Развитие эмоционально личностной сферы ребенка дошкольного возраста
Формирование эмоционально- личностной сферы у дошкольников.
Актуальность научной поблемы.
Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой. По мнению А. Валлона, эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего: «Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединят ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое».Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Имеются данные Е.И. Ликиной (1999 г.), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже – с преобладанием отрицательных. Е.И. Ликина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития.
Цель работы: изучить особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, развитие и коррекция у детей эмоций нравственных представлений, помощь в установлении нормальных взаимоотношений между людьми, снятие психического напряжения.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:
- Показать особенности развития эмоционально-личностной сферы у детей.
- коррекция психоэмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности, тревожности);
- формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей
Обоснованность выбранной темы.
В последнее время количество детей с нарушением эмоционально-личностной сферы возрастает. Многоплановая работа с данной категорией детей необходима для более успешной адаптации в социальную среду. Дошкольный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, насколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с нарушениями эмоциональной сферы свои специфические особенности (высокий уровень агрессивности, тревожности и т. д.). Дети, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы
Мною Брум О.Н педагогом-психологом МДОУ№139 г.Саратова разработан курс занятий для развития и коррекции эмоций у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации по реализации программы:
Данный курс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Он включает в себя 14 занятий. Его длительность при двух занятиях в неделю около двух месяцев. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 4-х фаз. Занятия проводятся в форме мини-тренингов продолжительностью 40 минут до 1 часа. Его продолжительность зависит от особенности внимания и поведения детей.
В группу набираются дети, имеющие:
- повышенный или высокий уровень личностной тревожности;
- высокий уровень ситуативной тревожности в сфере межличностных отношений “ребенок – ребенок”;
- нарушения развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций.
Оптимальное количество детей в группе – 6-8 человек.
Большее количество может привести к увеличению числа повторений этюда, и занятие станет скучным. В группу приглашается ребенок, не нуждающийся в коррекционных занятиях, но который положительно влияет на группу, своей артистической жилкой, с его помощью легче заразить детей нужной эмоцией. Данная развивающая программа может проводиться также со всеми детьми.
Схема занятий.
1 фаза занятия Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражений основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой ,той или иной походкой, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
2 фаза занятия Этюд и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций. Беседы.
Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой, их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображение эмоций внимание детей привлекается по всем компанентам выразительных движений одновременно. Рекомендуется использовать следующие технологии:( изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, релаксация)
Изотерапия: закрепление полученных навыков выражения адекватного восприятия эмоций. Графическое отреагирование. Снятие напряжения.
Музыкотерапия: распознавание эмоций , снятие психоэмоционального напряжения.
Сказкотерапия: знакомство с моделями поведения персонажей с теми или иными чертами характера, эмоциональное осознание себя.
3 фаза занятия Игры
Цель: развитие внимание, памяти, речи, мышления, выразительной моторики.
4 фаза занятия Психомышечная тренировка ( упражнения)
Цель: снытие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения.
Релаксация (вариант отдыха): снятие напряжения.
Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. « Минутка шалости». Каждый этюд повторяется на занятии несколько раз с тем, чтобы охватить всех детей, и каждый ребенок смог проиграть любую роль. Недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на ход развития личности любого ребенка, поэтому этюды на выражение положительных эмоций, эмоций радости были обязательны для каждого занятия.
Программа предназначена для проведения группой. Приоритет группового психотренинга обусловлен тем, что психологические проблемы ребенка проявляют себя прежде всего в общение со сверстниками, и в этом же общении формируются полезные психологические навыки. Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию, ритуал прощания. Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. На занятиях ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми. Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого», В.А. Сухомлинский, рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов. Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности. Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности – со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что «основная… психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что… образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием».
Занятие №1.
Ход занятия
Цель: ознакомить с моделями выражений эмоций (тревога ,презрение и радость), коррекция отрицательной черты характера, развитие речи ,обучение самораслаблению, ауторелаксация.
