Развитие искусства ребенок 5 лет

Развитие искусства ребенок 5 лет thumbnail

Саяпина Ирина Владимировна

Обобщение опыта «Развития творческих способностей у детей 4-5 лет средствами продуктивных видов деятельности»

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных способностей, поэтому своим руковод-ством я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоя-тельно проявить себя и испытать радость творческого создания.

В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности я отметила, что воображение, внимание, любознательность развиты недоста-точно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира. И это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять нельзя.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует создания благоприятных условий развития детей в со-ответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склон-ностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и ми-ром;

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продук-тивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творче-ского воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, приду-мывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.

Целью моего опыта является развитие творческих способностей детей 4-5 лет через продуктивные виды деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

Развитие интереса к творчеству средствами продуктивной деятельности.

Развитие воображения, способности создавать оригинальные образы.

Воспитание самостоятельности, инициативы детей в создании разнообразных и

оригинальных образов.

4. Развитие умения находить выразительные средства для создания образа.

5. Развитие умения создавать оригинальный замысел.

6. Совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук.

7. Создание партнерских отношений родителей и педагогов для развития творческих

способностей через продуктивные виды деятельности;

8. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, выпол-ненной

совместно педагогами, родителями и детьми.

Любой вид изобразительного искусства – будь то лепка, составление ап-пликаций или наиболее привычное для всех рисование – ценно еще и тем, что оно способно подарить ребенку огромный эмоциональный заряд.

Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выпол-нению заданий такого типа с огромным энтузиазмом. Однако роль взрослого в этом тоже очень велика. Он должен знать фундаментальные основы детской психологии и творчества, для того, чтобы эффективно поддержать его инициативу, направить деятельность и привести к желаемому результату.

Изобразительное искусство

Навыки творческого мышления невозможно развивать в случае, если ребе-нок не будет иметь практического опыта творческой деятельности. Поэтому, чем больше видов изобразительного искусства ему будут доступны, тем эффективнее он будет развивать и совершенствовать свои навыки.

Самым популярным и, пожалуй, самым доступным для ребенка видом изобразительного искусства всегда считалось рисование.

Еще одним из эффективных путей развития творческого мышления до-школьников является изобразительное искусство, в том числе – нетради-ционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, но и в немалой степени спо-собствует развитию и совершенствованию процессов воображения, памяти и т. д.

Почему для развития творческих способностей недостаточно использо-вания только традиционных форм рисования?

1. Прежде всего, традиционный и привычный всем метод рисования не позво-ляет навыкам ребенка развиться в полной мере. Нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства.

2. Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс.

3. А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, иници-ативу, развитие индивидуальности.

4. Нетрадиционная живопись дает шанс воплотить при помощи различ-ных материалов свои впечатления, подаренные окружающим миром.

5. Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая лич-ность, готовая к самореализации и самоидентификации.

6.Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно лю-бые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т. д. Инструментом рисования также может быть все,что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).

Еще одним, очень любимым детьми видом изобразительного искусства яв-ляется лепка. Использовать для лепки можно мягкий пластилин, или поли-мерную глину.

Несмотря на то, что пользу лепки часто недооценивают, нельзя не отметить, что эти занятия просто незаменимы для развития навыков мелкой моторики. А также позволяют ребенку развивать в себе фантазию, творческие навыки.На ранних этапах ребенка можно научить лепить самые простые фигуры: шарики, колбаски, колечки. Затем – перейти к более сложным формам; либо собирать из простых фигур предметы окружающего мира, животных и т. д. Пластилин, используемый для работы, должен быть мягким и ярким.

Аппликация также помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал. Также как лепка, работа с ножницами прекрасно шлифует навыки мелкой моторики детей.

Начинала, как обычно, с самых простых фигур и композиций. На первых этапах дети работали по заранее заготовленному образцу; затем предлагала самим составить аппликацию на ту или иную тему.

Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов. Их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. апплика-ции моно выполнять из различного материала. Это может быть разная бу-мага (гофрированная, цветная и др., салфетки, пластилин, соломка, дерево, пайетки, ткань, нитки (простые и шерстяные, природный материал и т. д.

