Развитие эгоцентрической речи ребенка

Развитие эгоцентрической речи ребенка thumbnail

Эгоцентрическая речь – это разговор ребенка, который обращен к самому себе и сопровождает любую его деятельность. Она характерна для малышей в возрасте 5-7 лет. По мнению ученых, она считается нормальным явлением в развитии ребенка: разговаривая с собой, ребенок размышляет. Малыш не нуждается в слушателях, он просто обсуждает выполняемые действия сам с собой.

Пиаже

С точки зрения Жана Пиаже, эгоцентрическая речь связана с тем, что ребенок направлен на себя, а не на социум, поэтому он разговаривает сам с собой, а не с окружающими. Также он считал, что по тому, как формируется эгоцентрическая речь, можно судить о формировании детского мышления, после 5-6 лет она бесследно исчезает.

Эгоцентрическая речь, согласно культурно исторической концепции Л.С. Выготского, является одной из ступеней перехода ребенка от внешних действий к внутренней речи. Например, во внешнем плане малыш, собирая пирамидку, проговаривает, прикладывая одно колечко к другому для сравнения: «Это колечко больше – значит, его нужно надеть сначала».

Через время сам процесс сравнения и вывод о том, какое колечко нужно надеть сначала, а какое потом, уходит во внутренний план: ребенок сравнивает их мысленно и выполняет действие молча. Эгоцентрическая речь, по мнению отечественного психолога, переходит во внутреннюю и остается с человеком на всю жизнь.

Выводы Жана Пиаже

Выводы Жана Пиаже

Впервые эгоцентрическую речь выделил Жан Пиаже. Он предполагал, что по анализу детской эгоцентрической речи можно понять образ мыслей ребенка. Также он выявил, что взрослая и детская речь имеют несколько функций, при этом донесение своих мыслей до собеседника – лишь одна из них. В результате экспериментов Ж.Пиаже сделал вывод о том, что у ребенка есть два вида речи: эгоцентрическая – для себя и социализированная – для общения с окружающими.

Виды эгоцентрической речи

В результате психологических экспериментов с маленькими детьми Ж. Пиаже было выделено три категории эгоцентрической речи, каждая из которых является нормальной для ребенка среднего дошкольного возраста.

Эхолалия

Эхолалия

По мнению Пиаже, феномен такой эгоцентрической речи характерен для малышей 2-3,5 лет и тождественен игре. Ребенок просто повторяет услышанные где-то звуки и слоги, ни к кому не обращаясь, не вкладывая в них особого смысла, делает это ради собственного удовольствия.

Монолог

Ребенок произносит свои мысли вслух, не рассчитывая на то, что кто-то его слушает. При наблюдении за малышом можно увидеть прочную связь между речью и действием. Например, ребенок строит башню из кубиков, приговаривая: «Теперь возьму красный кубик и поставлю на зеленый».

Действия сопровождаются словами, иногда даже бывает так, что действие не производится, если для него нет подходящего слова. Например, малыш забыл слово «приклеить», не может сказать «приклею пластилин на бумагу», и совершить действие тоже не получается.

Коллективный монолог

Коллективный монолог

Этот вид эгоцентрической речи в психологии еще называется «монологом вдвоем». Когда детей двое или несколько, они выступают друг для друга как возбудители монолога. То есть, они видят сверстника, им хочется говорить, но делают они это по-прежнему для себя, не рассчитывая на то, что его слушают и ему ответят. Ж.Пиаже называл этот вид эгоцентрической речи наиболее социализированным.

Согласно теории Ж.Пиаже, в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя.

Исследования Выготского

Лев Семенович Выготский

Отечественный психолог Лев Семенович Выготский с Ж. Пиаже был не согласен. По его теории о природе эгоцентрической речи, это – часть процесса интериоризации действий, то есть – перемещения их из внешней среды в умственную речь. На примере процесс интериоризации происходит следующим образом:

  1. Ребенок слышит от взрослого: нельзя трогать розетку – там тебя дядя Ток укусит.
  2. Увидев розетку, малыш проговаривает себе сам, без необходимости быть услышанным: трогать нельзя, там дядя Ток.
  3. При виде розетки, кроха уже во внутренней речи говорит себе, что розетку трогать нельзя.

