Развитие языковой культуры речи у ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Ручеёк»
«Речевая культура дошкольника»
Старший воспитатель:
Вырвич Е.Н.
2018 г.
«Достоинство речи – быть
яркой и не быть низкой».
Аристотель
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
Культура речевого общения – это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а так – же вежливое поведение в общественных местах, быту.
Дар словотворчества у детей можно наблюдать уже в раннем возрасте. Этот исключительный в речевом отношении период детской жизни описал К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти». Герои книги «От двух до пяти» познают мир взрослых в первую очередь через живое богатство речи, принимая и понимая все со свойственной детям любознателыюстью и доверием.
Во второй главе «Подражание и творчество. Детское чутье языка» читаем: «Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться внимательнее к сложной системе тех методов, при номощи которых ему удается в такое изумителыю корогкое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, ириставок и флексий».
«Совсем немного науки и истории»
На особенность познания дошкольниками окружающего мира через родное слово обращали внимания и русские педагоги XIX столетия. Одним из первых данную проблему стал изучать К.Д. Ушинский. Он и его последователи призывали к внимательному и бережному развитию в детях чувства слова, которое берет начало в речевых традициях семьи.
В статье «Родное слово» К.Д. Ушинский характеризует язык и живую речь как основной сиособ приобщения ребенка к культуре, духовно-нравственному богатству народа, познанию мира. «Язык, созданный народом, развивает в ребенке способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух».
Позицию Ушинского разделяет и Е.И. Тихеева. Она говорит «язык – главный предмет в деле воспитания», именно «при помощи родного языка» и создается «духовная обстановка, среди которой дети живут и развиваются». Е.И. Тихеева отмечает, что младенец уже рождается «с даром слова, и развитие его языка начинается с первого же года его жизни», а «навык правильной речи приобретается в процессе общения». Этот навык формируется благодаря природной подражательности детей и следованию ими примеру взрослых. В частности, Тихеева пишет: «То, что воспринимает слух ребенка в первые годы жизни, является фундаментом, на котором воздвигается все здание его речи».
Детей Елизавета Ивановна называет «мастерами слова», которые только в нормальной, непринужденной атмосфере могут до конца реализовать данную им свыше способность познания окружающего мира через богатство родной речи.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека. Недостаточное развитие речи ведет к торможению интеллектуального развития ребенка, к его неуспеваемости в школе.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных в системе работы педагога дошкольной организации.
Язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций.
Сегодня мы постоянно слышим о кризисе семьи и культуры. Вульгарная речь, табуированные когда-то выражения, жаргонизмы, сленг стали обыденным явлением. На таком языке говорят и родители, и дети. Культура речи детей напрямую зависит от культуры речи окружающих его взрослых.
Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Основные негативные явления в устной речи сегодня:
чрезмерное заимствование;
жаргоны;
речевые штампы;
слова – спутники;
многословие;
неправильное словоупотребление;
неправильное расположение слов;
низкий уровень общей речевой культуры;
слова-паразиты.
Слова-паразиты: в принципе, это, так, тсс…, такскать (так сказать), блин, например, вот, в общем-то, типа, короче говоря, в натуре, это самое, понимаешь и многие другие.
Причины возникновения слов-паразитов:
повышение эмоциональности речи, взволнованность;
снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
мода на некоторые слова.
Ю.Важдаев
Мы нынче как бы все глупеем –
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело
И чаще как бы невпопад.
В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение подразумевает умение правильно, выразительно и точно говорить, с одной стороны, и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий, с другой стороны.
Советы практического характера,
направленные на формирование речевой культуры детей
Е.И. Тихеева
Кроме того, что развитие речи дошкольников является одним из главных направлений работы с дошколниками в детском саду, большое значение имеет то, какую речь слышит ребенок дома. Поэтому одним из направлений работы по развитию речи является работа с родителями. Елена Ивановна Тихеева большую роль в развитии речи дошкольников отводила родителям.
1. Родители, педагоги непременно должны заботиться о том, чтобы на первых же порах жизни детей они слышали речь безукоризненно правильную, ясную, логически последовательную и по содержанию для них доступную. Следует избегать трудных и непонятных слов и выражений, но нельзя и подделываться под детский лепет.