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией, Т. С., Комаровой,, в рекомендованной методике по аппликации «Аппликация с детьми» предусмотрено, в основном, использование традиционный техник развития умений и навыков детей в аппликации, нетрадиционные представлены не достаточно широко, а ведь так много материалов из которых можно создать много интересных изделий и поделок. Увлекшись работой, ребенок обязательно закончит ее с положительным результатом.

Новизна моей работы заключается в подборе и систематизации материала по использованию нетрадиционных техник в аппликации, рисовании и лепки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Главная задача работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня – новизна ее результата.

Вся работа была разделена на несколько этапов:

На первом этапе мной был изучен методический материал по данной теме, подобран материал для работы с детьми, родителями, педагогами.

Для работы с детьми мною были выбраны следующие техники нетради-ционного изображения в рисовании:

Пальчиковая живопись: ребенок наносит краску на палец делает отпечаток на листе бумаги.

Ладошковая живопись: ребенок наносит гуашь на ладонь и делает отпе-чаток на листе бумаги. Потом дополняет изображение необходимыми дета-лями до определенного образа.

Печать листьев: лист дерева покрывается гуашью с изнаночной стороны и прикладывается на лист бумаги. На бумаге остается отпечаток.

Тампонирование кусочком поролона для передачи пушистости, тонирова-ния листа, тонирования по трафарету и т. д.

Рисование полусухой кистью для передачи пушистости.

Рисование ватными палочками мелких деталей (глазки, ротик, чешуйки у рыбки, падающий снег, салют и т. д.)

Кляксография. На лист бумаги наносится капелька краски и далее палочкой создается изображение (лучи солнышка, лепестки цветов и т. д.)

Нетрадиционные техники аппликации:

Аппликация из резанных шерстяных нитей. Для данной работы понадо-бятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. За тем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

Мозаика из салфеток. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бу-магу на кусочки и составляем из них изображение.Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать, или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки ри-сунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики. Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики.

Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Аппликация из гофрированной бумаги. Гофрированная бумага – один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удо-вольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декора-тивный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, кра-сочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

На занятиях по лепке использовала пластилинографию. Это и украшение посуды, и плоские изображения предметов на картонных основах, и др.

Вторым этапом стало практическое использование изученного материала в работе с детьми родителями и педагогами. Уникальным, на мой взгляд, ви-дом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная. Она позволяет удовлетворять основные потребности ребёнка: желание дей-ствовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе про-дуктивной деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, про-странственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества. Разработала систему работы по развитию творческих способностей детей, используя в аппликации нетрадиционные материалы.

Основными направлениями в работе:

Работа с детьми, Работа с родителями, Работа с педагогами.

Разработав перспективный план в начале своей работы, я познакомила детей с использованием таких техник.

В течение первого года дети научились проявлять своё творчество, фанта-зию, выражая их в своих работах.

Работа с детьми осуществлялась в следующих формах:

– обучающие и творческие занятия с использованием нетрадиционных тех-ник в аппликации;

– выставки детских работ по нетрадиционным техникам аппликации;

– использование знакомых приемов нетрадиционных техник детьми в само-стоятельной деятельности.

Проводила разнообразные дидактические игры, способствующие развитию воображения детей, развитию творческих способностей, комплекс заданий, упражнения и игры для развития мышления, творческого воображения, си-стемности мышления у дошкольников.

Старалась всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы.

Мои воспитанники порадовали своим творчеством своих дорогих мам и пап, выполнив для них в подарок к праздникам необычные работы, с ис-пользованием нетрадиционных материалов.

Взаимодействие с родителями: Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.

Цель педагогической работы по данному направлению заключается в сле-дующем: расширять знания родителей о нетрадиционных техниках рисова-ния, аппликации, лепки; привлечь внимание родителей к проблеме развития у детей творческих способностей через нетрадиционную технику изображения.

В своей работе я использовала такие формы педагогического просвещения: провела консультации,практикумы и беседы для родителей по темам: «Не-традиционные техники в изобразительной деятельности», «Значение нетра-диционных техник изображения для развития творческих способностей ре-бенка», проведение анкетирования, мастер – класса.

