Развитие эмоций и навыков общения у ребенка

Тамара Марьина
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре

Педагог-психолог I- ой квалификационной категории Марьина Тамара Васильевна.

МДОУ № 3 «Теремок» г. Днестровск, Молдова.

В дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы. Формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг и др.). Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым – это может привести (и приводит) к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Для развития эмоциональностии общительности детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Можно также проводить специально организованные занятия, в ходе которых можно помочь детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе и получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу.

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребёнка, умение почувствовать его настроение позволяют взрослым установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности в воспитании ребёнка.

Задача педагога – психолога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста,я пришла к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры мы помогаем ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Содержание проводимых мною игр- занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, что и называется культурой общения. В ходе игр- занятий я стремлюсь подвести детей к тому,что считаю главным: к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.

На занятиях целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаю подвижные игры. Они позволяют детям расслабится, «выпустить пар».

Итак, что могут сформировать у детей игры-занятия?

Коммуникативные способности и качества.

Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

Умение выражать свои потребности чувства с помощью вербальных и не вербальных средств.

Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от детей во время игр?

Желание принимать в них активное участие.

Доброжелательного настроя в играх.

Что требуется от взрослого во время игр?

Терпение (оно необходимо любому педагогу).

Умение принимать всех детей такими, какие они есть.

Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.

Способность к импровизации.

Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим.

Ниже приводятся примерные конспекты игр-занятий. Их можно творчески переработать с учётом возможностей своих воспитанников, главное – это сохранить в них игровой характер, использовать музыку и изобразительную деятельность. Предлагаемые конспекты можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми один раз в неделю.

Основные цели игр-занятий:

Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

Создать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.

Оказывать помощь в осознании ребёнком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.

Основные принципы построения занятий:

Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности.

Установление обратной эмоциональной связи путём развития различных эмоций, положительного опыта общения.

Формирования доброжелательного отношения к ребёнку сверстников через положительную оценку педагогом его достоинств.

Основные методы:

Имитационные и ролевые игры.

Психогимнастика.

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка.

Танцы.

Младшая группа.

Занятие «Гномы».

Цель. Развитие эмоций, навыков общения, выразительности движений.

Предварительная работа. Рассмотреть картинки с изображением гномов, рассказать о них, прочитать сказки, изготовить волшебную коробочку и колпачки гномов.

Материал. Листы бумаги с незаконченными портретами гномов (по числу детей).

Ход занятия.

Педагог -психолог. Сейчас мы станем гномами. Они радуются, когда им весело, сердятся, когда их обманывают… Покажите, как они это делают. (Дети показывают). Идут гномы по лесу осторожно, чтобы не наступить на жучков, не поломать травинку, не смять цветы. (Дети имитируют движения). А вот и ручеёк. (На полу мелом изображён извилистый ручеёк: то узкий, то широкий. Дети встают цепочкой, держат друг друга за талию или плечи и идут, широко расставив ноги.) Почему один гном плачет? Оказывается, он потерял колпачок. Что будем делать? Как успокоить гнома? (Найти колпачок.)

Дети выходят на поляну и находят незаконченные портреты гномов: надо их дорисовать (улыбка, глаза, колпачки и т. д.)

Закончив рисование, садятся в круг. Звучит музыка. Один ребёнок стоит в круге и танцует, остальные постепенно включаются в танец на своих местах.

Занятие «Доброе слово и кошке приятно».

Цель: учить способам общения между людьми. Формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.

Материал. Маски-шапочки разных животных (по числу детей). Игрушечные заяц, котёнок. «Цветок добрых слов» Большой лист белой бумаги, на котором точками нарисован контур сердца.

Ход занятия.

Дети произвольно сидят на ковре. Педагог –психолог организует игру «Пора вставать».

Читайте также:  Социальная карта развития ребенка в школе

Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят,

Мои детки, мои детки,

Потихонечку сопят.

Вот так!

Педагог-психолог и дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о-о!» (несколько раз).

Затем педагог-психолог громко говорит: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать!»

Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро опустив руки вдоль туловища, и опустившись на всю ступню, делают выдох (несколько раз).