2. Говорить с детьми необходимо непременно медленно, отчетливо и громко, так как медленная громкая речь имеет огромное значение в деле развития ассоциаций, в возбуждении яркой зрительной восприимчивости. Тогда можно рассчитывать, что речь, обращенная к детям, проникнет в их сознание в полном объеме отражаемых ею представлений, слово и представление не разъединятся, слово не превратится в пустой, лишенный внутреннего содержания звук.
3. В качестве значимого средства развития речи детей необходимо использовать постоянную речевую практику: чтение вслух, устные рассказы и беседы с ребенком. Если вы хотите усмирить детей, привлечь их внимание – обратитесь к ним с живой сказкой, живым образным рассказом. От сказки, образно и увлекательно рассказанной, от выразительно прочитанного рассказа или стихотворения, от простой, понятной песенки душа ребенка расцветает, становится восприимчивой к впечатлениям добра и красоты, крепнет и растет под благотворным воздействием родного слова.
4. Помимо чтения вслух важным средством речевого развития детей является организация бесед с ребенком. Ребенок, в сущности, всегда экспансивен, словоохотлив, если только ему приходится говорить о том, что его живо интересует. А потому, заботясь о развитии речи детей, говорите с ними о том, что им дорого и близко, о том, что они сами пережили, испытали, видели, любили.
Рекомендации по формированию речевой культуры в воспитании детей
Соблюдать правильность и чистоту собственной речи, следовать традициям русского речевого этикета, знать и любить родной язык.
Постоянно беседовать с детьми, называя им окружающие предметы, описывать природные явления, передавая лексическое богатство языка.
Говорить медленно, отчетливо и громко, добиваясь того, чтобы дети понимали смысл высказывания.
Обязательно учить отличать доброе высказывание от дурного.
Как можно больше читать вслух литературные произведения и народные сказки, приучить к тому, чтобы книга являлась для детей источником знаний и добрым собеседником.
Безусловно, эти рекомендации должны стать традициями воспитания. Подобные традиции не только могут помочь в формировании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относиться к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.
Источник
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Культура речи – одна часть из составляющих общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его развития. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллекта и духовного развития, но и своеобразным показателем готовности к общению. И взрослым, и детям необходимо владеть культурой речи, т.к. все мы общаемся друг с другом.
Культура речи – совокупность навыков и знаний человека, которые отвечают за применение языка в целях общения, владение нормами устного, а в дальнейшем и письменного литературного языка (правильного произношения, ударения, словоупотребления, грамматики).
В.А.Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». Воспитание культуры речи имеет социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении точно передавать мысли и чувства в процессе общения, манере говорить, богатстве словарного запаса языка.
Совершенствовать свою речь и речь детей – задача каждого из нас. Для этого нужно учить детей следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать словарь детей, учить отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова, правильно использовать интонацию в речи.
Дошкольный возраст – основной этап развития речи. Развитие речи ребёнка служит показателем его общего развития.
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволял бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.
Своевременное речевое развитие ребёнка позволяет ему усваивать новые понятия, расширять словарный запас и представления об окружающем, поэтому речь тесно и неразрывно связана с мышлением. Если ребёнок хорошо умеет говорить, это значит, что он:
– достаточно свободно ориентируется в окружающем мире;
– умеет думать, способен понятно выражать свою мысль, отстаивать своё мнение;
– легко устанавливает контакты с другими детьми, взрослыми.
В воспитании и обучении детей дошкольного возраста одной из главных задач является обучение родному языку, развитие речи, речевое общение. В их составляющую входят: воспитание ЗКР; обогащение, закрепление и активизация словаря; совершенствование грамматической грамотной речи; формирование разговорной (диалогической) речи; развитие связной речи; воспитание интереса к художественному слову; подготовка к обучению грамоте. Для формирования культуры речевого общения у детей очень важным условием является грамотное использование различных приёмов работы в режимных моментах: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение книг.
Язык – «важнейшее средство человеческого общения». С помощью языка взрослые передают детям свои знания и умения.
