Развитие интонационной структуры ребенка

Татьяна Фомичева

Основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи

I ЭТАП. Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речинеобходимо развивать:

• речевой слух – восприятие соответствующих ситуации темпа и ритма речи;

• звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (вверх – вниз);

• силу голоса;

• высоту голоса;

• речевое дыхание (его длительность и интенсивность).

С учетом вышесказанного логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами интонации, а формирование интонационной выразительностипроводится в такой последовательности:

1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;

2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи;

3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале;

4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Работа по формированию интонационной выразительности речи проводится

поэтапно.

1 ЭТАП. Формирование представлении об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

– показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства:

– познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется в 1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи

Педагог дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз без интонационного оформления текста, второй выразительно, с интонационным оформлением. «Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Педагог объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Педагог произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлениии обозначается графически так:. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Педагог говорит о том, что на письме в конце таких предложений становится точка.Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка, точка-одиночка». После знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой.Примерный текст:

Два цвета

Саши нарисовал синюю собаку и красного зайца. Пanaпосмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

Затем детям предлагаются различные тексты и дастся задание выложить столько фишек (записать столько точек, сколько повествовательных предложений встретится в тексте.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

Педагог напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Педагог задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее педагог показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается.Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически так:

Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак?.Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это – кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить их в текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось ни глаза гнездо, и в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит, не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть?И придумал: стал яйца носом к ceбe а нору перекашивать.

Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков, сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок,которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!». «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

– Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой)

– Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах)

– Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура) И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются Картинки с заданием назвать слово соответствующее длиной картинке.Педагог спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно громко, восклицая?» Педагог напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается.Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицательной интонации предлагается знак!.Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

Чудак – восклицательный знак.

Никогда он не молчит.

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.Примерный текст:

Самый важный.

«Я самый важный! Я всех бужу».- говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу!» говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», – говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце.Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте,что я скажу: важнее всех человек!»

Читайте также:  Развитие ребенка развивающие карточки

Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков, сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.

Педагог напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повтори стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.Примерный текст:

Сороки и мышь

– Мышка трусишка, ты треска боишься? -А страшного рева?

-Ни крошечки не боюсь! -Нисколечко не боюсь!

-А громкого свист? -А чего же ты боишься?’

-Ни капельки не боюсь! Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

Кроме того, можно рекомендовать нарисовать или «станцевать» какой – либо текст, так выразить интонацию.

II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

•формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

•дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи.

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речиосуществляется в такой последовательности:

1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной

слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале;

2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

1. В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.

«Ступеньки».

Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.

Бьют часы.

Бьют часы: динь -дон динь -дон.

На дереве,

На веточках

Воробышки сидят: «Чирик чирик, чирик чирик,

Чирик чирик»- кричат.

Бежал ручей по камешкам –

Бежал, бежал бежал,

Потам в глубокой лужице-

Лежал, лежал, лежал!

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире. И не две, а все четыре!»

(С. Маршак)

«Вопрос – ответ».

Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

-Ну, Весна, как дела? (высоко)

-У меня уборка, (низко) -Был сапожник? (высоко)

-Для чего тебе метла? (высоко) -Был. (низко)

-Снег мести с приборка, (низко) -Шил сапожки? (высоко)

(О. Высотская) – Шил. (низко)

-Это кто? Это кто? – Для кого сапожки? (высоко)

Но дороге скачет? (высоко) -Для пушистой кошки, (низко)

-Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко)

-Почему корова эта Маленького роста? (высоко)

Где купили вы, синьор, – Это же ребенок,

Этот красный помидор? (высоко) – Это же – теленок (низко)

Вот невежливый вопрос: (А. Шибаев)

Это собственный мой нос! (низко)

Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.

Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси» «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

2. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое – синтагму, как и в слове, можно выделить предударную-ударную или предударную -ударную заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с

помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять, за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РИТМИКИ СЛОВА

1.Произнесение односложных слов:

а)простых: да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сук, мак, суп, сыт, сам, дым, нос, лес, дом, сон, лом, сыр и т. д. ;

б)со стечением согласных: сто. степь, полк, свет, страх, гном, стук, стоя, старт, мост, куст, лист, танк и т. д.:

в)в структуре нераспространенных предложений: Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит. И т. д.

