Развитие эмоционального общения у ребенка 2 лет
- Интерес: ребенок все еще заинтересован в общении со взрослыми как своими проводниками и учителями во взрослом мире. Однако большинство детей в этот период начинают проявлять интерес к другим детям и пытаются с ними разговаривать и играть.
- Эмоции: дружить ребенок еще не умеет, не умеет делиться/уступать, развито чувство собственности, упорство. Эмпатия (сочувствие) все еще не развита, дети редко могут сопереживать или помогать другим детям. Ближе к 3 годам ребенок достигает «кризиса 3 лет», связанного с негативизмом: пытается все сделать самостоятельно и упорно идет к цели, ломает привычные стереотипы и ритуалы, сопротивляется заведенному ритму жизни. Это-нормально!
- Общение и коммуникация- через речь, речь бурно развивается, становится эмоционально окрашенной. Громкость и тон голоса плохо контролируются ребенком. До 90% речи понятна взрослому. Ребенок понимает рассказ без показа, знает свои имя и фамилию. Появляются вопросы типа: «Что там?», «Куда?», «Почему?», «как?», пытается рассказать о ярком событии, которое недавно произошло (но которого нет сейчас), может запоминать окончания (или целиком) простые стихи, может петь
- Социальное развитие: пытается самостоятельно надевает/снимает простые вещи, контролировать свои физиологические отправления, самостоятельно моет и вытирает руки, подражает взрослым в работе по дому, умеет накалывать вилкой и пытается резать ножом.
Интересно:
- Ребенок занимается одним делом около 8-10 минут (если считать по очень-очень грубой формуле: возраст умножить на 4 (или на 5)-это время, на которое ребенок может сконцентрировать внимание и заниматься одним делом). Не требуйте от детей большего.
- Во время занятий творчеством мало кто из детей может проявить фантазию и придумать что-то свое, большинство детей копируют и подражают увиденное в данном возрасте.
- Речь становится эмоциональной, запас активных слов у большинства детей начинает быстро расти (активный словарь до 150-300 слов или звуков, отражающих действиепредмет), появляются трехсловные предложения, ребенок начинает употреблять предлоги, прилагательные, местоимения (я и ты, но могут иногда их путать) и слова во множественном числе. Многое (примерно 230) из сказанного понятно взрослому. Длина предложения 1-2 слова. К 3 годам ребенок правильно использует местоимения «я» и «ты», начинает использовать слова в прошедшем времени и во множественном числе, знает до 1000 слов, знает свой пол, имя, возраст и имена родителей. Не стоит ждать, что ребенок ответит на вопросы, обращенные к нему даже если он их понял.
Важно для развития эмоционального интеллекта:
- Проговаривать эмоции, описывать чувства (свои и ребенка), проигрывать в игре страхи ребенка
- Не стыдить ребенка за проявления чувств, не смеяться над эмоциями и страхами
- Не подавить стремление ребенка к самостоятельности
- Не давить негативизм, а научить ребенка находить компромисс между своими желаниями и возможностями окружающего мира. Это обеспечивает возможность самостоятельного выбора, принятия решений, постановки и добивание целей и преодоление препятствий.
- Дошкольники развиваются только через игру. Важно дать им возможность самостоятельно проживать все свои игры и создать для этого благоприятную обстановку (много пространства, мало игрушек, желательно – игрушки без мелких и конкретных деталей, что способствует развитию воображения). Очень важно, чтобы у ребенка было достаточно времени на свободную самостоятельную игру.
- Игры: начинает закладываться способность к сюжетной игре (пока это не сюжетно-ролевая игра, а просто сюжетная игра (кормление животных, укладывание куклы спать), а ролевая игра (например, захват бандитов полицейскими) развивается ближе к 4-5 годам). Сюжетная игра развивает речь, воображение, эмоциональный интеллект, творческие способности, память, социальные отношения, помогает побороть и пережить страхи через проигрывание различных ситуаций и конфликтов. Ребенок уже может воспринимать книги, в которых есть простая доступная сюжетная линия, в тч книги, описывающие эмоции персонажа.
- Повод для беспокойства: если в 2,5-3года ребенок не строит предложения и знает менее 20 слов или звуков (звуки тоже считаются), обозначающих предметыдействия, а лишь повторяет фразы взрослого.
Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.
