Развитие экологического сознания личности ребенка
Нутрихина Евгения Валентиновна
педагог 1 квалификационной категории
МБОУ « Приморская СШ» п.Рикасиха
С учетом все ухудшающегося состояния природы на планете, самой актуальной становится проблема экологии. Формирование высокого уровня экологической культуры населения может изменить эту ситуацию в лучшую сторону. Первым шагом в этом направлении является экологическое воспитание в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: актуальная проблема, экологическое образование, дошкольный возраст, эколого-развивающая среда, взаимодействие с семьёй, экологические технологии, экология.
Формирование экологического сознания у дошкольников
« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В.А.Сухомлинский
На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. Это вызвано резким ухудшением нашей среды обитания, а в результате – понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20% зависит от экологических условий и на 80% от всего прочего, и первый компонент мы можем изменить путём изменения своего отношения к природе.[4] Нынешняя экологическая ситуация такова, что теперь нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Спасение природы стало одним из категорических условий сохранения жизни на Земле. Указом президента РФ от 5.01.2016 года, 2017 год в Российской Федерации объявлен годом экологии. [3 ]
Практики, занимающиеся проблемами экологии, давно уже вынесли окончательный вердикт: либо человек меняет свое отношение к природе (и сам, соответственно, меняется), либо ему будет суждено быть стертым с лица Земли. Хочется верить, что этот год пройдёт под эгидой экологии и дошкольном образовании. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Только маленькому ребёнку можно сказать, что сломить ветку у дерева, все равно, что сломать палец человеку, ему больно. Что у муравья важная работа, он строит свой дом, кормит и защищает свою семью. Благодаря приоритету наглядно – образного мышления, образы, созданные в детстве, остаются с нами на всю жизнь. Подкреплённые чувствами, они создают соответствующую позицию ребёнка относительно природы и своего места в ней.
Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная цель – воспитать у детей любовь к природе, желание стать её защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться её богатствами.
Экологическое образование дошкольников рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания, развития ребёнка и подразумевает формирование:
-рациональных отношений ребёнка с окружающим миром во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном;
-системных, научных практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к природе и социально – предметной среде. [7 ]
В экологическом образовании решается ряд взаимосвязанных задач:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника
- развитие познавательного интереса к миру природы
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения
- воспитание гуманного, бережного и заботливого отношения к природе и окружающему миру в целом; развития чувства симпатии к объектам природы
Сегодня нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от педагога: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому. [8] Только через личные ощущения и переживания человек осознаёт себя в природе. Маленький ребенок основы экологической культуры начинает усваивать в пределах своего места обитания; там где он может непосредственно потрогать, понюхать, посмотреть своими глазами что-то (растение или животное), понаблюдать за чем-то. Поэтому в дошкольном образовании необходим региональный компонент. При введении регионального компонента в процесс экологического воспитания, педагог выступает носителем как общечеловеческих ценностей и культуры, так и традиций региона. В дошкольном учреждении должна быть встроена теоретико-практическая система повышения квалификации педагогов по введению регионального компонента в процесс экологического воспитания в любой приемлемой форме. [5] Это могут быть консультации на данную тему, круглые столы, деловые игры, семинары- практикумы, совместное планирование занятий и проектной деятельности.
