Развитие экспрессивной и импрессивной речи ребенка
Под термином «речь» в логопедии специалисты подразумевают итоговый результат комбинированного взаимодействия основных мозговых центров. Его практическое выражение происходит с помощью органов артикуляции. Чтобы оказание помощи детям было более организованным, логопеды классифицировали речь на экспрессивную и импрессивную.
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии
Речевая деятельность детей подразделяется на 4 самостоятельные формы:
Формы, относящиеся к экспрессивной речи | Формы, относящиеся к импрессивной речи |
|
|
Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.
При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная.
Ее суть заключается в четком осознании мозговыми центрами информации, воспринимаемой человеком с помощью органов слуха или зрения.
За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас.
При этом его органы слуха функционируют в штатном режиме, чем при проведении медицинского исследования состояния здоровья подрастающего человека могут спровоцировать непонимание педиатром причин существенной задержки развития конкретного маленького пациента.
В ряде случаев детский организм подстраивается под физические «недостатки», компенсируя их тем, что делает более развитыми другие чувства восприятия.
Функции
Этапами экспрессивной речи в норме считаются (в указанном порядке):
- Формирование мотива или возникновение желания высказаться.
- Воспроизведение сформулированной мысли в мозговых центрах (кодирование основной идеи в речевых схемах головного мозга).
- Озвучивание сформулированного высказывания.
К важнейшим функциям экспрессивной речи логопеды относят:
- возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам);
- упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе;
- формирование предрасположенности к быстрой социализации (возможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).
Импрессивная речь по своей психологической структуре подразумевает наличие 3 основных этапов:
- Первичное восприятие информационного потока. Он может поступать к ребенку как посредствам органов слуха, так и речевой системы.
- Расшифровка полученного сообщения. На этом этапе детский мозг звуковой или буквенный состав поступившей информации.
- Формирование связей результата анализа данных со знаниями, отложенными в мозговых центрах, или собственным пониманием услышанного (прочитанного).
Правильное развитие импрессивной речи необходимо для корректного осуществления ее ключевых функций:
- возможность находиться в обществе и чувствовать себя ее полноправным членом (понимать правила, воспринимать просьбы окружающих, реагировать на обращения и так далее);
Экспрессивная и импрессивная речь может быть плохо развита у детей, что приводит к отделению в компании сверстников.
- способность к саморазвитию (расширять свой кругозор, пополнять лексический запас и так далее);
- использование прошлого жизненного опыта для улучшения качества происходящего в настоящем (например, ребенок, не способный откладывать на подкорку воспоминания, может часто обжигаться горячим чайником. Он не только не помнит свой негативный опыт, но и не может полноценно воспринимать предостережения родителей).
Развитие в норме
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии являются одними из ключевых показателей общей развитости и состояния здоровья ребенка. В зависимости от возраста маленького пациента, врач, по основным нормативам идентифицирует необходимость коррекционных занятий или консультации с узкими специалистами (невролог, психиатр, психолог, нейрохирург и так далее).
По общепринятой норме до 7-8 лет ребенок должен овладеть рядом навыков экспрессивной речи, среди которых:
- гуканье;
- гуление;
- смех;
- плач;
- лепет;
- имитация звуков, воспроизводимых родителями;
- умение описательно воспроизводить свои мысли, возникающее в возрасте 8-9 мес. – 1.2 года (например, вместо конкретного слова «собака», дети говорят «гав-гав»);
- словарный запас, объемом не менее 200 слов (до 2-х лет);
- способность формулировать предложения, состоящие, минимум, из 3 слов (в 1.5 – 2 года);
- расширение словарного запаса в возрасте 4-5 лет (на этом этапе активная лексика ребенка должна состоять из не менее, чем 1500-2000 слов);
- активное использование всех частей речи во время выражения своих мыслей;
- способность составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения без лексических ошибок;
- освоение, понимание и использование в речи грамматических правил родного языка;
- освоение этнических навыков (акцент, диалект).
Понять, на каком этапе развития находится импрессивная составляющая речи конкретного ребенка, логопедам удается с помощью соотношения фактических навыков маленького пациента с общепринятыми нормами.
Такими, как:
- реагирование на обращенную к ним речь (происходит по достижению ребенком 6 мес.);
- способность соотнести услышанное с конкретным изображением (например, на карточке или в окружающей ребенка обстановке);
- умение соотнести показанное взрослым действие с имеющим к нему отношение изображением (например, если родитель имитирует удары молотком по гвоздям, ребенок должен достать из ящика с разными инструментами именно показываемый взрослым рабочий инструмент);
- понимание лексики, связанной с описанием действий и качеством предметов бытового обихода (цвета, материал, фактура, размер и так далее);
- возможность реализовать указания, состоящие из 2 и более этапов;
- понимание значения используемых в речи предлогов и союзов (например, в норме ребенок не должен путать «и» с «или» и так далее);
- способность восприятия сказок с помощью органов зрения (до 4 лет), а позднее только с помощью органов слуха (с 4-5 лет).
