Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки thumbnail

Психология

Коробка радости, спиннер грусти и другие упражнения для развития эмоционального интеллекта ребенка

22 мая
15 088 просмотров

Екатерина Ушахина

Радость, грусть, гнев, страх, интерес… Каждый день мы и наши дети испытываем все эти эмоции. Но знает ли ваш ребенок, где они живут и как с ними подружиться?

Малыш Элон с планеты Эмоций видит чувства, умеет управлять настроением и мечтает поделиться с ребятами своими знаниями. Берите ручку и цветные карандаши — вас ждёт путешествие в один из самых удивительных и прекрасных миров: мир внутри нас!

Выполняя задания из книги «Где живут эмоции?» ребёнок учится рефлексии и самоанализу; работая с образами для каждого понятия, развивает абстрактное мышление, а давая оценку самому себе — критическое мышление.

Где живут эмоции?

Дерево любви

На планете Эмоций растут деревья любви. Всякий раз, когда элоны говорят, что им нравится в себе, на деревьях распускаются сердечки. Скажу по секрету: мне нравится в себе то, что я помогаю родителям, держу своё слово, много читаю и легко завожу друзей. А ты за что можешь себя похвалить? Напиши или нарисуй в каждом сердечке по одному примеру. Я точно знаю: ты много чего делаешь хорошего!

Банка эмоций

Чтобы различать эмоции и дружить с ними, элоны постоянно учатся. Каждый вечер элон кладёт в одну баночку смайлик с эмоцией, которую чаще всего видел в этот день, а в другую баночку — смайлик с эмоцией, которую чаще всего испытывал. В конце недели он смотрит, каких эмоций было больше.

Ты тоже можешь заполнять такие банки. Начни прямо сейчас! Какая эмоция была у тебя сегодня главной? А какую эмоцию чаще всего испытывали люди вокруг? Выбери соответствующие смайлики и нарисуй по одному внутри каждой банки. А ещё можно завести настоящие банки и каждый вечер складывать в них смайлики, вырезанные из картона.

Где живут эмоции

На Земле эмоции живут не в домиках, а внутри людей. Подумай, где у тебя в теле могут находиться эмоции. На фигурке человека покажи разным цветом, где какая эмоция живёт. Затем соедини линиями цветные участки с названиями эмоций.

Задание направлено на осознание связи эмоций с телом. Если эмоции внутри нас, значит, мы можем ими управлять.

Эмодзи

А это задание посложнее. Выполнив его, ты научишься лучше видеть и понимать эмоции. Когда эмоции отображаются на лице, это называется мимикой. Ты можешь, посмотрев на человека, отличить радость от удивления, а страх от интереса? Если нет, давай потренируемся! Попробуй отгадать, какой смайлик какую эмоцию изображает.

Эмоциональный автомат

Ты уже умеешь различать по лицам эмоции, а теперь попробуй сам их изобразить. Сыграй с родными или друзьями в «Эмоциональный автомат». Выбери любой ряд со смайликами и изобрази все три. Пускай друзья решат, похоже у тебя получилось или нет. Зачеркни ряд и передай ход другому.

Радуга эмоций

Мы, элоны, видим эмоции и различаем их цвет, поэтому для нас мир играет яркими красками. Каждый элон знает, какого цвета его радость, а какого — удивление, как выглядит грусть, а как — сомнение. А твои эмоции какого цвета? Создай свою радугу эмоций!

Эмокнижка

Чтобы запомнить названия эмоций, сделай книжку-подсказку. Вырежи из бумаги четыре одинаковые фигуры, например круги. Согни их пополам, напиши на каждой половине название эмоции и раскрась. Сложи фигуры стопкой, в районе сгиба скрепи степлером или клеем.

Получившуюся книжку можно носить с собой и без слов показывать окружающим, что ты сейчас чувствуешь. А ещё можно поиграть: в людном месте открой эмокнижку на случайной странице и попробуй найти человека, который испытывает выпавшую эмоцию.

Коробка радости

Для каждой эмоции мы, элоны, собираем коробку с предметами, с ней связанными. В моей коробочке радости лежат ракушка, которую я нашёл в море, камушек с бабушкиной дачи, колокольчик — подарок мамы, кораблик: его мы сделали вместе с папой — и шишка, раскрашенная золотой краской к Новому году. Ты тоже можешь так сделать!

