Развитие интереса у ребенка к музыке
Яна Лебедикова
Консультация «Развитие интереса к музыке у ребенка»
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему?
Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.
В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.
Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?»звучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».
Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют!
Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.
Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П. И. Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».
Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.
Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.
Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со ст. Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.
Источник
Новый подход к обучению музыке с момента рождения.
Многие родители думают, что занятия музыкой — это скучно, знания и навыки быстро забудутся, да и зачем загружать ребенку мозг, если никто в семье не видит его великим музыкантом? Детский музыкальный педагог Наталия Бодина рассказывает, зачем на самом деле музыка нужна детям и как сделать занятия по-настоящему интересными.
Наталия Бодина, детский музыкальный педагог, автор методики «ДНК Гения» по обучению детей музыке с самого рождения.
О пользе музыки
Согласитесь, пока ребенок маленький, мы вообще не можем знать, с чем он захочет связать свою жизнь, а польза музыкальных занятий научно доказана, да и я вижу эти подтверждения в своих учениках. У меня есть ребята, которых я начала знакомить с музыкой с 3-х месяцев. Сейчас им 4 года — и это совершенно другие дети!
Я считаю, учить музыке нужно всех детей без исключения, потому что это огромный толчок к пробуждению познавательной активности и творческих способностей, которые дремлют в каждом малыше. Занятия дарят множество эмоций, побуждают воображать и фантазировать. У грудных детей музыка формирует мир гармонии, наполненный звуками, чувствами, смыслами, любовью, благотворно воздействуя на мозг, побуждает их к развитию.
Расскажу на примере своего ученика. Николай Палыча привели ко мне на занятия, когда ему было 9 месяцев. Я раньше не работала с такими малышами и сказала маме об этом прямо. Но мы все-таки решили попробовать. И вот в первое же занятие, когда я играла ноктюрн Шопена, глаза у Коли засветились, как два огромных прожектора: его заворожил звук, он пытался понять, где источник. Потом Николай Палыч начал сверлить взглядом клавиши — и процесс пошел, ребенок увлекся. Когда Коле исполнилось 1,5 года, он заинтересовался английским. Родители даже наняли ему в учителя носителя языка. В 2,4 года у Николай Палыча проявился абсолютный слух: он стал узнавать ноты, чуть позже мальчику стали интересны цифры, он научился складывать, потом — буквы, слоги, к 2,5 годам он научился читать. Коля сам стремился к знаниям. Во всех своих учениках я вижу огромное желание делать что-то самостоятельно: читать, писать, рисовать, фантазировать.
Зачем нужна музыкальная школа
Музыкальная школа, как и общеобразовательная, нуждается в серьезных переменах. К сожалению, большинство педагогов в таких учебных заведениях лишены возможности быть по-настоящему внимательными к ученикам, принимать их такими, какие они есть, замечать их индивидуальные особенности и именно вокруг них выстраивать программу обучения. Учителям нужно выполнять программу: подготовить ребят к сдаче технического зачета, двух гамм, выучить с ними три этюда…
А ведь дети проходят через разные фазы развития, часто кажется, что мы стоим на одном месте: ученик закрыт для получения информации, ему интересно только петь песенки, отгадывать загадки и ребусы на занятиях. И прекрасно! Значит нужно дать эту возможность! Потому что если преподаватель относится с уважением к потребностям ребенка, дальше произойдет колоссальный скачок в его обучении!
Учитель должен понимать, что его задача, миссия — общаться с душой малыша и воспитывать ее. Важно в первую очередь любить своего ученика, принимать его таким, какой он есть, быть чутким к его личности и гибким в процессе обучения. Сначала любовь к ребенку, а уже потом фа-диез и си-бемоль. Только в таком случае педагог может передать ему свой опыт.
Почему на занятиях интересно
Сольфеджио, музыкальная литература — это очень важные предметы, хотя их многие считают скучными. Ведь невозможно исполнять музыку, не разговаривая о творчестве композитора, не понимая, зачем нужны ноты, кто их придумал и для чего. А пение нотами — чрезвычайно полезное занятие, оно развивает слух. Весь вопрос в том, как педагог преподнесет это: увлекательно или занудно. Нужно рассказать так, чтобы ребенок сделал вывод сам: «Ого! Так Бах, оказывается, великий композитор! Я могу прикоснуться к его творчеству».
Научиться играть несколько произведений или разобрать ноты — это не цель музыкальных занятий, гораздо важнее сформировать особое сознание, особый мир, полный чувств, смыслов, красоты.
Вы только представьте, мы живем не на планете вражды и алчности, а на планете великого Моцарта, Баха, Чайковского — и можем стать частью этого прекрасного мира!
Михаил Семенович Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель
Однако это понимание идет из семьи. Если родители видят ценность Великой Музыки, работать с ребенком значительно проще: его не придется заставлять, он сам будет впитывать информацию и творить!
Какую музыку нужно и можно играть
Если малыш хочет научиться играть на инструменте для себя, чтобы музицировать дома, подбирать мелодии по слуху, играть в свое удовольствие и импровизировать, то, скорее всего, нет смысла идти в музыкальную школу. Там на него будут «давить» программой, чтобы он сидел за тетрадками не поднимая головы, что повлечет за собой потерю интереса к музыке и инструменту.
