Развитие эмоций и чувств ребенка

Развитие эмоций и чувств ребенка thumbnail
Лекции.Орг

Непосредственно в момент рождения ребенка появляется и первая эмоциональная реакция – крик.

Уже на первом месяце жизни возникает улыбка, а в 2-2,5 месяца – «комплекс оживления», т. е. эмоциональные реакции (движение ручками, ножками, улыбка) при появлении взрослого и обращении его к младенцу.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства крайне неустойчивы, однако очень разнообразны, например, интерес, гнев, удивление, отвращение, радость и т. п.

В дошкольном возрасте так же, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой – причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка в качестве их обидчиков. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан, и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.

Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимые им брат, сестра) пользуются, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся им и на персонажей художественных произведений – сказок, рассказов: он сочувствует несчастью Красной Шапочки не многим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но чувства, вызываемые ею, от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Наиболее яркое чувство дошкольников при слушании рассказов и сказок – это сочувствие всем, кто попал в беду.

Чувства дошкольника трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы. Так, любовь ребенка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его обнимать ее, целовать, произносить нежные слова, но еще н может служить более или менее постоянным источником поступков которые бы радовали мать, приносили ей удовлетворение. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего пяти-, шестилетний дошкольник может сдержать слезы, не проявить страха и т. п. Во-вторых, он усваивает «язык чувств» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонаций голоса.

Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается всего богатства более тонких выразительных средств, которыми пользуются люди для выражения чувств, то они имеют общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

В школьном возрасте под влиянием обучения активно формируются высшие чувства.

Младшие школьники еще недостаточно хорошо владеют своими эмоциями, но подростки на фоне роста моральных чувств достаточно хорошо осознают свои эмоциональные переживания. Существуют самые разнообразные пути воспитания эмоций. Музыка, живопись, экскурсии на природу, художественная литература – всем хорошо известные способы развития эмоциональной сферы детей.

Полезно учить детей распознавать и передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и пантомимики, это позволит им в дальнейшем лучше понимать других людей. Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции.

Эмоциональную сферу детей можно развивать через игру. Игры служат той средой, где малыш проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться.

Важно, чтобы у ребенка была такая игрушка (лучше мягкая), которой он пожалуется, поругает, пожалеет ее и т.п. Она же защитит и от одиночества, если в силу обстоятельств малыш должен остаться один.

В развитии детской эмоциональности значительна роль сказок. Чтение сказок – это никак не просто интересное времяпрепровождения, а один из способов развития внутреннего мира самого ребенка и его способности понимать внутренний мир другого человека.

Итак, в развитии эмоционального мира детей можно использовать самые разнообразные способы и приемы.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 2456 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе кото­рых формируются основы социальных чувств.

Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства — моральные (в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т. д.), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада).

Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается уме­ние владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к крат­ковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие Эмоциональные состояния у младших школьников нестойки. Дети так же легко успокаиваются, как возбуждаются.

Возникновение эмоций у младших школьников связано с кон­кретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и пережи­вания — все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Всякого же рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, обычно не вызывают у них нужных эмоциональных откликов. Это важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоми­наются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение.

Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно форми­руются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине, со­чувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, чувство кол­лективизма, товарищества. Выполнение определенных обязанно­стей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллек­тиве. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.

Особенность младшего школьного возраста та, что формиро­вание нравственных чувств часто опережает знание ребенком норм морального поведения. Школьник не всегда может объяс­нить, почему надо вести себя соответствующим образом в той или иной обстановке, но моральное чувство, сформировавшееся на основе предыдущего жизненного опыта, нередко правильно подсказывает ему, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при воспитании моральных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт морального поведения, созда­вать условия для расширения и обогащения этого опыта.

Что касается эстетических чувств, то у младших школьни­ков они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, младшие школьники учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно. Ребенок узнает, что сильное впе­чатление производят одни сочетания цветов, например сочетание светло-зеленого с красным, а другие сочетания цветов выглядят мрачно, например сочетание черного с фиолетовым. Но при восприятии картины дети обращают внимание прежде всего на ее содержание и не видят других художественных достоинств.

При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические пережива­ния детей, им становится понятным и содержание некоторых музыкальных произведений. Например, учащиеся II класса на вопрос учителя, какая бывает музыка о героях, отвечали: «Торже­ственная — это когда идут в наступление, когда какая-нибудь победа; веселая — когда бойцы освобождают паши города и поют песни; воинственная — когда идут в бой; грозная — когда разгорается бой; грустная — когда бойцы хоронят своего то­варища».

Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно когда это соче­тается с изучением произведений искусства (слушанием соответ­ствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассмат­риванием картин и репродукций и т. д.). Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит детей лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.

