Развитие эмоций ребенка с зпр

Рекомендации по развитию понимания эмоциональных переживаний у детей с ЗПР
Одной из специфических закономерностей аномального развития психики являются особые взаимоотношения ребенка с окружающей средой, и прежде всего с людьми. В силу своих особенностей, дети с задержкой психического развития испытывают трудности в осознании своих переживания и не всегда понимают эмоциональные состояния людей, эмоции таких детей не всегда адекватны, наблюдается отклонения в поведении, всё это затрудняет их взаимодействие с окружающими и адаптацию в социуме. Проблемы в эмоциональной сфере, если не предпринимать необходимых мер их коррекции, в дальнейшем сказываются на обучении детей, на их успеваемости и приводят к различным формам социально – психологической дезадаптации. Поэтому, дети с ЗПР нуждаются в формировании эмоциональной сферы и коррекции её недостатков, это является одной из приоритетных задач воспитания в целом. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «…эмоции не развиваются сами по себе, …основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема». Важным моментом в работе психолога и педагога, является необходимость научить ребенка управлять своими эмоциями, понимать эмоциональнее состояния других людей, что позволит контролировать свое поведение и приведет к успешному взаимодействию с окружающим миром.
Для коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития необходим комплексный подход. Важно, чтобы коррекционно-развивающая работа проходила в системе, в которой задействованы все специалисты.
Для осуществления коррекционной работы по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития рекомендуется учитывать следующие условия:
- Установление положительного эмоционального контакта с ребенком, доброжелательный настрой педагога.
- Эмоциональное проведение занятия, обогащенный интонациями голос педагога.
- Организация специальных коррекционных занятий, направленных на снятия напряжения, обучение выразительным движениям – «азбуке эмоций» и имитации различных эмоциональных состояний.
- Развитие умений понимать эмоциональные состояния, учить ребенка распознавать свои и чужие эмоции, анализировать причины их возникновения.
- Применение в практике педагогические средства, которые способствуют появлению положительного отклика со стороны ребенка (поощрение, ситуация успеха, музыкальное сопровождение занятия и т.д)
- Развитие умений у ребенка контролировать свои эмоции, осознавать их, и справляться с ними.
Рекомендуем основные направления коррекционной работы по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития:
¬ Развитие мышечных реакций, которое включает:
- обучение мимической гимнастике;
- обучение пантомимическим упражнениям на понимание эмоций;
- обучение навыкам релаксации.
¬ Развитие эмоциональной сферы детей, которое содержит:
- обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других – людей и животных;
- обучение правильному восприятию и распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
- обучение умению понимать и анализировать собственные эмоции;
- овладение словесными обозначениями эмоций.
¬ Развитие коммуникативных умений и навыков, которое включает:
- обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.
¬ Формирование адекватной самооценки.
Примерная схема проведения занятия по эмоциональному развитию:
1.Мимическая гимнастика (приложение 1).
2. Работа над пониманием эмоциональных жестов, движений, поз – вначале педагог сам показывает, затем предлагает ребенку повторить эмоциональные движения (Приложение 2).
3. Проигрывание различных эмоциональных состояний с помощью голоса и интонации (приложение 3).
4. Проигрывание ситуаций, эмоциональных этюдов, упражнений (Приложение 4).
5. Рассматривание одноперсонажных и многоперсонажных схем, раскрывающих эмоциональные проявления в различных жизненных и сказочных контекстах; схем с вариативным проявлением эмоций; схем в которых внешнее выражение и причина эмоций представлены в конфликтной форме, т. е. прямо не согласуются; схем, предполагающие оценку причинно следственных связей (Приложение 5).
6. Рассматривание и «расшифровка» эмоций на картинах, пиктограммах, работа над эмоциональным словарным запасом (репродукции картин И. И. Левитана «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «У омута»; В. Д. Поленова «Ранний снег», «Золотая осень», «Пруд»; И. И. Шишкина «Бурелом», «Дубовый лес», «Иней», «Рожь»; В. М. Васнецова «Аленушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «Царевна лягушка», «Снегурочка», «Иван Царевич на Сером Волке»; Ф. А. Васильева «Оттепель», «Перед дождем», «Рассвет», «Мокрый луг», «Осень» и др)
7. Работа над литературным произведением. Это могут быть стихи А. Блока («Летний вечер», «На лугу», «Зайчик» и др.), В. Берестова («Веселое лето», «За игрой», «Заяц барабанщик» и др.), С. Дрожжина («Миновало лето», «Первый гром», «Все зазеленело»), А. Плещеева («Скучная картина», «Осенью»), А. Фета («Сад весь в цвету…», «Задрожали листы, облетая…»); рассказы П. Бажова, В. Драгунского, Н. Носова, К. Паустовского, М. Пришвина, Л. Толстого; сказки Г. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др.