Взаимодействие с педагогами:

Работа в данном направлении носит информационно-просветительский и практический характер, основной целью взаимодействия с педагогами яв-ляется обогащение знаний педагогов о методах развития творческих спо-собностей детей через нетрадиционную технику изображения. Использова-ние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересо-ванности, способности к творчеству, инновациям.

Для достижения цели были проведены мастер-классы с участием педагогов, консультации, семинары, сообщения на педсоветах, анкетирование.

Итоги работы

Анализируя проделанную работу по теме «Развития творческих способно-стей детей через нетрадиционную технику изображения» можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник в работе с детьми до-школьного возраста, является эффективным средством творческого развития детей.

В ходе своей деятельности я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира. Хотела, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности. Для меня было важно, чтобы ребенок уверенно демонстрировал качества креативной лич-ности, хотел заниматься сложной творческой, умственной деятельностью. Система работы по использованию нетрадиционных техник изображения позволила развить творческий интерес детей, повысить их творческий по-тенциал, что в свою очередь способствует развитию творческих способно-стей. Разработанные и проведенные занятия позволили сформировать устойчивый интерес у детей к творческой деятельности, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва, интерес к поисковой деятельности. Благодаря системно-деятельностному подходу мы добились того, что дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за деятельностью детей и результаты мониторинга по модифи-цированной методике и Казаковой Т. Г., прослеживается положительная динамика в развитии творческих способностей. Результативность была до-статочно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным. Дети стали проявлять большую творческую активность не только на занятиях по художественно-эстетическому развитию, но и в других обла-стях.

Источник

Искусство и живопись в частности – развивает ребенка эмоционально, помогает в эстетическом воспитании, развивает восприятие.

Как познакомить ребенка с искусством? В каком возрасте, с чего начать, какие картины показывать, что рассказывать, в какой форме преподносить информацию?

«Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется» – так считает автор книги «Как говорить с детьми об искусстве». Франсуаза Барб-ГалльЛучше. Автор призывает в первую очередь к чистому эмоциональному контакту с искусством. Важно научится улавливать настроение и эмоции, которые вызывает произведение. А потом уже обращаться к смыслу, заложенному автором. Хотя, зачастую всем этим смыслом произведение нагружают искусствоведы, а истинные символы и образы остаются тайной.

В первую очередь, знакомя своего ребенка с живописью, я хочу, чтобы он мог видеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством, а потом уже знал имена художников и разбирался в художественных стилях.

С чего начать знакомство ребенка с искусством?

Информативные беседы об искусстве с детьми уместны с возраста 4-5 лет.

Но уже с раннего возраста (с полутора – двух лет) репродукции картин могут стать отличным объектом исследования.

Начинайте с совместного рассматривания картин, поиском предметов, описывайте все, что изображено, озвучивайте цвета. Обращайте внимание на реакцию ребенка на картину и, следуя за его интересами, подбирайте репродукции для просмотра.

К трехлетнему возрасту, когда ребенок может говорить, можно показывать картины, относящиеся к разным жанрам. На первом этапе достаточно выделить основные три жанра. Покажите ребенку и объясните, что относится к портрету, к пейзажу и натюрморту. В этом вам поможет знаменитый мультик (и песня) Григория Гладкова «Если видишь на картине». Из мультфильмов серии ООО Маски – «Картинная Галерея. Уроки Тётушки Совы» детки узнают сказочные и яркие истории о картинах художников и познакомятся с некоторыми репродукциями. Все это продудит и вашу фантазию и даст много идей для творческих игр с ребенком.

Если говорить о литературе, которая поможет познакомить ребенка с миром живописи, могу порекомендовать например серию «Сказки о художниках» издательства «Белый город», серия «Художники» издательства «Феникс-Премьер», серия «Я – художник! Раскрась шедевр» издательства «Эксмо-Пресс», книги Ф. Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», «Пойми, почему это шедевр», «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать».

В более старшем возрасте можно преподносить картины группируя их по направлениям. То есть знакомить ребенка с каким-либо стилем изобразительного искусства на примере картин разных авторов.

Я бы рекомендовала начинать с таких стилей, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса. Потому что первое, на что способен ребенок – это воспринимать картину целиком, цвета и предметы, но не образы.