Эколого-развивающая среда имеет большое значение для экологического воспитания дошкольников. Её создание и поддержание способствует эффективной реализации данного направления в деятельности ДОУ. Нужно отметить, что в нашем учреждении педагоги постоянно работают над обновлением эколого-развивающей среды в группах. В экологических центрах представлены различные пособия, дидактические игры экологического содержания, множество книг о природе, мини- лаборатории для экспериментирования, создаются условия для наблюдения за животными и растениями; проводятся конкурсы эколого-развивающей среды в группах. Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Систематическое восприятие живой природы, её красота, когда окружающие ребёнка растения и животные не болеют, находятся в хорошем состоянии благодаря созданным для них условиям,- пробуждает в детях чувство красоты, гармонии. [6] Они стремятся отобразить свои впечатления в рисунках, поделках. Это важный момент, и педагогу следует поддержать творческий поиск детей, показать, что так рождается художник. Пейзажисты, художники народных промыслов – все они любят природу, наблюдают её, чувствуют её красоту, а потом отображают это в своих произведениях. Организованные мини-выставки репродукций художественных картин в детском саду – это прелюдия посещения музеев, начало духовного развития. Еще лучше если сам педагог увлекается туризмом, путешествиями по родному краю и сохраняет все свои впечатления на фотографиях. Тогда организуется фотовыставка, желательно привлекать к этому родителей, поскольку семья является ведущим институтом в воспитании ребёнка. Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребёнка. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на развитие у ребёнка основ экологического мировоззрения. Именно она выполняет функцию первоначального образца экологически культурного человека. Вопрос взаимодействия с родителями воспитанников очень важен в экологическом образовании. И именно партнёрство с родителями целесообразно рассматривать как основной ресурс реализации ФГОС ДО. [1] Существует множество форм взаимодействия с родителями в экологическом образовании: природоохранные акции, участие в конкурсах, участие в проектно – исследовательской деятельности, фотовыставки. Недавно мы с нашими детьми и их родителями организовали научно-практический семинар « Мы хотим вам рассказать». В его рамках мы проводили занимательные эксперименты, исследовали свойства объектов, слушали сообщения детей о своих домашних питомцах. Акции « Поможем птицам пережить зиму» стали для нас традицией. Изготовленные родителями кормушки мы развешиваем на территории детского сада и регулярно кормим птиц в холодное время. Родители принимают участие в благоустройстве и озеленении участков для прогулок. Были неоднократно организованы фотовыставки: « Друг, который не предаст», « Как я провёл лето». Говоря о результатах этой работы, нужно отметить, что данная деятельность направлена на создание условий развития ребёнка, его творческих способностей на основе сотрудничества. Детский сад постоянно находится в режиме развития своей деятельности, используя современные методики и технологии. На современном этапе существуют разные экологические подходы к обучению детей. Знание разнообразных методов, приёмов и технологий позволяет воспитателям грамотно реализовать задачи экологического воспитания. Из многообразия экологических технологий можно выделить: традиционное обучение с младшего возраста, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии обучения на основе знаковых и схематичных моделей, технология уровней дифференциации, технология индивидуального бучения, технология педагогических мастерских, экологическая сказка. Исходя из своей многолетней практики, я могу с уверенностью сказать, что для детей дошкольного возраста не существует понятия «важно». В этом возрасте доминанта – понятие «интересно». Ведущей деятельностью для маленького человечка является игра, поэтому мы познаём окружающий нас мир, играя. Дошкольникам играть всегда очень интересно, поэтому игра проходит через все экологические технологии. А через теснейшую связь с практикой, т.е. через участие в конкретных экологических мероприятиях ребёнок осознает и понимает своё отношение к природе. Подводя итог своего выступления, мне хочется сказать, что длинный путь к цели начинается с маленького шага в заданном направлении. Большой целью в экологическом образовании я считаю – формирование высокого уровня экологической культуры широких слоёв населения. А первым маленьким шажком в этом направлении – экологическое воспитание в семье и дошкольном учреждении. Оно стоит в самом начале лестницы экологического образования человека. И мы, как педагоги – практики, должны быть активными в этом вопросе и не стоять в стороне. Как нельзя лучше, к нашей деятельности подходит экологический лозунг « Мысли глобально, действуй локально». Ребёнок, заботящийся о птицах и деревьях, культурно выбрасывающий обертку от мороженого в урну, не мучающий домашних животных, – вот что нужно на начальном этапе экологического воспитания. Культивируя такие простые правила, в будущем общество сможет сформировать целые поколения, формирующие правильную ноосферу.
Список информационных источников:
1.https://moh-school.ru/documents/prikazfgosooo/ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010
2. https://vmeste.opredelim.com/docs/101300/index-3698-9.html Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2014
3. https://special.kremlin.ru/acts/news/51142 Президент России официальный сайт.
4.Журнал « Дошкольная педагогика» №1 2015.-.ООО Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».- с.16-17
5.Журнал « Методист дошкольного образовательного учреждения» №15 2015.- Издательство « ТЦ СФЕРА».- с 74
6.Николаева С.Н. Юный эколог.- Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.-с.89, 91.
7.Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.- ООО «Издательство « Детство – Пресс», 2009. – с.3 – 5.
8.Саморукова П.Г. Мир природы и ребёнок.- СПб: АКЦИДЕНТ, 1998.- с.3
9.Федотова А.М. Познаём окружающий мир, играя.- Издательство « ТЦ СФЕРА», 2014.- с.5-6.
Источник
Светлана Гришмановская
Формирование экологического сознания у обучающихся
«Собраться вместе – это начало.
Держаться вместе –это процесс.
Работать вместе – это успех!»