Педагог-психолог. Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Дети отвечают словами приветствия,улыбками или кивком головы и вместе с педагогом-психологом говорят: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!

Дети выстраиваются в круг, берутся за руки, играют в кругу «Не сердись, улыбнись!» Каждый ребёнок поворачивает головы к рядом стоящему партнёру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково,сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг другу с этой просьбой.

Педагог-психолог. К нам в гости пришёл зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним?Но учтите: каждый должен сделать это по- разному, по-своему.

Дети подходят и приветствуют зайчика,каждый по-своему: кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.

Педагог-психолог. Что вы можете сказать о том, как себя чувствует зайчик? Объясните своё мнение.

Примерные ответы детей: ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его, он у нас не чужой.

Педагог-психолог. Давайте и мы улыбнёмся зайчику и друг другу ещё раз. (Дети улыбаются). А что вы сейчас чувствуете? Почему? Верно это от того, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете?

Ответы детей: Здравствуйте! доброе утро! мы тебе рады! И т. п.

Педагог-психолог. Мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста».

Дети встают в круг. Педагог-психолог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребёнку и говорит: «Пожалуйста!»Тот отвечает: «Спасибо!» – и делает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» движение следующему,говоря: «Пожалуйста!» – и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.

Педагог-психолог. Случается, что вы обижаете друг друга, ссоритесь.Давайте устроим конкурс: кто придумает лучший способ примирения?

Предложения детей.

Педагог-психолог. Автор стихотворения «Поссорились» (А. Кузнецов)предлагает свой способ примирения:

Дам ей Мишку извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!

Педагог-психолог. Так как же нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища? (Ответы детей). А ещё зайчик принёс из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова. Давайте произнесём эти слова. (Показывает лепестки –дети называют добрые слова: сильный, умный, верный, храбрый, красивая, добрая, ласковая, весёлый, озорной).

Педагог-психолог. Какими счастливыми становятся люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце! Давайте сделаем всем ещё один сюрприз. Соединим точки вот на этом листе. Расколдуем рисунок. (Дети соединяют точки и получают изображение сердца). Это сердце очень счастливое, доброе,нежное: оно услышало много хороших слов.

Дети под музыку раскрашивают сердце. Выполнение коллективной работы ещё больше сближает их.

Источник

Корчагина Ольга Васильевна
Проект «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» для детей 6–7 лет. 1 этап. 1 часть

Актуальность проекта

Интеллектуальное развитие современных дошкольников идет более быстрыми темпами, чем это было 10-15 лет назад. Благодаря телевидению, видеотехнике, компьютерам объем информации, получаемый детьми, с каждым годом значительно возрастает. Повышаются и требования общеобразовательной школы к первоклассникам. Растет заинтересованность родителей в активном интеллектуальном развитии детей с самого раннего возраста, в подготовке к школе.

Таким образом, раннее интеллектуальное развитие является требованием времени. Однако, надо помнить, что одностороннее взращивание интеллекта обедняет эмоциональную сферу ребенка, не дает ее полноценно развиваться. Это может создавать проблемы не только в сегодняшней жизни детей, но и с большой вероятностью в их взрослой завтрашней жизни. Нормальное здоровое развитие должно быть гармоничным.

Тип проекта: практика – ориентированный, ролевой, игровой, творческий, среднесрочный проект.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: Создание условий для развития эмоционально – волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.

Задачи:

1. Способствовать развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.

2. Развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния у детей.

3. Развитию у детей интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, развитию у них социальных чувств.

4. Развитию коммуникативной компетентности детей.

5. Совершенствованию коммуникативных навыков у детей.

Планируемые результаты

1. Позитивная динамика в развитии произвольности и регуляторных способностей у детей.

2. Освоение элементарных способов релаксации.

3. Позитивная динамика произвольного внимания.

4. Позитивная динамика эмоционального состояния и поведенческих проявлений.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный этап

• Определение темы проекта.

• Формулирование цели и задачи.

• Составление плана реализации основного этапа.

• Побор информационного, наглядного и технического материала для проекта.

2. Этап реализации проекта.

3. Оценка качества произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей после реализованного проекта.