Я считаю, что нужно играть ту музыку, которую ребенок хочет слушать, которая созвучна его времени, его возрастным особенностям. Такую свободу творчества могут дать только индивидуальные занятия с педагогом.
В моей практике есть очень талантливая девочка Вера, с прекрасным слухом и руками, но она наотрез отказалась продолжать ходить в музыкальную школу. И, встретившись со мной, сказала: «Если вы меня заставите играть фугу Баха, я с вами заниматься не буду!» Тогда оказалось, что ей сейчас нравится один саундтрек к фильму. Когда я предложила разучить эту мелодию, Вера очень удивилась: «Что, эту музыку тоже можно сыграть? Вы разрешаете?!». Именно с такими детьми после учебы в музыкальной школе я часто сталкиваюсь. Я считаю, что педагогу нужно отталкиваться от желаний ребенка, а не идти ему наперекор. Играть то, что откликается в сердце, что нравится.
Как привить любовь ребенка к музыке
В первую очередь нужно быть внимательным ко всему вокруг, потому что музыка живет повсюду. Ищите ее, когда гуляете с ребенком: «Слышишь шелест листочков? Они разговаривают друг с другом. А посмотри, какое большое дерево, наверное, это их мама. А может быть, есть музыка ветра? Как она звучит? Обрати внимание на звезды, они тоже разговаривают!» Попробуйте вместе озвучить то, что вы заметили или сыграйте это на инструментах, например, на шумовых: бубне, трещотках, маракасах, погремушках и так далее.
Расскажите малышу, что нотка «до» — красная, спросите, какие предметы такого же цвета есть вокруг? Мы с Николай Палычем так и общались: он приходил ко мне на занятие и говорил: «На тебе платье „соль“».
Нужно давать ребенку как можно больше возможностей слышать и видеть. Для маленьких детей есть такие проекты, как «Бэби концерт», «Музыка с мамой», где можно послушать, как звучат инструменты, и прикоснуться к ним. Ваша задача — показать малышу все разнообразие, которое есть в музыке, чтобы он сам смог выбрать то, что ему по душе, что вызывает у него самые яркие эмоции.
Можно включать детям самых радостных классиков — Моцарта и Гайдна. А еще малыши любят яркую, ритмичную, «острые» джазовые ритмы, под них можно играть во что-нибудь вместе с родителями. Попробуйте сочинять с ребенком сказку, наполняйте ее звуками, используя музыкальные инструменты, например: «вот зайчик проснулся, мы сделали на колокольчиках „дзынь!“, а потом он умылся — на трещетке потрещали». Нужно идти из простого, из жизненного, говорить о том, что волнует детей сейчас.
Дети дают взрослым много подсказок. Если ваш сын или дочь говорят вам «Нет, не надо, не хочу!», лучше прислушаться. Помните, что амбиции родителей — очень тормозящий фактор. Поэтому когда мама и папа при встрече говорят мне: «Мой ребенок будет музыкантом» — это очень спорно. Не нужно ограничивать себя чем-то одним, постарайтесь показать детям всю палитру интересных творческих занятий, которые бы могли его заинтересовать.
Редакция «О!» выражает благодарность «Рыбаков Фонд» за помощь в организации интервью.
Читайте также:
Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе
7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом
6 причин отдать ребенка на робототехнику
Источник
«Как развить интерес у ребёнка
к музыкальным занятиям?»
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, написано бессчетное количество статей.
Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему? Родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении. Взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».
Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют! Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети?- спросите вы. Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес.
Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, например, где ребёнок мог бы послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Хорошо было бы приобрести диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «Детский альбом» П.И.Чайковского, «В пещере горного короля» Э.Грига, музыкальные сказки: «Золотой ключик», «Бременские музыканты», «Красная шапочка» и книги: «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской. Родителям рекомендую также читать детскую литературу о музыке, благо Интернет позволяет это делать, не выходя из дома, чаще смотреть с детьми музыкальные театральные постановки, познакомиться с работой творческих детских студий (кстати, многие принимают детей уже с 4х лет).
Источник
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №5»
Цветкова Ирина Владимировна
Музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы, эстетических вкусов и потребностей человека. В.А Сухомлинский говорил: «Музыка, мелодия, красота музыкальных – важное средство нравственного и воспитания человека, источник благородства сердца и души. Музыка открывает людям глаза на природы, нравственных отношений, труда. Благодаря в человеке пробуждается представление о величественном, прекрасном не только в ющем мире, но и в себе»[4].
В дошкольном учреждении дети должны не учиться практическим музыкальным умениям, в том и слушанию музыки, но и необходимые знания о музыке, достойные внимания сведения о жизни и выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а наиболее ярчайших особенностях музыкальных произведений, предлагаемых для слушания. Одному из важных в развитии музыкального восприятия связана с детей к классической музыке.
Интерес имеет огромную побудительную силу, так как под его воздействием возникает стремление узнать новое, и углубить собственные познания об интересующем предмете, активно их в различных видах деятельности.
