежащей помощи.

Приведенные ниже принципы составляют основу эмоционального здоровья детей и могут применяться в различных ситуациях на протяжении всей жизни.

1. Ты можешь преодолеть жизненные проблемы

«Если кто-то протягивает тебе лимон, сделай из него лимонад», – Гомер Э. Кейпхарт.

Научите детей, что преодолевая жизненные проблемы, они становятся сильнее. Решение проблем – задача не из легких, и, конечно, тут нужна практика. Помогите детям проработать моральные дилеммы, давая им небольшие подсказки. Также научите их, что не все проблемы можно решить самостоятельно, иногда стоит обратиться за помощью к взрослым. Научите детей разбираться в том, к кому из взрослых можно обратиться за помощью в той или иной ситуации. Напоминайте детям о том, что лучше предотвратить проблему, чем потом ее решать. Чем легче ребенок будет справляться с проблемами, тем увереннее и выносливее он станет.

2. Ты не один

«Иногда достаточно просто быть с кем-то. Не нужно прикосновений или слов. Одно лишь присутствие, и ты уже не один», – Мэрилин Монро.

Столкнувшись с проблемами, ребенок может почувствовать себя одиноким. Если при этом он не будет их решать, они будут накапливаться. К сожалению, нерешенные проблемы со временем могут превратиться в «скелеты в шкафу», которые дадут о себе знать во взрослой жизни. Для ребенка очень важно, чтобы его окружали люди, которые действительно заботятся о его здоровье и которые знают, через что он сейчас проходит. Одно лишь знание того, что он не один, и что другие пережили и справились с похожими проблемами, поможет ему справиться со своими собственными.

3. Верь в себя

Психолог Альфред Бандура писал, что «…вера в собственные силы поможет справиться с любыми ситуациями».

Научите детей верить в себя и свои силы, и это поможет им справиться со стрессовыми ситуациями. Вера в себя положительно влияет на эмоциональное здоровье ребенка. Когда дети знают, на что они способны, им легче пробовать что-то новое, они легче достигают своих целей и развивают свои сильные стороны в большей степени.

4. Не забывайте о прощении

«Прощение – это один из самых лучших подарков, которые вы можете себе сделать», – Майя Энджелоу.

Умение прощать – это настоящий подарок жизни. Очень часто прощение путают с забыванием, хотя это совершенно разные понятия. Прощение учит детей тому, что они не должны носить в себе тяжелый эмоциональный груз. Они могут оставить все обиды в прошлом – там, где они и должны оставаться. Когда ребенок прощает, это значит, что он делает осознанный выбор, который состоит в том, чтобы не разрешать другим людям или каким-то ситуациям обременять его. Если же вы не отпускаете все обиды, хуже от этого становится только вам.

5. Наслаждайтесь сегодняшним днем

«Не волнуйтесь, что сегодня может наступить конец света, в Австралии уже завтра», – Чарльз Шульц.

Ребенок, который постоянно волнуется, пропускает нечто очень важное – сегодняшний день. Есть такие слова: «Остановись на мгновенье и посмотри, как прекрасен этот день». Это высказывание является идеальным примером того, что нужно научить ребенка наслаждаться всеми моментами жизни. Детей нужно научить расслабляться и чувствовать окружающий мир. Если они научатся это делать, то в будущем им легче будет справиться с повседневными стрессовыми ситуациями, и их эмоциональное здоровье будет крепким.

Эти пять советов помогут вам вырастить эмоционально-здорового ребенка. Такие дети смогут наслаждаться детством. Они будут с легкостью справляться с жизненными трудностями. Однако нужно помнить о том, что дети не рождаются с умением преодолевать проблемы. Дети не знают, как складывать паззлы до тех пор, пока вы не покажете им, что нужно делать.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка по сказкам

Вы должны научить детей, что все проблемы можно решить, что они не одни; что они должны верить в себя; что они могут прощать, не забывая наслаждаться каждым днем. Это наш долг и обязанность – вырастить детей здоровыми и психологически устойчивыми личностями.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
29.03.2017

