Развитие интереса ребенка к спорту

Здоровые привычки и хорошая спортивная форма, заложенные с детства, – прекрасный подарок детям. Подарите его правильно!

1. Заразите примером

Здорово, если велопрогулки, роллер-забеги или лыжная прогулка по воскресеньям – обычное дело для вас. Расскажите ребенку о своих впечатлениях, пользе занятий, и почему вы полюбили заниматься спортом. Делайте это искренне, без нравоучения, и берите ребенка с собой. Начните с основ и покажите, чего можно добиться, занимаясь регулярно.

Помните, вы – лучший друг вашего ребенка, а начинать новое дело в атмосфере поддержки всегда легче и интереснее. Если вы рядом, это даст ощущение защиты ребенку, что важно в нежном возрасте.

Если вы сами не умеете, например, кататься на роликах, начните осваивать азы вместе. Видя, как вы стараетесь и добиваетесь результата, малыш будет чувствовать себя увереннее. И вам с маленьким партнером можно будет устраивать мини-соревнования и отмечать успехи друг друга.

2. Создайте спортивную атмосферу

Дайте ребенку максимум возможностей для активного движения. Установите дома небольшой спорткомплекс, поощряйте попытки — с вашей страховкой — покорить горку или лесенку на детской площадке. Предложите самокат, велосипед, съездите в выходные за город и поиграйте в бадминтон или теннис.

Постоянный доступ к активному движению поможет малышу научиться владеть своим телом. Ученый-нейрофизиолог Гленн Доман, автор одной из самых известных методик раннего развития детей, ввел понятие двигательного интеллекта. Его открытия показали, что чем сильнее малыша поощряют двигаться, тем быстрее идёт формирование его мозга. При освоении очередного двигательного навыка развиваются более высокие отделы мозга.

3. Начните с фитнес-клуба

Не бросайтесь с места в карьер, стремясь записать ребенка в школу олимпийского резерва. Хороший вариант – занятия в фитнес-клубах с детским инструктором. Плюс, вы можете приходить на занятия в одно время – пока ребенок учится, вы можете усердно поработать над своим телом в тренажерном зале.

Детки смогут освоить развивающую гимнастику, принять участие в интересных подвижных играх и даже попробовать себя в восточных единоборствах – одним словом, это хороший вариант найти вид спорта, который увлечет вашего ребенка.

4. Отмечайте достижения

Помните – ваш малыш и ходить научился не сразу. Помните, как вы радовались его первым неуверенным шагам? Радуйтесь так же. Поддерживайте его и хвалите – за удачно выполненное упражнение, упорство, скажите, каким сильным он становится.

5. Расширяйте спортивный кругозор

Если ребенок уже увлекается определенным видом спорта, не ограничивайте интерес стенами зала. Сходите на «взрослые» турниры и соревнования, посмотрите видео выступлений спортсменов, изучайте биографии спортивных звезд. Это поможет посмотреть на спорт с разных точек зрения и вдохновить на усердные занятия.

6. Купите красивую и комфортную форму для занятий

Выберите вместе подходящую одежду — она должна быть не только удобной, отвечать стандартам для тренировок, но и нравится вашему ребенку. Самое главное — она должна защищать его от возможных травм.

7. Не заставляйте

Если ребенок категорически не хочет идти на тренировку, кататься с вами на роликах или вставать на сноуборд – не заставляйте и ни в коем случае не злитесь. Тому может быть масса причин – лучше позже, когда протест стихнет, поговорите с ним о причинах.

Возможно, ребенка не привлекают известные ему виды спорта, а других он просто не знает. В этом случае расскажите ребенку о многообразии тренировок. Это поможет найти занятие по душе.

Не страшно, если ребенок захочет переключиться на другой вид спорта. Не останавливайте его. Поддержите поиски.