Реализация проекта

Занятие 1

Игра «Меня зовут…»

Дети сидят в кругу на ковре, катают друг другу мяч, каждый раз произнося фразу: «Меня зовут, а тебя?»

Игра «Кричим имена»

Дети встают в круг, берутся за руки. Каждый по очереди называет свое имя, затем все хором 3 раза громко повторяют его.

Игра «Это про меня»

Дети стоят вокруг ведущего. Он задает им вопросы, помогающие лучше узнать друг друга (например: «У кого есть собака?», «Кто ходит в детский сад?», «Кто ел сегодня конфеты?», «Кто любит рисовать?»). Если ребенок может ответить утвердительно на вопрос, то он делает шаг вперед и говорит: «Это про меня». Через каждые 2-4 вопроса можно попросить кого-то из детей рассказать, что он узнал о присутствующих.

Читайте также:  Диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования

Игра «Наш дом»

Ведущий показывает изображенный на листе ватмана дом. В доме нарисованы достаточно большие окна (по количеству детей в группе). Ведущий просит детей представить, что все они сегодня приехали в этот дом и будут жить в нем вместе целый учебный год. Он предлагает каждому выбрать для себя место в доме и сделать так, чтобы там было уютно и хорошо. Дети берут мелки, фломастеры, карандаши и рисуют. Затем каждый рассказывает. Что он нарисовал.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

Занятие 2

Игра «Здравствуй»

Катание мяча друг другу сопровождается каждый раз фразой, включающей обращение по имени «Здравствуй, …».

Игра «Назови друга»

Дети сидят на ковре в кругу. На счет три они начинают ритмично хлопать себя по коленям. Ведущий называет имя кого-то из присутствующих. Все дружно и ритмично повторяют прозвучавшее имя, не забывая хлопать по коленям. Это продолжается до тех пор, пока хозяин имени не назовет кого-то их присутствующих. Игра повторяется в новь.

Игра «Волшебный колокольчик»

Ведущий говорит детям, что у него в руках «волшебный» колокольчик. Этот колокольчик собирает детей. Затем дети свободно двигаются под музыку. Через некоторое время музыка выключается и звенит колокольчик. Участники собираются во круг ведущего. Он хвалит детей за то, что они умеют собираться.

Игра «Ветер дует на…»

Дети свободно двигаются по залу. Ведущий говорит фразу: «Ветер дует на…» и каждый раз называет какой ни будь признак

(например: «ветер дует на тех, кто в брюках» или «ветер дует на тех, кто любит смотреть мультфильмы»). Дети, обладающие этими признаками, подбегаю к ведущему.

Игра «Найди пару»

Ведущий раздает детям половинки картинок (пазлы из двух частей) и предлагает «сделать картинки целыми». По сигналу ведущего каждый участник ищет партнера со второй половинкой своей картинки.

Игра «Почта»

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий объясняет, что с помощью пожатия рук по кругу могут «передаваться письма». Для примера он отправляет письмо сам себе – пожимает руку ребенка, стоящего справа. Сигнал последовательно предается детьми по кругу и возвращается ведущему пожатием от ребенка слева. Ведущий говорит: «Я получил письмо». Следующее письмо он отправляет кому-то из ребят, называя его по имени. Получивший письмо может отправить свое письмо любому из присутствующих, называя его по имени.

Игра «Мы команда!»

Занятие 3

Игра «Назови друга»

Описание выше.

Игра «Замри – отомри»

Дети свободно двигаются по залу. По команде ведущего «замри» они должны остановиться и замереть. По команде «отомри» он продолжает движение.

Игра «Мыши и сова»

Выбирается «сова» (по желанию детей или по очереди). Остальные участники – «мыши». По команде «день»: «мыши» свободно двигаются, а «сова» спит в дупле; по команде «ночь»: «сова» вылетает на охоту, а «мыши» останавливаются и замирают. «Сова» забирает к себе в гнездо тех «мышей», движение которых она замечает.

Игра «Домик»

В центре зала расстилается небольшое покрытие – «домик». Дети под музыку свободно двигаются по залу – «гуляют». Через некоторое время музыка замолкает, ведущий говорит: «Пошел дождь». По этой команде все участники должны «спрятаться в домик» (встать на покрытие). Затем снова «выходит солнышко» и игра повторяется, но покрытие каждый раз сворачивается, и «домик» уменьшается по площади.