1фаза этюды:
1.Гадкий утенок»
2.Ласка»
2фаза
- «Неоконченные этюды»
4 Беседа-игра «Как надо относиться к животным?»
«Минута шалости»
3фаза игра
5. «Дополни предложения»
4фаза игра
6.Конкурс лентяев.
7 прощание
Занятие№ 2
Ход занятия
Цель: изучить изображение эмоций (злость, обида и радость) Распознавание и выражение эмоций, снятие напряжения, релаксация.
1.фаза Этюды
1. «Злость»
2.«Обида»
3. «Радость»
2 фаза Музыкотерапия
а )прослушивание музыкального произведения.
б ) разпознание и выражение эмоций.
(минутка шалости)
3фаза игры
4. Игра «Домино»
4фаза упражнение
5.Спать хочется
6. прощание «Пока»
Занятие №3
Ход занятия
Цель: Выразительное изображение эмоций(печаль, гнев,радость),графическое закрепление полученных навыков, ,обыгрывание, коррекция.
1фаза этюды
1этюд « Остров плакс»
2.этюд«Злюка»
2.фаза Сказкотерапия М Пляцковского «Сердитый дог Буль»
Изотерапия «Мимика в рисунках»
а ) собрать лица ,соответствующие упражненим (1,2,3)
б ) дорисовать лица
Минутка шалости
3фаза 3 Игра «Три характера»
4.упражнение «На одну букву»
4фаза
5.Вариант отдыха
6. прощание «Улыбка»
Занятие №4
Ход занятия
Цель Ознакомить с выражением эмоций (удивление, интерес, радость) Коррекция поведения.
- фаза
1.Этюд«Круглые глаза»
2.этюд« Кузнечик»
3.игра-эдюд «Хорошее настроение»
2.фаза.
4.Изотерапия. Пантомимика в рисунках.
а собрать шаблоны (лиц,тел) эмоций соответствующие этюдам.(1,2,3)
б ) дорисовать шаблоны
«Минутка шалости»
3.фаза
6 . игра «Снежный ком»
4.фаза
7. Релаксация.
8.прощание «Мы с тобой»
Занятие №5
Цель:ознакомление с моделями выражения социально окрашенных эмоций (робость, смелость),изображение и коррекция социальных чувств (эгоизм) снятие напряжения.
1.фаза этюды
1. «Робкий ребенок»
2.«Молчок»
2.фаза
3. «Эгоист»
4.Беседа – игра «Кого зовут эгоистом»
5. Модель желательного поведения «Эгоист»
6. «минутка шалости»
3.фаза
7. «Подарки»
4.фаза
8. Пескотерапия
9 прощание « Я- и ты»
Занятие №6
Цель: Изображение эмоций (страх и смелость),» графическое отреагирование страха», снятие напряжения , развитие воображения.
1.Фаза этюды
1.«Ночные звуки»
2.«Я-грозный боец»
3.«В темной норе»
2фаза
4.Беседа « Кто что или кого боится?»
5.Рисование на тему «Кого или что я боюсь»
6.Чтение сказки М.Пляцковского «Кролик, который ничего не боялся»
3фаза. игры
7.«Смешалости»
4фаза
8.«Каждый спит»
Занятие№7
Цель: Цель: Изображение эмоций (страх и смелость),» графическое отреагирование страха», распознавание эмоций, снятие эмоционального напряжения .
1.фаза этюды
1.«Что в углу»
2.«Битва»
3.«Змей-Горыныч»
2фаза
4.Рисование на тему «Змей- Горыныч»
5.Музыкотерапия.
а )прослушивание музыкальной композиции.
б )распознавание эмоций
3фаза игры
6.«Фея сна»
4.фаза
8. Пескотерапия
9 прощание « Я- и ты»
Занятие№8
Цель: Изображение эмоций (страдание,чувство стыда) закрепление и расширение нравственных чувств (справедливость), развитие мышления.
1.фаза этюды
1.«Варежка»
2.«За обедом»
3.«Так будет справедливо»
2фаза
4.Беседа «Что такое справедливость?»