8. Следите за самочувствием и безопасностью

Не заставляйте заниматься в период болезни, даже если тренер требует появиться всенепременно. Будьте чуткими к физическому состоянию ребенка, делайте обследование у врачей, прежде чем пойти на «серьезные» тренировки.

Помните, что раз полученная травма может не только перечеркнуть спортивную карьеру. Что гораздо хуже – повлиять на всю жизнь ребенка.

9. Не препятствуйте выбору

Возможно, вы хотели вырастить футбольную команду, но сын выбрал бальные танцы. Не спешите рвать свои волосы и думать, что с ребенком «что-то не так». Поддержите выбор, ведь это – желание вашего ребенка, и он имеет право его осуществить. Помогите ему.

Помните – за каждый талант с нас спросится. Вполне возможно, что это – призвание вашего ребенка.

10. Выбирайте лучшего тренера

​Комментарий эксперта:

Чтобы выбрать инструктора, надо определиться с направлением, которое интересует родителей (если мы говорим о малышах) и ребенка. Для этого существуют общие тренировки, на которые дети ходят небольшими группами к разным инструкторам.

Есть дети, которые ходят на разные направления, и все им очень нравятся. А есть дети, которые хотят только к тебе, и только на твое направление, и не любят заниматься в группе. Для таких существуют индивидуальные тренировки – только инструктор и ребенок. Такие тренировки наиболее продуктивны.

Важно чтобы тренер был для ребенка примером, авторитетом. Если я учу шпагату, то я, конечно, сама должна на него садиться, и тогда он еще охотнее будет заниматься.

Детский фитнес – это освоение навыков равновесия, профилактика плоскостопия, укрепление позвоночника, развитие гибкости, выносливости, скорости и координации. Чем старше ребенок, тем интенсивнее тренировки. Многие занятия перекликаются со «взрослым» фитнесом: стрейчинг, йога, кроссфит, хореография . Существуют тренировки на тренажерах для старшей категории – беговая дорожка, велотренажер.

Ребенку необходимы физические нагрузки, но заставлять не нужно. Простое решение – выбрать вместе с ребенком оптимальный вид физической деятельности, в детском фитнесе он очень разнообразен: пусть плавает, танцует, занимается йогой, единоборствами, гимнастикой и т.д.

Основная задача инструктора детского фитнеса – научить ребенка правильной и безопасной технике выполнения упражнений и, в соответствии с возрастом ребенка, развить необходимые физические качества.

Мария Панина, инструктор детского фитнеса

Больше полезных статей на «Я Покупаю»

Источник

Наталья Фокина
Проблема формирования интереса детей к занятиям спортом

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что именно в раннем возрасте формируются двигательные навыки, прививается любовь и интерес к спорту.

Главной задачей, которая стоит перед педагогами, является укрепление и сохранение здоровья детей, в процессе их воспитания и обучения.

Я хочу привести несколько аргументов в пользу занятий физкультурой.

Первый аргумент, в раннем возрасте занятия физкультурой и спортом позволяют освободить энергию, которая зачастую просто переполняет ребенка.

Второй аргумент, ребенок, который занимается спортом, развивает свое внимание, учится концентрироваться на каком-то одном деле, развивается самодисциплина. Спорт – это постоянная работа над собой, а иногда даже борьба с ленью.  И пусть пока ребенок этого не осознает, но задатки дисциплины в нем развиваются уже сейчас.

И третий, по моему мнению очень важный аргумент- это то, что ребенок развивается физически. Исправляется осанка, укрепляются мышцы, улучшается сердечно – сосудистая система, а так же общая координация движений.

В настоящее время, современные дети малоподвижны, меньше играют в подвижные игры из-за того, что очень привязаны к телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.

Изменения, которые происходят в жизни страны, несомненно сказываются и на подходе к образованию. В материалах Министерства образования России «Управление системой образования: проблемы и решения»отмечается: «Дошкольное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает девиантное поведение, решая проблему учебы и занятости детей».