В развитии речи у детей главная ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателям – в детском саду, родителям – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Необходимо, чтобы речь взрослых соответствовала нормам литературного языка, грамматической правильности, в богатстве словаря, звуковой культуры (темп, дикция, произношение звуков), а также устранение из речи «нелитературных» слов. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие, т.к. речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и непосредственно зависит от окружения.Пример взрослых – самый главный. Взрослые должны являться образцом доброжелательности, уважения, взаимовежливости к окружающим. Взрослые дают детям образцы культуры ведения диалога, ребёнок слышит образцы речевого этикета, строит собственное поведение, подражает, копирует.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры. С воспитанием культуры речи у детей формируются нравственные качества: вежливость, скромность, общительность.
Культура речи, культура общения помогают ребёнку устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Потребность быть понятым в общении заставляет детей высказываться яснее и правильнее. «В слове – суть мысли». Очень важно, чтобы ребёнок умел общаться посредством слова: правильно и понятно излагать свои мысли, ясно и чётко произносить слова, говорить без крика, уметь владеть различными интонациями, не использовать слова-паразиты. Хорошо развитая речь у ребёнка позволяет ему чувствовать себя уверенным во время разговора, быть интересным собеседником. Если у ребёнка плохо развита речь, у него скудный словарный запас, то он испытывает серьёзные затруднения в повседневной коммуникации, не может понятно выразить свои мысли, желания, его не понимают сверстники. Так зарождаются многочисленные личностные комплексы, отрицательно влияющие на всю последующую жизнь.
Наше подрастающее поколение, познающее мир со всех сторон, должно слышать положительные примеры чистой и красивой речи, уметь правильно излагать свои мысли.
Источник
Воспитание культуры речи у дошкольников
Подготовила
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Машенька»
Сорокина Н. С.
Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Они воспроизводят то, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимателен к собственной речи, со словарем в руках готовиться к чтению вслух детской художественной литературы, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.
Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.
Стихотворный материал поможет воспитателям в работе с детьми по предупреждению наиболее часто встречающихся речевых ошибок. Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память, тем самым закрепляя правильное произношение. Выразительное поэтическое слово – прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья.
Работу с поэтическими строчками, включающими слово, в котором дети часто допускают ошибку, следует считать дополнением к тем занятиям и дидактическим играм, которые проводятся в старших группах.
Задача педагога выработать у каждого ребенка произношение (проговаривание) всех звуков.
Помощником в этом деле становятся стихи, в частности отрывок из стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»:
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша,-
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно,-
Как люди говорят,-
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад.
Он скажет: «До свидания»,
А слышится: «До здания».
Он спросит: «Где калоши?» .
А слышно: «Это лошадь».
В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические.
К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например коклета вместо котлета, колидор вместо коридор. Детям также нелегко выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове трамвай некоторые дошкольники ме заменяют на не.
Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов предлагаем следующие стихи:
1.Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.
Встала бабушка с кровати –
Все равно вставать пора!
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра. (А. Б а р т о . Веревочка.)
2.Ешь конфетку,
Ешь котлетку,
Молоко свое допей –
И пойдем гулять скорей. (3. Александрова. Мой мишка.)
В практике часто встречается неправильное произношение согласных в словах скучно, скучный, конечно (чн вместо шн); что, чтобы’, чтоб, потому что (ч’т вместо шт).
Тренировочные тексты:
1.Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня.
(А. Барто. Фонарик.)
2.У нее томится утка,
Не ныряет, не плывет,
У нее певунья-дудка
Скучным голосом поет.
(Е. Серова. Нехорошая история.)
3. В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж. (С. Маршак. Сказка об умном мышонке.)
4. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
5.Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А. Барто. Мишка.)
В последнем примере следует обратить внимание на слова «все равно». Часто дети произносят их как «сирамно». Нередко на месте [о] появляется 1э] в таких словах, как оседланный (вместо нормативного осёдланный), щелка, щелочка (вместо щёлка, щёлочка), шерстка (вместо шёрстка).
Тренировочные тексты:
1.Горит на столе
Одинокий огонь,
И смотрит в кроватку
Осёдланный конь.