Так, эгоцентрическая детская речь является переходным этапом от внешних действий к внутренней речи. Внешняя деятельность сворачивается до мыслей, это видно даже по детской сюжетно-ролевой игре в разном возрасте. В 4-5 лет малыши подробно проговаривают и выполняют действия, которые необходимы в процессе, например, берут воображаемую крупу, засыпают в кастрюлю, ставят на игрушечную плиту, раскладывают по тарелкам и предлагают «угоститься». При этом каждое действие проговаривают.

Ближе к школе, в подготовительной группе игра становится не такой подробной, дети просто ставят тарелочку на стол и говорят: «Это я как будто кашу сварила. Ешь». Произошел переход к внутренним действиям, и эгоцентрическая, внешняя речь с самим собой стала внутренней и остается с человеком до конца жизни.

Мое мнение об эгоцентрической речи

На самом деле, эгоцентрическая речь в несколько видоизмененном виде даже иногда встречается у взрослых людей, которые начинают выполнять новую для себя деятельность, с которой никогда не сталкивались. Например, женщина учится вязать крючком и проговаривает: «Зацепляем нить, заводим крючок под петлю…». Со временем, когда действия дойдут до автоматизма, словесное сопровождение пропадает и происходит уже в уме. У взрослых это происходит значительно быстрее, чем у детей.

Читайте также:  Положение в семье ребенка с отклонениями в развитии

Иногда эгоцентрическая речь у ребенка вызывает вопросы у родителей о нормальности его развития. Но она не должна вызывать беспокойства, так как для детей это просто период развития. Мозг еще развивается и не может удержать слишком много информации одновременно, а внешняя речь помогает выстроить структуру необходимых действий. Со временем эгоцентрическая речь сворачивается и становится внутренней, тогда ребенок начинает мыслить и рассуждать сам с собой не вслух, а про себя.

Заключение

Эгоцентрическая речь – это нормальное явление в развитии ребенка. В дошкольном возрасте она не должна вызывать беспокойства у родителей. Проговаривая мысли вслух, малыш думает, и со временем эти размышления становятся его внутренней речью, оставаясь с ним на всю жизнь.

Анастасия Аникиева

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

Источник

Эгоцентрическая речь – это форма речи, которая обычно наблюдается у маленьких детей и включает в себя использование речи, не обращаясь ни к кому конкретно. В следующих разделах статьи будет рассказано больше об этой речи и ее компонентах.

Эгоцентрическая речь – это уникальная и интересная концепция, которая встречается у маленьких детей. Включение слова «эго» в термин «эгоцентрик» предположительно имеет отношение к самому себе.

Эгоцентрическая речь – это разновидность речи, которая осуществляется с самим собой, не обязательно обращаясь к кому-либо конкретно.

Этот вид речи встречается у очень маленьких детей, как правило, в возрасте от 3 до 5 лет, и она используется в качестве средства обучения речи, так как дети не знают, как мыслить внутренне, а затем говорить.

Для примера – стоит понаблюдать за маленьким ребенком во время игры. Можно обнаружить, что ребенок имеет склонность говорить с самим собой и буквально комментировать то, что он делает.

Например, когда он кормит куклу или играет с машиной, он говорит что-то вроде: «Теперь я собираюсь покормить куклу» или «Теперь машина будет ехать по полу».

По мере того, как ребенок растет, этой речи становится все меньше и меньше, а через год или два она полностью исчезает. Это происходит потому, что ребенок учится усваивать свои мысли, думать о том, что он хочет сказать, а затем говорить.

Теории эгоцентрической речи

Эхолалия: этот тип речи включает в себя повторяющиеся слова, фразы или звуки. Обычно это слышно, когда дети болтают.