Большое количество проблем в воспитании, может решаться посредством активной спортивной деятельности детей, и поспособствует этому, заинтересованность в такой деятельности с самого детства.

Проблемой формирования интереса детей к спорту занимались многие педагоги.Хочется выделить работы следующих авторов: Р. Ф. Кабирова, К. А. Матвейчук, Г. И. Щукиной, В. С. Быкова и др.

Значение роли физической культуры в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры (В. К. Бальсевич [2], Л. Д. Глазырина [4], Виноградов П. А. [3], и др.)

Как отмечает О. В. Головин, движение – естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение также оказывает существенно влияние на развитие интеллекта ребёнка [5].

Интерес детей дошкольного возраста к физической культуре должен строиться на единстве целей, задач, средств, форм и методов работы, с учетом всех особенностей детей и должен быть направлен на всестороннее физическое развитие ребенка.

Тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Известный теоретик Ю. К.Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:

1. Укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.

2. Формирование двигательных умений и навыков.

3. Развитие основных двигательных качеств.

4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.

5. Воспитание воли, смелости и дисциплины.

6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

7. Привитие организационных навыков [1].

Физическое воспитание и спорт были определены президентом России в качестве одного из приоритетных направлений развития государственной политики. “Спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики, это можно сказать определенно”, – заявил глава государства на совещании по развитию детского спорта.

Чтобы воспитать здоровую нацию и будущих спортсменов, детям еще в дошкольном возрасте необходимо прививать любовь к спорту. Для решения задач по физическому воспитанию,в дошкольных используются наглядные пособия:  изображения олимпийской символики, кубки-награды победителей, фотографии спортсменов; проводятся беседы о спорте, спортивные мероприятия, в которые привлекаются и родители, разработаны содержания сказок, и др.  

Хочется так же отметить, что дошкольные организации нуждаются в квалифицированных педагогах по физической культуре. Так как они являются немаловажной частью в формировании интереса детей к занятиям спортом. Специалист по физической культуре должен уметь реализовать целый ряд оздоровительно-воспитательных и образовательных задач. Также он должен уметь работать не только с педагогами ДОО, но и с медицинским персоналом, проводя совместную работу, направленную на физическое развитие ребенка.

Чтобы воспитать детей физически здоровыми и развитыми, необходимо уже с раннего дошкольного возраста задумываться о физическом развитии своего ребенка.

В приобщении ребенка к спорту и физической культуре, очень большую роль играет личный пример его родителей. Дети с большим удовольствием начинают заниматься, если рядом с ними занимаются их же родители. В совместных семейных занятиях спортом, скрываются огромные возможности и для воспитания, и для улучшения отношений в семье. Физические занятия делают родителей и детей более раскрепощенными, увеличиваются доверительные отношения в семье.

Нередко дети испытывают дефицит общения с родителями. Во-первых, спорт – это та сфера, где этот дефицит уменьшается, во-вторых, именно здесь Вы всегда будете образцом для ребенка. Эмоции, полученные при занятиях физической культурой и спортом, всегда позитивные и принесут огромную радость и пользу Вам и Вашему ребенку.

Поэтому чаще выбирайтесь всей семьей на стадион, в бассейн, или просто на прогулку. Вовсе не обязательно останавливаться на каком-то одном виде спорта, меняйте их в зависимости от сезона. Важно, чтобы Ваш ребенок ощутил радость движения, привык к умеренным нагрузкам и физкультура стала естественной, а главное — приятной частью его жизни.

Чтобы занятия спортом были эффективными – они должны нравиться ребенку. Поэтому не стоит ориентироваться на собственные мечты или близость расположения спортивной секции от дома. В первую очередь нужно прислушаться к желанию ребенка.

Походы в секцию должны приносить обязательно радость и удовольствие, конечно же, без трудностей не обойтись в процессе становления маленького спортсмена, но именно они и закаляют характер.