Генри Форд
Экологическое сознание – это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий негативного отношения к ней. Кроме того, то понимание, это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая обстановка сложилась во многих регионах нашей страны. Варварски вырубаются леса, загрязняются реки, воздух, разрушаются почвы, сокращается биологическое разнообразие видов, которое уже невозможно будет восстановить. Истощаются запасы нефти. Не секрет, что многие заболевания вызваны зараженной средой, рождаются дети с различными патологиями. Вместе с тем, экологическое сознание россиян еще крайне низкое. Часто приходится наблюдать такую картину, когда молодые мамы в угоду малышу срывают с клумбы цветы, ломают ветки деревьев и др. Задача формирования экологического сознания начинать необходимо с рождения ребенка, продолжая этот процесс в дошкольном учреждении, а затем в школе.
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. В школе проводится систематическая работа по экологическому воспитанию через акции, проекты, работу кружков, внеурочную деятельность, участие в экологических конференциях и др.
Экологическое сознание – это личностный результат освоения при изучении биологии, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий – это метапредметный результат. Эти результаты достигаются в процессе формирования и развития УУД.Использование возможностей сети Интернет в учебной деятельности школьников помогает учителю решить ряд важных задач:
• Организовать дополнительную работу с учениками, стремящимися получить новые знания;
• Развивать познавательную активность школьников, используя их интерес к современным информационно-коммуникативным технологиям;
• Формировать у школьников УУД, ИКТ-компетентность и др., умения и качества, необходимые в современном мире.
Формирование экологического сознания проходит длительный путь, который можно разделить на уровни экологического сознания:
1-й уровень – уровень эмпирических представлений, сформированных путем опыта и житейски усвоенных природоохранных умений;
2-й уровень – это когда человек владеет комплексом знаний и природоохранных умений;
3-й уровень – это высшее достижение экологического сознания, когда экологическое самосознание превращается в мировоззрение личности и определяет не только природоохранную деятельность, но и всякую трудовую деятельность. Таким образом экологическое сознание эволюционирует от понимания положительного отношения к экологической информации до прочного и устойчивого убеждения общественной и личной значимости усвоенной экологической идеи.
Результаты сформированности определенного уровня экологического сознания является экологическое поведение.
Я считаю, что экологически ориентируемые уроки биологии более всего способствуют формированию экологического сознания. Такая возможность есть практически на каждом уроке и ее надо использовать.
Экологическиориентированные уроки должны строится с учетом следующих принципов:
– каждый последующий урок дополняет предыдущий;
– принцип междисиплинарности;
– непрерывности;
– сочетание глобального и краеведческого подходов;
– сочетание восприятия среды с практикой ее охраны.
В своей работе использую УМК Н. И. Сонина. Вместе с ним добавляю в уроки элементы экологических знаний. Так в 7-8, 10-11 классах использую сборник заданий по экологии авт. Ердакова, где с помощью интересных заданий учащиеся расширяют и углубляют знания в этом направлении. Тем самым акцентирую внимание на экологии Томской области.
Стараюсь учитывать возрастные особенности школьников и провожу разновидности уроков,как:
• урок-дискуссия (в теме «Биосфера» «Спасет человеческий разум планету или погубит ее?»);
• урок-лекция (старшие классы «Биосфера и ее границы»);
• урок-семинар «Влияние выхлопных газов на здоровье человека»;
• урок-экскурсия («Жить или выживать?» – изучение состояние леса после пожара; «Источник жизни – Мир воды!»; знакомство с растениями и животными биоиндикаторами (7 класс)
• проблемный урок «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний» с просмотром видеофильма. Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания».
Для формирования экологического сознанияиспользую разнообразные методы и приемы: тесты экологического содержания, экологические сказки, загадки, стихи и др.
Кропотливой длительной подготовки требует такая работа с учащимися,как:
– написание реферата «Путешествие капельки воды»;
– составление синквейнов;
– коллективные исследования «Использование бросового материала в практической деятельности человека».
Но решить задачу формирования экологического сознания только на уроках невозможно.
Во-первых, как видно из перечисленных форм, методов и приемов, многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем требуют дальнейшего продолжения. Поэтому начатый на уроке процесс формирования экологического сознания я продолжаю во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность расширяет границы непосредственного опыта детей. На практике осуществляются интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными установками личности школьника.
Мероприятия внеурочной деятельности:
– это участие в акциях;
– ежегодное участие в районной научно-практической конференции «Юный исследователь»;
– в рамках декады предметов естественно-научного цикла организую работу станции «Биологическая» в интеллектуальном марафоне «Жизнь среди жизни»;
– дни защиты от экологической опасности;
– фестиваль «Единство непохожих».