2. Произнесение пар слов с гласными |У|, |Ы|, |И|,находящимися в ударной и безударной позиции:

а)слова с гласными в ударном и предударном слогах: суп – супы, лист -листы, куст -кусты, лис лиса, зуд- зудит и т. д. ;

б)слова с гласными в ударном и заударном слогах: сам -сами, сок-соки, соль-соли, зуб-зубы и т. д. ;

в)слова различной слоговой структуры и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове: устный, улица, удар, урюк, уроки, изучать, музыкант, август, градус, выпуск и т. д.

3. Произнесение пар слов с гласными [Э], [О], [А], находящимися в ударной или безударной позиции.

ГЛАСНЫЙ ЗВУК [Э]:

а)в первом предударном слоге: цвет цветы, смех смешной, взгляд – глядеть, стены-стена, взял – и шла, связь – связать и т. д. ;

б)во втором предударном слоге: серый – серебро, белый – белизна и т. д. ;

в)в других предударных слогах: перенести, перевезти, переезжать и т. д. ;

г)в заударном слоге: занять – занятый, смотреть просмотренный и т. д. ;

д)в различной структуре слов: веселый, зеленый, певец, среда, месяц, палец, мастер, повесть, весить. зверинец, земляника, путешественник т. д.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [О]:

а)в первом предударном слоге: сам-сама, стар-старик. стол – столы, мост – мосты, дом-дома т. д. ;

Читайте также:  Теория развития интеллекта ребенка пиаже

б)во втором предударном слоге: сама- самолет, создать- создавать, сказать-рассказать,

балет – балерина и т. д. ;

в)в других предударных слогах: сопровождать, прополоскать, заболевание и т. д. ;

г)в заударных слогах: мороз – заморозки, золотой – золото, слова- слово, сказать высказать и т. д.

4.Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:

а)с ударением на первом слоге: Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах. И т. д.:

б)с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. Последняя остановка. Строительство завода. И т. д. ;

в)с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Самолет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин. и т. д;

г)в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы. И т. д.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ИНТОНАЦИОННОЙ КОНСТРУКЦИИ, ВЫРАЖАЮЩЕЙ ЗАВЕРШЕННОСТЬ В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1. Отработка повествовательной конструкции с интонационнымцентром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационногоцентра в неконечную позицию:

Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол

3. Работа над интонационной выразительностью вопросительного и восклицательного предложений

В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедам,

повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.Резкое повышение тона в односложном слове:

твой? – твой сок?

Стол? – там стол?

Дом? – твой дом?

Сад? – там сад?

Сам? – ты сам’

2.Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

Солдаты?- там солдаты? В столовой? он в столовой?

Старушка? идет старушка?

Снежинки?летят снежинки?

3. Резкое повышение гона с ударением на первом

Этот? – Этот сад?

Очень? – Очень вкусно?

Весело? – вам весело?

-Зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Как цыплята просят?

-Пи, пи, пи…

(Потешка)

Работа над интонацией восклицательного предложения.

В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем не сколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и

звукоподражания:

Но, увидев усача, Но однажды поутру

Aй!- Aй!-Ай! Прискакала кенгуру,

Звери дали стрекоча. Увидала усача.

Aй!- Aй!-Ай!Закричала сгоряча:

По лесам, по полям разбежались, Разве это великан?

Тараканьих усов испугались. Ха!-Ха!-Ха!

2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование,

восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить

самостоятельно).Примерный речевой материал:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.

Катит лыжа впереди, Я за лыжей позади.Я кричу ей: «Погоди! Лыжа, лыжа, не кати!»Я кричу ей: «Хватит!» А она все катит. Правую лыжу Я уже не вижу.

4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи

Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.

Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков, «Волк и лиса», «Разговор лягушек» (переводы С. Маршака, «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский, «Три медведя» (Л. II. Толстой, русские народные сказки и т. д.

Источник

Ирина Коткова

Развитие интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)

В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как специалистов, так и родителей. В настоящее время существует актуальная проблема, которая заключается в том, что, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи [8].

Интонационная сторона речи – это основное фонетическое средство оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (Л. В. Бондаренко, Л. Р. Зиндер).

Основными компонентами интонации являются темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов, паузы (перерывы в произнесении речевых элементов, тембр голоса (окраска человеческого голоса, тон голоса (степень высоты звука, мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение (Е. Ф. Архипова) [3].

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи, что в дальнейшем будет служить фундаментом для успешного усвоения школьной программы[6].