Интеллектуальные чувства развиваются у Младших школьни­ков постепенно. Начинается с удовольствия, которое испытывает школьник, размышляя над читаемым рассказом, с чувства удов­летворения от выполненного задания, от удачного решения за­дачи, потребовавшей значительного умственного напряжения. Интеллектуальные чувства у младших школьников, естественно, больше связаны с предметами, с наглядными образами и пред­ставлениями, чем с абстрактными мыслями и идеями.

В подростковом возрасте в связи с ростом самосознания и Солее высоким уровнем учебной и общественной деятельности создаются условия для существенного развития эмоционального отношения к действительности. Основная особенность — нара­стание роли сознания в эмоциональных переживаниях и рост моральных чувств.

Важный момент в воспитании эмоций и чувств у школьников — необходимость научить их управлять чувствами, подчинять их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Путем упражнения развивается и совершенству­ется у ребенка и чувство долга. Начинаются такие упражнения с малого: «Я должен сначала выучить урок, а потом идти гу­лять». Это уже зачатки чувства долга.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы ребята обогаща­лись эмоциональными переживаниями, которые имеют положи­тельное жизненное значение.

Упражнение чувств содействует формированию более совер­шенных отношений человека к окружающему миру, природе и человеческому обществу.

Вопросы для повторения

1. Что такое эмоции и чувства, в чем их значение?

2. Чем вызываются эмоции человека?

3. Какие физиологические механизмы определяют протекание эмоций у человека?

4. Какая разница между настроениями и аффектами?

5. Что такое стрессы?

6. Охарактеризуйте высшие чувства человека.

7. В чем состоят особенности формирования эмоций и чувств у школь­ников?

8. Как можно использовать литературу и искусство в формирования высших чувств у школьников?

Практические задания

1. Понаблюдайте у школьников проявления какого-либо одного чувство и опишите, как оно протекает.

2. Постарайтесь вызвать у детей чувство удовлетворения и радости от хорошо выполненной работы или удачно проведенной с ними игры. Опишите характер протекания чувств.

Глава XIII. ВОЛЯ

Общее понятие о воле

Понятие о воле. Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окру­жающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает.

Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий (например, цель — прочитать книгу, когда она лежит на полке и человек располагает свободным временем и т. д.). Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов — внешние и внутренние.

Сравним с этой точки зрения два примера. В одном случае ученику для выполнения домашнего задания понадобилась кни­га, которой у него не было. Он отправился в библиотеку, но книги и там не оказалось. Он пошел к одному, другому, тре­тьему товарищам, но и у них этой книги не было. Тогда уче­ник поехал к учителю и все-таки достал книгу, В другом случае у ученика требуемая книга была, но очень не хотелось учить уроки, а хотелось пойти играть в футбол, тем более что и ребята усиленно звали и манили — стояли перед окном, показы­вали футбольный мяч, делали призывные движения. Однако уче­ник заставил себя остаться дома и сесть за приготовление уроков, преодолев противоположные желания. Ясно, что в том и другом случае были препятствия, трудности, но имели, они совершенно различный характер.

Внешние препятствия — это не зависящие от человека, объек­тивные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зави­сят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, пло­хое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чув­ство страха, чувство ложного самолюбия и т. д.

Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятель­ность определенным задачам. Воля психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступ­ки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.

Преодоление препятствий и трудностей требует так называ­емого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, — писал А. С. Макаренко,— это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».

Объективный показатель воли человека — величина препят­ствий, которые способен он преодолеть. Велика воля молодых строителей Байкало-Амурской магистрали пли наших героев-космонавтов, преодолевающих немалые трудности при подготовке и проведении космических полетов.

Воля может сказываться не только в больших, но и в малых делах. Для маленького ребенка проявление воли и в маленьком деле — хорошая школа волевых поступков и действий. Первоклас­сник, сознательно удержавшийся от соблазна побежать к теле­визору смотреть детский мультфильм, бросив неоконченные уро­ки, упражняет тем самым свою волю.

Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, труд немыслим без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость. Воля по­стоянно проявляется в учебной деятельности школьника. На каждом уроке, при подготовке домашних заданий школьнику при­ходится преодолевать самые различные препятствия, брать себя в руки. Учение требует волевого сосредоточения, упорного пре­следования цели, умения сдерживать себя.

От чего же зависят постановка цели и осуществление того или иного волевого действия? Может показаться, что человек совершенно свободно и произвольно может делать что угодно, может поступить так, а может и иначе; все зависит только от его желаний — беспричинных, ничем но обусловленных. О полной свободе воли и говорят психологи-идеалисты.

Научная психология не признает такой свободы воли. Еще И. М. Сеченов утверждал, что первая причина всякого челове­ческого действия лежит вне его, говорил о полнейшей зависи­мости волевых поступков от внешних и внутренних условий жизни человека.