Осмысленное слушание музыки – один из наиболее и развивающих видов музыкальной работы, в процессе которого малыши и учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. музыку, они получают существенно больше впечатлений, нежели в других видах музыкальной Крупный ученый и музыковед В. В. отмечал, что в процессе слушания «развивается музыкальное восприятие – мышление» – музыкальная способность, необходимая для любого вида Методически верно организованное слушание музыки на музыки, внеурочных мероприятиях различные приемы активизации музыкального восприятия развитию интересов, музыкальных способностей и проявлений детей, что, в конечном воспитывает их музыкальную культуру.
Основной целью процесса слушания музыки является развитие музыкального восприятия, воспитание музыкальной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке и т.д.
В процессе осмысленного слушания, музыкального восприятия решаются следующие задачи:
1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия (развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального проникновения в образы звучащего материала, мотивация слушать и исполнять музыку и т.д.);
2. Формирование осознанного отношения к музыке (приобретение навыка осознанного восприятия произведений; умение использовать музыкальные познания; формирование способности не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания);
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке не только лишь в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов музыкальных произведений.
Для развития интереса у детей к классической музыке в МАДОУ «Детский сад №5» применяются следующие технологии работы, которые в свою очередь включают в себя разделы:
1 раздел – создание благоприятных условий для знакомства с произведениями классической музыки;
2 раздел – расширение и обогащение у детей музыкально-слухового опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;
3 раздел – выработка способов отображения итогов восприятия в разнообразных видах художественно-творческой деятельности;
4 раздел – объединение процесса по самостоятельному отображению восприятия в различных видах деятельности – игровой, двигательной, художественной.
1. Создание благоприятных условий для знакомства с произведениями классической музыки включало следующие направления работы:
– создание музыкального центра для слушания музыки;
– поощрение потребностей ребенка в эмоционально ярких и всевозможных переживаниях;
- обеспечение воли выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;
- учет музыкальных предпочтений преподавателей и родителей;
- разработка репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, в который входят произведения классической музыки всех эпох и должен быть приемлем для детей и высокохудожественен.
Для решения поставленных задач в нашем саду было составлено перспективное планирование по слушанию классической музыки, в котором определены темы, репертуар, цели и задачи.
2. При расширении и обогащении у детей музыкально-слухового опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями были использованы следующие направления работ:
- восприятие, для привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие;
- дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении;
- понимания выразительной роли отдельных средств и повторное восприятие для закрепления представлений о прослушанной музыке.
Музыкальное произведение прослушивается на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:
– слушание произведений, специально предназначенных для данного вида деятельности;
– слушание в процессе разучивания танцев, пьес для детского оркестра;
– слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.
Произведения для слушания чаще всего используются в других видах музыкальной деятельности: в пении, в игре на детских музыкальных инструментах, в движениях. Например, знакомство с произведение Шостаковича «Вальс-шутка» осуществляется через игру на детских музыкальных инструментах. Прослушивая произведение Чайковского «Марш солдатиков» дети с легкостью передают характер в движении.
В 3 разделе происходит выработка способов отображения итогов восприятия в разнообразных видах художественно-творческой деятельности.
При работе с детьми проводятся интегрированные и тематические занятия. Интегрированные занятия объединяют музыку, рисование, живопись, поэзию. Поэтому такие занятие являются одни из наиболее любимых для детей. Задача таких занятий – отображение детьми на рисунках свои музыкальные впечатления, после прослушивания произведения. К рисованию приступаем когда дети достаточно хорошо познакомились с произведением.
Музыкальное восприятие формируется не только на занятиях. Помимо прочего в детском саду проводятся различные тематические концерты, дети слушают музыкальные произведения в группах во второй половине дня.
4 раздел – объединение процесса по самостоятельному отображению восприятия в различных видах деятельности – игровой, двигательной, художественной.
Педагоги включают музыку в часы тихих игр и свободного рисования. Нередко основа музыкальных произведений, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений.
Анализ эстетического воспитания детей осуществлялся при помощи наблюдения за детьми во время музыкальных занятий, тематических праздниках, кружка хореографии «Азбука танца».
Проанализировав результаты, мы выявили положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:
– дети стали более увлеченно слушать и воспринимать классическую музыку; у детей появилось произвольное внимание, умение концентрироваться и настраиваться на прослушивание.
– их выражения об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;
– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;
– стали расcпознавать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и применять в своих рисунках;
– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку при помощи детских музыкальных инструментов.
Итак, с нашей точки зрения, художественно-эстетическое воспитание ребенка формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, в которых возможно интегрирование различных видов деятельности. Основным коэффициентом является эмоциональная отзывчивость, поскольку она передает интерес ребенка к классической музыке, эмоциональное переживание, стремление выразиться в других видах деятельности.
Список использованной литературы
- Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе)/ Ю.Б.Алиев. Воронеж: НПО “МОДЕК”, 2008.-352с.
- Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А.Ветлугина.- М.: Просвещение, 2001,- 240с.
- Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинен, М. Л. Палавандашвили. – М., 1998.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.
Источник