Мы часто повторяем, все мы разные, все мы индивидуальны. Конечно это так. И, выбирая детскую спортивную школу или секцию для своего ребенка, обращайте внимание и на его характер. Тихому ребенку может и не захотеться групповой активности, а жаждущему быть в центре внимания, подвижному, эмоциональному, возможно, захочется зрелищности действия. Но в любом случае детский спорт – это хорошо.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего приобщения к физической культуре, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Спорт не просто укрепляет иммунитет и организм ребенка, но и максимально занимает его свободное время, а это предотвращает опасные детские шалости.

Так что детский спорт – это отличная помощь для поиска себя, ресурса и гармонии.

Все в наших руках. Так давайте же вместе с Вами обеспечим светлое будущее нашим детям, воспитаем здоровую нацию и здоровое поколение.

Как говорил известный русский педагог, Василий Александрович Сухомлинский : «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого».

Список литературы:

Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст] – М.: Просвещение, 1988. – 221 с.

 Бальсевич В. К. Ваши дети [Текст]: Кн.: Для родителей. / В. К. Бальсевич – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 157 с.

Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] / П. А.Виноградов – М: Физкультура и спорт, 1999. – 91 с.

 Глазырина Л. Д. Физическая культура –дошкольникам: Программа и программные требования [Текст] / Л. Д. Глазырина – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 144 с.

Головин О. В. Организация двигательного режима детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Методические рекомендации / О. В. Головин – Новосибирск, 2000. – 31 с.

Источник

Статья

«Формирование интереса к занятию спортом у детей через систему разнообразия в спортивной деятельности».

Современное общество большое значение уделяет возрастающему значению спортивных занятий, как части программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создание в детстве надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Необходимо изучение новых форм двигательной активности, особенностей влияния новых видов спорта на подрастающее поколение, рассматривать  сочетания комбинаций различных сторон подготовки спортсменов. Развитие новых видов двигательной активности, необычных видов организации этой активности, поможет привлечь  большее число сторонников, активно занимающихся спортом, особенно это актуально в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда только формируется интерес к спортивной деятельности.

Однако методическая вооруженность специалистов физической культуры, основанная на традиционных подходах, не позволяет в должной мере внедрять новые виды или сочетания видов двигательной активности в детские учреждения, что часто ведет к потере интереса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к спортивной деятельности из-за однообразия  спортивной подготовки юных спортсменов.

Таким образом, преодоление стереотипов через интеграцию традиционных видов двигательной активности с инновационными видами будет способствовать на этапе начальной подготовки формированию интереса к выбранной деятельности¹.

Предполагается, что использование в спортивной подготовке детей младшего школьного возраста интегрированной, системно-сбалансированной методики сочетающей различные виды спорта, повысит вариативность  спортивной деятельности, что создаст  благоприятные  условия для формирования интереса у детей младшего школьного возраста к  занятиям спортом в большей степени, чем традиционные методики.

Сущность спортивной подготовки – в обеспечении единства обучения, воспитания и развития на основе целостности методики подготовки.

Управление качеством спортивной подготовки относиться к ценностно-эмоциональному компоненту образования, изменение в лучшую сторону отношения учеников к спорту, развитие их познавательных интересов, повышение качества спортивной подготовки  происходит как в рамках традиционно принятых, так и постоянно обновляемых содержание (инновационных) методиках педагогического процесса.

В спортивной подготовке существуют цели, которые имеют какой-то конкретный конечный результат – например, завоевание определенного места в определенном соревновании – и цели, которые не имеют конкретного результата  – например, улучшение техники прохождения спусков в лыжных гонках или увеличение силы ног.

Сосредоточение на целях с конечным исходом, по мнению Р. Слимейкера, Р. Браунинга ²   нецелесообразно, поскольку существует множество факторов, которые могут повлиять на место в итоговом протоколе.

Наибольшее внимание, следует уделять целям, которые не выражаются каким либо конкретным результатом.