Источник
Особенности эмоционального развития детей 2 – 3 летМаленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей:
«Не хочу спать, а хочу играть»«Хочу», «не хочу» – в этих словах кроется весь спектр эмоциональных переживаний ребенка. Эмоции определяют и его поведение, причем «здесь и сейчас», без воспоминаний и прогнозов. Вот почему отдельные сюжеты повторяются ежедневно. Почему же ребенок не желает идти спать? Прежде всего потому, что он эмоционально (но не физиологически) к этому не готов. Данная ситуация воспринимается им как навязанная извне взрослым, как правило в приказном порядке. Ребенок делает вывод: от меня хотят быстрее избавиться. Также маленькие дети, ложась спать, не в состоянии справиться с тем потоком эмоциональных впечатлений, которые накопились за день. Чем впечатлительнее ребенок, тем труднее его уложить спать. Правила поведения родителей в данной ситуации
«Мама, ты меня обязательно-обязательно забери»Обычные слова детей утром в детском саду. Переживания ребенка связаны со страхом разлуки, страхом потерять мать. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая связь может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка. Облегчить ситуацию поможет следующее поведение матери.
Ложечка за маму, ложечка за папу Плохой аппетит может иметь психологические причины, которые следует искать еще в периоде грудного вскармливания малыша. Кормление грудью, как известно, – это не только удовлетворение потребности ребенка в пище, но и способ установления тесного эмоционального контакта матери с ребенком. Если ребенок желанен и любим, проблем с кормлением не возникает. Известны случаи, когда малыш отказывался от груди потому, что мать не ждала его появления. Любые стрессы могут негативно повлиять на пищевое поведение ребенка. Развод родителей, разлука с матерью в раннем возрасте (ясли) и др. нередко приводят к резкому снижению у него аппетита. Нежелание ребенка есть может быть вызвано и хроническим стрессом. И наконец, основная причина нарушения аппетита в раннем возрасте – насильственное кормление. Когда родители заставляют ребенка есть, в его организме не вырабатываются необходимые ферменты, и пища не усваивается должным образом. Таким образом, кормление по принципу «Ложечка за маму, ложечка за папу» наносит непоправимый вред не только психологическому состоянию ребенка, но и его соматическому здоровью. Есть категория детей, которые принципиально отказываются от еды, впервые попав в дошкольное учреждение. Это типичная невротическая реакция ребенка на разлуку с матерью. Правила для родителей при снижении аппетита у ребенка
«Я боюсь…»Страх – базовая эмоция человека. Она позволяет мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях, учит быть осторожным и избегать опасностей. Например, страх перед собаками способствует более адекватному, уважительному отношению к животным; страх перед разлукой с родителями учит ценить заботу, управлять своими эмоциями, сопереживать. Однако нередко страх становится таким огромным, что начинает подавлять все другие эмоции человека. Становясь всеобъемлющим, он сковывает, не дает развиваться и двигаться вперед. Многие детские страхи вытесняются в бессознательное, охраняя хрупкую психику ребенка от информационных перегрузок. Детям в 2-3 года еще очень сложно отличить реальное от воображаемого. Эта способность ребенка принимать все «за чистую монету» и порождает порой у него множество страхов. Если страх чего-либо беспокоит ребенка от нескольких дней до нескольких недель, не надо особо тревожиться. Если же страх владеет малышом более месяца и, главное, ухудшает его эмоциональное самочувствие, следует обеспокоиться. Для начала нужно разобраться, чего и в каком возрасте боится маленький ребенок. От 1 до 2 лет – громких звуков, разлуки с родителями, незнакомых людей, засыпания, травмы. От 2 до 2,5 лет – отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, изменений в окружающей обстановке. От 2 до 3 лет – больших, угрожающих на вид объектов, незнакомых сверстников, сказочных персонажей, одиночества и темноты. Как следует себя вести родителям, если страхи преследуют ребенка
«Мама, почему он дерется?»Слово «агрессия» (от лат. aggression – нападение) – это разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. Агрессивность – черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой – стилем общения и воспитания в семье. Агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и пр.) имеет и положительные стороны: независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и др. К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Маленький ребенок бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками. Жесткая, авторитарная мать, чрезмерно критичная и требовательная и нередко использующая в процессе воспитания телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного. Родители, которые уделяют очень мало внимания активному неугомонному ребенку, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности. Во время агрессивных вспышек на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее учить его выплескивать агрессию социально приемлемым способом. Как можно помочь агрессивному малышу
Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь. Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое состояние. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу. |
Источник