8. Передача ребенком настроения, эмоционального состояния путем выбора соответствующей картинки (приложение 6).
9. Прослушивание музыкальных произведений, выразительно передающих различные настроения, эмоциональные состояния (музыкальные пьесы: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»; Л. Бетховен «Веселогрустно»; Р. Шуман «Веселый крестьянин»; С. Майкапар «Тревожная минута» и «Раздумье»; Д. Кабалевский «Печальная история», «Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка», «Клоуны»; А. Гречанинов «Материнские ласки»; Г. Свиридов «Грустная песенка» и т. д.).
10. Подведение итогов занятия с обязательным стимулированием (похвалой) детей за участие в работе.
Для того, чтобы коррекционная работа по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития была эффективной, необходимо помощь семьи.
Для педагогов и психологов мы рекомендуем:
- проводить родительские собрания, на которых необходимо объяснить насколько важно развитие эмоциональной сферы ребенка;
- ознакомить родителей с спецификой и особенностями эмоциональной сферы ребенка;
- проводить индивидуальные беседы, с обсуждением возможного коррекционного воздействия на ребенка, намечая пути решения проблемы;
- помощь в подборке практического материала для развития эмоциональной сферы.
Рекомендация для оформления стендов для родителей:
- Важно насыщать ребенка сенсорной информацией начиная с самого раннего возраста. Не нужно быть излишне строгими с детьми, позволяйте им бросать, трогать, трясти, кидать, пробовать на вкус, нюхать предметы и игрушки это позволяет развивать органы чувств, что является благоприятным условием для развития эмоциональных проявлений;
- Обязательно читайте детям литературные произведения, при этом важно соблюдать интонации, выразительность, передавать настроение героев, учите детей сопереживать персонажам, чувствовать их переживания;
- Давайте детям больше положительных впечатлений, посещайте цирк, концерты, детские представления, важно обращать внимание ребенка на эмоции, движения, мимику, жесты артистов;
- Побуждайте детей к активному самовыражению, импровизации, проявлению творчества. Устраивайте домашние театрализованные представления, игры, участвуйте в них;
- Поощряйте оригинальность эмоциональных проявлений в мимике, пантомимике, в речи вашего ребенка;
- Пополняйте детский уголок новыми книгами, игрушками, пособиями;
- Создавайте вместе с ребенком поделки, рисунки и т.д.;
- Детей младшего школьного возраста побуждайте выражать свое отношение к различным поступкам, возникшим трудностям, ситуациям;
- Посещайте с детьми школьного возраста театр, кино и т.д..
- Выясните, что привлекает вашего ребенка, чем бы он хотел заниматься. Направьте ребенка в секцию, кружок, любимое хобби и коллектив сверстников является благоприятным условием для развития эмоциональной сферы детей.
Приложение
Приложение 1.
– Сморщить лоб и поднять брови (удивиться), выше, еще выше и расслабиться.
– Нахмуриться (рассердиться) – еще сильнее – расслабиться.
– Расширить глаза (испугаться), затем расслабить веки, представив, что наступила ночь и хочется спать.
– Расширить ноздри (вдохнуть, почувствовав какой – то запах; выдохнуть) – расслабиться.
– Зажмуриться (ужас) – расслабить веки (ложная тревога).
– Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) – расслабиться.
– Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) – расслабиться.
– Улыбнуться как можно сильнее – расслабиться.
Приложение 2.
«Говорящие руки»
Педагог обращает внимание детей на то, что наши руки могут «без слов» сказать многое: поблагодарить, поприветствовать, выразить недовольство, любовь и т. д. Далее педагог просит детей с помощью жестов изобразить радость, обиду, удивление, гнев, усталость и т. д.
При повторении игры можно предложить одному ребенку руками сообщить какую-нибудь информацию. Остальные дети будут пытаться отгадать, что он хотел сказать.