Для решения задач исследования, проведен анализ литературы по выявлению противоречий, возникающих в современных условиях  в процессе спортивной подготовки детей младшего школьного возраста в условиях спортивных школ. Определены закономерности влияния спортивной подготовки на  формирование интереса у детей младшего школьного возраста к спортивным занятиям.

В результате анализа литературных источников, были выявлены противоречия в традиционном подходе к спортивной подготовке юных спортсменов.

Для получения необходимой информации исследования по сформированности интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям спортом, проводился Опрос.

Вформе беседы с детьми (25 человек), собеседования с родителями (20 человек), визуального наблюдения профессиональной деятельности 5 тренеров, изучения протоколов соревнований групп начальной подготовки СДЮШОР за 2007-2008 г., сравнительного анализа.

С целью определения отношения к спортивным занятиям, выявлению предпочитаемых форм физической активности, проводилась беседа с детей младшего школьного возраста разных тренерских групп СДЮШОР  по схеме (сколько времени занимаешься, что нравиться, что не нравиться, что получается, что не получается, что в занятиях предпочтительней, почему занимаешься спортом)

Беседа с родителями, дети которых посещают СДЮШОР, проводилась с целью определения видов и форм двигательной активности, которые родители предпочитают для своих детей, а также процесс организации этих видов и форм в образовательном учреждении.

Опрос тренеров-преподавателей (беседы, визуальные наблюдения занятий, изучения протоколов соревнований) выявил различия в подходе к организации спортивной подготовки детей  младшего школьного возраста. 

Собеседование с администрацией образовательного учреждения и учреждением дополнительного образования с целью определения отношения администрации к инновациям в тренировочном процессе.

На основании литературных данных, изучения документов и опыта работы Образовательных учреждений  и учреждений дополнительного образования в исследуемом вопросе была разработана инновационная модель спортивной подготовки детей младшего школьного возраста, обеспечивающая согласованность действий всех участников,  заинтересованных в повышении эффективности и качества в формировании интереса к спортивной деятельности.

Модель предусматривает объединение усилий в спортивной деятельности, вызывающие интерес участников педагогического процесса, разными видами спорта. Предоставление возможности детям младшего школьного возраста иметь возможность проявить себя в различных видах соревновательной деятельности.

Модель была определена нами как открытая,  динамически  развивающаяся социальная система.

Заключение.

Погружение детей младшего школьного возраста в слаженную систему состязательности и использование в подготовке номинального вида спорта (лыжные гонки) элементов различных видов спорта показало свою эффективность на примере отделения лыжных гонок на базе школы № 119 Калининского района. В отделении были созданы условия для создания положительного отношения к лыжным гонкам, через систему участия детей младшего школьного возраста в различных видах состязательности: весёлые старты, к стартам готов, пионербол, ручной мяч, лёгкая атлетика, лыжные гонки,  ачери-биатлон, стрельба из лука, ролики, велосипед. Возросла эффективность тренировки, увеличилась наполняемость групп. Предлагаемая модель позволяет улучшить качество подготовки сборных команд школы к различным соревнованиям. В дальнейшем, по мере взросления спортсменов, мы можем предположить, что Образовательное учреждение получит помощников учителям в проведении внутришкольной спартакиады.

Подводя итоги  вышесказанному необходимо, сделать следующие выводы, что:

– современная организация спортивной деятельности допускает применение разнообразия подготовки детей младшего школьного возраста, как средства формирования интереса к спортивной деятельности.

– разнообразие в спортивной деятельности на этапе начальной подготовки позволяет привлечь к занятиям спортом, большее количество учащихся, чем традиционный подход.

–  системная инновация в подготовке, благотворно влияет на методическую вооруженность тренеров-преподавателей.

Литература:

  1. Цукерман Г.А.  Психология саморазвития: задача подростков и их педагогов.  Москва-Рига 1997 г.
  2. Роб Слимейкер, Рей Браунинг. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость. /Изд-во ТУЛОМА 2007 г.

Источник