Развитие с задержкой
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии может развиваться у детей с задержкой по причине:
- имеющихся перинатальных повреждений мозговых центров (патологии, возникающие во время нахождения ребенка в утробе матери);
- появления на свет в результате преждевременных родов;
- нарушений в функционировании органов артикуляции;
- недоразвитости слухового аппарата или серьезные заболевания его основных органов;
- имеющегося общего отставания психического развития конкретного ребенка;
- генетические предрасположенности (может передаваться через несколько поколений);
- отсутствия достаточного количества общения с ближайшими родственниками (психологами доказана необходимость ежедневного общения с детьми с первого дня их жизни. Несмотря на отсутствие ответной реакции с их стороны на обращения и слова, во время восприятия речи матери активно формируется мозговой центр, ответственный за импрессивную речь);
- отсутствия должного воспитания (актуально для детей, находящихся на попечительстве муниципальных детских домов или домов малютки);
- имеющегося отставания в физическом развитии;
- наличия серьезных заболеваний, влияющих на нервную систему и головной мозг, которые ребенок перенос в раннем детстве;
- отсутствия полнорационного сбалансированного питания в первые годы жизни;
- аутизма;
- дефицита стимулирующих факторов речевого развития.
Экспрессивная и импрессивная речь, развивающиеся с задержкой, в логопедии распознаются по ряду признаков:
- неправильное произношение слов (перестановка букв, коверкание звуков и так далее);
- неуместное использование предлогов и союзов;
- отсутствие вопросительных предложений в речи ребенка;
- паузы между словами, длиною более 2 сек;
- заикание;
- недоговаривание частей слова.
Расстройства
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.
Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.
Связанные с серьезными нарушениями функционирования ЦНС
По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.
Например:
Форма речевого расстройства | Краткая характеристика |
Афазии | При таком типе расстройства у ребенка происходит распад максимального количества речевых компонентов. Эта дисфункция возникает из-за существенного повреждения корковых речевых участков головного мозга. |
Алалии | При наличии рассматриваемого речевого расстройства, задержка развития конкретного человека происходит по аналогичной с афазиями схеме. Разница заключается только в том, что возникновений алалии происходит на этапе доречевого развития. |
Дизартрии | Возникает из-за недостаточной развитости мышц речевых органов. При наличии дизартрии ребенок не может правильно составлять и озвучивать свои мысли. В зависимости от того, какая зона мозга была поражена, логопеды классифицируют дизартрии на:
Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения. |
Связанные с незначительными изменениями в работе ЦНС
Формами речевого расстройства, возникающего из-за функциональных деформаций центральной нервной системы, являются:
- заикание (при озвучивании одного слова ребенок несколько раз повторяет один и тот же составной слог);
- мутизм (ребенок не отвечает на обращения других людей и не реагирует на происходящее);
- сурдомутизм (ребенок неспособен не только воспринимать информацию на слух, но и воспроизводить ее самостоятельно).
Связанные с отклонениями строения органов артикуляционного аппарата
Формами речевых расстройств, спровоцированных несовершенным строением органов артикуляции, принято считать:
- механические дислалии (ребенок не выговаривает звуки или сознательно коверкает их из-за отсутствия физической возможности произнести их правильно, например, при наличии короткой уздечки языка);
- ринолалии (ребенок не выговаривает носовых звуков из-за неправильного строения ЛОР-органов).
Различного происхождения
К речевым расстройствам различного происхождения логопеды относят задержки развития речи ребенка по не физиологическим причинам:
- появление на свет в результате преждевременных родов;
- наличие серьезных заболеваний внутренних систем организма;
- некорректная форма воспитания и общего развития.
Коррекция
Коррекция задержки развития экспрессивной и импрессивной речи предполагает наличие комплексного подхода.
