Развитие интеллектуальной сферы ребенка

Екатерина Соловьева
Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста

Современные требования к личности нового поколения могут быть успешно решены лишь при условии развития его интеллектуальной сферы, причем начиная этот процесс уже с первой ступени образовательной системы; – дошкольного воспитания и образования. Однако, недостаточное внимание многих исследователей к периоду дошкольного детства как первоначальной ступени интеллектуального развития личности, формирования общей интеллектуальной культуры, является неоправданным, ибо, как доказывают современные исследования, уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для развития интеллектуальной сферы детей, а возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к осмыслению причинно-следственных связей и к логическому мышлению.

Если в период дошкольного детства игнорируется интеллектуальная деятельность детей, не придается должного внимания механизму развития и формирования их интеллектуальных способностей и умений, то в школе, успевшая сформироваться у большей части детей интеллектуальная пассивность, чаще всего приводит к поиску ими обходных путей в обучении, будь то механическое заучивание вместо понимания сути проблемы, либо списывание готового решения задачи вместо умения обрабатывать информацию и выстраивать алгоритм решения задачи.

Осознавая это, современные Дошкольные образовательные учреждения должны возложить на себя ответственность за достижение будущими школьниками определенного уровня интеллектуального развития, возможного лишь на основе целенаправленного развития у них интеллектуальных способностей.

Именно этот факт и обусловливает выбор темы для более подробного изучения, в частности – стремление к совершенствованию процесса развития интеллектуальной сферы, повышению качества интеллектуального развития детей дошкольного возраста в массовых дошкольных образовательных учреждениях.

Возрастные особенности интеллектуальной сферы дошкольников

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6-7 лет. Он характеризуется тем, что ребёнок начинает активно влиять на взрослого. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия,возникающие в связи с возникновением у него новых потребностей: потребности в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребности во внешних впечатлениях, развивающей познавательные способности, а также потребности в движении, способствующие овладению системой разнообразных навыков и умений. Каждая ведущая социальная потребность приобретает самостоятельное значение.

Во время общения – разворачивается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка.

Интеллектуальная сфера детей дошкольного возраста – это перечень наличествующих индивидуально-психологических и когнитивных особенностей, проявляющихся в интеллектуальной деятельности и являющихся гарантом успешности ее выполнения, образующие в свою очередь, фундаментальные, базовые интеллектуальные свойства личности. Интеллектуальная сфера может и должны развиваться у всех детей старшего дошкольного возраста, что обеспечит безболезненность перехода к обучению в начальном звене образования.

Д. Б. Богоявлинская, в частности, считает, что возраст 5–10 лет – это возраст становления интеллектуальных операций. Не побуждая ребёнка к элементарной мыслительной деятельности в детском саду, (в данном случае ребёнка старшего дошкольного возраста) и не закладывая основы формирования общей интеллектуальной культуры и интеллектуального труда личности в этот, поистине, уникальный по своей сенситивности, возрастной период, учить этому ребёнка в школе будет не столь эффективно [1].

В дошкольном возрасте доминирующей в интеллектуальной сфере становится память.

Она проходит большой путь в процессе своего развития и, согласно исследованиям Л. С. Выготского, имеет несколько характерных особенностей, приведенных ниже.

1. У детей 3-4 лет доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, у одарённых ещё и слуховая.

2. Произвольное воспроизведение возникает раньше произвольного запоминания. Сначала ребёнок осознаёт цель припомнить, затем – цель запомнить. Он научается использовать специальные приёмы запоминания: в 5-6 лет – повторение, в 6-7 лет – группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого с визуальным образом и т. д.

3. В процессе игровой деятельности происходит переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

4. В младшем и среднем дошкольном детстве запоминание и воспроизведение осуществляется в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации, в старшем – с помощью усвоения мнемических операций, помогающих лучше запоминать, полнее и точнее воспроизводить удержанный в памяти материал [6].

К началу дошкольного возраста у ребёнка формируется долговременная память и её основные механизмы.

У дошкольников происходит совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения. Улучшается наглядно-образное мышление на основе произвольной и опосредованной памяти. Начинает активно формироваться словесно-логическое мышление путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности, в нём представлены все виды и уровни мышления.

Развитие логического мышления предполагает оперирование словами и понимание логики рассуждения. Однако у большинства дошкольников проявляется феномен Пиаже – непонимание законов сохранения количества и числа предметов при изменении их формы или расположения относительно друг друга. Детскому мышлению присущ эгоцентризм – центральная особенность мышления, означающая скрытую внутреннюю позицию. Характерные черты мышления дошкольника – интеллектуальный реализм и моральный реализм, выражающийся в том, что о поступке ребёнок судит не по намерениям, а по внешнему материальному результату.

Детские представления развиваются от реализма к объективизму,проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия, анимизма (всеобщего одушевления, артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека, на которых эгоцентрические отношения между Я и миром постепенно сглаживаются. Детские идеи трансформируются от абсолютности (“реализма”) к реципроктности (“взаимности”, то есть открытию и учёту мнения других людей, и релятивизму (переходу от абсолютности к относительности). Качественным своеобразием детской мысли являются синкретизм (тенденция связывать всё со всем, соположение (отсутствие связи между суждениями, нечувствительность к противоречию.

Мышление развивается в двух направлениях: развиваются формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и мыслительные операции (обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимосвязей). Старшие дошкольники способны решать несложные задачи по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану.