Монолог: эта форма речи является бегущим дискурсом. Это обычно наблюдается, когда играют дети, и можно услышать только фрагменты предложений.

Коллективный (двойной или социальный) монолог. Это происходит, когда два ребёнка используют речь, но эта речь не имеет связи друг с другом.

Например, когда двое детей сидят вместе и играют в разные игры, они могут комментировать свои собственные игры, но эта речь не связана друг с другом. Они просто говорят одновременно или говорят по очереди.

Имеется некоторое количество теорий, окружающие данную концепцию, и они подробно описаны в следующих разделах.

Хотя эгоцентрическая речь является неотъемлемой частью развития ребенка (точнее говоря, языкового развития у детей), также необходимо знать, что есть несколько теорий, которые окружают эту концепцию. Ниже приведены две из самых известных теорий, которые подчеркивают эту концепцию более подробно.

Теория Жана Пиаже

Жан Пиаже был известным психологом, который наблюдал за детьми и сформулировал концепцию эгоцентрической речи. Эта форма речи является частью этапов развития. Он сказал, что, когда ребенок рождается и начинает учиться, он говорит, и проявляет эту форму речи.

Так он разговаривает сам с собой, не обращаясь ни к кому конкретно. Он также заметил, что всякий раз, когда малыш разговаривает сам с собой, он почти всегда использует громкую речь.

Далее Пиаже объяснил, что эта громкая и «для себя» речь происходит потому, что ребенок еще не научился быть социальным. Быть социальным означает, что ему нужно принимать во внимание точки зрения других или понимать, что говорили другие.

Таким образом, он не знает, как эффективно общаться с другими, и прибегает к эгоцентрической речи.

Пиаже также сказал, что по мере роста ребенка он будет учиться быть частью социальной арены и, таким образом, развивать надлежащие средства общения. Это будет означать, что эгоцентрическая речь исчезнет и ее заменит социальная речь.

Теория Выготского

Выготский был еще одним психологом, который наблюдал за поведением детей, а затем вывел определенные теории на концепцию эгоцентрической речи. Его точка зрения отличалась от точки зрения Пиаже.

Читайте также:  Развитию ребенка 3 лет соответствует

Выготский сказал, что дети использовали эту форму речи, потому что они еще не разработали концепцию усвоения своих мыслей. Ребенок, по его словам, еще не изучил концепцию способности продумывать свои мысли, выводить их и затем говорить.

Он находится в процессе обучения, и поэтому постоянные инструкции, которые ему передавались, были громко озвучены без их обработки.

Выготский также считал, что ребенок изначально был социальным существом, а не со временем стал социальным индивидуумом. Он сказал, что все действия, где принимает участие ребенок, – будь то лепет или использование слов, которые ребенок начинает произносить, впервые научившись говорить и общаться, – достаточное тому доказательство. Поэтому ребенок всегда был общественным существом.

Таким образом, он выступил против теории Пиаже, которая гласила, что ребенок со временем учится быть социальным, а затем учится общаться с другими.

Выготский также сказал, что эгоцентрическая речь не заменяется социальной речью, а постепенно перерастает в нее.

В последующие годы была создана комбинация обеих этих теорий, и термин эгоцентрическая речь был заменен частной речью. Это считалось более приемлемым термином.

Источник

Эгоцентрическая речь ребенка очень подробно и часто рассматривалась в психологии. Одним из первых эту тему рассматривал Жан Пиаже – швейцарский психолог, проводивший ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж. Пиаже критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи.

Прежде чем приступить к рассмотрению эгоцентрической речи, необходимо понять различия понятий «речь» и «эгоцентрическая речь».

Речь – это деятельность общения, воздействия, сообщения посредством языка, это форма существования сознания. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению извлекает их содержание.

Эгоцентрическая речь – одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается в возрасте трех – пяти лет, а к концу дошкольного возраста практически исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получают на них ответа и нисколько этим не беспокоятся.