В какой форме знакомить ребенка с изобразительным искусством?

Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком. Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:

  1. Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.
  2. Предложите ребенку повторить картину. И это не обязательно рисование красками. Это может быть пластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционные  техники рисования. Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясь смешивать краски и подбирать цвета.
  3. Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.

Когда пойти в музей?

Франсуаза Барб-Галль в своей книге « Как говорить с детьми об искусстве XX века» говорит «В музее мы чувствуем себя униженными от того, что не все, что мы видим нам ясно. …».  И это происходит от того, что мы пытаемся понять образы которые хотел передать нам автор. Но не можем этого сделать, если не знаем историю создания картины, мнение искусствоведом. Ребенок же старается понимать окружающий мир прежде всего через эмоции. И совместные походы в музей – это самое время взглянуть на живопись эмоционально, не беря во внимание интеллектуальную составляющую образов.

Возраст, в котором можно организовать первый поход в музей зависит от интересов вашего ребенка и от способности удерживать внимание на каком-то занятии.

Поделюсь своим опытом. Наше первое посещение музея состоялось, когда Игнату было около двух лет. Ровно на 15 минут ребенку хватило внимания рассматривать картины и находить по моему заданию предметы, животных. Потом сыну стало интересно лечь посреди зала и смотреть на картины именно из этого положения. Мне ничего не оставалось, как стоять рядом и не мешать человеку наслаждаться прекрасным.

В три года Игнат уже интересовался тем, что изображено на картине. Мы обсуждали, к какому жанру можно отнести картину, какое настроение передает выражение лиц, какая погода, какое время суток (или года) изображено, считали всех животных или люде на картинах в одном зале.

После просмотра картин на выставке обязательно обсуждайте впечатления, что понравилось, что запомнилось. И придя домой устройте творческое занятие – попробуйте воспроизвести увиденную картину, или нарисовать впечатления от выставки.

С каких стилей начать знакомство ребенка с изобразительным искусством?

Про основные жанры (портрет, натюрморт и пейзаж), я уже упомянула, позже можно добавить анимализм, мифологический, бытовой жанры.

Теперь приведу несколько конкретных популярных стилей и имена их ярких представителей, которые можно показать ребенку, чтобы познакомить с разными направления живописи. Ниже приведены картины и стили, которые на мой взгляд, наиболее ярко содержат черты указанного стиля, для того, чтобы ребенок в последствии смог узнавать черты стиля в других картинах.

В статье «Что рассказать о картине» (ссылка на статью) приведен пример беседы/ занятия с ребенком на тему картины Винсента Ван Гога «звездная ночь»

Классицизм и его разновидности – основная черта – присутствие форм античности, красота и гармония. Художники представители – Никола Пуссен, Карл Брюллов.

Карл Павлович Брюллов

Девушка, собирающая виноград

Грез Жан Батист «Избалованное дитя» 1760-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ренессанс (Боттичелли, Леонардо Да Винчи).

Доска, масло. 76,8 × 53 см. Лувр, Париж. Эпоха Возрождения (Ренессанс).

Импрессионизм – этот стиль основан на передаче светового впечатления художника. Яркие представители стиля – Клод Моне, Пьер Ренуар, Эдгар Дега, некоторые картины Василия Поленова.

Картина «Водяные лилии», Клод Моне – описание

Пуантилизм – в основе стиля (техники живописи) лежит письмо отдельными мазками чистого цвета. Мазки имеют правильную форму (точки, прямоугольники), похожие на современные пиксели. Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк. – представители стиля.

Воскресный день на острове Дж. Сера

Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Амедео Модильяни) – основа стиля – искаженная реальность, которая призвана добиться сильного эмоционального эффекта.

Эдвард Мунк  Крик.

Реализм – художниками представителями этого стиля передавались присуща точность и истинность изображения. Илья Репин, Иван Шишкин, Эдуард Мане – яркие представители реализма.

Иван Шишкин и Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу» (реализм с элементами анимализма)

Модернизм – Анри Матисс и Пабло Пикассо. Картины, выполненные в этом стиле отличаются совокупностью разных стилей культуры и направлений искусства. Это направление объединяет такие, как  авангардизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, кубизм, футуризм.