Конкретный набор предпринимаемых мер определяется логопедом с учетом фактических данных конкретного маленького пациента:
- ноотропные лекарственные средства (стимулируют деятельность клеток коры головного мозга, благодаря чему у детей улучшается память, усиливается внимание, появляется способность сосредотачиваться, нормализуется сон и общее психическое состояние и так далее);
- физиотерапевтические процедуры (например, микротоковая терапия, подразумевающая активное воздействие минимальными разрядами тока на биологически активные зоны коры головного мозга);
- развивающие занятия с логопедом и дефектологом (специалисты направляют свои усилия на улучшение памяти маленького человека, общее развитие мышления);
- логопедический массаж (комплексное воздействие на лицевую мускулатуру, способствующее становлению речи маленького человека);
- выполнение упражнений в игровой форме, направленных на развитие лицевой мускулатуры (например, «Часики», при котором ребенку 2-3 лет необходимо высунуть язык и перемещать его из стороны в сторону; звукоподражательные упражнения (имитация дождя, голосов животных и так далее) или озвучивание стихотворения (взрослый показывает – ребенок озвучивает его действия, после чего происходит смена ролей).
Экспрессивная и импрессивная речь в норме должны быть сформированы у детей на базовом уровне уже к 4-5 годам. В логопедии существует большое количество способов стимуляции способностей у ребенка грамотно выражать свои мысли, практиковать которые он может не только со специалистом, но и дома наедине с родителями.
Несмотря на важность речевого аспекта в общем развитии подрастающего человека, взрослым не рекомендуется оказывать на ребенка моральное давление и заставлять заниматься. Вместо этого следует как можно больше разговаривать с ним, интересоваться детским мнением и расширять его кругозор.
Видео об экспрессивной и импрессивной
Как развивать экспрессивную и импрессивную речь у ребенка:
Источник
Гульнур Дюсенова
Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста
«Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной
и экспрессивной речи у детей раннего возраста».
Учитель – дефектолог КГУ “КППК города Риддера” УО ВКО Дюсенова Г. Ж.
1. Развитие импрессивной речи.
На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детейточности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов,предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».
Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.
Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
«Поручения».
Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции,например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».
«Делай, что я сказал (а)».
Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например,взрослый говорит:
– Мы идем: топ-топ.
Дети идут за взрослым.
– Побежали: шлеп-шлеп.
Дети бегут за взрослым.
– И устали: стоп!
Дети останавливаются вместе со взрослым.
После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры.
Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию, являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.
Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек,например:
– выбери все машинки;
– выбери всех кукол.
Можно классифицировать геометрические тела:
– выбери все шарики;
– принеси все кружки.
Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д. С большим интересом работают дети с мозаикой. Начинаем работу с усвоения слова «такая (ой)».
«Грибки».
Взрослый показывает мозаику красного цвета, закрепляет ее на поле для выкладывания.
Взрослый: Найди такой грибок.
Ребенок находит такую же мозаику и закрепляет ее.
Взрослый (показывая два пальца): Два грибка.
Ребенок повторяет движение, показывая два пальца.
Взрослый: Это красные грибки. Найди еще такой же грибок и т. д.
«Яблонька».
Взрослый заранее выкладывает контур дерева, состоящий из ствола (прямая линия) и кроны (замкнутая кривая линия).
Взрослый: На яблоньке вот такое яблочко (закрепляет красную мозаику). Красное яблоко. Найди такое же.
Ребенок закрепляет красную мозаику в пределах контура кроны.
Взрослый: На яблоньке красные яблочки. Вот столько, два (показывает два пальца). Ребенок показывает два пальца.
Взрослый (закрепляя зеленую мозаику): На яблоньке вот такое яблоко. Найди такое же. Яблочки наверху. Погладь яблочки на яблоньке. Подул ветер. Упали яблочки (Переносит мозаику вниз). Яблочки внизу, под яблонькой. Погладь яблочки внизу.
Конечно,в формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными. Изображения на этих картинках должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.
«Умный пальчик».
На столе разложены картинки с изображением предметов.
Педагог: «Покажи лошадку, покажи куклу.»
Ребенок показывает указательным пальцем правой руки названную картинку.
Работа с картинками, изображающими действие, возможна с детьми, находящимися на предикативном уровне понимания речи: вначале различаются глаголы, обозначающие действия людей или животных, с называнием того,кто совершает действие: «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик.». Затем различаются действия,совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит.»
Следующий этап развития понимания речи– понимание форм слов: «Покажи, где стол – где столик, где мяч – где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом». Детям с задержкой речевого развитияособенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет – мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала – машина приехала, пальто застегнули – расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал – Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит – летят).
Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи:
день – ночь;
много – мало;
высоко – низко;
длинный (ая) – короткий (ая).
Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: – рисуем длинную дорожку (ведем ручку малыша с фломастером) – рисуем короткую дорожку; – на большой тарелке много ягод (рисуем много маленьких замкнутых кривых) – на маленькой тарелке мало ягод и т. д.
Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями.
Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.
2. Развитие экспрессивной речи.