(Л. Квитко. Лошадка.)
2.Но вот приближаются
Дом и забор.
Жучок через щёлку
Пробрался во двор.
(Л. Квитко. Жучок.)
3.Бродили по дороге
Дремота и Зевота.
Дремота забегала в калитки и ворота, Заглядывала в окна И в щёлочки дверей И детям говорила:
-Ложитесь поскорей!
(С. Маршак. Дремота и Зевота.)
4.Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко.
(А. Барт о. Лошадка.)
Иногда неправильная замена [о] на [э] сопровождается смещением ударения в слове: шофер, шофера, шоферу и др. (вместо нормативных шофёр, шофёра, шофёру и др.), планер (вместо планёр), белесый (вместо белёсый).
5.Там, на улице заторы,
Там волнуются шофёры.
(А. Б а р т о. Дом переехал.)
Хорошо, когда отрабатываемое слово повторяется неоднократно, как, например, слово шофёр в стихотворении Ю. Яковлева «Андрейка».
Приведенный выше пример отражает нарушение орфоэпических и акцентологических норм.
Вторая группа ошибок – акцентологические. Это речевые ошибки, состоящие в неверной Дошкольники произносят: запыхавшись (вместо запыхавшись), ракушка, ракушек, в ракушке и т. п. (вместо ракушка, ракушек, в ракушке и т. п.), красивей (вместо красивей), лебедей (вместо лебедей), маляры (вместо маляры), столяр, столяру, столяры (вместо столяр, столяру, столяры), квартал (вместо квартал) и т. п.
Закрепить нормативное ударение в данных словах помогут следующие стихи:
1.И вдруг, запыхавшись,
Зайчишка Бежит, перепуган до слез:
-Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес.
(В. Осеева. Ежинка.)
2. Я каждое утро
На берег хожу,
Заснувших медуз
На песке нахожу.
Есть все у меня,
Что выносит вода:
И маленький краб,
И морская звезда,
Большая ракушка
С подводного пня…
И только кораблика
Нет у меня. (В. Коржиков. Кораблик.)
3. Дерево прячет
Корни в земле.
Искры таятся
В теплой золе,
В желуде зрелом
Спрятан дубок
В хрупкой скорлупке
Спрятан желток.
Жемчуг – в ракушке,
Рыба в пруду.
Только лишь глупость
Одна на виду. (О. Дриз. Что где спрятано.)
4.Над бухтой бродит ветерок,
Несет волну на мол…
Давно помятый катерок
Поставлен на прикол.
К бортам ракушек нанесло Зеленою водой, А днище густо обросло Травой, как бородой. (В. Коржиков. Старый катер.)
5.Нет на свете Родины красивей –
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей. (А. Прокофьев. Нет на свете Родины красивей.)
6.Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом…
Все ребята со двора Малярам кричат: «Ура!»
(М. Пожаров а. Маляры.)
7.Он и слесарь, и монтер,
И столяр, и полотер.
(А. Б а р т о. Про деда и его соседа.)
8.Нужные работники –
столяры и плотники.
(В. Маяковский. Кем быть.)
Слово лучше запоминается, если оно завершает строку или четверостишие:
9.Просветлели облака,
Улыбнулась им река,
И плывут они по ней,
Словно стая лебедей. ‘
(С. Сеньков. Рассвет.)
10. Пахнет маляр
Скипидаром и краской,
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
(Д. Р о д а р и. Чем пахнут ремесла.)
У старших дошкольников наблюдается неверное произношение слова квартал в значении «часть города, отрезок пути». Заметим, что и в этом случае, и в значении «четвертая часть года» произносится квартал, а не квартал.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале,
Командир сигнал дает,
И сейчас же – в миг единый –
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
(С. Маршак. Пожар.)
Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал (вместо раскидал), звонит, позвонит (вместо звонит, позвонит), баловался, балуется, балуюсь (вместо баловался, балуется, балуюсь) и др.
Воспитателей не затруднит подбор четверостиший с нужными глаголами, и все же мы приведем ряд поэтических иллюстраций:
1.В квартире над нами
Есть мальчик Андрюшка.