«Угадай-ка»
Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям отгадать «живые загадки», а затем тихонько, чтобы не слышали другие дети, дает одному из участников игровое задание. Ребенок выполняет его. Дети пытаются отгадать продемонстрированный им образ. Примерный перечень заданий:
• Изобрази свирепого медведя, бегущего за Машей;
• Изобрази, как лиса уговаривала колобка сесть ей на язычок;
• Покажи, как расстроенный заяц бежал по тропинке в надежде, что кто-нибудь поможет ему выгнать лису из избушки;
• Изобрази, как дул волк на соломенный домик Ниф-Нифа;
• Покажи, как ловит комаров веселый лягушонок;
• Покажи, как кот Леопольд шел на рыбалку.
В дальнейшем при повторении игры задания можно усложнить, например предложить двум детям изобразить фрагмент из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: веселый Буратино убегает от злого Карабаса-Барабаса и т. д.
Приложение 3.
«Передай голосом»
Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д
Приложение 4.
«Волшебное зеркало» – педагог (ребенок) демонстрирует жест или позу, дети повторяют движение.
«Мое настроение» – ребенок изображает различные эмоциональные состояния – я устал, я весел…
Приложение 5.
Разноперсонажные схемы
Котенок удивленно смотрит на ежа. Состояние удивления
Многоперсонажные схемы
Мама дарит девочке куклу. Мама радуется, девочка удивляется
Схема, предполагающие оценивание причинно-следственных связей.
Дети наблюдают за упавшим с велосипеда мальчиком (ситуация-причина) – дети смеются, мальчик удивлен (следствие) – пустой кружок, в котором дети изображают варианты адекватного разрешения данной ситуации.
Приложение 6.
Педагог заранее устанавливает в разных местах зала пиктограммы. Читая стихи, он предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, соответствует настроению отрывка. Для этого предлагаются следующие стихотворные отрывки.
Плачет серенький зайчонок,
Так невесело ему.
Он промок,
Замерзли лапки,
Заблудился он в лесу.
Скоро ночь, скорей бы к маме
Как найти её: «Ау!»
Сердитый, страшный серый волк
Весь день по лесу бродит,
Обходит каждый кустик он,
Но зайцев не находит.
Рано утром, на рассвете
Вышел гномик погулять,
Чтоб лесным зверятам разным
Свой костюмчик показать.
В небе солнце улыбалось,
Радовался гном,
Что его наряд прекрасный
Увидят все кругом:
Заяц и лисица,
Волк, барсук и львица.
Рано утром солнышко встает,
У дома на заборе петушок поёт.
Радуются солнышку яркие цветочки,
Раскрывают солнышку свои лепесточки.
Жил на свете слон,
Смеяться не любил он.
И ходил он весь в печали,
Грустно головой качая.
Однажды в солнечный денёк,
Уселся ёжик на пенёк.
Его увидел зайка серый,
К нему бежит он со всех ног:
«Что ёжик грустный ты такой,
Что приключилось друг с тобой?»
В магазине «Для детей»
Встретил ёж своих друзей.
Заболтался, закрутился,
Магазин уже закрылся.
Ежик очень загрустил,
Что игрушек не купил.
Мишка-топотышка
Лесной дорогой шёл.
Песню пел малышка,
Вдруг в ельник он зашёл.
Набрал он много шишек,
И радостный такой
С корзиной полной шишек
Он поспешил домой.
Источник
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 12 июля, 2019
Обновлено: 25 марта, 2021
Многочисленные работы ученых медицины в последнее столетие показали, что в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста, степень развития эмоционального компонента личности имеет особенную ценность. Ее зрелость определяет адаптацию малыша к учебному процессу, обществу и социальной группе.
У детей с ЗПР, эмоциональная сфера развита слабее сверстников, из-за чего возникают проблемы с привычными нам видами деятельности. Ярко, отставание от сверстников становится заметным к последнему году пребывания в ДОУ.
Особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР
Ученые давно доказали связь между эмоциональным развитием и прочими психическими процессами, что особо проявляется у детей с ЗПР. В их случае, неразвитость эмоциональной сферы влечет за собой неспособность оценивать собственные поступки и поведение, недостаточную критичность, внушаемость, стремление подражать. Кроме того, страдает внимание, способность к обучению, речь.
Эмоции таких детей поверхностны, ребята не могут облечь в слова свои ощущения, теряются и злятся. В первую очередь – на самих себя. Отмечается крайняя эмоциональная неустойчивость.
Особенности эмоциональной сферы у детей-дошкольников с ЗПР характеризуются типичными явлениями:
- сложностями в становлении продуктивных контактов: им сложно понять правила общения между сверстниками, взрослыми и детьми, трудно придерживаться общепринятого алгоритма общения;
- склонностью к эмоциональным расстройствам. Частые внезапные вспышки страха, тревожности, аффективных действий.