Кубизм – основатель этого авангардного направления Пабло Пикассо. С рамках кубизма предметы изображаются ломанными, перекомбинированными в абстрактной форме.

Пабло Пикассо «Портрет Фернанды Оливье 1909 год»

Букет цветов в сером кувшине

1908 год

Сюрреализм (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магрит) характеризует представление предметов в отрыве от их обыденного значения.

«Постоянство памяти», Сальвадор Дали, 1931

«Слоны», Сальвадор Дали, 1948

Символизм (Михаил Врубель, Гюстав Моро, Виктор Васнецов) – это направление в искусстве отличается стремлением к использованию символов, таинственности, недосказанности, загадочности.

Михаил ВрубельЦаревна-Лебедь. 1900

Модерн (Густав Климт,  Поль Гоген, Антонио Гауди, де Тулуз-Лотрек) произведения, выполненные в этом стиле характеризуются стремлением к отказу от прямых линий в пользу природных изогнутых и гармоничных элементов.

Густав Климт Портрет Адели Блох-Бауэр

Некоторые техники живописи

Масляная живопись  - в этой технике используют масляные краски, которая наносится мазками. Используются многообразные оттенки за счет смешения красок.  Для создания масляных красок сухие пигменты замешиваются на масле семян льна, грецких орехов или, например, мака.

Портрет работы Боровиковского

Темпера – при создании картин в этой технике используют краски-эмульсии. Они замешаны на основе яйца, воды и животного клея. Картины выполненные темперой и покрытые лаком выглядят как масляные.

Леонардо Да Винчи Мадонна с младенцем (Лита). Эрмитаж.

Эмаль – покрытие, которым обрабатываются изображения на посуде, предметах быта (шкатулки, расчески и т.д.).

Шкатулка XVIII-XIX века, золото, рубины, бриллиант, эмаль

Гуашь – часто используется в графике. Краска, применяемая при работе с разными материалами – бумагой, картоном, шелком, костью, дает четкие линии, и изображение прочное.

Альбрехт Дюрер «Носорог» (1515 г.)

Анри Матисс

Пастель. Техника работы мягкими карандашами, они сухие и используются при рисовании на шероховатой поверхности.

О.Кипренский. Калмычка Баяуста. Около 1813. Бумага розовая, итальянский карандаш, пастель, белила/

А.Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи. Пергамент, пастель, дублированный на холст (1810 – 1820 гг.).

Тушь. Рисование сажей чистого черного цвета. Изначально использовавшаяся для письма техника успешно применяется в живописи.

Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. У Чжэнь (1280-1354).

Фреска. Техника письма водными красками на мокрой штукатурке.

«Добродетели и закон» Фрески Станца делла Сеньятура

Граттаж. Техника, когда процарапывается по заранее залитой тушью поверхности рисунка.

Звездная ночь (А. Нагайцева, граттаж)

Карнация.  Техника изображения человеческого лица и тела путем наложения красок слоями для более реалистичного изображения.

Пopтpeт Сиджиэмондо Малатесты. П. дела Франческа.

Лессировка (глизаль или глейз ). В этой технике поверх основного слоя наносится полупрозрачная краска. Благодаря чему на финальном изображении получаются переливы цвета.

«Весенний букет» (1866). Музей Гарвардского университета

Сграффито. Особая техника наложения слоев краски на стены зданий.  Такая техника обеспечивает долговечность и прочность.

Сграффито на греческом доме острова Хиос

Смуфато. Прием смягчения очертаний предметов и объектов, путем нанесения красок тонкими слоями. Этот прием придумал Леонардо Да Винчи. Благодаря такой размытости объект приобретает «воздушность».

В клеевой живописи для создания красок используют клей (животный или растительный). Такие краски наносят крупными мазками, и они получаются тяжелыми. Чаще всего эта техника использовалась для росписи саркофагов.

Изображение Будды, клеевая живопись (Монголия, XIX век)

Акварель. Живопись специальными акварельными красками, по специальной бумаги. Бума хорошо впитывает разведенную водой краску, которая как бы растекается по шероховатостям бумаги.

Терри Дюваль Акварель

Сухая кисть. Техника основана на растирании масляной краски с помощью сухой кисти.

Источник