По комнате всей раскидал он
игрушки. (Я. Аким. Неумейка.)
2.Телефон у нас висит,
Телефон весь день звонит.
(С. зБ а р у з д и н. Телефон.)
3.То тюлень позвонит,
то олень… (К- Чуковский. Телефон.)
4.Мишка топал, баловался –
Легкий мостик зашатался.
По воде идут круги…
Шарик, Шарик, помоги!
(3. Ал ександрова. Мой мишка.)
5. И пошли они смеяться, Лимпопо!
И плясать и баловаться, Лимпопо!
(К- Чуковский. Айболит.)
Третья группа – словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Так, вместо поскользнулся можно слышать «под-скользнулся», вместо сшить платье – просторечное «пошить платье», вместо прививка – «приливка».
Приведем примеры тренировочных текстов:
1.Поскользнулся,
Задом пятясь,-
И к милиции
В объятья. (А. Барт о. Мальчик наоборот.)
2.В деревушке
Три Катюшки
Взяли в руки три катушки,
Шуре сшили сарафан,
Сшили дедушке кафтан,
Сшили бабушке жакет,
Сшили дедушке жилет.
А девчонкам и мальчишкам,
Всем Андрюшкам и Наташкам
Сшили яркие штанишки,
Сшили пестрые рубашки.
Отложили три катушки
И запели:
«Тритатушки». (А. Строило. Три Катюшки.)
Детям очень нравится концовка стихотворения «Тритатушки», и, ожидая ее, они с удовольствием повторяют предшествующие строки, закрепляя нормативное употребление глагола сшили.
Слово прививка закрепляется одноименным стихотворением С. Михалкова.
Четвертая группа – морфологические ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне появляется в результате слишком прямолинейного следования законам языковой системы. Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного языка и придерживается его логики, подгоняя исключения под общие правила. Так, в детской речи, вопреки нормам литературного языка, существительные пальто, кенгуру изменяются по падежам и числам, существительные ножницы, брюки, чернила приобретают единственное число и т. п. Чтобы предостеречь ребят от этих ошибок, нужно обучать их правильному формообразованию слов такого типа. И в этом опять же помощниками воспитателя могут стать стихотворные строки.
1.Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
(С. Маршак. Где обедал воробей.)
2.За партой Павлик и Тарас,
Сидят два друга милых.
Вот видит Павлик как-то раз:
У друга нос в чернилах. (А. Барто. Позорное пятно.)
Порой слово фамилия воспринимается детьми как существительное среднего рода фамилие». Это происходит потому, что в конце слова – редуцированный гласный. Для исправления этой ошибки рекомендуется читать стихотворение А. Барто «Имя и фамилия» и стихотворение С. Михалкова о фамилии Финтифлюшкин, где нужное нам существительное согласуется с прилагательными и местоимениями, которые помогут детям осознать слово фамилия как существительное женского рода.
Можно отметить и такую морфологическую ошибку: исходя из того, что в ряде существительных основы единственного и множественного числа противопоставляются с помощью суффиксов -онок- (-енок-), -ат- (-ят-), например котенок – котята, утенок – утята и др., дети иногда произносят «опенок» -; «опята» (вместо опенок – опенки). Почитайте детям стихи И. Василевского «Призадумалась река»:
Под вечер тише голоса,
Домой идем с добычей –
Полны лукошки, туеса
Опенков и лисичек!
В речи малышей встречаются просторечные местоименные образования «ейный», «ихний», , «егойный». Пр} исправлении ошибок необходимо трени ровать дошкольников в правильном | употреблении местоимений его, ее, их. |
Дети воинов, бойцов
В этом детском доме.
Здесь портреты их отцов,
Карточки в альбоме. (А. Барто. Тридцать братьев и сестер.)
Глагол в нормативном языке имеет две формообразующие основы. Дети же образуют новые глагольные формы непродуктивного класса по модели продуктивного класса: «дремайте» (вместо дремлите), «дремают» (вместо дремлют), «шептают» (вместо шепчут).
Тренировочные упражнения:
1.А в коляске на постели
Дремлют белые метели.
(В. Орлов. Зимняя коляска.)