- невозможностью надолго на чем-то сконцентрироваться, достичь поставленной цели.
- инфантильность;
- легкой утомляемостью;
- отсутствием ярких эмоций;
- гиперактивностью;
- отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими.
Особенности эмоциональной сферы у малышей-дошкольников с ЗПР приводят к полной несамостоятельности и непоследовательности. Ребята не способны выполнить работу до логического конца, проконтролировать выполнение задачи, дать объективную оценку своим действиям.
Из-за этого снижается уровень их работоспособности при обучении, так как они не удерживают внимание на одном задании, им скучно и некомфортно. При переключении учебного процесса на игровую активность, соответствующую уровню развития эмоциональной сферы детей с ЗПР, результаты увеличиваются.
Сложности в детских коллективах
Таким ребятам сложно адаптироваться в коллективе из-за эмоциональной нестабильности и отсутствия способности к эмпатии. Они не способны понять, что чувствуют и ощущают другие люди. При этом у них нет внутреннего критика, они не подвергают сомнению высказывания окружающих. Из-за чего поддаются внушению, склонны к подражанию интересному для них человеку в компании. Впрочем, интерес этот быстро переключается. Из-за того, что окружающие дети не такие, как они, у ребят с ЗПР случаются аффективные вспышки.
Благодаря изучению эмоционально-волевой сферы, удалось установить, что наиболее сильно признаки ЗПР активизируются в старшем дошкольном возрасте и при подготовке к первому классу школы, когда в жизни малышей появляется не только игровая деятельность, но и обучающая, требующая зрелости психических процессов.
Коррекция
Исследования по развитию эмоциональной сферы детей с ЗПР проводятся не так и давно. Наиболее полные труды по этому вопросу были опубликованы в 1990 году В. В. Лебединским с соавторами.
Было проведено тематическое исследование, подобраны наиболее подходящие методы развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и младших школьников, позволяющие выровнять в кратчайшие сроки их уровень со сверстниками, развить способности к познавательной деятельности.
Регулировать развитие можно с помощью 4 направлений.
Полевая реактивность.
Правильный выбор места проведения занятий. Помещение должно быть обставлено максимально удобно, интересно для особых малышей. В нем не должно быть ничего, вызывающего отрицательные эмоциональные реакции. Детям должно быть комфортно подолгу находиться в помещении.
Аффективные стереотипы
Занятия, направленные на развитие разнообразной чувствительности. Ребенок должен научиться концентрироваться на испытываемых чувствах от различных действий, прикосновениях к чему-либо, вкуса, ощущения кожи и так далее. Кроме концентрации на ощущениях, малыша учат понимать, какие эмоции он испытывает от того или иного воздействия. И затем – формулировать их, высказывать вслух, выражать другим доступным способом (рисунки).
Аффективная экспансия
Обучение игровому взаимодействию с миром. Ролевые групповые игры разнообразной направленности, моделирующие жизненные ситуации, поведение людей в разных социальных ролях. Это позволяет понять, как можно выражать разнообразные эмоции в группе сверстников и со старшими, как сглаживать конфликты или избегать их.
Развивает эмпатичность: ребенок понимает, что не только он испытывает эмоции, но и другие люди. И к этому необходимо относиться с должным вниманием.
Эмоциональный контроль.
Развивает умение работать в паре или группе, дает понимание партнерства. Дарит умение делить выполняемую задачу на двоих или нескольких, распределять роли в группе. Способствует развитию самоконтроля в группе людей.
Системный подход
Занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР проводятся в постоянной группе в одном и том же месте с определенной частотой. Курс обычно длится 20 недель и включает 20 занятий (по 1 разe в неделю). Продолжительность – не более 25 минут, чтобы не вызвать чрезмерную осталось. Оптимальное число детей в группах от 6 до 10 человек. Занятия в более малочисленных или многочисленных коллективах не дадут желаемого результата из-за особенностей ребенка.
- Судаков К.В, Новые акценты классической концепции стресса (обзор) // Бюл. экспериментальной биологии и медицины, 1997. № 2. Т. 123.
- Соколов Е.И. и др. Эмоциальное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. М., 1981.
- Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. – М., 2001
- Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей /
- Семенович, А. В. Нейропсихоло-гическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. – М. : Генезис, 2007.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник