Развитие экологической ответственности ребенка

Ирина Левина
Особенности и формы экологического воспитания детей

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

В последние несколько лет вопрос экологического воспитания для развития общества приобретает особую важность. В связи с этим необходимо уже с первых лет жизни экологически образовывать детей. Это необходимо так как именно в этот период дети получают эмоциональные впечатления о социуме и природе, у них складывается мироощущение, формируются основы сознания, культуры и экологического мышления, а также дети в этот момент накапливают представления о разных формах жизни.

В экологическое воспитание закладываются основы взаимодействия с природой, дети при помощи взрослых учатся осознавать красоту природы как общую ценность всех людей. Живая природа уже долгое время признаётся в педагогике важным фактором воспитания и образования дошкольников.

Дети дошкольного возраста постигают мир, в котором живут, общаясь с природой, открывая многообразие животного и растительного мира, изучая явления и объекты природы, осознают роль и ценности природы в жизни общества, дети испытывают переживания и нравственно-эстетические чувства, которые побуждают их заботится о приумножении и сохранении природных богатств.

Обострение экологических проблем вынуждает воспитывать в детях чувство ответственности за состояние окружающей среды, способность рационально использовать природные ресурсы. [1, с 3]

Целью данной работы является формирование у детей представления о животном и растительном мире, экологически грамотного поведения в природе.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

– привить начальные экологические умения и навыки – познавательные, поведенческие;

– расширить и углубить экологические знания;

воспитать чувства бережного отношения к природе.

– развивать творческую, общественную, познавательную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

Работа по экологическомуобразованию осуществлялась в двух направлениях: в повседневной жизни и на занятиях. Умения и знания, которые были получены в рамках образовательного процесса в детском саду закреплялись и в повседневной жизни. Родители активно помогали в реализации этого аспекта.

С двух лет детям показывают отдельные яркие моменты и события, которые связаны с разными временами года. Информация детям давалась понемногу, с использованием забав, игр, потешек.

Во второй младшей группе работа по экологическому воспитанию продолжилась. Детей стали привлекать к уходу за комнатными растениями. Зимой изготавливали кормушки для кормления птиц, которые размещались близко к окну, для наблюдения за птицами.

В старшей группе детей необходимо вовлекать в предметно-преобразующую деятельность среди природы, привлекать к разумному пользованию природой, сбережению природных ресурсов. В результате работы в этой области у ребят начинает формироваться личный опыт воздействия на экологическую среду, природные богатства, формируются практические знания, вырабатывается потребность деятельности среди природы.

На основе анализа интересов, склонностей дошкольников, ведущих дидактических принципов и использовали различные формы экологического воспитания:

а) групповые;

б) массовые;

в) индивидуальные.

Массовыми формами экологического воспитания являются:

Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы.

Исходя из этого необходимо проводить природоохранные акции совместно с родителями,такие как:

1. Создание цветочных клумб («День цветов»);

2. Изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время («Птичья столовая»);

3. Посадка деревьев осенью («Чтобы деревья были большими»);

4. Уборка территории («Чистое утро»);

5. Уход и обновление («Чтобы дольше жили книжки»);

6. Сбор лекарственных трав («Лесная аптека») и т. д.

А также конференции, ролевые игры, природоохранные праздники, экологические фестивали, работы на участке.

К групповым формам необходимо отнести экскурсии, экологический практикум туристические походы по изучению природы.

На экскурсиях дети знакомятся с многообразием органического мира, проходит наблюдения за явлениями и объектами природы в разный период времени. Дети знакомятся с особенностями страны, края и города, а также учатся ориентироваться на местности. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии необходимо уделить организацию деятельности детей: необходимо приучать детей к мысли что они являются гостями природа и природных обитателей, поэтому необходимо следовать заповедям, которые должны выполнять гости природы.

1. Соблюдение тишины

2. Умение длительное время наблюдать за животным и растениями (терпение).

3. Учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей (внимательность).

Индивидуальными формами экологического воспитания являются наблюдения за растениями и животными, рисование, изготовление поделок, лепку, а также другие эксперименты и опыты. [2,с 25]

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, исходя из этого отводиться большое количество времени экспериментам и опытам. В результате исследовательской деятельности дети учатся обобщать результаты опытов, размышлять, проверять и строить гипотезы, отстаивать и формулировать свое мнение. При помощи экспериментов и опытов результаты исследовательской работы связываются с практическим опытом детей. Они начинают понимать природные закономерности, основы экологически безопасного и грамотного поведения в окружающей среде.

Дидактические игры занимают особое место в ознакомлении с природой. С помощью дидактических игр дети учится вычленять отдельные признаки явлений, предметов, группировать, классифицировать и сравнивать их по общим и различным признакам. Ребёнок учится делать выводы, рассуждать, тренирует память, внимание. Дидактические игры способствуют развитию речи детей, благодаря тому, что для решения игровой задачи необходимо объяснить свои действия. Такие игры учат детей в новых условиях применять имеющиеся знания, способствуют воспитанию умения играть вместе, активизируют разнообразные умственные процессы, дают возможность детям сравнивая предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения их отдельных внешних признаков и оперировать ими.

Наиболее распространёнными дидактическими играми экологического содержания являются:

1. «Домашние – дикие животные»;

2. «Безопасное и ядовитое растение»;

3. «Где, чей домик?»;

4. «Что полезно и вредно для природы?»;

5. «Опасно – не опасно»;

6. «Выбери съедобные ягоды, грибы»;

7. «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Для наблюдения необходимо отбирать небольшой объём информации, потому что представления об явлениях и объектах природы у детей дошкольного возраста формируются постепенно, в процессе многократного наблюдения за одним и тем же объектом. В каждом наблюдении закреплялись, вспоминались, конкретизировались, уточнялись и расширялись полученные представления. Для каждого наблюдения необходимо продумывать взаимосвязи и систему, которая помогает наиболее полно осознать явления и объекты, за которыми наблюдают дети. Целью наблюдения для развития детей является то, что оно стимулирует познавательную активность и интерес детей в целом.

Так же в работе используются наглядный иллюстративный материал, помогающий уточнить и закрепить представления детей, которые были получены в ходе наблюдений. С их помощью формируется у детей дошкольного возраста представления об явлениях и объектах природы, которые невозможно увидеть и понаблюдать в настоящее время, дети знакомятся с сезонными изменениями природы, происходит систематизация и обобщение информации природоведческого характера и содержания.

При ознакомлении детей дошкольного возраста с природой отводится большая роль игре. Сюжетно – ролевые игры предполагают наличия природоохранного, экологического и природоохранного содержания определённых знаний: «Прогулка по «Экологической тропе»», «Путешествие к морю», «Экспедиция в Африку», «Поездка на выставку».

В работе по экологическому воспитанию необходимо использовать предметные игры с использованием материала из природы (камешков, раковин, шишек и т. д., которые способствовали развитию мышления ребенка. Например, можно квалифицировать эти материалы по разным качественным признакам, таким, как размер, цвет, форма. Важным элементом в данной работе, является участие детей в сборе этого материала.

Труд в природе является важнейшей формой работы с детьми. Данный вид деятельности, способствует формирования у детей осознания правильного отношения к природе. В рамках трудовой деятельности дети имеют возможность получить новые знания, наглядно убедиться в существовании различных природных взаимосвязей, увидеть многообразие животных, растений и окружающего мира, а самое главное, это применить свои полученные знания на практике. У детей формируется чувство ответственности за живым организмам и необходимые навыки ухода за природой.

Самые положительные эмоции у детей вызывают занятия рисования, лепка, аппликация, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, конструирование природных объектах из конструктора, чтение художественной литературы. Все приведённые выше творческие мероприятия способствуют формирования у детей дошкольного возраста осознание правильного и бережного отношения к природе и привлекает детей к природоохранной деятельности

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование родителей – очень важное и сложное направление работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к сотрудничеству, контакту с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. [3, с. 15]

Экологическую информацию взрослые получали:

– на родительских собраниях;

– в совместной деятельности с детьми;

– из консультаций для родителей;

– в процессе посещения территории детского сада.

Совместно с традиционными формами работу в семье и в дошкольное учреждение, активно используются инновационные методы и формы работы:

1. Различные тематические выставки, например, выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!», фотовыставка «Домашние питомцы»;

2. Совместные мероприятия экологической направленности воспитателей, родителей и детей, например, «Посади дерево», «Вместе по нашей экологической тропинке»;

3. Проведение «круглых столов», таких как, «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;

4. Проведение конкурс семейных талантов, например, «Птичья столовая», «Сохраним елочку», «Чудо – овощи».

Работа с родителями должна быть непрерывным, но постепенными процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность ребенка и взрослого способствовала сотрудничеству, психологическому, эмоциональному сближению взрослого и ребенка.

Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на дифференцированные, индивидуальные возрастные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Список литературы

1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С. 79.

2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.

Источник

Наталья Борисовна Гаранова
Советы родителям по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

Чувство природы является основой как экологического, так и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.

Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды.

Семья является микросоциумом. Члены семьи взаимодействуют с окружающей природной средой, проявляя в поступках своё отношение к ней. Родители — большой авторитет для ребёнка. В связи с этим, ребёнок принимает за чистую монету любой поступок мамы или папы, будь то уход за цветами или бездумно брошенная обёртка мимо урны. Именно потому, что дети склонны наследовать всё, что делают их родители, семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль.

В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Не теряйте времени зря – прививайте азы экокультуры с раннего возраста.

Гуляйте пешком как можно дольше. Не обязательно ходить далеко – и во дворе найдётся много интересного. Обращайте внимание ребёнка на всё,что находится вокруг него: какой текстуры песок, как стучат камешки, как шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле.

Изучение природных «чудес» — первый шаг познания природы. Просвещайте ребёнка, как называются те или иные природные объекты и явления. Используйте для характеристики стихи, песенки, пословицы и поговорки, загадки.

У ребенка значительно увеличится объём словарного запаса и сформируется позитивное восприятие природы.

Посадите цветы. Найдите возможность посадить что-то вместе с ребёнком: цветы, садовую зелень или деревце. Малыш увидит, как растут растения – это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания экосистемы.

Делайте поделки из природных материалов.Заведите привычку каждую осень заготавливать природный материал для детского творчества: осенние листья, жёлуди, сухоцветы, семена, соломку, каштаны, шишки, бересту и прочее.

Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации!

Читайте. А читая, беседуйте с малышом на нравственную тематику, анализируйте поступки героев сказок и стихов. Так можно воспитать экологически этичную личность.

Лекарственные растения— это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Ягоды— источник пищи не только человека, но и животных.Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению

к животным

1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?

2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?

3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

4. Как Вы сами относитесь к животным?

5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, труд, уход.)

Советы:

1. Прочитайте книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

2. Предложите, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3. Оказывайте вместе с ребенком помощь животным на улице.

Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным

1. Имеются ли дома объекты природы?

2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?

3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?

4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?

5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?

Советы:

1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).

2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Источник

Валентина Аксёнова
Экологическое воспитание дошкольников

В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста.

Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему, это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.

В своей работе использую программу «Мы», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.

Даю детям понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат,пьют воду,растут,а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельностью.

При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа,связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти.

Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, построили свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные средства.

Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.

Мною накоплен педагогический опыт по теме: «Экологическое воспитание дошкольников».Мой опыт оценен педагогами и используется в работе с детьми:

разработаны конспекты занятий по данной теме для разных возрастных групп;

накоплен методический материал;

картотека по темам : «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Растения», «Цветы».

иллюстрации,фотографии по теме:

оформлены дидактические игры по экологическому развитию;

конспекты этических бесед по экологии:» ключи от природы»;

собрана аудиотека «Звуки природы».

Детей с раннего возраста знакомлю с правилами поведения в природе:

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев!

3. Не рви в лесу, на лугу цветов.

4. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

5. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

6. Не разоряй муравейники.

7. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

8. Не подходи близко к гнездам птиц.

9. Не разоряй птичьи гнезда.

10. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, к не затушенным кострам, оставленному мусору.Им целесообразно противопоставить пра-вильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д.

Следующим этапом в работе по экологическому воспитанию стало пополнение развивающей среды. Так организован уголок экологической среды в группе,который включает в себя:

«зелёная зона» (комнатные растения, где проходит наблюдение за трудом взрослого по уходу за растениями;

«огород» на окне;

• уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься зона библиотеки – это книги, энциклопедии экологической направленности;

• зона коллекций, предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.);

• выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки,сделанные взрослым в совместной деятельности с детьми.

•оформлены: календарь природы; календарь погод; коллажи; карты – схемы- «Кто, где живёт?»;

• собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);

• подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;

• подобраны подвижные игры и оформляется наглядный материал для их проведения;

• созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;

• имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);

• подобран дополнительный материал для работы с детьми на экологической тропе и в уголке леса;

• летом были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.

Игра – это ведущая деятельность в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в экологическом воспитании.

Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой.

На прогулках я провожу игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья,) Для таких игр на участке у нас есть оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка. Земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови».У меня собрана большая картотека игр:

Подвижные игры:

«Воробушки и кот»

Сюжетная игра.

«Вышли дети в сад зелёный»

«Зимний хоровод»

Игра: кто где плавает?

Игра «Достань камешек»

Игра «Теплый – холодный»

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Игра «Найди шарик»

Игра «Сад – огород»

«Угадай, что в руке»

«Что это такое?»

«Кто где живёт?»

Чтобы выявить как родители относятся к природе и интересует ли их проблема экологического воспитание дошкольника я провела анкетирование родителей. По итогам анкетирования я строила свою работу с родителями.

Анкета «Экологическое воспитание детей»

1. Ф. И. О.

2. Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

3. Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?

4. Ощущаете ли вы по ребенку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется? Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?

5. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чем это проявляется?

6. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?

7. Как оцениваете работу в ДОУ по данному вопросу?

8. Ваши предложения, пожелания.

Так же в работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?

2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?

3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

4. Как Вы сами относитесь к животным?

5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практи-куются в Вашем доме?

Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.

1. Имеются ли дома объекты природы?

2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?

3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самосто-ятельность в оказании помощи?

4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе?

5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?

Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустов-ского.

2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.

Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).

2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Вывод.

В результате моей работы знания у детей устойчивые, систематизированные, дошкольники могут применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Мой опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.

Источник