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.
Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.
«Сделай, как я»
Взрослый говорит:Взрослый показывает:
Подними ладошки выше Поднимает ладони.
И сложи над головой. Складывает ладони над головой под углом друг к другу.
Что же вышло?
Крыша вышла, а под крышей
Мы с тобой.
Положи ручки на коленочки. Кладет свои руки на колени.
Подними ладошки выше, Поднимает ладони.
Поскорее помаши. Машет кистями рук.
Что же вышло?
Птички вышли,
Птички очень хороши.
Положи ручки на колени, Кладет свои руки на колени.
Подними ладошки выше,
Изогни скорей дугой. Сгибает ладони.
Что же вышло?
Гуси вышли.
Вот один, а вот другой.
У бабуси жили гуси;
Вот один, а вот другой.
Положи ручки на колени. Кладет руки на колени.
Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.
Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук:
«А»: широко разводим руки вперед – в стороны.
«У»: плавное движение обеих рук вперед.
«О»: плавное движение обеих рук в стороны – вверх.
«И»: плавное движение обеих рук в стороны.
«Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
«Э»: плавное движение рук в стороны вниз.
Звук Н в слияниях
НА-НА-НА – хлопки перед собой.
НО-НО-НО – хлопки над головой.
НУ-НУ-НУ – хлопки вытянутыми вперед руками.
Звук Н’
НЕ-НЕ-НЕ – движение пальчиком (указательный из стороны в сторону).
НЯ-НЯ-НЯ – пальчик кланяется.
НЕ-НЕ-НЕ – движение пальчик о пальчик.
НИ – пальчики «бодаются» – упираются один в другой.
Звуки М—М’
Отрабатываются в слияниях по той же схеме. .
Звук П.
ПА-ПА-ПА – движения кистями вниз (руки перед собой).
ПО-ПО-ПО – то же движение кистями (руки приподнять).
ПУ-ПУ-ПУ – то же движение, руки вытянуть (без напряжения).
Звук П’.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук Б.
БА-БА-БА – хлопки перед собой.
БО-БО-БО – хлопки над головой.
БУ-БУ-БУ – хлопки вытянутыми вперед руками.
Звук Б’.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация П—Б
ПА-ПА-ПА – БА: движения кистями – хлопок.
ПО-ПО-ПО – БО: движения кистями – хлопок.
ПУ-ПУ-ПУ – БУ: движения кистями – хлопок.
Звук Т
ТА-ТА-ТА – движения кистями вверх, руки перед собой.
ТО-ТО-ТО – движения кистями вверх, руки наверху.
ТУ-ТУ-ТУ – движения кистями вверх, руки вытянуты вперед.
Звук Т’.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация Т—Д
ТА-ТА-ТА – ДА: движения кистями – хлопок.
ТО-ТО-ТО – ДО: движения кистями – хлопок.
ТУ-ТУ-ТУ – ДУ: движения кистями – хлопок.
Звук К.
КА-КА-КА – постукивание кулачком о кулачок (руки перед собой).
КО-КО-КО – постукивание кулачками (руки приподнять).
КУ-КУ-КУ – постукивание кулачками (руки вытянуты вперед).
Звук К’
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация К—К’
Твердые слияния – руки в кулачках.
Мягкие слияния – ладони раздвигаются от рта в разные стороны.
Звук Х
Резко загнуть кисти вниз.
ХА – руки перед собой.
ХО – руки приподнять.
ХУ – руки вытянуть вперед.
Звук Х’
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук Ф.
ФА – вытянуть руки вперед (ладони вниз).
ФУ – вытянуть кисти вперед (ладони ребром).
ФО – поднять кисти вверх (ладони смотрят друг на друга).
Звук Ф’.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук В.
ВА – сцепить руки в замок.
ВО – поднять сцепленные руки вверх.
ВУ – вытянуть сцепленные руки вперед.
Звук В’.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук С.
СЯ – нажимать на ладонь.
СЕ – поставленную ребром.
СЁ – пальцами другой руки.
СЮ.
Вызываем у детейзвуки в соответствии с нормами онтогенеза:
– гласные: А, О, У, И;
– согласные: Н, НЬ, М, МЬ, Б, БЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, X, ХЬ, й, йА, йО, йУ, йЭ, В, ВЬ, Ф, ФЬ.
Разумеется, эта схема весьма приблизительна. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.
Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.
Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:
ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;
СГ: «НА»;
СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»;СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».
Следующий этап работы – использование детьми форм появившихся слов: панама – панамы.
Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения,предоставляя ребенку образец фразы: – На, Маня. Мани нет!
С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.
Источник