Становление интонационной системы – сложный процесс. Его особенность проявляется прежде всего в том, что малыш сначала воспринимает интонацию окружающих, а затем реализует ее в собственной экспрессивной речи. Выявляется определенная последовательность появления различных коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей. Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем – восклицательных высказываний[1].

Читайте также:  Общение со взрослым как условие речевого развития ребенка

Исследователи доречевой и начала речевой стадии развития ребенка, Е. Н. Винарская и Р. В. Тонкова-Ямпольская, утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года [7]. Анализируя звуковую активность детей с рождения до 5 лет, они утверждают, что становление интонации начинается с крика и к началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом, а на более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования. Авторы считают возможным говорить о том, что со второго месяца жизни в доречевой стадии в вокализациях ребенка дифференцируются интонации, сопоставимые с интонациями у взрослых,формирующиеся в следующей последовательности: со второго по седьмой месяц жизни появляется интонация, сопоставимая с повествовательной у взрослых; с девятого месяца жизни – «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых, с двух лет – интонация вопроса, сходная с вопросительной у взрослых.

Изучением интонационной стороны речи, ее диагностикой, развитием и коррекцией занимались О. Е. Грибова, О. С. Орлова, Е. С. Алмазова, Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина, Л. В., И. А. Поварова и др.

У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования[5]. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь, а в связи со всем вышесказанным возникают трудности с интонационным оформлением речи.

Нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению сформированности интонационной стороны речи у детей с ОНР III уровня. В исследовании приняли участие шестеро детей 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровня. Использовалась диагностическая методика по Е. Ф. Архиповой. [3]. Исследование показало, что дети с заданиями справились все, несмотря на то, что были продемонстрированы результаты разной эффективности.

Наиболее легкими для данной группы детей оказались задания на восприятие и воспроизведение ритма и постепенного движения мелодики снизу вверх и сверху вниз. Хорошо испытуемые справились с изменением громкости голоса. Практически все определили характер звучания тона голоса на слух.

А вот с восприятием и воспроизведением интонационных структур речи (повествовательной, вопросительной, восклицательной, а также с пониманием и воспроизведением главного по смыслу слова во фразе (логическим ударением) у большинства детей возникли реальные трудности.

Таким образом, можно утверждать, что у большинства старших дошкольников с ОНР III уровня интонационная сторона речи сформирована не в полной мере.

Развитие интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня должно происходить в рамках логопедических занятий, но с обязательным участием в этой работе родителей ребенка, имеющего маловыразительную речь.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия различных компонентов интонации.

3. Развитие способности употреблять компоненты интонации в собственном произношении.

4. Развитие дифференциации различных видов интонации на слух и в произношении [4].

В ходе логопедической работы предусматривается ведение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания.

Также широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д.

На начальных этапах работы отработка интонацииосуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем – самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить[6].

Своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у старших дошкольников с ОНР III уровня трудностей с интонационным оформлением речипоможет им в дальнейшей школьной деятельности избежать различных проблем: с письмом (ошибки в отграничении речевых единиц на уровне предложения: неправильно выбранный пунктуационный знак в конце предложения, отсутствие заглавной буквы в начале предложения); с чтением (дети плохо осваивают технику чтения, им сложнее осмыслить текст, выделить главную мысль, разбить предложения на смысловые отрезки, точно ответить на вопрос учителя); с овладением математикой (дети не понимают условия задания, возникают трудности понимания вопроса) [2].

Также интонационная сторона речи чрезвычайно важна для овладения навыками межличностного взаимодействия; усвоения норм социального поведения; формирования эмоционально-волевых процессов (развитие личности ребенка); коммуникативной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алмазова Е. С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. М.: Просвещение. 1973.

2. Артемов В. А. Психология речевой интонации (интонация и просодия) М., 1976.

3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель. 2006.

4. Микляева Ю. В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня) М., 2009.

5. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2001.

6. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. М.: Астрель, 2005.

7. Е. Н. Винарская и Р. В. Тонкова-Ямпольская, Становление физиологических механизмов речи // исследование языка и речи: ученые записки,Москва: МГПИИЯ, 1971г., т. 60.

8. Гордеева Н. М. Интонационная выразительность речи как средство коммуникации детей с речевой патологией,Томск: ТОИПКРО, 2011, 24 С.

Источник