Развитие эмоций ребенка через
Оксана Юсупова, детский и подростковый психолог
Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.
Как дети начинают подавлять чувства?
Дети до 3 лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить в обратном их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.
А с появлением садиков, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а наоборот, притупляется. Т.е. дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.
Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.
Да, дети уже в 4-5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.
Представьте, вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.
Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять, в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.
Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.
Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть его эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.
Как учить детей чувствовать себя и других?
Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.
Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.
«Это собачка. Она лает. Гав-гав», «Это стол — он твердый», «Это снег — он холодный» и т.д.
Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущается, что его вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.
«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься / грустишь / злишься …»
Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности — можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.
Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не хорошо или плохо. А называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.
Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.
Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.
Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие / плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»
И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и ненужными родителям.
Какие эмоции отрицают дети?
У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это: ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.
Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…
Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально – это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения:
1. «Называть эмоции»
Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.
«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».
«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим.»
«Папа радуется», «Бабушка уставшая», «Пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.
Задавайте ему вопросы:
«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»
Уже через несколько дней, вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.
2. «Угадай эмоцию»
Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.
Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это.Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.
Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.
Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».
А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!
Источник
Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие – это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
Что вы чувствуете?
Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.
Какие бывают эмоции
Радость | Грусть | Гнев | Стыд | Беспокойство |
Восторг | Печаль Огорчение Тоска Отчаяние | Недовольство Возмущение Раздражение | Неловкость Вина | Волнение Паника |
Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?
Как развиваются детские эмоции
Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже – улыбки и смеха.
Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.
Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.
Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.
Почему важно развивать эмоции
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.
Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.
Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.
Последствия неправильного эмоционального воспитания
Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.
- Стыд, вина, тревожность
Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
- Гиперпослушание (конформность)
Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.
- Агрессивность
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.
Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.
Источник
Развитие эмоциональной сферы ребенка через игру.
(рекомендации родителям и педагогам)
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.
Взрослые: родители, педагоги – должны понять: ребенок кричит, дерется и капризничает не потому, что он плохой, а потому что не понимает, что так делать нельзя.
Развитие эмоциональной сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это, не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.
Игры на развитие эмоциональной сферы помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение. Учтите, что для всех этих игр (особенно тех, в которых принимают участие двое и больше детей) необходимо участие взрослого — он будет следить за эмоциональным состоянием детей.
Основные эмоциональные проблемы
Агрессия
Довольно часто педагогам, родителям приходится сталкиваться с агрессией ребенка. Агрессивность может проявляться по-разному, начиная от резкого и неприятного высказывания, заканчивая физическими действиями. Чаще всего сложно найти общий язык с подростками.
Как правило, агрессия вызвана такими причинами:
- Стремление получить желаемое.
- Стремление быть первым.
- Месть, защита.
- Ущемление достоинства другого.
- семейное неблагополучие,
- лишение чего-то желаемого,
- разница между желаемым и возможным.
Спровоцировать агрессивное поведение могут такие факторы:
- Неразвитая игровая деятельность.
- Сниженная самооценка.
- Недостаток уровня интеллекта.
- Повышенная возбудимость (травма, болезнь).
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, проблема педагогов, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.
Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Основная ошибка взрослого в данной ситуации – подавление детской агрессии. Это очень опасно, потому что взрослые не избавляют ребенка от неприятной эмоции, а еще больше бессознательно накапливают ее. Все заканчивается яростным взрывом.
Чтобы преодолеть проблему требуется психокорректирующая помощь.
На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (предупредить родителей, педагогов об этом), но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.
Игры, способствующие снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка Яров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».
Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар. Видя, в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно использовать такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и другие.
Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать мифы, способствующие релаксации.
Повышенная тревожность
Неприятная эмоция появляется в результате внутреннего конфликта, которую могут спровоцировать такие факторы:
- Завышенные требования в школе, дома.
- Унижение ребенка, его зависимость от положения.
- Противоречивые требования в саду, школе и дома.
Обращаем ваше внимание, что тревожный ребенок постоянно держит проблемы в себе. Он является беспокойным, всего боится, ожидает худшего. Как правило, растет беспомощный человек, отказывающийся познавать что-то новое. Дети становятся самокритичными и ставят высокие требования к себе. При этом снижается их уровень самооценки, они уверены в своей уродливости, неуклюжести и тупости. Хотя на самом деле, всего этого нет.
Работать с тревожным ребенком очень сложно. Психолог в данном случае использует методы для:
- Повышения самооценки.
- Снятия напряжения с мышц.
- Обучения контролировать себя в конкретной ситуации.
Эмоции ребенка в школе
Многие дети испытывают отрицательные эмоции, стресс во время обучения в школе. Негатив может быть вызван:
- Недопониманием учителей.
- Страхом перед родителями.
- Социальными проблемами – ребенок не может адаптироваться в обществе.