Игра «Носим кубики на голове»

Детям предлагается поместить легкий кубик на голову и удержать там как можно дольше. Дети могут первоначально выполнять задание стоя, а затем попытаться подвигаться, нося кубик на голове.

Игра «Мы команда!»

Занятие 4

Игра «Здравствуй»

Игра «Почта»

Игра «Закрутились карусели…»

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий читает стихотворение:

Закрутились карусели,

завертелись и запели:

«Все быстрей лети вперед,

А теперь наоборот –

Замедляй качели ход».

Слова ведущего сопровождаются движениями детей по кругу в соответствующем темпе.

Игра «Быстро – медленно»

Дети свободно двигаются, по команде меняя темп движения.

Игра «Строим башню»

Башня из кубиков

Участники игры встают в круг. Всем раздается по 2-3 кубика. По команде ведущего дети строят башню, по очереди выставляя кубики один на другой (важно строгое соблюдение очередности). Участники стараются построить как можно высокую башню.

Игра «Мы команда!»

Занятие 5

Игра «Назови друга»

Игра «Карусель»

Дети сидят в кругу на стульях, один стул свободный. Ведущий предлагает «покататься на карусели». Участник, рядом с которым по часовой стрелке находится пустой стул, пересаживается на него и говорит: «А я еду!». Затем следующий по кругу ребенок также пересаживается по часовой стрелке на пустое место, сопровождая это фразой: «А я тоже!». Третий ребенок в свою очередь проделывает то же самое и говорит: «А я – быстро!». Четвертый участник, пересаживается на свободный стул, произносит фразу, называя имя любого из играющих детей: «А я с Петей!». Тот, чье имя прозвучало, должен быстро занять освободившееся место. Игра начинается вновь.

Игра «Поймай мяч»

Дети двигаются под музыку. У водящего мягкий мяч. Каждый раз, когда музыка замолкает, все останавливаются и смотрят на ведущего, который может бросить мяч любому участнику. Поймавший мяч становится водящим, а тот, кто упустит мяч, пропускает один кон в игре.

Читайте также:  Нормы роста веса и развития ребенка после года

Игра «Золото пиратов»

Дети выстраиваются за чертой на одной стороне зала. У противоположной стены размещается «золото пиратов» (кубики или кегли по числу участников или больше) и сам «пират», который его охраняет. «Пират» стоит спиной к участникам и золоту, но может повернуться и посмотреть после того, как сам себе громко скомандует: «Раз, два, три – посмотри». Дети могут перемещаться по залу, брать «золото» и уносить его к себе в дом, пока пират стоит к ним спиной. Когда пират поворачивается, участники должны остановиться и замереть. Если пират заметит движение какого – участника, последний должен будет вернуться на исходную позицию.

Игра «Мы команда!»

Занятие 6

Игра «Назови друга»

Игра «Карусель»

Игра «Небо, земля, вода»

Дети выбираю кем они хотят быть: «птицами», «зверями», «рыбами». Таким образом все участники делятся на три группы. У каждой группы свой «домик», из которого животные могут выходить и свободно двигаться («летать», «бегать» или «плавать») только тогда, когда ведущий назовет их среду обитания.

Игра «Золото пиратов»

Игра «Собираем картинку»

Части большой разрезной картинки поровну раздаются участникам. Дети по очереди выкладывают свои части, если их можно присоединить к тому, что уже собрано, или пропускают ход (важно соблюдение очередности).

Игра «Мы команда!»

Занятие 7

Игра «Карусель»

Игра с колокольчиками

«Громко – тихо»

К одежде детей прикрепляются колокольчики на прищепках (2 и более). Ведущий просит детей подвигаться и послушать, как звенят колокольчики. Затем дети двигаются и останавливаются в соответствии с командой ведущего: «Громко – тихо».

Игра «Мы команда!»

Занятие 8

Игра «Повтори ритм»

Дети сидят в кругу. Ведущий просит одного из детей внимательно послушать ритм, а затем повторить (отхлопать его). Процедура повторяется со всеми участниками по очереди.