Возьми картонную коробку или смастери её сам, обклей красивой бумагой и положи внутрь то, что напоминает тебе про радостные события. А сейчас напиши или нарисуй на гранях коробки то, что вызывает у тебя радость.

Спиннер грусти

Когда мне становится очень грустно или я устаю мечтать, я достаю спиннер грусти. Сделай себе такой же.

Вырежи из бумаги круг, с помощью карандаша и линейки раздели его на секторы, в каждом из них напиши приятное дело. Возьми обычный спиннер (наверняка он есть у тебя дома, и не один), приклей к нему стрелочку. Когда тебе станет очень грустно, положи спиннер в середину круга, раскрути и выполни то, на что покажет стрелка. А ещё ты можешь показать игру друзьям и научить их грустить с пользой.

Заклинание от страха

Подружиться со страхом мне помогает заклинание. О нём я узнал от папы, а ему рассказал его папа. Сегодня я поделюсь им с тобой. А ты придумай своё собственное защитное заклинание. Фразы в нём могут быть любыми, главное — записать их на бумаге. Ты можешь попросить помощи у родителей. Наверняка у них найдутся для тебя подходящие слова! В следующий раз, когда тебе нужно будет преодолеть страх, произнеси заклинание про себя.

Не бывает хороших или плохих эмоций, все они необходимы. Задача родителей — научить детей управлять ими, чтобы каждая эмоция не была тяжелой и неподъемной.

По материалам «Где живут эмоции?».

Обложка статьи — иллюстрация из книги «Где живут эмоции?».

Источник

Каждый рисунок — это своего рода срез психического состояния и развития ребенка. Не случайно рисунки детей всего мира одинаковы. Вы, наверное, знаете о головоногах, о психологических тестах с помощью рисунка, об арт-терапии. Рисунок для ребенка — это язык общения, способ отразить мировосприятие и вообще органичная ему деятельность.

Почему рисунок?

Дошкольник рисует то, что для него важно, о существовании чего он знает и помнит, а не то, что видит на самом деле. Ребенок рисует не предмет сам по себе, а свое представление о предмете. Детский рисунок отражает внутренний мир ребенка, его переживания и то бессознательное, что невозможно исследовать с помощью словесных методик и тестов. Во время рисования задействована не только интеллектуальная сфера ребенка, но и эмоциональная.

Изображение Svetlana Konstantynova с сайта Pixabay

Тест-занятие. Определяем мотивацию, навыки и умения

В ходе теста-занятия попросите ребенка нарисовать что угодно.

Например:

— Лева, помоги мне с очень важным делом. Вот на листе (предложите ребенку выбрать лист из разных размеров) нужно нарисовать любую картинку. Это очень важно, так как эту картинку я отнесу начальнице (другу, подруге). Оцениваться рисунок не будет, главное, чтобы рисунок был и чтобы было понятно, что на нем нарисовано.

Все. Больше слов мотивации не нужно.

Правило. На листе ребенок рисует только сам.

Попросите не откладывать работу, узнайте у ребенка, что ему понадобится, хочет ли он рисовать один или ему хочется рисовать с вами. Запомните его выбор и отклик.

Если ребенок скажет, что не умеет рисовать, повторите, что начальнику (другу или подруге) это совсем не важно. Но важно, чтобы рисунок был. По сути малыш примет это задание наряду с теми, что получает в детском садике. Например, когда говорит вам, что нужна поделка или презентация.

✔️Обратите внимание на реакцию ребенка. Это тест на мотивацию.

В отказе может скрываться признание в истинном отношении к себе и своим возможностям или к вам и вашим просьбам. Если трудность возникла уже на этом этапе, задумайтесь о психологическом комфорте ребенка в семье.

Причина может быть и в том, что другая деятельность вашего малыша не позволяет переключиться, дайте время на ее завершение.

Если это планшет или игра в телефоне, помните, что захват внимания ребенка сейчас крайне силен, это своего рода страсть, так что отложите вашу просьбу.