5.« Минутка шалости»
3фаза игры
6.«Сходство и различие»
7.«Пылесос и пылинки»
4фаза прощание
Занятие№9
Цель:Выразительное изображение эмоций (печаль,радость) закреплениеи расширение нравственных чувств(вежливость) развитие внимания, снятие напряжения)
1.фаза
1.«Момент отчаяния»
2.«Потерялся»
2фаза
4.«Розовое словцо привет»
5.Чтение сказки М.Пляцковского «Жажуля»
6.Беседа о вежливости
3фаза
7.«Смотри и слушай внимательно»
4фаза
8.Пескотерапия «Сюрприз»
Занятие№10
Цель:Изображениеэмоций(гнев,злость,спокойствие,радость)закреплениеи расширение нравственных чувств(вежливость) развитие мышления.
1.фаза этюды
1.«Два сердитых медвежонка»(мальчика)
2.«Встреча с другом»
3.«Поссорились, помирились»
2фаза
4.Чтение сказки М.Пляцковского «Урок дружбы»
5.Беседа- игра «Дружба»
6.Минута шалости»
3фаза
7.«На что похоже»
4фаза
8.Веселый танец.
Занятие№11
Цель: модели выражения социально окрашенных чувств(вины, презрения) эмоции радости, коррекция черт характера(эгоизм, хвастовство).развитие внимания.
1фаза этюды
1.«Чуня-задавака»
2.Чуня просит прощения.
2фаза
3.«Мышка -хвастунья»
4.Этюд «Я хочу»
3фаза
Чтение сказкиМ.Пляцковского»Сказка о знаменитом крокодиле и не мение знаменитом лягушонке»
5.Беседа «Кого называют хвастунами»
6.«Запомни позу»
4фаза
7.«Факиры»
8 прощание Веселый танец
Занятие №12
Цель: тренинг моделированных стандартных ситуаций, распознование и называние эмоций ,развитие внимания, снятие напряжение
1.фаза
1.«Мама заболела»
2.Неоконченный этюд «мне грустно»
2фаза
3.Музыкотерапия
а )прослушивание музыкальной композиции
б )распознавание эмоций
в )словесное описание
3фаза
4.«Игра без предметов»
5.« На берегу моря»
4фаза
6.Пескотерапия
7.прощание
Занятие№13
Цель: тренинг моделированных стандартных ситуаций, распознование и называние эмоций ,развитие речи, снятие напряжение
1фаза
1.«Неоконченный этюд 1»
2.«Неоконченный этюд 2»
2фаза
3.Музыкотерапия
а )прослушивание музыкальной композиции
б )распознавание эмоций
в )словесное описание
3фаза игры
4.«Кто что делает?»
5.«Медвежата в берлоге»
4 фаза
6.Этюд «Я люблю»
7.прощание
Занятие№14
Цель: тренинг моделированных стандартных ситуаций, коррекция ревности, зависти, снятие психоэмоционального напряжения.
1фаза
1.Неоконченный этюд 1»
2.«Неоконченный этюд 2»
3.«Два ревнивца»
2фаза
4.Чтение сказки М.Пляцковского»Фонтан,который умел плавать»
5.Беседа «Кто хвастает и завидует»
6.Вопросы и ответы по кругу
3фаза. игры
7.«Смешалости»
4фаза
8.Вариант отдыха
9.прощание Я и ты
Литература
Г.М. Бреслав Эмоциональные особенности формирование личности в детстве Москва Педагогика 1900г
Н.В. Калинина Эмоциональное самочувствие ребенка в школе диагностика и коррекция Ульяновск 1997г
Е.В. Рылеева Вместе веселее Москва 2000г
С.А Шмаков Игра её величество игра Москва 2000г
Источник
Доклад на тему:
«Развитие эмоционально- волевой сферы дошкольников»
(воспитатель Третинникова В.С)
Содержание доклада:
Введение
1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника.
2. Понятийный аппарат.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. –
Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.
1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.
Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г.М.Бреслав, В.К.Вилюнас, А.В.Запорожец, К.Э.Изард, Я.З.Неверович, П.В.Симонов и др.).