Игра «Волшебный танец»

Дети встают свободно распределяясь по залу. Ведущий говорит, что сейчас они будут танцевать под музыку очень необычный танец: по команде каждый раз будет танцевать (ритмично двигаться) толь ко одна часть тела, которую он назовет. Затем звучит ритмичная музыка. Ведущий называет части тела и показывает: «Танцуют пальцы рук, танцуют кисти рук, танцуют плечи, танцуют руки, танцуют пальцы ног, танцуют колени, танцуют бедра, танцуют ноги, танцуют глаза, танцуют брови, танцуют губы, танцует нос, танцует все лицо, танцует голова, танцует живот, танцует спина. Дети танцуют.

Игра «Гномы и великаны»

Выбирается «великан» остальные участники становятся «гномами». «Гномам» к одежде прикрепляются колокольчики на прищепках. «Великан» охраняет «сокровища» (сокровищами могут быть кубики или кегли). «Гномы» пробираются в «пещеру великана», когда он спит (сидит на стуле с закрытыми глазами). Они забирают «сокровища» и уносят к себе в «дом». При этом гномы должны двигаться очень осторожно: «великан» может проснуться, если он услышит звон колокольчиков, и тогда «сокровища» придется вернуть обратно.

Игра «Сюрприз»

Дети встают в круг. Ведущий предлагает им развернуть сюрприз – любую вещь маленького размера, завернутое в большое количество бумаги. Предварительно надо закрепить каждый слой бумаги, в которую завернут сюрприз. Участники могут разворачивать сюрприз по очереди и только под музыку. Как только музыка замолкает, игрок, разворачивающий сюрприз, должен передать его по кругу следующему участнику.

Игра «Запретный цвет»

Каждому ребенку ведущий надевает «кулон с запретным цветом» – полоску цветной бумаги на веревочке (цвета у всех разные). Затем детям предлагается нарисовать то, что им хочется. Нельзя использовать при этом только «запретный цвет». После завершения рисунков ведущий вместе с детьми проверяет выполнение задания.

Игра «Мы команда!»

Занятие 9

Игра «Назови друга»

Игра «Запрещенное движение»

Ведущий предлагает детям повторить за ним движения под музыку. Нельзя повторять лишь «запрещенное движение». Когда дети освоят игру, можно вводить фанты.

Игра «Возьми любую игрушку кроме…»

Дети встают вокруг стола, на котором лежат игрушки. Ведущий просит их представить, что они пришли в магазин и любуются витриной. Под музыку дети двигаются вокруг стола – «витрины». Ведущий командует: «Возьми любую игрушку, кроме той, той которая была названа ведущим.

Игра «Бывает – не бывает»

Ведущий говорит детям реальные факты, перемежая их небылицами. Дети должны хлопать в ладоши, если они слышат «небылицу». Например: «ночью на улице стало совсем темно, на небе лишь ярко светило солнце»; «зимой бывает холодно и часто идет снег, можно играть в снежки, загорать на пляже и купаться в реке»; «у моей бабушки на грядках растет картофель, капуста, яблоки и сливы».

Бланковое задание на внимание

Здесь и далее детям предлагается выполнять задание на концентрацию внимания, используя специальные бланки. Бланки можно взять, например, из книги «Развиваем внимание. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет» из серии «Школа для дошколят» (РОСМЭН, 2006)

Игра «Мы команда!»

Занятие 10

Игра «Карусель»

Игра «Пол – потолок»

Ведущий просит детей показать пальцем, где находится «пол» и «потолок». Затем он предлагает показывать по его команде, но предупреждает, что может специально путать детей.

Игра «Где твой нос»

Дети стоят вокруг ведущего. Он называет и показывает, где находятся различные части тела, и просит детей также показывать их. Периодически ведущий намеренно путает детей.

Игра «Поймай мяч»

Игра «Колокольчик звенит»

Ведущий просит внимательно детей послушать «песенку колокольчика» и хлопнуть в ладоши сразу, как только колокольчик замолчит. Важно, чтобы дети дослушали звук до конца.

Бланковое задание

Источник