Эгоцентризм (от лат. «ego» ) – термин, обозначающий познавательную позицию личности, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других людей.

В своей книге «Речь и мышление ребенка» Ж. Пиаже пытался разрешить вопрос: «Какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» под руководством Ж.-Ж. Руссо и Ж. Пиаже, удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течение месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок. После обработки полученного материала Ж. Пиаже разделил разговоры детей на две большие группы:

  • эгоцентрическую,
  • социализированную.

Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него – «первый встречный». Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Ребенок не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь – это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает». Далее Ж. Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории:

  • повторение,
  • монолог,
  • «монолог вдвоем».

Повторение (эхолалия). Речь идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Ж. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет «полосу деятельности ребенка – полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Ж. Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия и развлечения.

Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. Слово для ребенка ближе к действию, оно с ним сопряжено.

Автор выделяет два важных следствия из этого утверждения, важных для понимания монологов ребенка:

  • Ребенок, действуя, должен говорить (даже когда он один) и сопровождать свои движения и игры криками и словами.
  • Если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он может видоизменить это отношение к действию и воспользоваться словами, чтобы произнести то, без чего действие не могло бы само осуществиться.
Читайте также:  Физического развития ребенка до года

Как правило, цель монолога – сопровождение какого-либо действия или замена желаемого действия его проговариванием.

Монолог вдвоем или коллективный монолог. Ж. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо прослеживается в детских разговорах (о чем только не говорят дети), во время которых каждый говорящий приобщает другого к своей мысли или действию (вовлекает в ситуацию) в данный момент, но не заботится о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник является как бы возбудителем монолога». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать».

Выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка двух-семи лет является не столько средством общения, как доя взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто «замкнутое и обращенное на себя». Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка.

И вот, основываясь на ряде экспериментов, а также на факте эгоцентрической речи, Ж. Пиаже приходит к выводу о том, что мысль ребенка эгоцентрична, т. е. ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том, чтобы понять точку зрения другого.

Внеречевое аутистическое мышление >>> Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление >>> Социализированная речь и логическое мышление

Позже многие исследователи проводили подобные эксперименты и опровергали это утверждение Ж. Пиаже. Так, советский психолог Л.С. Выготский подверг критике утверждение Ж. Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребенка.

Лев Выготский проводит ряд собственных клинических исследований, он изучал речь детей в условиях, схожих с теми, в которых производил свои эксперименты Ж. Пиаже. В экспериментальных процедурах использовал целый ряд затрудняющих деятельность ребенка моментов. Так, например, у ребенка забирали необходимые для рисунка цвета карандашей и смотрели на то, как ребенок использует речь, пытаясь выйти из затруднительной ситуации. Благодаря ряду подобных экспериментов Л.С. Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Ж. Пиаже:

  1. Коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почти вдвое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка: «Затруднение или нарушение гладко текущей деятельности является одним из главных факторов, вызывающих эгоцентрическую речь.
  2. «Эгоцентрическая речь помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.
  3. Основная функция эгоцентрической речи – переход в про-g, цессе развития речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа на внутреннюю речь взрослого. Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли, образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительного контекста и.т.д.
  4. В школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Ж. Пиаже, а переходит во внутреннюю речь.
  5. Интеллектуальная функция эгоцентрической речи не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая,речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. Поэтому между эгоцентрической речью и эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи.

Лев Выготский доказал, что помимо функций, указанных Жаном Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи.

Ключевые слова: Речь

Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Материалы по теме

Расстройство экспрессивной речи

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия

Внешняя и внутренняя речь

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. – Психологический справочник учителя

Предмет и тема речи

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. – Риторика (Учебники, учебные пособия)- 2004

Билингвизм

Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:…

Речь, как психический познавательный процесс

Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики – Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Эмоции в педагогической речи

Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. – 5-е издание,…

Язык и речь

Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность

Расстройство рецептивной речи

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия

Источник