Отечественные исследователи (И.В.Алехина, Н.М.Амосов, П.К.Анохин, М.В.Антропова, И.А.Аршавский, А.Баллон, А.И.Захаров, М.И.Кольцова, А.Д.Кошелева, Н.Л.Кряжева, Н.М.Матяш, Т.А.Павлова, Н.А.Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.
2. Эмоционально-волевая сфера
Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Чувства – сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и прочему.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно от тонуса нервной системы. Именно этот вид настроения называют самочувствием. На настроение влияют окружающая природа, события, выполняемая деятельность и люди. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность человека.
Эмоции в строгом значении слова – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.
Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Современные психологи сходятся на точке зрения, согласно которой стресс на начальном этапе развития оказывает положительное влияние на человека, поскольку он способствует мобилизации психических сил и не вызывает физиологических изменений. Но если защитные механизмы человека не могут справиться со стрессом, то в конечном итоге он получает психосоматическое или другое психическое отклонение.
Воля – сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И.Еникеев).
3. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника
Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия – наследственность, особенности его физического развития.
Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным, благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры).
Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и впервой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, обогащайте активный словарь словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.
Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».
Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно.
Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.
Педагог может использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.
Таким образом, дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.
Необходимо изыскать способы и средства для введения систематической работы по формированию и коррекции эмоциональной сферы ребенка. Задачи воспитателей – обеспечить разностороннее развитие детей. Достигнуть положительных результатов возможно лишь при тесном сотрудничестве и комплексном подходе в работе воспитателей и родителей. Основную работу обучения и воспитания осуществляют педагоги на занятиях и в режимных моментах. С родителями педагоги обсуждают успехи или трудности ребенка в обучении. Основными методами на таких занятиях выступают: создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание к изображаемому предмету, явлению, показ и формирование навыков и умений, обследование предмета. В процессе обследования, наблюдения происходит сочетание восприятия предмета со словесным обозначением предметов, явлений, их свойств, и отношений (название цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений). Таким образом, для коррекции развития эмоционально-волевой сферы дошкольников требуются специально разработанные формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников, тщательный отбор и адаптация используемого материала.
Для определения эмоционального состояния ребенка можно использовать тесты на уровень тревожности., тест по самооценке, а также простой рисуночный тест, с помощью которого можно определить настроение, тревожность, агрессивность ребенка.
Заключение
Период дошкольного детства – возраст познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности.
Теоретические и практические аспекты в области изучения эмоционально-волевого состояния дошкольников дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.
Способы поведения, которые мы демонстрируем ребенку в обыденной жизни не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, а часто и ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоционально-волевой сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении.
Иногда взрослые не совсем владеют вопросами, касающимися сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку. А бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя митр собственных и чужих эмоций. Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому, что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений.
Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего, маме и папе следует учитывать небольшой словарный запас малыша. Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой» и т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов), тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.
Необходимо активировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.
Список используемой литературы
- Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. – М.:Педагогика, 2003. – 512 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э.Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. – М.: НПО «МОДЭК», 2006. – 304 с.
- Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Проспект, 2007. – 431 с.
- Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В.Уханова // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №2. – C.115-124.
- Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В.Шапатина, Е.А.Павлова. – Самара: Универс-групп, 2007. – 204 с. С.94-106
- Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М.Шипицина.- СПБ: « Речь», 2003. – 240 с. С.172-199.
Приложение
Упражнение «Мимическая гимнастика»
Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.
Задания на карточках:
– улыбнуться, как веселый Буратино.
– испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.
– рассердиться, как злой волк.
– погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.
Игра-загадка «Маски»
Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.
Задание:
На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска). Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей , рта, глаз.
Игра «Театр».
Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.
Задание:
Ребенок изображает с помощью мимики какое -то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.
Игра «Угадай эмоцию на ощупь».
Цель: развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.
Задание:
Воспитатель дает сигнал: «Радость -замри». Дети изображают радость на лице, осторожно трогают своими пальчиками брови, рот, глазки.
Источник