Впоследствии появляются такие негативные эмоции: гнев, страх, грусть, недоверие, скука. Диагностика помогает выявить, что интересует ребенка, насколько ему нравится учиться. В тяжелых случаях даже быстрая диагностика указывает на серьезные психологические проблемы.
ИГРЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Упражнение «Горячо, утюг!»
Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику.
Цель: Отработка навыков взаимодействия ребёнка и взрослого в экстремальной ситуации.
Содержание: Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребёнок. Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребёнка.
ВАШ РЕБЁНОК:
- Тянет руку к горячему утюгу
- Пытается включить газовую плиту
- Собирается сбросить на пол хрустальную вазу
- Перегибается через перила на 6 этаже.
- Подносит ко рту рюмку с водкой
- Выбегает на проезжую часть улицы
- Замахивается лопаткой на злую соседку
- Размахивает клюшкой перед витриной магазина
- Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати
10. Открывает кран с горячей водой
11. Целится из рогатки в вашего гостя
12. Хочет кинуть камень в экран телевизора
13. Суёт палец в пасть злой собаке
14. Стремительно выбегает на тонкий лёд пруда
15. Вот-вот наступит на крышу полуоткрытого люка
16. Пытается открыть работающую стиральную машинку
17. Убегает в переполненном метро в противоположную сторону
18. Засовывает карандаш в электрическую розетку
19. Тянет в рот иголку
20. Запихивает маленькую пуговицу в ухо
21. Протягивает руку к чашке с горячим чаем
22. Собирается валить суп из тарелки в аквариум
23. Хочет попробовать еду из собачей миски
24. Сопит соду вместо соли в кипящий суп
25. Собирается выбросить из окна мамино ожерелье.
- Упражнение «Психологическая скульптура»
Инструкция: Участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол. Начать вести беседу, при этом зафиксировать, что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться чувствами.
Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».
- Упражнение “ Поменяемся ролями”.
Цель: Чтобы взрослым и детям легче было понимать друг друга.
Необходимо разыграть ситуацию неуспеха, где “ребенок” был явно не на высоте (или в детском саду, школе, дома, или в кругу друзей). “Ребенок” рассказывает “родителям”, что с ним произошло. А для “родителей” приготовлены примеры выражений, которыми они реагируют на рассказанную ситуацию. Семьи выбирают по кусочкам цветной бумаги, через 5 минут разыгрывайте ситуацию.
1 семья – Ребенок рассказывает о ситуации неуспеха (провинности), ожидая, что родители его пожалеют. Но на каждую фразу ребенка они произносят :
“ Я тысячу раз тебе говорил, что…”, “Сколько раз тебе повторять…”, “Неужели тебе трудно запомнить, что…”, “Ты такая же (такой же), как твоя мама (твой папа”…
2 семья- Ребенок рассказывает о ситуации своего неуспеха (провинности), ожидая, что его будут ругать родители, но на каждую его фразу родители произносят:
“ Расскажи подробнее, как это произошло”, “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?”, “ Чем я могу тебе помочь?”, “Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?”
3 и 4 семья
– “Расскажи, подробнее как это случилось?”
– “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?”
– “Чем я могу тебе помочь?”
– “ Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?”
После выполнения этого упражнения обсудить чувства, которые испытывали на себе участники в первом и во втором случае. Выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми. Предложение высказать свои отзывы о проведенном мероприятии и пожелания.
- Упражнение «Руки»
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Идеи, выносимые на обсуждение:
- В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
- Если педагог (любой другой взрослый) настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
- Тренинг для родителей «Хорошо и плохо, или что такое кризис трёх лет»
Цель: Познакомить участников тренинга с основными характеристиками кризиса трёх лет.
Содержание: Ведущий просит участников тренинга перечислить положительные качества, которые присущи детям трёх лет, и записывает их в блокноте. (Обычно называются такие качества, как доброта, эмпатия). Затем участники называют негативные качества, которые им не нравятся в трёхлетних детях. (Чаще всего отмечаются упрямство, непослушание…) Все перечисленные характеристики записываются на лист блокнота, в правой его части.
Затем ведущий отгибает левую часть листа, и участники видят написанные заранее тренером качества ребёнка трёх лет. Участники сравнивают два списка отрицательных качеств ребёнка и анализируют их. Ведущий обращает внимание участников на то, что слева приведён «классический» портрет ребёнка в период кризиса трёх лет и на то, что это закономерное развитие ребёнка.
В процессе общего обсуждения слушатели высказывают предложения, как лучше реагировать на те, или иные проявления негативного поведения ребёнка. Ведущий может задать вопрос: «А есть ли необходимость бороться с теми качествами, которые являются проявлениями закономерного развития ребёнка?»
Участники могут привести свои примеры негативного поведения детей, и группа, опираясь на полученные знания, может порекомендовать те или иные действия, выходы из трудных ситуаций.
Помните, что все игры необходимо проводить вместе с ребенком, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет.
Источник