✔️ В процессе работы засеките время выполнения, количество и время пауз.

Когда рисунок будет готов, оцените работу высоко, похвалите малыша. Почувствуйте, как он откликнулся на похвалу. По сути вы, конечно, оцениваете не рисунок, а наблюдаете и оцениваете отношение к работе вашего ребенка.

Далее сам рисунок.

Изображение MireXa с сайта Pixabay

✔️ Анализируется без ребенка и с ребенком. С ребенком обсуждается замысел: что и где изображено. Во что бы то ни стало удержитесь от критики! Читайте рисунок вместе с ребенком, как книжку.

Без ребенка обратите внимание на техническую сторону.

✔️Выбор инструмента (карандаши, краски, фломастеры) покажет, насколько ребенок заинтересован в средствах выразительности и уверен в себе.

Самый смелый выберет краски; фломастеры больше понравятся тем, кто ищет легкий путь; карандашом будут рисовать трудяги.

✔️Выбор цвета помимо психологического состояния покажет вам кругозор и готовность отразить приобретенные знания. Именно готовность.

✔️Количество цветов укажет на то, насколько вашего малыша захватил процесс. Степень нажима, уверенность линий продемонстрируют развитие руки и глазомера. Помните, в дошкольном детстве размеры и расположение объектов законам перспективы и детализации пока не подчиняются.

✔️Последний показатель — затраченное время. Чем дольше ребенок сидел над рисунком, тем выше была его заинтересованность. Запишите на обратной стороне рисунка дату, тему, имя и возраст ребенка. Обязательно отнесите рисунок на работу и как обещали покажите начальнику (подруге, другу, коллегам).

Причем здесь эмоциональный интеллект? —

спросите вы.

А вот причем. Описанный нами экспресс-текст во многом похож на методику Минь Ань Нгуена, кандидата психологических наук, профессора, заведующего кафедрой либерального образования университета Хоа Сен. Его методика диагностирует эмоциональный интеллект старшего дошкольника.

Подробнее с ней вы можете ознакомиться здесь:

Диагностика эмоционального интеллекта методом рисунков

Источник

О пользе развития эмоционального интеллекта не высказался только ленивый.

Эмоциона́льный интелле́кт – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

В переводе на понятный язык: человек с развитым эмоциональным интеллектом – это счастливый и успешный человек, способный строить здоровые партнерские отношения и испытывать глубокую привязанность.

Такому человеку для поддержания гармонии в своей жизни не нужны «костыли» вроде нездоровых отношений или зависимостей. В его жизни не будет болезненных перекосов в сторону карьеры, заменяющей личную жизнь, или отношений, поглощающих его личность. Вспомните экранизацию повести Чарльза Диккенса «Рождественская история» – отличная иллюстрация такого «перекоса». И это – далеко не самый удручающий пример.

Безусловно, эмоциональный интеллект не гарантирует отсутствия жизненных трудностей, неудач и провалов. Но он дает психологическую устойчивость, умение использовать внутренние и внешние ресурсы для преодоления неблагоприятных обстоятельств.

Развивая эмоциональный интеллект ребенка, вы даете ему набор инструментов, которыми он будет пользоваться всю жизнь и еще передаст их по наследству! Неплохо, правда?

Кстати, хорошая новость: вы уже это делаете! Да-да, вы развиваете эмоциональный интеллект вашего ребенка с самого его рождения!

Вспомните, как младенец улыбается, дергает ручками-ножками и гулит в ответ на появление родителей в его поле зрения. Как он успокаивается на руках, прижимается всем тельцем, как смотрит в мамины глаза во время грудного вскармливания…

Малыш растет, начинает садиться, ползать, вставать, ходить и активно изучать все, до чего можно дотянуться. Припоминаете, как каждый раз, попав в новую ситуацию, ребенок, прежде чем отреагировать самому, смотрит сначала на реакцию родителя?