Результатами моей работы по формированию экологического сознания школьников:
1. Тестирование, срезовые контрольные работы по экологической тематике (абсолютная успеваемость составляет 100%, качество – 75% и выше).
2. Подготовлено около 20 экологических проектов по темам мониторинга окружающей среды, экологии человека, охрана лесов за последние 3 года.
Источник
Ирина Ленькина
Организация работы по формированию экологического сознания личности дошкольников
Аннотация
В данной статье рассказывается о формах работы, которые наиболее эффективно способствуют развитию экологического сознания у детей дошкольного возраста. Применяются такие формы работы как экологические акции, игры, проблемные ситуации. Статья адресована широкому кругу работников дошкольного образования.
Своё начало экологическое сознание берёт в дошкольном возрасте. Его становление происходит при участии взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Экологическое сознание – это пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, самому себе; освоение знаний о растениях и животных; приобщение ребёнка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ; воспитание у ребёнка элементарного чувства ответственности за всё живое. Имеется множество форм работы с детьми на формирование экологического сознания. И вот какие наиболее часто используются в нашем детском саду. Я считаю, что как нельзя лучше всё усваивается через игру, игровые ситуации, игровую деятельность. Именно в играх у детей формируются моральные навыки, правила поведения в природе, знания о повадках животных. Например, в своей практике для двигательной активности я использую подвижные игры, которые знакомят ребят с повадками животных («Хитрая лиса», «Кот и мыши», «У медведя во бору» и др., с растениями («Чей листочек?», «Беги к дереву, которое назову»).
Особую роль в создании положительного отношения к природе отвожу наблюдениям. На прогулках дети узнают тех, кто живет рядом с нами, знакомятся с правилами поведения в природе. На территории нашего детского сада создана экологическая тропа с такими интересными и познавательными точками как «Муравейник», «Пруд», «Лесная аптека», «Мхи», «Птичья столовая», «Метеостанция». Дети знакомятся с этими объектами, наблюдают за ними. Неоднократно с большим интересом мы рассматривали работу дружных муравьев, их дом – муравейник. На объекте «Пруд» ребята узнали, кто там обитает, как не навредить обитателям.
Одной из результативных форм работы с детьми, способствующей экологическому сознанию, являются акции. В этих акциях детский сад активно взаимодействует еще и с семьями воспитанников, что немаловажно. Мы организовывали такие акции, которые доступны и понятны детям, затрагивают их интересы. К примеру, «Птицы – наши друзья»: в ходе акции дети совместно с родителями мастерили кормушки и скворечники для птиц, которые были развешаны на всей территории детского сада, и всю суровую зиму пернатые не покидали нас – ведь тут их ждало угощение от ребят. Акция «Чистый двор», «Лес должен быть чистым» и др. Такие акции направлены на развитие активной жизненной позиции ребенка, формирование основ ценностного отношения к природе.
Используем такой метод работы, как организация разнообразных практических ситуаций. Педагогами нашего образовательного учреждения разработаныи активно применяются следующие виды ситуаций:
– проблемно – игровые ситуации, прогностические вербальные (например, что будет, если загрязнять берега реки; что может произойти с лесом, если случится пожар; что будет, если вырубать в городе деревья и т. д.,
– ситуации – упражнения (демонстрируют ребенку способы ухода за природными объектами, обучают основам экологической культуры, закрепляют навыки природоохранной деятельности,
– ситуации – оценки (направлены на формирование у детей адекватной самооценки своих поступков, а также поступков взрослых и сверстников по отношению к природным объектам. В данных ситуациях дети учатся решать проблемы, отвечая на вопросы. Например, почему твой сверстник (взрослый, ты сам) так поступает? Как можно изменить ситуацию, чтобы.).
Данные ситуации позволяют воспитателю избегать формального морализирования и помогают «пробуждать» определенные эмоциональные переживания детей, заставляют их продемонстрировать свои чувства, переживаемые в связи с обсуждаемой ситуацией и помочь самостоятельно сделать правильный выбор с точки зрения гуманистических ценностей.
Вместе с тем нельзя забывать и о том, что, формируя экологическое сознание у детей, мы закладываем основы общей культуры человека, формируем основы ценностного мировосприятия. Дети учатся осознавать свое место в мире природы как созидателя, исследователя, хранителя.
Источник