Источник

Бединская Наталья Александровна
Консультация «Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является определяющим в формировании физического и психического здоровья. Особо актуально в настоящее время стоит проблема формирования психического, в частности эмоционального здоровья дошкольников. Чаще всего, педагоги дошкольной образовательной организации преследуют цель развития интеллектуальных способностей детей, а эмоциональному развитию уделяется меньше времени. Данный подход является неверным, так как гармоничное психическое развитие является залогом успешного развития личности дошкольника в целом, которое объясняется именно слаженным функционированием психической и интеллектуальной систем. Также, в последнее время участились случаи психоэмоциональных заболеваний детей дошкольного возраста, таких как эмоциональная неустойчивость, тревожность и др. Регулярные эмоциональные перегрузки, стрессы, носителями которых являются взрослые, сверстники и другие факторы, не могут не отражаться на психическом здоровье ребенка. Дошкольник не способен противостоять этим факторам и является очень подверженным им.

В Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного образования эмоциональное благополучие ребенка определяется как главнейшая направленность педагогической деятельности в детском саду, а эмоциональное благополучие – как фон для полноценного развития личности дошкольника.

Современные психологи, занимающиеся проблемами эмоционального здоровья детей, говорят о том, что важно соблюдать уравновешенность положительных и отрицательных эмоций. Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста можно охарактеризовать превалированием положительных эмоций над отрицательными эмоциями, а так же их фиксацией в характере детей. Первые из них развивают в детях оптимистичность, настрой на успех, дружелюбие по отношению к окружающим. Эмоциональное неблагополучие объясняет собой неудовлетворительное состояние здоровья ребенка. Он становится очень тревожным, замкнутым, у него наблюдается большое количество необъяснимых страхов, барьеры при взаимодействии с окружающими, а так же заниженная либо завышенная самооценка.

Эмоционально благополучное здоровье каждого дошкольника объясняется различными факторами. Исходя из этого, обеспечение психоэмоционального здоровья требует индивидуального, личностно ориентированного подхода к каждому ребенку.

«Заботясь об эмоциональном здоровье детей необходимо помнить, что воспитателю нужно внимательно относиться к чувствам и переживаниям ребенка, его способностям, увлечениям, интересам, отношению к себе и к жизни», считает С. Н Гамова и ее соавторы.

Очень важным для формирования эмоционального благополучия дошкольников являются его отношения с окружающими людьми. В детском саду педагог должен формировать взаимоотношения с подопечными так, чтобы их эмоциональноеразвитие протекало наиболее благополучно: формировать ситуацию успеха, всячески оказывать, помощь, поддержку, сотрудничество. Все это укрепляет психоэмоциональное здоровье дошкольников.

Оценка педагога так же является фактором воздействия на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.

Однако применение к дошкольникам отрицательной оценки важно ограничивать, так как они очень ранимы. Ребенок, который получил отрицательную оценку, очень остро чувствует обиду и оскорбление. Сама отрицательная оценка должна подаваться педагогом доброжелательным, мирным тоном, именно тогда она будет побуждать и мотивировать ребенка. Отсутствие оценки вообще также влечет отрицательные последствия, так как ребенок перестает ощущать свою значимость, у него формируется неуверенность в себе и своих силах, теряется ориентировка на важное для него.

Огромнейшее значение в эмоциональном благополучии ребенка имеет его семья и детско-родительские отношения. Семейный климат и характер семейных отношений оказывают очень большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Ранний эмоциональный опыт влияет на умение ребенка отзываться на эмоции других людей. Атмосфера доброты, заботы, внимания создают благоприятный эмоциональный фон для психоэмоционального развития. В то же время, игнорирование, постоянное отвергание, жесткость в обращении обучают ребенка по-иному реагировать, с целью адаптироваться в неблагоприятных условиях. Наблюдая за взрослыми, ребенок неосознанно копирует модель их эмоционального поведения и реагирования.

Таким образом, эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста является важнейшим этапом становления полноценной личности дошкольников. Работа над развитием эмоционального здоровья детей в детском саду должна быть направлена на развитие эмпатии, коммуникативных навыков детей, на формирование их положительных поведенческих реакций, на принятие себя и формирование положительной самооценки. Необходимо выделять должное внимание развитию эмоционального благополучия детей, уметь найти подход к каждому индивидуально. Педагогу дошкольной образовательной организации следует не забывать о важности его оценки действий дошкольников

Источник