Развитие эмоционального интеллекта и работа с эмоциональной сферой взрослого – тема для отдельной большой статьи. Здесь ограничусь определяющим, на мой взгляд, советом: запрещено запрещать.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Убирайте из своей речи и головы запрещающие, уничижающие и обесценивающие установки-высказывания вроде: «мальчики не плачут», «девочки всегда улыбаются», «капризничать стыдно», «нельзя расстраиваться», «обижаться нехорошо», «злиться – плохо», «слишком много веселиться вредно»…

Вспомните, вытащите из своей головы все эти фразы. Выпишите их на листочек и проработайте каждую установку, изменяя ее с негативной на позитивную. Например, так: злиться плохо → злиться – это нормально, главное – спросить себя, почему я злюсь и что нужно делать в этой ситуации, чтобы изменить ее в лучшую сторону.

Возвращайтесь к этому списку, пока от всех губительных установок не останется и следа.

Как стать помощником ребенка на пути развития эмоционального интеллекта

Я сейчас скажу ужасную вещь: никто и ничто не сможет развить эмоциональный интеллект ребенка, если в этом процессе отсутствует главное звено – значимый взрослый.

Значимый взрослый – это человек, принимающий непосредственное участие в заботе о ребенке, оказывающий существенное влияние на условия его жизни и развития.

Педагог может провести дидактические игры и занятия на развитие эмоционального интеллекта, коих сейчас великое множество. Все это полезно и нужно. Но эти знания «пройдут по касательной» без участия значимого взрослого.

Эмоциональный интеллект ребенка – в руках родителей, которые много, качественно, осознанно и открыто с ним общаются.

А что дальше-то делать? Не будешь же с двухлеткой беседовать о жизни на примерах классической литературы? Он бросит в вас кубиком от лего и убежит играть. И будет прав!

Показывать малышу карточки с эмодзи и монотонно повторять «это радость, это грусть…»? Если в вашей голове встает именно такая картина, скорее перезагружайте систему.

На самом деле все гораздо проще, веселее и приятнее. Затем, собственно, мы и создали серию книжек «Первые эмоции в сказках и картинках».

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Сотни лет сказки были способом передачи знаний об окружающем мире и человеческих отношениях. Они и развлекали, и учили, и развивали, и предупреждали.

Некоторые сказочные «фишки»:
  • повторы;
  • преувеличения;
  • простые сюжеты;
  • одушевление природных явлений и животных.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

В сказках есть огромный потенциал для раннего развития эмоционального интеллекта:
  • простые и понятные поведенческие примеры;
  • поиск смысла в иносказательном повествовании;
  • установление причинно-следственных связей;
  • связь текста с картинкой.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Но сама по себе сказка с картинками – это только пособие, помощник, дающий инструменты, использовать которые – ваша задача. Вся магия в ваших руках!

Давайте подробнее рассмотрим инструменты для развития эмоционального интеллекта, которые дает нам сказка.

Совместное чтение – это близкое общение ребенка со значимым взрослым, во время которого происходит такой важный для развития эмоционального интеллекта процесс, как формирование привязанности. Вы сидите рядом, гладите и обнимаете ребенка, смотрите друг другу в глаза, вместе смеетесь, печалитесь, удивляетесь, переживаете, вспоминаете. Между вами устанавливаются прочные, глубокие, эмоционально значимые связи. Этот опыт близких отношений у ребенка останется навсегда.

Эмоциональная включенность. Помните, что во время совместного чтения ребенок – не пассивный слушатель, а активный участник процесса. Будьте в моменте: читайте с выражением и следите за реакцией ребенка, проговаривайте, называйте, повторяйте, обсуждайте.

С маленьким непоседой (до 2–2,5 лет) можно поначалу ограничиться рассматриванием картинок и выполнением посильных заданий для актуализации уже имеющихся представлений ребенка об эмоциональной сфере, своей и окружающих.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

С возрастом и развитием речи ребенок сможет все активнее участвовать в обсуждении прочитанного, моделировании ситуаций, дифференцировании и определении эмоций, прогнозировании, понимании причин и следствий своих и чужих целей и поступков.

Отвечайте на вопросы ребенка. Если ребенок стремится разобраться, найти ответ – вы на верном пути.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Задавайте ребенку вопросы, на которые он может ответить, поразмыслив самостоятельно и делая собственные умозаключения. Пусть они будут поначалу слишком наивные, корявые и нелогичные, это не так важно: суть в самом процессе. Не торопитесь поправлять и отвечать за ребенка.

Слушая ребенка, вы даете ему возможность свободно анализировать и рассуждать, искать форму выражения своих эмоций, чувств и мыслей. Если необходимо – помогайте наводящими вопросами. Неплохо будет также вспомнить примеры из прочитанного ранее или пережитого опыта: «А помнишь, в такой-то сказке был похожий момент…» и т.д.

Когда ребенок будет готов, подключайте к обсуждениям моделирование различных ситуаций:

«А как бы ты поступил(а)? Как еще мог поступить герой в этой ситуации? Представь себя на месте героя: что бы ты почувствовал(а)?» и т.д.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Внимательное слушание – отличный способ развития самоконтроля, осознанности и включенности. Хочешь узнать, что дальше – сядь, послушай, подумай, задай вопросы, найди на картинке и т.д.

Зачем в книжке со сказками задания?

Родитель не должен быть педагогом, на нем лежит и без того большая ответственность и масса дел с пометками «должен», «обязательно», «срочно» и т.д.

Поэтому в наших книжках, помимо сказок в картинках, вы найдете целый разворот-руководство с советами о том, зачем и как читать и заниматься по книжке.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

А также несколько разворотов с играми и заданиями в картинках.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Задания в этом случае являются помощниками, опорными точками для построения диалога и обсуждения прочитанного. Благодаря таким помощникам вы легко найдете нужные примеры, подходящие вопросы и даже поиграете в простые дидактические игры.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Книга дает вам богатый материал, вокруг которого можно легко построить общение с ребенком и разобрать сложные темы на простых примерах. Совместное проживание, анализ эмоций и поступков героев истории – это абсолютно реальное формирование личного опыта и эмоционального багажа с самых первых лет.

Источник

Сегодня каждый уважающий себя родитель считает необходимым как можно раньше отдать ребёнка во всевозможные кружки по типу «Маленький эрудит», «Умники и умницы», «Вундеркиндики». В три года современные мамы и папы требуют от детей знание английского языка, умение считать до 100 и рисунки в стиле Ван Гога.

Но почти никто из современных родителей не уделяет внимание развитию эмоционального мира малыша, его чувств, эмоций, коммуникативных способностей – того, что входит в понятие «эмоциональный интеллект». Взрослые считают, что эти процессы у ребёнка должны развиваться сами, без посторонней помощи. И это является большим заблуждением.

Обеднённая эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.

Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.

В этой статье вы познакомитесь с понятием эмоционального интеллекта, узнаете, влияет ли его развитие на успешность в школьном обучении, а также получите представление о методах и способах развития сферы эмоций и чувств вашего ребёнка.

Содержание:

Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты

Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?

Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2018 году:

Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

Переживаете, что у вашего ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками в школе, детском саду или что у него не складываются отношения с учителями? Узнайте, как обстоят дела на самом деле, чтобы иметь возможность помочь своему ребёнку. Слушайте звук вокруг и определяйте местоположение ребёнка в режиме реального времени с помощью приложения для заботливых родителей «Где Мои Дети» из AppStore и GooglePlay.

Нужно ли развивать эмоциональный интеллект?

Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.

Человек с низким уровнем EQ:

  • не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей;
  • близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создает семью, теплой атмосферы любви и внимания там не будет;
  • не умеет контролировать свои эмоции. Часто такой человек демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются.
  • не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
  • не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.

Диагностика EQ

В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:

  • методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
  • методики, где человек оценивает себя сам;
  • методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.

Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.

Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

Дошкольный возраст (4-7 лет)

В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

Школьный возраст (7-10 лет)

В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

Подростковый возраст (10-18 лет)

Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.

Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

Практические советы родителям

Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:

Понимание собственных чувств

На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

Родителям на этом этапе рекомендуется:

  • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
  • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
  • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

Понимание чувств другого человека

Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Родителям будет полезно:

  • не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
  • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
  • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

Управление собственным поведением

Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Родителям необходимо:

  • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей

Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

Родителям важно:

  • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
  • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

Упражнение «Покажи эмоцию»

Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

Игра «Я радуюсь, когда….»

Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

Избавляемся от гнева

В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, п