2.Шепчут ежику ежи:
– Ты не двигайся, лежи. (С. Маршак. Тихая сказка.)
В речи дошкольников подвергаются деформации личные глаголы, имеющие в основе настоящего времени чередования согласных: зажгет, жгется, жгет (норма зажжет, жжется, жжет). Тренировочные упражнения:
Кто пришел?
Что принес?
Знаем мы: Дед Мороз.
Дед седой,
С бородой.
Он наш гость дорогой,
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.
(Е. Благинина. Елка.)
2. Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила: –
Печку, Леночка, не тронь:
Жжется, Леночка, огонь!
(С. Маршак. Пожар.)
3. Испеклась в золе картошка –
Ароматна
Жжет ладошки.
(М. Кравчук. У костра.)
Велика частотность неправильного образования разноспрягаемых глаголов; хотеть и бежать. Дети произносят «хотит», «хочут», «хочим» (вместо хочет, хотят, хотим), «побегим» (вместо побежим).
Тренировочные упражнения:
1. Далеко в другом углу
Мяч и мишка на полу.
Взять их Оля хочет,
Ножками топочет.
(Е. Ильина. Топ-топ.)
2.Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в речке.
(З.Александрова. Мой мишка.)
Много глаголов с корнем -бег- -беж- в стихотворениях К- Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе».
Затрудняет детей и образование формы повелительного наклонения от глагола ехать. Постоянно приходится слышать просторечные формы «ехай», «едь» (норма езжай, поезжай). Последнее слово многократно повторяется в стихотворении М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны…».
Некоторые языковые явления невозможно объяснить дошкольникам, не опираясь на громоздкие правила, на сложные лингвистические термины. И с этим связаны определенные методические трудности. В частности, так обстоит дело с разнокоренными видовыми парами глаголов класть – положить. На многих примерах детям нужно показать, что корень -лож- появляется в глаголах лишь там, где есть приставка или постфикс -ся: заложить, положить, выложить, приложить, переложить, уложить, изложить, ложить, доложить, подложить или ложиться.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
(3. Александрова. Мишка.)
2 Редиске вымыли бока,
В тарелку положили.
Она красна была, пока
Ее не раскусили.
(В. Орлов. Редиска.)
3.Я раковину эту
В коробке берегу.
Она лежала раньше
В песке на берегу.
Мой дедушка
с Кавказа
Привез ее с собой.
Ее приложишь к уху –
А в ней шумит прибой…
(А. Барто. Раковина.)
4.Чтоб скорей дождаться
Завтрашнего дня,
Дети спать ложатся
Рано, без огня.
(А. Барто. Твой праздник.)
Там, где нет приставки или постфикса, произносится класть:
5. На серой шинели,
На желтом ремне
Носил эту сумку
Отец на войне.
На ней на привалах
Он письма писал
И вместо подушки
Под голову клал. (А. Тетивкин. Отцовская сумка.)
Пятая группа – лексические ошибки. Наиболее часто встречается такое типичное искажение нормы, как употребление слова обратно в значении «опять, снова». Слово опять хорошо закрепляется с помощью стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять»:
У меня опять
Тридцать шесть и пять.
Шестая группа – синтаксические ошибки, заключающиеся в неверном построении словосочетаний и предложений. Низкая частотность этих ошибок объясняется тем, что дошкольники в своей речи обходятся без сложных синтаксических конструкций. На уровне словосочетания мы наблюдали нарушение норм согласования и управления, например: «день рождение» вместо день рождения, «смеется с меня» вместо смеется надо мной.
Тренировочные упражнения:
Но, увы, совсем некстати
Расхворалась тетя Катя.
Не придется развлекаться,
День рожденья отменен,
Нужно сбегать за лекарством,
Принести пирамидон. (А. Б а р т о. Где ты, Павел?)
2.Что за наваждение?
Чей же день рождения?
(А. Барто. День рождения.)
3. Смеется Маринка
Над маленьким братцем –
Не может братишка
На стульчик взобраться!
(Е. Серова. Смешинка.)
В детской памяти слово закрепляется, если воспитатель не только предлагает поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по содержанию стихотворения.
Источник