Причину интеллектуального развития ребенка и условия его перехода от одного типа мышления к другому, швейцарский психолог Жан Пиаже видел в духовном общении ребенка с другими людьми, в подчинении мышления общепринятым формам рассуждения, во взаимодействии мыслей ребенка и взрослого.

Отвергая мнение Ж. Пиаже относительно существования у ребенка особой, отличной от взрослого логики и указывая на зависимость его мышления от конкретной ситуации и от потребностей практического действия, Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект в большей мере, чем вербальный, зависит от психофизиологических особенностей работы головного мозга и в большей мере наследуется. В свою очередь, уровень вербального интеллекта, по его же, определяется индивидуальными знаниями человека, степенью его приобщенности к культуре. Вместе с тем, игнорировал своеобразие детской мысли, считая интеллектуальное развитие как процесс чисто количественных изменений.

Векслер опирался на идею своего учителя Ч.Спирмэна: интеллект является общей способностью («умственной энергией», влияющей на успешность выполнения любых задач на основе выявления отношений и связей между явлениями и предметами реальности. Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.

При таких качествах детского ума как: поверхностное понимание; ограниченная способность изыскания, глубокого и осознанного истолкования и обсуждения; а также крайняя внушаемость “ребенок в смысле интеллекта имеет большое сходство со слабоумным взрослым”, считал А. Бине. Однако далее он утверждал, что о полном сходстве интеллекта слабоумного взрослого и ребенка не может быть речи, ибо у первого развитие закончено, второй же только его начал, имея в арсенале такие важные свойства, как неуемная активность и память.

Центральным уровнем интеллектуального развития детей является уровень сформированности операций классификации и сериации. Следующую мысль относительно овладения детьми логическими операциями, имеющую существенную роль в становлении интеллекта ребенка, подтверждают свидетельства отечественных психологов (П. Я. Гальперин, Н. А. Подгорецкая и другие).

Н. А. Менчинская, связывает первые интеллектуальные решения у ребенка с применением ранее сформировавшихся навыков в новых обстоятельствах.

Л. С. Выготский подчеркивал, что в первых своих интеллектуальных решениях ребенок постоянно ориентируется на взрослого человека, обращается к нему с просьбой, требованиями, и добивается нужных результатов, чаще всего, непосредственно через другого человека.

Основным показателем интеллектуального развития может служить не развитие действий собственно наглядно-действенного мышления, поскольку это лишь ступень функционального развития мыслительных действий других типов, а степень сформированности действий образного и логического мышления, причем “первая из них может быть установлена по овладению детьми схематизированными представлениями, вторая – по овладению выделением и соотнесением существенных параметров объектов”.

Л. А. Венгером были выделены следующие показатели интеллектуального развития детей,включающих степень сформированности 5 типов познавательных действий: 3 типов перцептивных и 2 мыслительных действий.Это действия:

1) идентификации, т. е. поисковой деятельности, заключающейся в серии сопоставлений фиксированного в представлении ребенка при помощи ранее усвоенных эталонов свойства образца с соответствующим свойством

объектов, предъявленных для выбора;

2) отнесения к эталону;

3) перцептивного моделирования, т. е. создания целостной модели формы объекта из нескольких ее частных эталонных характеристик, таких, как пространственное расположение частей, форма их контура, пропорции и пр. ; создание такой эталонной модели формы, считают авторы статьи, предполагает участие в процессе обследования предмета сложного, системного ориентировочного действия, включающего не одну, а несколько согласованных сенсорных операций, осуществляющих, с одной стороны, расчленение этого сложного свойства на отдельные компоненты путем их сопоставления с соответствующими частными сенсорными эталонами, с другой стороны – синтез этих компонентов в сложную целостную систему;

4) действия наглядно-образного мышления, включающие построение схематизированных образов и их соотнесение с действительностью, т. е. применение для ориентировки в соответствующей реальной ситуации;

5) действия логического мышления, состоящие в выделении существенных параметров объектов и их соотнесение, может осуществляться при решении самых разнообразных мыслительных задач, таких как установление пространственных и временных связей, причинных зависимостей, количественных отношений, систематизация объектов по внешним свойствам.

Но нельзя рассматривать интеллектуальное развитие ребенка, ограничиваясь лишь анализом его высших форм, например анализом актов мышления, протекающих в дискурсивной форме. Ибо дошкольник, “решая какую-либо практическую задачу, не прибегает к развернутым умозаключениям, однако его деятельность носит интеллектуальный характер, поскольку он опосредованным путем устанавливает некоторые отношения между предметами, основываясь на обобщении своего прежнего опыта”.

Можно сделать вывод – что в период дошкольного детства,происходят существенные изменения в функционировании всех психических процессов человека: ощущении, восприятии, памяти, воображении. Все эти изменения отражаются и на развитии мышления. К показателям интеллектуального развития ребенка в дошкольный период принято относить такие операции как идентификация, отнесения к эталону, перцептивное моделирование, действия образного мышления, действия логического мышления, возрастает значимость общения со сверстниками. Все это сказывается не только на интеллектуальном, но и на социальном развитии ребенка.

Источник

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.

Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.

КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?

Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.

Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .

Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.

Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.

Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.

К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.

Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.

Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей. Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.

Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.

Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.

Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.

ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.

Система Марии Монтессори

Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.

Методика Никитиных

Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.

Методика Зайцева

Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.

Методика Сесиль Лупан

Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.

Ментальная арифметика

Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.

Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.

На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.

«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!

Источник