Цели действий определяются мировоззрением человека, его жизненными установками, интересами, особенностями личности. А вы уже знаете (из содержания III и IV глав), что все это результат внешних влияний, условий жизни и деятельности человека. Таким образом, косвенно волевые действия всегда определяются внешними влияниями. Но сложность психической жизни человека, сложность внешних влияний, которые могут быть отдаленными и косвенными, часто не позволяют установить объективные причины тех или иных волевых действий человека. Это и создает иллюзию «свободы воли», независимости челове­ческих поступков от внешних воздействий.

Физиологические основы волевых действий. Волевое дейст­вие — это произвольное действие. Но еще И. М. Сеченов ука­зывал па рефлекторную природу всех произвольных действий человека, являющихся отражением внешних влияний. Правиль­ное понимание физиологических механизмов волевых действий дает учение И. П. Павлова. Прежде всего вам необходимо вспом­нить, что говорилось о строении и функциях коры головного мозга в главе II. В передней части коры находится двигатель­ная зона, ведающая движениями. В задней части коры распо­ложены зоны, которые осуществляют непосредственную связь с внешним миром. Эти зоны представляют собой корковые концы анализаторов. Ближе к передней части коры головного мозга расположены зоны, где происходит сложный процесс организа­ции двигательных актов (обеспечение их точности, координации, объединение отдельных двигательных актов в сложную систему целенаправленного поведения).

Произвольные движения происходят па основе образования сложных систем нервных связей между клетками указанных зон. А это значит в конце концов, что двигательные участки коры приводятся в деятельное состояние различными внешними разд­ражениями и раздражениями, поступающими от внутренних орга­нов. Что же касается сложных движений, то они представляют собой совокупность сложных комбинаций таких рефлексов, сле­довательно, также имеют условнорефлекторный характер, также обусловлены внешними воздействиями.

Решающую роль в организации волевых действий играет вто­рая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от дру­гих, либо словами, произносимыми самим человеком во внутрен­ней речи, когда он принимает решение сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и ре­гулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов ее осуществления, оценка результатов — все происходит в речевой форме.

Как известно, волевые действия могут выражаться и в отка­зе от какого-либо действия (когда, например, человек воздер­живается от нежелательных движений, привычек и т. п.). Сог­ласно учению И. П. Павлова нежелательные движения тормозятся импульсами, идущими от второй сигнальной системы.

Общественно-историческая обусловленность воли. Способность к волевым действиям начинает возникать с переходом наших обезьяноподобных предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля — это специфически человеческая сторона психи­ки, так как животные пассивно приспосабливаются к природе, и лишь для человека характерен труд — сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы.

Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, б зависимости от условий материальной жизни общества. Характер целей и побуждений человека определяется тем, интересы какого класса он пред­ставляет. Поэтому волевое поведение одних людей направле­но на общественно значимые цели и определяется высокими моральными принципами, волевое поведение других людей — на сугубо личные цели и подчинено эгоистическим побужде­ниям.

Конечно, и среди представителей капиталистического обще­ства встречаются волевые люди. Они действуют решительно, про­являют большое упорство в преследовании целей, преодолевают немалые препятствия. Но что за цели они преследуют, какие побуждения движут ими? У них эгоистические, корыстные цели, ими движут жажда наживы, честолюбие, зависть и т. п.

В социалистическом обществе человеческие взаимоотношения строятся на принципах взаимопомощи, сотрудничества. Передо­вой советский человек, если требуется, подчиняет личное, инди­видуальное общественному, коллективному, свои личные инте­ресы — интересам народа. Отсюда следует, что в обществе, строя­щем коммунизм, у людей формируется не просто воля, а морально воспитанная, коммунистически направленная воля.

Воля человека, который энергично преодолевает препятствия во имя эгоистических, общественно вредных целей (а такие люди у нас еще имеются), например целеустремленность и настойчи­вость расхитителя общественной собственности или решитель­ность хулигана, не есть морально воспитанная воля. Такая воля в нашем обществе получает резко отрицательную оценку. Мо­рально воспитанная воля, которую высоко ценят в социалисти­ческом обществе и воспитывают у молодого поколения, — это воля, направленная на достижение общественно полезных целей, исходящая из чувства долга, воля, при которой человек умеет гармонически сочетать свои личные, индивидуальные устремле­ния с устремлениями народа.

В нашей стране идет огромная работа по строительству ком­мунистического общества. При решении этой задачи приходится преодолевать большие трудности. Но людям с морально воспитанной волей они не страшны. Наша молодежь по велению долга идет работать на ударные комсомольские стройки, строит новые города, заводы, рудники, железные дороги, электростанции за полярным кругом, в пустынях Средней Азии, в тайге, горах. Морально воспитанная воля этих юношей и девушек заслуживает самой высокой оценки.

Источник